Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Валерий Саратов: «У Севастополя всегда была своя миссия»

Валерий Саратов: «У Севастополя всегда была своя миссия»

Беседа с председателем Севастопольского горсовета в дни празднования 225-летия города
18.06.2008
Валерий Саратов: «У Севастополя всегда была своя миссия»

Во время знакового юбилея – 225-летия со дня основания Севастополя – на вопросы корреспондентов отвечает председатель Севастопольского городского Совета Валерий Саратов.

– Уважаемый Валерий Владимирович, накануне праздника все-таки начнем наш разговор с «прагматики бытия». В последнее время неоднократно звучали утверждения о том, что Черноморский флот вносит весомый вклад в пополнение доходной части бюджета Севастополя, однако этот вклад год от года уменьшается. А через пять–десять лет «флотская» доля в местных бюджетах пунктов постоянной дислокации кораблей и частей ЧФ станет совсем незначительной. Именно так говорят сторонники вывода российского флота с территории Украины. Что вы думаете по этому поводу?  

– Действительно, если брать процент поступлений в городской бюджет от предприятий Черноморского флота, то он год от года постепенно сокращается. В 2000 году предприятия и организации российского Черноморского флота наполняли городской бюджет примерно на 25 процентов от его общего объема. Сегодня эта цифра – менее 15 процентов. На то есть объективные причины. Во-первых, это связано с процессом роста уровня зарплат в Украине, хотя этот уровень в России выше. Второе – возрастает доля поступлений в бюджет за счет земельного налога. Как известно, российские воинские части и организации земельный налог не платят. Соответственно, пропорционально уменьшается и доля флота в наполнении городского бюджета.  

Тем не менее, не следует забывать, что на предприятиях и в воинских частях Черноморского флота сегодня работают около 25 тысяч севастопольцев. Это, конечно, очень серьезно, потому что это примерно 15 процентов всех занятых в городе Севастополе. Так что нужно рассматривать поднятую вами тему и с учетом других аспектов. Я отношусь к данному процессу с пониманием складывающейся ситуации.  

– Как вы оцениваете стремление некоторых киевских политиков уже сейчас развернуть работу по подготовке вывода частей и кораблей Черноморского флота с территории Украины, хотя срок соответствующих межгосударственных договоренностей истекает только в 2017 году?  

– Вопросы о начале досрочной работы по выводу Черноморского флота, которые сегодня поднимаются руководством Украины, на мой взгляд, не способствуют стабильности. Я глубокий сторонник того, чтобы «вопрос 2017 года» сегодня вообще не обсуждался. В настоящее время мы находимся в такой стремительно меняющейся геополитической обстановке, что ближайшее будущее, даже на 5–7 лет, достаточно сложно прогнозировать. Сегодня мы столкнулись с тем, что некоторые мировые державы фактически отказались от принципов послевоенного устройства мира. Мировые проблемы усугубляются острым энергетическим кризисом, острым продовольственным кризисом. И наверняка то, что будет на карте мира через 5–7 лет, будет восприниматься уже несколько по-другому, нежели сегодня. Поэтому любые попытки поднимать «вопрос 2017» сегодня, во-первых, носят искусственный характер, а во-вторых, они явно преждевременны.  

– Не так давно прозвучали заявления о том, что Россия намеревается увеличить численность той части Черноморского флота, которая дислоцирована на территории Украины. Как вы к этому относитесь?  

– Я как председатель Севастопольского городского Совета лишен возможности комментировать межгосударственные соглашения по флоту. Но думаю, если в соглашениях заложена статья об увеличении численности Черноморского флота, значит, российская сторона имеет право на ее реализацию. У Севастополя всегда была своя миссия, и он по-прежнему видит ее в том, чтобы достойно обеспечивать дислокацию на своей территории военных флотов – Российского и украинского. Я не думаю, что в случае увеличения численности Российского флота в городе возникнут какие-либо проблемы, связанные с нехваткой места. Еще раз повторюсь: мы будем выполнять существующие межгосударственные соглашения, способствовать тому, чтобы моряки чувствовали себя комфортно. Должен заметить, что это не только мнение городского Совета – это мнение всех севастопольцев.  

