Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
С хорошим мотором и забор полетит

С хорошим мотором и забор полетит

В Москве проходит 11-й Международный салон «Двигатели-2010»
Сергей Птичкин
16.04.2010
С хорошим мотором и забор полетит

На площадке ВВЦ выставлено то, без чего в воздух не поднимется ни один летательный аппарат. Нам есть, что показать, есть, чем гордиться. Но и проблем хватает.

Авиаконструкторы сами говорят, что с хорошим двигателем даже забор полетит. Моторы были и остались не только главной, но и самой дорогой частью любого самолета и вертолета. Можно сказать: кто владеет секретом современного авиационного двигателестроения, владеет и авиастроением в целом. Если учесть, что во всем мире лишь пять стран, включая Россию, в состоянии разрабатывать и производить мощные газотурбинные двигатели, то мы однозначно остаемся полноценной авиастроительной державой.

Открывшемуся в Москве салону, кстати, единственному в мире специализированному форуму двигателестроителей, внимание уделяется очень большое. На ВВЦ собрался цвет отечественного двигателестроения, салон посетили представители органов власти и бизнес-сообщества. Всего представлено более 120 экспозиций, в том числе из США. Президент ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко привел ряд показательных цифр, характеризующих ситуацию в отечественном двигателестроении. Объем продаж изделий Объединенной двигателестроительной корпорации вырос на семнадцать процентов и достиг в прошлом году 153 миллиардов рублей. К заметным событиям прошлого года В. Чуйко отнес начало пассажирских перевозок в России и Украине на самолетах Ан-148. Сам самолет и его двигатели - продукт успешной кооперации двух стран. Помимо пассажирского самолета, украинский «Мотор Сич» выпускает прекрасные двигатели для учебно-боевого Як-130 и для всех боевых вертолетов, сделанных в России. Президент Объединенной авиастроительной корпорации – ОАК - Алексей Федоров отметил, что будущее за крупными интегрированными структурами. И в этой связи подчеркнул важность усиления кооперационных связей между российскими и украинскими двигателестроителями, что, по его словам, обеспечит повышение конкурентоспособности наших изделий на мировом рынке.

На салоне представлена американская корпорация «Пратт-Уитни». Эта фирма выиграла международный конкурс на мотор для перспективного российского пассажирского лайнера МС-21.

Контракт на разработку двигателя будущего был подписан между «Пратт-Уитни» и головным разработчиком МС-21, корпорацией «Иркут», в начале апреля. Предполагается, что в рамках этого проекта будут созданы совместные производства, и российские предприятия активно включатся в его реализацию.

Впрочем, международная кооперация не всегда гарантирует успех в получении конечного продукта. Например, не все гладко с запуском в серию совместного российско-французского двигателя SaM-146 для регионального самолета «СухойСуперДжет-100». Если французы свою часть работ выполнили в оговоренные сроки и качественно, то российская сторона забуксовала. Сейчас официально заявляется, что работы по окончательной доводке SaM-146 вышли, наконец-то, на финишную прямую. Правда, какой длины эта прямая, уверенно сказать никто не может.

Директор Всероссийского института авиационных материалов Евгений Каблов на церемонии открытия салона сказал, что востребованность разработок в области двигателестроения и вообще новейших авиационных технологий оставляет желать лучшего. Это действительно так, и во многом объясняет наличие определенных проблем - как в общем авиастроении, так и в двигателестроении.

Какие бы прорывные идеи нам ни удалось реализовать в металле, они останутся всего лишь материализованными фантазиями, если на них не будет спроса. А спрос этот зачастую надо организовать, так как сам по себе в условиях рынка он возникает только в умозрениях неких экономистов, имеющих представление о мировой торговле на основе лабораторных исследований.

Сохранить позиции в высокотехнологичных отраслях возможно лишь в том случае, если они развиваются динамично, постоянно при этом обновляясь.

Необходима не только финансовая поддержка, но и четко обозначенная перспектива, подкрепленная долгосрочным государственным заказом. В противном случае даже самые прорывные разработки будут бесполезны.

