Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2024
Саммит ШОС: информация к размышлению

Саммит ШОС: информация к размышлению

XXI век становится столетием стратегического взаимодействия России и Китая
Аждар Куртов
20.08.2007

Состоявшийся в столице Киргизии саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вызвал волну восторженных откликов в российских СМИ, авторы которых постоянно сравнивали ШОС с НАТО. В такой интерпретации получалось, что в мире сформировался новый военно-политический блок, способный бросить перчатку Соединенным Штатам. Интересно отметить, что схожие оценки, только тревожного окраса, одновременно наполнили западные СМИ.

Между тем, для подобных оценок нет достаточных оснований. Их авторы, сознательно или нет, выдают желаемое за действительное. Принципиально важным здесь является то, что ни в одном официальном документе ШОС нет юридических норм, которые содержали бы обязательства стран-участниц действовать так, как действуют государства в рамках военного союза. То есть в случае агрессии против одной из стран ШОС, другие участники данного объединения вовсе не обязаны "вырывать томагавк войны".

#comm#Проведенные же учения силовых структур в Челябинской области нельзя интерпретировать как свидетельство в пользу "наращивания мускулов" гипотетического военного блока. #/comm#

Это уже не первые учения подобного рода и они направлены на отработку взаимодействия по борьбе с террористической угрозой, а вовсе не репетиции отражения военного вторжения армий других стран.

Впрочем, можно рассуждать в том духе, что есть, якобы, некая тенденция, развитие которой может привести в будущем к формированию военного блока. Конечно, нет ничего невозможного, и теоретически такой вариант нельзя исключать. Однако пока он лежит в области фантастических предположений. И чтобы понять это, надо не возводить воздушные замки из собственных логических умозаключений и пристрастий, а оценивать реальные факты и реальные интересы всех задействованных в ШОС участников.

ШОС – это организация сотрудничества. Она вовсе не возникла, как почему-то считают сегодня многие, на почве антиамериканизма. Проблема, решение которой совместными усилиями, в конце концов, и породила ШОС, была совершенно иной. Эта проблема лежала в плоскости китайской внешней политики. Китай в прошлом никогда не признавал тех границ, которые были установлены Российской империей и Советским Союзом. Эта история решения пограничных проблем насчитывала несколько столетий. А такие застарелые проблемы, как известно, решаются обычно с большим трудом.

Для Российской империи проблема пограничного урегулирования с Китаем всегда осложнялась тем обстоятельством, что обширные регионы, примыкавшие к российско-китайской границе, представляли далекую периферию. Это были малонаселенные земли, весьма слабо связанные с центром слаборазветвленными и весьма протяженными коммуникациями. Главное же состояло в том, что основные события, определявшие внешнюю политику России на протяжении длительного исторического периода, происходили совершенно в других регионах – далеко от границ Китая, - в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Это породило ситуацию, когда границы России и Китая в известной степени были рыхлыми.

#comm#В своей политике освоения восточных рубежей державы российские государи прибегали к испытанному средству: возводились опорные укрепления, на новые территории переселялся особый сословный слой служилых людей – казаки, стремились также заручиться поддержкой туземного населения. #/comm#

Однако в случае российско-китайской границы все эти меры не могли дать полноценный эффект. Уж слишком протяженными были новые рубежи. К тому же за исключением реки Амур и гор Алтая на данной территории не было достаточного количества естественных преград для проникновения китайцев на территорию России. Казаков же для хозяйственного освоения этих краев также явно не хватало.

Это вынуждало российскую внешнюю политику быть весьма умеренной в отношении Китая. Вплоть до начала XX века российская дипломатия старалась поддерживать принцип равенства в отношениях с Китаем. В отличие от многих других западных держав Россия не применяла военную силу на китайской территории, а в ряде кризисных ситуаций даже фактически вставала на сторону китайского правительства. Так, например, произошло в середине XIX века, когда, после поражения в опиумных войнах Китаю были навязаны унизительные условия мира. Россия в тот период настаивала на отказе Японии от планов аннексии Ляодунского полуострова и предлагала существенно (на одну треть) сократить размеры контрибуции, наложенные на Китай.