– Каковы сегодня грани сотрудничества между Черноморским флотом и Севастополем?  

– Сегодня у нас хорошие взаимоотношения с российскими военными строителями, возводящими жилье для военнослужащих Черноморского флота – благодаря в первую очередь средствам, которые выделяются на эти цели правительством Москвы. Как вы знаете, сравнительно недавно был сдан в эксплуатацию «флотский» микрорайон в районе улицы Щитовой. Сейчас такой же микрорайон строится в районе бухты Казачьей. Городской Совет воспринимает всех людей, что проживают на территории Севастополя, в том числе, и черноморцев, как севастопольцев. И те средства, которые выделяются Россией на развитие инфраструктуры города, мы осваиваем по прямому предназначению. Скажем, недавно мы приняли решение о строительстве поликлиники «семейного» типа в той же бухте Казачьей, а не в каком-либо другом районе Севастополя. Просто мы считаем, что это будет честно и корректно – использовать выделяемые в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерацией средства так, чтобы их поступление чувствовали в первую очередь российские военнослужащие и их семьи.  

К примеру, не так давно с заместителем Главнокомандующего ВМФ РФ по воспитательной работе вице-адмиралом Федором Смуглиным мы обсудили вопрос участия черноморцев в поддержании в надлежащем состоянии исторических памятников, которых в Севастополе очень много. В целом же направлений сотрудничества города и флота множество – как в экономической, так и в гуманитарных сферах.  

– 12 июня министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил о том, что Россия готова принимать большее, нежели до настоящего времени, участие в реализации социально-экономических проектов в Севастополе. Насколько город заинтересован в таком сотрудничестве?  

– Конечно, мы крайне заинтересованы в привлечении инвестиций в Севастополь. За последние несколько лет Российской Федерацией на цели его социально-экономического развития выделено свыше 50 миллионов гривен. Это достаточно большие для города деньги. Причем, подчеркну, данные средства мы можем расходовать именно на развитие социально-экономической сферы города, а, скажем, не на дотации. Ведь Севастополь – это такой узел российско-украинских отношений, где вся их проблематика проявляется в наиболее острой, наиболее заметной форме. А потому мы будем делать все, чтобы отношения между Россией и Украиной были дружескими. Для нас это принципиальный вопрос.  

Думаю, что России очень сложно придется в ХХI веке, если у нее не будет таких исторических союзников, каким является Украина.  

Сегодня на развитие межгосударственных отношений России и Украины есть разные точки зрения, в том числе и радикальные. Но полагаю, что важнейший вопрос, который в первую очередь нужно решать России, – это всячески развивать экономическую интеграцию с Украиной, привлекая ее к реализации совместных проектов в самых различных сферах. Потому что сегодня ничто не связывает народы и государства так плотно, как экономика. Я уже не говорю о схожести наших языков, менталитетов, о наших общих корнях. Для развития плодотворного сотрудничества есть все предпосылки.  

– Не так давно вы заявили о том, что Севастопольский городской Совет в пределах своей компетенции сделает все возможное, чтобы сохранить внеблоковый статус Украины. Вы считаете, что у украинских органов местного самоуправления есть рычаги влияния на соответствующий процесс?  

– Таких рычагов у органов местного самоуправления сегодня нет, да и завтра их не будет. Проблема состоит в другом. Сегодня практически все политические силы на Украине подтверждают, что вопрос вступления Украины в НАТО не может решаться без проведения референдума. А при подготовке подобного мероприятия очень много значит согласованная позиция местных органов власти. Это в большой мере относится к их компетенции. Севастопольский горсовет по данному вопросу имеет практически единую позицию, - ее поддерживают все фракции, отражающие самые различные взгляды избирателей города Севастополя. В свою очередь, мы в первую очередь в информационном пространстве будем максимально доказывать, что внеблоковый статус Украины для нее и Севастополя значительно выгоднее, чем перспектива оказаться на границе военного блока – со всеми вытекающими из этого последствиями.  

– В связи с этим, кто ваши союзники среди других органов местного самоуправления Украины?  