А таких разработок у нас хватало и хватает.

motor2.jpgВ свое время к отечественному авиационному двигателестроению в обществе сложилось скептическое отношение. Наши моторы, по сравнению с иноземными, мол, и не такие мощные, и слишком шумные, и очень прожорливые, и недостаточно надежные. Но ведь двадцать лет назад мы имели практически полный паритет с Западом в разработке самых современных двигателей, а по ряду направлений намного опережали мировой технологический уровень. К примеру, почти все двигатели серии НК как были, так и остались лучшими. Неслучайно Соединенные Штаты выбрали НК-33 (на фото) как базу при проектировании двигателя для своих перспективных ракет-носителей. Этот двигатель - едва ли не центр экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации, он был сделан для реализации советской «лунной программы» в 1970-х годах.

В 1990-е годы фирма «Боинг» потратила несколько миллионов долларов для тщательного исследования двигателей НК-144, стоявших на пассажирском сверхзвуковом Ту-144. Исследования велись в Жуковском при активном содействии специалистов фирмы «Туполев».

Американцы изучили двигатель до последнего винтика, но так и не поняли, как же русским удалось сделать авиационный мотор, который оказался лучше тех, что стояли на штатовских сверхзвуковых бомбардировщиках.

К сожалению, технология производства НК-144 давно утрачена. Во многом мы потеряли и секреты выпуска двигателей НК-32 для стратегических ракетоносцев Ту-160. Благо, в свое время их было выпущено с запасом. Однако и большой запас не вечен.

На салоне «Двигатели-2010» заявлено, что в 2014-м возобновится производство этих моторов в новой модификации НК-321. Для этих целей потребуется около четырех миллиардов рублей. Главная задача - найти эти немалые деньги.

На стенде московского авиастроительного предприятия «Салют» выставлены реактивные газотурбинные двигатели с изменяемым вектором тяги, аналогов которых не могут делать ни в США, ни в Великобритании, ни во Франции. А мы без проблем выпускаем такие моторы серийно, в том числе - на экспорт. На этом же предприятии созданы практически все элементы двигателя пятого поколения для ПАК ФА - истребителя пятого поколения. Но ВВС по сей день не объявило официального конкурса на новый двигатель для нового самолета. Странная ситуация. Истребитель будущего уже вовсю проходит летные испытания, а двигатель для него еще не начинали – официально - даже проектировать, так как конкурс по выбору лучшего проекта не проводился. А по закону, без обязательного тендера выбирать новый мотор ВВС права не имеет. Хотя, конечно же, два крупнейших моторостроительных предприятия - «Салют» и «Сатурн» - в этом направлении работают очень активно.

«Двигатели-2010» - это не только показ наших достижений, которых действительно немало. Но и серьезный разбор множества наболевших проблем, чему посвящены конференции и круглые столы в рамках салона.

Если удастся разрешить хотя бы самые основные вопросы, то небо России и в ХХI веке останется нашим.

Пока же российский рынок авиационных моторов медленно, но упорно завоевывают западный корпорации. Наши предприятия, даже самые передовые, выживают в основном за счет экспортных поставок. Перспективные отечественные продукты для гражданских и военных самолетов в России, увы, не востребованы. К забору приделывать будем?

Фото автора.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

alex
20.04.2010 13:33
"Моторы были и остались не только главной, но и самой дорогой частью любого самолета и вертолета."
Не соотв. действит. уже много лет как.
Самое дорогое - мат. обеспечение. Для военой авиации.
Alex
19.04.2010 13:43
В общем, как всегда: "Самые тучные слоны водятся в России".
Мечтатель
18.04.2010 23:15
"Перспективные отечественные продукты для гражданских и военных самолетов в России, увы, не востребованы." Сколько перспективных отечественых разработок удавила прожорливость наших дорогих чиновников, аж плакать хочется. Надо чтоб информация о счетах и недвижимости наших дорогих чиновников была открытой, прежде всего "материальное поощрение всяких забугорных лоббистов типа боинга". Если не поможет, можно использовать опыт китайских товарищей в сфере борьбы с корупцией:)))
Рустам
18.04.2010 17:51
Как может быть технология утрачена? :)))
В. Вылев
17.04.2010 22:32
     Только после уничтожения олигархизма Россия начнет возрождать-
ся. Просмотрите сайт www.rr2012.com на
эту тему.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».