#comm#Впервые вопрос о границах между Китаем и Россией встал после воцарения в Китае династии Маньчжуров, инициировавших ряд завоевательных походов на север, в результате которых границы Поднебесной империи вышли за пределы Великой китайской стены. #/comm#

В 1689 году Российская и Цинская империи заключили Нерчинский договор, содержащий как положения о границах территорий двух держав, так и о торговле между ними. Характерно, что при этом Россия в силу ряда причин пошла на уступки Китаю, согласившись уступить уже освоенные русскими земли на правобережье реки Аргунь и в бассейне верхнего и среднего течения реки Амур. Но при этом китайская сторона взяла на себя обязательство не заселять абазинские земли, создавая, таким образом, своеобразный буфер между двумя странами. Нерчинский договор также предусматривал, что стороны не будут проводить демаркацию территорий к югу от реки Уда. Тем самым даже Нижнее Приамурье составляло зону, принадлежность которой той или другой стороне не была четко зафиксирована. Таким образом, данный договор не был полноценным документом, регулирующим вопрос границы. Граница рассматривалась скорее как один из переменных факторов, который вкупе с другими был призван уравновесить взаимоотношения двух государств. Такой подход содержал в себе прямую возможность пересмотра границ в будущем.

По Нерчинскому договору граница проходила от истоков реки Аргунь до ее слияния с рекой Шилкой. Северный берег считался российским, а южный - китайским. Далее граница шла по реке Горбица до ее истоков. Географические термины, использовавшиеся сторонами в данном договоре, были достаточно расплывчатыми, что, в частности, отражало факт слабой изученности местности. Никаких карт к договору не прилагалось, тексты его на двух языках имели расхождения, причем ряд статей документа могли иметь разную интерпретацию.

В период правления российской императрицы Екатерины I в августе 1727 года стороны подписали Буринский договор. Согласно этому документу граница проходила от гор Абагайту (верховья реки Аргунь) до перевала Шабин-Дабага на Большом Саянском хребте. Буринский договор был полностью инкорпорирован в Кяхтинский договор 1727 года, который определял уже также и политические и военные отношения между двумя государствами. С этого времени вопросом демаркации занялись специальные двусторонние комиссии, которые подготовили соответствующие карты местности и описания к ним. Граница была обозначена на местности пограничными столбами. Тем не менее, положения Нерчинского договора о не подлежащих разграничению землях в новом документе были сохранены.

#comm#Однако слабость Китая была в некотором отношении невыгодна для России.#/comm#

Российское правительство опасалось, что регион станет новым оплотом военно-морской мощи Великобритании, активно интриговавшей против России в тот период в Европе. Поэтому российская дипломатия стала настаивать на заключении соглашения, которое, с одной стороны, не дало бы западным державам возможности обострить российско-китайские отношения, а с другой стороны, содержало бы запрет на появление судов этих держав на реке Амур. Поставленные задачи удалось воплотить в Айгуньском договоре 1858 года, который по-новому устанавливал принцип прохождения границ. Левый берег Амура от Аргуни до устья считался российским, а правый берег вниз по течению до реки Уссури - владением Китая. Другая его часть - от Уссури до моря - находилась в общем владении России и Китая. Навигация на реках Амур, Уссури, Сунгари разрешалась только судам двух стран. Таким образом, данный договор возвращал России левобережье Амура, которое было уступлено Китаю еще по Нерчинскому договору. Новый договор не содержал положений, ущемляющих суверенность Китая, столь характерных для других соглашений с иностранными государствами, подписанных Китаем в тот период.

Положения Айгуньского договора были подтверждены в Пекинском дополнительном договоре 1860 года. Уссурийский край стал частью территории России. Пекинский договор определил восточные и западные участки российско-китайской границы, обозначил контуры границ между двумя государствами в регионе Центральной Азии, учредил порядок разрешения пограничных инцидентов.