– Можно сказать, что сегодня Крым, Луганск, Донецк, Харьков однозначно придерживаются жестко негативной позиции в отношении НАТО. Менее жесткой, но той же позиции придерживаются Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская области. («Территориями без НАТО» согласно решению местных властей в Украине уже являются Севастополь, Донецк, Феодосия. Накануне о том, что на регион впредь не распространяются нормативно-правовые акты, направленные на интеграцию Украины в НАТО, объявил Харьковский облсовет. Я думаю, что вопрос интеграции Украины в альянс в ближайшее время будет одним из основных в политической и общественной жизни страны. Вопрос отношения к блоку НАТО будет доминировать и в ходе ближайших президентских выборов. Не сомневаюсь, впереди - тяжелая борьба. Сторонники вступления в НАТО используют тезис о том, что членство в альянсе – это вступление в принципиально новые отношения с ЕС, ослабление визовых и торговых режимов, улучшение жизни населения и так далее. Что противопоставишь этой риторике? Думаю, Украине придется очень нелегко, ситуация в стране резко обострится.  

– А каков ваш прогноз на перспективы вступления Украины в НАТО?  

– Предполагаю, что референдум по вопросу о присоединении Украины к альянсу состоится уже в ближайшее время. Может быть, уже в следующем году. И, учитывая, как активно сегодня ведется соответствующая агитация, причем на государственном уровне, можно допустить, что за вступление Украины в НАТО проголосует немало жителей страны, которым, конечно, посулят все мыслимые и немыслимые блага. Само собой разумеется, что Севастополь, Крым, Донецк, Луганск и другие восточные области по данному вопросу давно определились. Многое будет зависеть от того, как проголосуют на референдуме центральные области Украины.  

– Помимо 225-летия Севастополя, нынешний год знаменателен и другими юбилеями. Скажем, 29 декабря исполняется 60 лет с момента выделения Севастополя в особую административно-территориальную единицу. Это, как считают многие, знаковое в судьбе города событие будет как-то отмечаться?  

– Особый статус у Севастополя был практически всегда. Это продиктовано, прежде всего, функционированием здесь военного флота. Большая концентрация военных на сравнительно небольшой территории требовала и особого к городу отношения. Свой особый статус Севастополь завоевал и в ходе двух героических оборон, став символом мужества и стойкости его защитников не только в нашей стране, но и во всем мире. Вопрос о юбилее, который вы упомянули, у нас пока не обсуждался. Но наряду с упомянутым вами событием в нынешнем году исполняется 60 лет со дня начала активного восстановления Севастополя после Великой Отечественной войны. Этот юбилей следует обязательно отметить, ведь Севастополь восстанавливал весь Советский Союз.  

– Каковы перспективы принятия закона о статусе Севастополя?  

– С горечью вынужден констатировать, что пока закон тонет в различных согласованиях. Севастополь продолжает оставаться единственным городом на Украине, где исполнительная власть не избирается, а назначается Киевом. Отсюда – и множество проблем, о которых все наслышаны. Думаю, что, учитывая неоднозначную политическую обстановку, которая складывается вокруг нашего города, во властных кабинетах просто опасаются волеизъявления севастопольцев, и, по-моему, – совершенно напрасно.  

– Как складываются культурные связи между Россией и Севастополем?  

–Резервов тут – множество. И в том, что касается поддержки русского языка, и по другим направлениям. Недавно мы постарались обновить фонды городских библиотек, пополнив их новыми русскими изданиями. Разве многие заинтересованные российские структуры не могли бы нам в этом помочь? Или что касается памятника Екатерине II, который, несмотря на оказываемое противодействие, мы в Севастополе все-таки планируем открыть. Немногие знают, что деньги на этот памятник, уже практически созданный, собрали неравнодушные севастопольские предприниматели. Направлений, по которым мы сегодня могли бы эффективно сотрудничать, но пока отстаем, повторюсь, множество. В общем, нам есть над чем работать. И работу продолжим.  

 

Беседу вели капитан 1 ранга Сергей Горбачев и капитан 2 ранга Сергей Должиков

 

По материалам газеты "Флаг Родины"


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.