Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Русский «Аллигатор» в Ле Бурже

Русский «Аллигатор» в Ле Бурже

Завершил работу пятидесятый аэрокосмический салон «Париж аэрошоу–2013»
Сергей Птичкин
24.06.2013
Русский «Аллигатор» в Ле Бурже

Для России это был самый крупный зарубежный показ достижений авиакосмической отрасли за минувшие пятнадцать лет. В салоне участвовало более двух тысяч компаний из 44 стран мира. Наиболее масштабные экспозиции представила, разумеется, Франция, затем следуют США, Италия, Германия и Великобритания.

Впрочем, от Соединенных Штатов хоть и приехали на салон представители трех с половиной сотен компаний, в основном это были мелкие субподрядчики крупных корпораций. Никаких революционных новинок они не показали. США не привезли в Ле Бурже ни одного боевого самолета, даже в виде макета. И небе летали только европейские истребители и боевые вертолеты, в том числе – российские.

Россия показывала свою продукцию на экспозиционной площади 1700 квадратных метров. В работе салона участвовало более пятидесяти предприятий, впервые были представлены летные образцы двух самолетов – Су-35С и Як-130, а также вертолета Ка-52 «Аллигатор». Летал и российско-украинский Ан-70, и причем - летал очень здорово.

Несмотря на то, что аэрошоу стало юбилейным, никакого ажиотажа вокруг этого события не было. Даже французская пресса, не говоря уж о другой европейской, и, тем более, американской, уделяла внимание аэрокосмическому салону очень скромное. Да и прорывных, по-настоящему революционных премьер в Ле Бурже тоже замечено не было. И по заключенным контрактам он не стал рекордным, хотя «Боинг» и «Эрбас» старались протрубить об огромных сделках, что их общая сумма как бы превысила сто миллиардов долларов. Но это именно «как бы»: в рамках салона зачастую просто объявлялись под каким-то новым соусом сделки, заключенные ранее. Хотя, конечно же, и американцы, и европейцы, а теперь уже и китайцы продают свои гражданские самолеты очень активно. Хотя впереди, похоже, все-таки Европа. Большим спросом на рынке пользуются А-320 и А-330 в различных версиях, а также новейший А-350, который стал чуть ли не главной интригой салона.

Этот самолет – аналог американского «Боинга-787», именуемого «Лайнером мечты», но он более консервативен. В частности, у него в конструкции не так много композиционных материалов. Зато по основным техническим характеристикам и предлагаемому для пассажиров комфорту ничуть не уступает американскому собрату. Еще на стадии проектирования на А-350 поступили десятки заказов.

Впервые он поднялся в воздух накануне салона, и его создатели просто не успели оформить все разрешительные документы на пролет А-350 над населенными пунктами. Поэтому европейская «мечта»» не смогла открыть воздушный праздник в первый день работы аэрошоу, а потом окончательно испортилась погода. Тем не менее, полет состоялся, прошел он 21 июня, как раз во время посещения салона президентом Франции Франсуа Олландом.

Коммерческие успехи отечественного авиапрома на этом фоне выглядели достаточно скромно.

В ходе работы салона было достигнуто соглашение между «Гражданскими самолетами Сухого» и компанией «Ильюшин финанс» о приобретении двадцати «Сухих Суперджетов–100», которые предполагается передать в лизинг авиакомпаниям Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Подписано также соглашение о передаче первого «Суперджета» мексиканской авиакомпании «Интерджет», с которой ранее был заключен контракт на поставку двадцати таких машин. А компания «ВЭБ-лизинг» планирует разместить заказ на 30 самолетов семейства МС-21 – соглашение об этом тоже подписано в Ле Бурже. МС-21, работы над которым идут очень интенсивно, обещает открыть новую страницу в отечественном авиастроении. Эти машины предполагается сдавать в лизинг как отечественным, так и зарубежным авиаперевозчикам. Общая сумма наших контрактов – несколько миллиардов долларов. Европейцы и американцы оперируют суммами в десятки миллиардов…

Лизинговые соглашения стали обычным делом совсем недавно, что сразу положительно сказалось на работе всей Объединенной авиастроительной корпорации – важнейшего сегмента отечественной индустрии. Связано это с тем, что у многих авиакомпаний просто нет денег на покупку новых самолетов, а лизинговая схема финансирования позволяет брать новейшие самолеты и сразу вводить их в эксплуатацию. Так, кстати, работает весь мировой авиапром, а вот у нас подобные схемы становятся привычными лишь сейчас.