Последовавший за этим рост взаимной торговли обусловил необходимость заключения в 1861 года нового Кульджинского договора. К этому времени Китай был ослаблен системой неравноправных договоров, навязанных ему странами Запада. Напротив, Россия, встав на путь буржуазных реформ и реализации планов по присоединению Центральной Азии при императоре Александре II, находилась на экономическом подъеме. Царское правительство сумело воспользоваться этим обстоятельством, чтобы расширить свои торговые операции в регионе. На Россию был распространен режим "наибольшего благоприятствования". В то время это означало, что льготы, которые Китай предоставляет любой стране, автоматически распространяются на все иностранные государства.

12 февраля 1881 года Россия и Китай подписали Илийский (Санкт-Петербургский) договор, по которому Россия давала согласие на восстановление суверенитета Китая в Илийском крае, за исключением его западной части. За десять лет до этого с согласия китайского правительства Россия ввела свои войска в Илийский край в связи с восстанием местного населения Синьцзяня, свергнувшего власть цинского правительства. Попытка закрепить присутствие России в Илийском крае, предпринятая в Ливадийском договоре 1871 года, оказалась неудачной. Китай начал подготовку к войне, и в России поняли, что разумнее пойти на уступки. Илийский договор, таким образом, вернул отношениям сторон пошатнувшуюся было стабильность. Эту систему не смогло поколебать ни поражение России в русско-японской войне 1905 года, ни последующие революционные бури, пронесшиеся над Россией и Китаем. Лишь в 60-ые годы ХХ века при Мао Цзэдуне в Китае была осознана необходимость пересмотра прежних соглашений по границе. На момент начала переговорного процесса по пограничному урегулированию в 1964 году насчитывалось 25 участков границы, по которым представления сторон о линии границы не совпадали. Эти участки общей площадью более 34 тысяч квадратных километров, по мнению китайской стороны и являлись "спорными территориями". Юридическая развязка оставленных от прошлого проблем легла на плечи уже новой России и новых суверенных государств постсоветского пространства.

#comm#Россия и страны Центральной Азии в это время переживали трудности, связанные с переводом своей экономики на рыночные рельсы.#/comm#

В то же время Китай, наоборот, активно наращивал свой потенциал в разных областях и направлениях. Так, в 1997 году ХV съездом КПК были сформулированы перспективы развития Китая до 2010 года, при этом ставилась задача добиться увеличения ВВП страны в два раза, а к середине века, то есть к столетию КНР, было намечено завершить модернизацию, создать мощное "цивилизованное, демократическое, социалистическое государство".

Для реализации подобных грандиозных планов Китаю, как минимум, необходимо было уладить проблемы пограничного характера со своими соседями. В противном случае неизбежное обострение конкуренции на мировых рынках могло приобрести нежелательный для руководства КНР политический оттенок, чего в Пекине стараются избежать. Безусловно, Россия для Китая в этом отношении была объектом № 1. Во-первых, потому что российско-китайская граница имеет более чем 4-х тысячекилометровую протяженность, во-вторых, Россия, будучи соседней с Китаем страной, располагает всеми необходимыми ресурсами для решения поставленных задач модернизации экономики Китая. При этом речь идет не только о сырьевых ресурсах России, в том числе нефти и природном газе, но и об огромном российском рынке сбыта китайских товаров. Нельзя также сбрасывать со счетов планы Китая использовать Россию (равно как и ряд других держав) в качестве союзника своей позиции по проблеме "единого Китая".

Таким образом, с конца 80-х годов ХХ века мы стали свидетелями исторических перемен в отношениях двух крупнейших государств Евразии. Фобии, характерные для внешней политики Москвы и Пекина со времен культурной революции в Китае, ушли в прошлое. Постепенно политические элиты обоих государств стали выстраивать свои отношения на основе доверительного партнерства. Новый ХХI век, как было заявлено лидерами России и Китая, должен стать веком стратегического взаимодействия двух стран.

