Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
"Ни в одежде, ни в делах не вижу царя…"

"Ни в одежде, ни в делах не вижу царя…"

22 января Русская Православная Церковь славит святого Филиппа, митрополита Московского
Александр Калинин
22.01.2009
"Ни в одежде, ни в делах не вижу царя…"

Порушенный храм - единственное, что осталось от некогда знаменитого Отроч-монастыря, стоявшего здесь, в Твери, на слиянии Тверцы с Волгой, пять столетий назад. В истории он известен, как монастырь-тюрьма, в подвалах которого томились православные святые Максим Грек и митрополит Филипп.

Если Грек жил в монастыре достаточно свободно - выходил не только на монастырский двор, но и в город, имел долгие беседы с настоятелем, то Филиппа велено было держать в строгости - ни бесед, ни прогулок. Пищу подавали ему в келью через небольшое оконце. И последний, кого довелось ему увидеть при земной жизни, был главный царский палач Малюта Скуратов.  

Христианский подвиг Филиппа, принесший ему святость, стоит особняком в череде подвигов других русских святых. До него да и после православных подвижников вдохновляла забота об укреплении государства Российского, ибо государство было оплотом православия, христианства, третьим Римом. В жертву ему приносились не только личные интересы, но и интересы целых городов, земель, княжеств.  

Сергий Радонежский пешком ходил в Рязань и Ростов, затворял своею властью церкви в Нижнем Новгороде ради единой цели - убедить князей не чинить раздора и признать над собой власть Москвы. Патриарх Гермоген в разгар смуты (когда князья и бояре уже готовы были признать над собой власть польского короля и отдать православные храмы под католические кресты Рима) один восстал против малодушия бояр и, умирая голодной смертью в застенках монастыря, сумел объединить в едином патриотическом порыве русский народ.  

Филипп получил митрополию из рук самого Ивана Грозного, вызвавшего его в Москву из Соловецкого монастыря. И до глубокой старости мог оставаться смиренным царским богомольцем, не вмешивайся в кровавые государевы забавы. Нашлись бы и оправдания. Мол, пусть за доносы, клевету, грабежи и убийства отвечают перед Богом сами клеветники, воры и убийцы, а мы будем усердно молиться за тех, кто пал жертвой кровавых утех.  

Но Филипп рассудил иначе... Он ходил в Александровскую слободу - центр опричнины - увещевать царя.  

- Не прекословь державе нашей, чтобы не постиг тебя гнев мой, - предупреждает Грозный. - Или оставь державу нашу.  

- Я не посылал ни просьб, ни ходатаев и не наполнял ничьих рук деньгами, чтобы получить сан, - отвечал Филипп. - Ты сам лишил меня пустыни моей. Твори, как знаешь.  

В крестопоклонное воскресенье, 2 марта 1568 года, царь пришел в храм с опричниками в черных одеждах и при оружии. Подошел к митрополичьему месту, ждал благословения. Филипп безмолвствовал.  

- Владыко, Государь перед тобой,- напомнили ему.  

Тогда Филипп, глянув на Государя, сказал:  

- Ни в одежде, ни в делах не вижу царя. У татар и язычников есть закон и правда, а на Руси нет правды. В целом свете уважают милосердие, а на Руси нет сострадания даже для невинных и правых, а все беззаконие вершится именем царя.  

Этим Филипп фактически подписывал себе приговор.  

Как всегда, нашлись лжесвидетели. С митрополита сорвали облачение, одели в рубище и, вытолкав из храма, на дровнях повезли в Богоявленский монастырь. Сюда, в келью, ему, скованному цепями и с тяжелой колодкой на шее, прислал царь голову любимого племянника. А потом Филиппа заточили в Тверской Отроч-монастырь.  

Всякому человеку присущ страх перед смертью. Русский человек всегда боялся еще и власти. Но есть законы, которые выше страха. Это законы нравственные. Не одно государство пало от растления нравов. К чему может привести отступление от этих законов, можно судить по недавнему нашему прошлому. Да и по нынешним дням.  

Филипп понял это и не убоялся. Потому он и в монастырских застенках был досаден царю. Когда Грозный отправился разорять Псков и Новгород, в келью к Филиппу явился Малюта Скуратов. Якобы получить благословение на поход.  

- Делай что хочешь,- сказал Филипп,- но дара Божия не получают обманом.  

Малюта задушил его подушкой. А настоятелю сказал, что бывший митрополит умер от угара.  

Подвиг Филиппа повторил в XX веке патриарх Тихон. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..