А еще Россия намерена вводить в эксплуатацию на своей территории легкие самолеты типа «Диамонд», корпус и крылья которых сделаны из пластика. Соглашение об этом тоже подписано на аэрошоу. И об этом стоит сказать подробнее.

Госкорпорация Ростех, организатор нашей экспозиции, в первый же день работы экспозиции подписала соглашение, которое в будущем, возможно, существенно изменит лицо отечественной легкой авиации. С австрийской компанией «Диамонд эйкрафт индастри» достигнута договоренность о производстве и совместной разработке для России семейства легких многоцелевых самолетов.

Не секрет, что на сегодняшний день сегмент малой авиации в нашей стране оказался в глубоком кризисе. Самолеты Ан-2 и Л-410 морально и физически устарели, а заменить их фактически нечем.

Австрийская же фирма давно и успешно разрабатывает легкие самолеты вместимостью от одного до девятнадцати человек, они пользуются большой популярностью во всем мире. Отличительная черта самолетов «Диамонд» – простота в изготовлении, неприхотливость и дешевизна в эксплуатации. Это единственные в мире крылатые пассажирские машины, сделанные почти целиком из композиционных материалов. Фактически они пластмассовые. Другая привлекательная особенность – компактные и мощные дизельные двигатели, работающие на авиационном керосине. Их эффективность в два с половиной раза выше, чем у турбовинтовых моторов.

По мнению экспертов, потребность отечественного рынка в самолетах данного типа составляет не менее двухсот машин. На первом этапе сборка самолетов и авиадвигателей для них будет идти на территории Австрии. Затем предусмотрена частичная локализация производства в России. На завершающем этапе все компоненты легких самолетов и дизельных двигателей будут полностью выпускаться в нашей стране на мощностях Уральского завода гражданской авиации.

Первый российский легкий самолет может быть введен в эксплуатацию уже в 2016 году. Эффективные и недорогие машины могут сделать региональные авиаперевозки рентабельными, и сельские аэродромы вновь станут у нас делом привычным.

Конечно, пластиковые «Диамонды» не заменят железный Ан-2. Этот «кукурузник» оказался настолько удачным, что, наверное, мог бы летать еще десятки лет. Проблема в двигателе: бензиновый мотор уже не удовлетворяет строгим современным требованиям, а заменить его никак не получается. Даже турбовинтовой двигатель не вписался в саму концепцию Ан-2 – самолета простого, дешевого, экономичного, неприхотливого и в высшей степени надежного. Очень жаль.

«Диамонды» внимательно осмотрел министр обороны Сергей Шойгу. Они ему понравились, главным образом, тем, что идеально приспособлены для ведения воздушного мониторинга. Сказалось то, что он основал и долгое время возглавлял МЧС. Министр обороны даже заявил, что военное ведомство рассмотрит возможность использования таких самолетов в качестве разведчиков и в других вариантах. Сергей Шойгу совершил молниеносный, в силу занятости, визит на салон. На большой экспозиционной площадке министерства обороны Франции его приветствовал командир эскадрильи «Нормандия-Неман» подполковник ВВС Франции Франсуа Трико. Разговор между летчиком и министром был коротким, но очень теплым. В прошлом году отмечались два юбилея, связанных со Второй мировой войной: 70 лет Сталинградской битвы и 70 лет создания в СССР эскадрильи «Нормандия», ставшей позже полком «Нормандия-Неман». Французы об этом помнят. В честь юбилея самолеты эскадрильи, а это современные «Рафали», были украшены красными звездами, на крыльях появились цифры: «1942–2012».

Как известно, после Победы полк «Нормандия-Неман» в полном составе вошел в состав ВВС свободной Франции, но в процессе последующих реформаций сократился до эскадрильи. Но само имя военные летчики страны чтут, и даже разработали очень красивую юбилейную нашивку «Нормандия-Неман» красного цвета, которая сейчас официально украшает комбинезоны пилотов эскадрильи.

Кстати, о круглых датах. Нынешний салон – пятидесятый по счету, но и для России он тоже юбилейный. Ровно двадцать лет назад, в 1993 году, здесь состоялась воздушная премьера «Черной акулы».

Тогда в Ле Бурже привезли два Ка-50. Один находился на статической стоянке, другой летал каждый день, потрясая всех своей высочайшей маневренностью. Вообще, впервые Ка-50 вывезли за рубеж в 1992 году на салон в Фарнборо. Однако англичане категорически запретили поднимать вертолет в воздух. Говорили, что они просто испугались того, что Ка-50 заберет на себя все внимание участников и посетителей. Правильно боялись.