Подобная заявка более чем примечательна. По сути дела речь идет об одном из самых значительных событий, которые могут предопределить будущее развитие народов России и Китая. Партнерство на основе ценностей современной цивилизации, а не блоковый союз, направленный против кого бы то ни было - вот тот основной смысл, который заложен в формулу новых отношений Москвы и Пекина. Определена цель, и идет строительство. Новые механизмы взаимодействия еще предстоит наладить, одних только подписей глав государств под текстами межгосударственных соглашений недостаточно. Для реального воплощения требуется время, и порой время немалое.

Но начало такому процессу положено. Естественно, что одним из непременных слагаемых процесса взаимодействия двух государств стало решение пограничных проблем.

Для ведения переговоров по этому вопросу в сентябре 1992 году в Минске была создана рабочая группа из делегации Китая и объединенной делегации России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В апреле следующего года прошло первое заседание этой группы, причем было решено соблюдать договоренности и принципы ведения переговоров бывшей правительственной делегации СССР и правительственной делегации КНР. Стороны приступили к обсуждению прохождения линии границы на тех участках, на которых она до тех пор так и не была согласована.

Прагматическая позиция новых лидеров Китая сыграла свою роль в том, что процесс урегулирования пограничных проблем стал набирать необходимые обороты. Российско-китайская граница имеет, как известно, две крупные части: восточную и западную, разделенные между собой Монголией. Сначала эксперты взялись за наиболее сложную и протяженную часть - восточную. Его длина составляет свыше 4200 км. Демаркация границы этой части длилась несколько лет. Затем наступила очередь западной части, протяженностью 55 км. Соглашение о границе России с Китаем на ее восточной части было заключено 16 мая 1991 года и вступило в силу после его ратификации 16 мая 1992 года. Соглашение о границе с Китаем на ее западной части от 3 сентября 1994 года позволило снять многие спорные вопросы, длительное время служившие острейшим раздражителем в отношениях между соседними странами.

Несмотря на то, что работа по демаркации границы была достаточно сложной, однако она была успешно завершена. Этот факт выходит за рамки рядового события.

#comm#Фактически два соседних государства впервые за более чем трехвековую историю обрели границу в ее цивилизованном виде, то есть четко обозначенную на местности и, самое главное, признанную обоими государствами. #/comm#

16 июля 2001 года в Москве во время визита Председателя КНР Цзян Цзэмина в Россию был подписан Договор между Россией и Китаем о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором стороны зафиксировали отсутствие территориальных претензий друг к другу. Заключение этого соглашения обозначало качественно новый уровень сотрудничества двух государств. Характерно, что Договор лишен идеологической подоплеки, характерной для аналогичного рода документов советского периода.

Тем не менее, и с окончанием демаркации российско-китайской границы полностью и окончательно все пограничные проблемы не удалось разрешить. Статья 6 заключенного Договора гласила: "Договаривающиеся стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия". Остались два спорных участка границы, по которым сторонам так и не удалось достичь взаимоприемлемого решения. Поэтому эти участки были выведены за рамки соглашения и по ним было принято решение продолжить переговоры, а до них соблюдать статус-кво, предусматривающий отказ от нарушения демаркационной линии на спорных участках.

Данные участки относились к восточной части российско-китайской границы. Один из них представляет собой так называемый "Фуюаньский треугольник". Российские СМИ для его обозначения используют термин "Хабаровский узел". Реально это два острова - Тарабаров и Большой Уссурийский на реке Амур в непосредственной близости от крупного промышленного центра региона - города Хабаровска. Другой несогласованный участок представлен островом Большой на реке Аргунь. По этим участкам сторонам в конце концов удалось достичь соглашение. Китай при этом получил часть территорий, которых он признавал "спорными".