С французами договоренности достичь удалось, и Ка-50 включили в летную программу. Что творил в воздухе тяжелый бронированный вертолет – словами не передать. К тому же это была первая в мире боевая винтокрылая машина, которой управлял один летчик. Огневые возможности Ка-50 оказались намного сильнее, чем у американского «Апача» и европейского «Тигра», который тогда существовал в достаточно сыром виде. В итоге, как говорили двадцать лет назад, «Черная акула» украла салон в Ле Бурже – все другие экспонаты оказались в ее тени.

Именно тогда всем стало ясно: в России создана лучшая боевая винтокрылая машина в мире. Возможно, после того показа наши конкуренты приложили все свои интриганские усилия, чтобы проект Ка-50 был в итоге закрыт. Увы, даже то, что «Черная акула» решением Бориса Ельцина была поставлена на вооружение Российской армии, не спасло уникальную машину. Тогдашнее командование ВВС сделало все, чтобы Ка-50 в войска так и не поступил, хотя во время войны на Северном Кавказе этот вертолет сыграл бы заметную роль. «Черная акула» легла на дно, зато в небо взмыл «Аллигатор» – Ка-52. Мировая премьера этой машины состоялась на авиашоу нынешнего года. Вновь камовская машина оказалась в центре внимания. Интересно, что в 1993 году в Ле Бурже Ка-50 поочередно пилотировали летчики-испытатели Дмитрий Автухов и Михаил Павленко. А в 2013 году пилотировал Ка-52 заслуженный летчик-испытатель фирмы «Камов» Михаил Павленко, которому помогал летчик-испытатель первого класса Александр Чередниченко. машину увезли на эвакуаторе в Москве

Все специалисты отметили, что «Аллигатор» по сравнению с «Черной акулой» это огромный шаг вперед: и в авионике, и в вооружении, и в управлении огнем, и в защите. Это единственный в мире вертолет, имеющий активную систему защиты от ракет типа «Стингер».

Вертолетчики стран НАТО не отходили от Ка-52, своего восхищения они особо не скрывали. Впечатляло и то, что рядом с «Аллигатором», на его статической стоянке, находилось ракетное вооружение вертолетов НАТО, которое, по словам генконструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева, после соответствующей адаптации может быть спокойно установлено на российскую машину.

Оружие, о котором идет речь, это новейшая самонаводящаяся ракета «ПАРС» класса воздух-поверхность, управляемая ракета «Мистраль атам» и вертолетная противокорабельная ракета «Марте Мк». Сейчас завершается создание Ка-52 корабельного базирования, и ракеты вертолет-корабль для него весьма актуальны.

Радует то, что «Аллигаторы», наконец-то, поступают на вооружение Российской армии и вокруг них в мире складывается весьма положительная атмосфера. Хотя, конечно, американцы делают все, чтобы заблокировать любые экспортные контракты по этой машине. На салоне прошел слух, что скоро «Аллигаторы» начнут поставлять в Ирак. Но это не более чем слух. Хотя можно предположить, что американцы, доминирующие в этой стране, допустят такую сделку, но исключительно в каких-то своих корыстных целях.

Как было сказано, на Ка-52 установлена активная система противоракетной защиты. Это наше ноу-хау. В Ле Бурже впервые показали лазерную систему защиты «Президент-С» в новом исполнении. Мощный, и в то же время компактный комплекс надежно оградит не только небольшой вертолет, но даже тяжелый многодвигательный самолет от поражения ракетами с инфракрасной головкой самонаведения. Аналогичных комплексов в ВВС США нет, так что где-то мы в высоких технологиях ничуть от заокеанских конкурентов не отстаем.

Оказалось - и это удивительно - нет у американцев и тренажеров, полностью имитирующих посадку истребителя на палубу авианосца. Конечно, в стране, где авианосцы – это все, тренажеры, помогающие летчикам освоить посадку на палубу, существуют. Но они значительно примитивнее российских.

Тренажер, разработанный специалистами фирмы «МиГ» совместно с научным коллективом МАИ, полностью имитирует работу комплекса самолет-корабль. При этом создается объемно-виртуальная картинка, которая дает полное ощущение реальности взлета, полета и посадки. По словам создателей тренажера, демонстрировавших его в Ле Бурже, на их глазах ветеран палубной авиации ВВС США, прибывший на салон в качестве туриста, после «посадки» вышел из кабины тренажера весь мокрый от пота. И с восторгом заявил: ощущения такие же, какие он испытывал, садясь когда-то на авианосец, передать их словами невозможно. Американец вскоре привел всех своих друзей, в том числе действующих пилотов, они опробовали тренажер и тоже испытали восторг. Как удалось добиться такого виртуального правдоподобия русским инженерам – остается только гадать. Но факт: они смогли то, что до сих пор не по силам американцам.