В целом же следует констатировать, что закончен процесс формирования российско-китайской границы, политической особенностью которого стало то, что она устанавливалась не в результате широкомасштабных войн, а в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои победы и поражения. Компромиссы, на которые пошла Россия в 1991-1999 года, в этом отношении были оправданны, поскольку они позволили перевести российско-китайское сотрудничество в новое качество - стратегическое партнерство, сделав его реальным и весомым.

Примерно схожим образом была решена пограничная проблема между Китаем и Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Во всех случаях Китай добился того, что ему отошла часть "спорных участков".

Именно этот успех подвиг Китай на дальнейшие шаги по укреплению сотрудничества со своими западными соседями. С 1996 года переговорный процесс по границам стал трансформироваться в переговоры о мерах доверия и сокращении вооруженных сил между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном - с одной стороны, и Китаем - с другой. Отправной точкой функционирования ШОС следует считать не дату рождения организации с этим названием (2001 год), а встречу глав пяти государств в апреле 1996 года в Шанхае, завершившуюся подписанием "Соглашения между Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской республикой и Республикой Таджикистан относительно укрепления доверия в военной сфере в пограничных районах". Это позволило пяти странам постепенно формировать климат доверия и безопасности на всей протяженности бывшей советско-китайской границы и тем самым создать предпосылки для дальнейшего сотрудничества, но уже в рамках "пятерки".

Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциал центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии. Одновременно Китай заявлял о себе как держава, претендующая на новую роль в мировой политике. Ведь новая международная организация была первой подобной структурой, созданной по его инициативе.

14 июня 2001 года на встрече глав государств в Шанхае была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Тогда же к этой структуре присоединился и Узбекистан. Позднее в качестве наблюдателей в ШОС вошли Монголия, Иран, Индия и Пакистан.

Дальнейшее развитие ШОС показало, что именно Китай продолжает эффективно извлекать выгоду из развития своего сотрудничества в рамках ШОС.

#comm#Точнее, ШОС стала удобной площадкой для реализации китайской внешней политики. #/comm#

Упрекать в этом Пекин нет надобности. Каждая страна старается использовать свои преимущества. У Китая они лежат в экономической сфере. Себестоимость китайских товаров сравнительно низкая в силу ряда факторов. Среди них мощная государственная поддержка экспорта, на которую, как полагают эксперты, расходуется до 7% ВВП КНР. Сюда же следует отнести низкие издержки производства в силу дешевизны рабочей силы, низкие социальных расходы государства (напомню, что в Китае нет всеобщего пенсионного обеспечения), вольное обращение китайских предпринимателей с экологическими нормами и другие обстоятельства.

Естественно, что Китай стал упорно продвигать идею создания в ШОС зоны свободной торговли. Именно в этом, а вовсе не создании гипотетического военного блока, следует видеть основную проблему, связанную с ШОС. Китай способен представлять дешевые кредиты (под 2% годовых) в сотни и сотни миллионов долларов на десятилетия странам Центральной Азии. Он уже стал в этом регионе привлекательным партнером. Россия же в этом отношении пока отстает.

Да и в российско-китайском сотрудничестве также надо видеть помимо достижений и другие аспекты. Действительно, наш товарооборот с Китаем, по всей видимости, в этом году достигнет 40 миллиардов долларов. Но вот что беспокоит: стремительно меняется его структура. Причем меняется не в пользу долгосрочных интересов России. Российский экспорт в Китай на 54% представлен энергоносителями и минеральным сырьем, еще 12% дает древесина, черные и цветные металлы – 6%. А вот машин и оборудования мы в Китай экспортируем сегодня всего-то 1,2% от всего объема экспорта. Шесть лет назад последний показатель был в двадцать раз весомее.

Китай же в Россию, вопреки распространенному мнению, экспортирует отнюдь не только одни игрушки и "шмотки". 29% его экспорта в Россию составляют машины и оборудование. За четыре последних года только экспорт китайских труб в Россию вырос в 89 раз. В разделении труда мы стремительно меняемся местами. И это должно заботить российских государственных мужей.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.