Стал сюрпризом для мировой авиационной общественности и тяжелый многофункциональный истребитель Су-35С. Его в Ле Бурже пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан – тот, кто первым поднял в воздух прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА. Су-35С – это сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++», то есть вплотную приблизившийся к пятому поколению. Использованные технологии пятого поколения обеспечивают его превосходство над истребителями аналогичного класса. По всем основным характеристикам он превосходит лучшие европейские тактические истребители типа «Рафаль» и «Еврофайтер-2000», а также модернизированные американские истребители типа Ф-15, Ф-16 и Ф-18. Су-35С может успешно противодействовать даже американским истребителям пятого поколения Ф-35 и Ф-22A. То, что это не рекламный блеф, можно было убедиться в Ле Бурже. Не зря, наверное, Су-35С был едва ли не самым, так сказать, упоминаемым самолетом во французских средствах массовой информации.

Другой самолет, вызвавший даже некий шок, это Як-130. Вокруг него в нашей стране и за рубежом ходило много не очень хороших слухов. Связано это было, в том числе, и с тем, что в «лихие девяностые» документация на этот самолет якобы была продана итальянцам, которые вскоре начали выпуск М-345.

Действительно, итальянцы первыми представили на мировой рынок очень похожий на Як-130 учебно-тренировочный самолет, именуемый в оригинале М345 НЕТ. В русской транскрипции аббревиатура после цифр звучит «хет», но фактически получилось русское «НЕТ», что, наверное, и определило судьбу итальянского клона Як-130 – машина идет с трудом. В Ле Бурже итальянец стоял, но не летал.

А вот русский Як-130 крутился в небе на радость всем зрителям. Как было объявлено в Ле Бурже, скоро может появиться боевая версия этого самолета. Пока же такие машины используются в качестве учебно-тренировочных в Борисоглебском летном училище ВВС. И отзывы о них – восторженные.

В Ле Бурже впервые летал Ан-70 в серой окраске ВВС РФ. Очень недальновидные люди - а они есть - тормозят скорейший ввод в эксплуатацию отечественных Военно-воздушных сил этого транспортника. Существует ошибочное мнение, что российско-украинский самолет – конкурент чисто российского Ил-476, который пока еще находится в разработке. Это не так. Две машины прекрасно дополнят друг друга, а практическая эксплуатация определит, какая из них лучше. Европейцы, ознакомившись с еще советским проектом Ан-70, запустили свой аналог – А-400. Прошли годы, потрачены миллиарды евро, а их транспортник так и не доведен до кондиции. Чтобы морально поддержать проект, съевший миллиарды бюджетных европейских евро, на салон в Ле Бурже Франсуа Олланд прилетел на борту А-400. И это несмотря на то, что А-400 – скорее германский проект, чем французский. Но Европа ведь едина! И европейцы в любом случае будут продавливать самолет до победного конца. А в России вокруг, практически готового к эксплуатации, Ан-70 все еще идут дискуссии на тему, нужен этот самолет или нет. К тому же никак не могут определить: чей же это самолет – российский или украинский. Вот западные европейцы смогли, а восточные славяне, забыв о своем первородном единстве, тянут каждый одеяло на себя.

Обо всем, что выставлялось на салоне «Париж аэрошоу–2013», рассказать невозможно.

Однако нельзя не отметить, что беспилотных летательных аппаратов становится все больше, и функции их расширяются. Россия же не показала ни одного беспилотника, хотя работы в этом направлении у нас идут.

Будем надеяться, что получится по известному выражению: русские долго запрягают…

Один из удивительных моментов Ле Бурже – посещение салона президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, хотя страна, которой он руководит, самолетов не производит. Одет он был в полуспортивный костюм – брюки и ветровка. На спине куртки была надпись большими буквами по-испански: «Венесуэла». Н. Мадуро сразу оказался в окружении большого количества своих восторженных поклонников, оказалось, что и во Франции их немало. Осмотрев статическую стоянку самолетов, он сел за руль черного «Мерседеса», а его небольшой кортеж отправился дальше по полю авиасалона. Трудно сказать, кто еще сидел в этом лимузине, но шофером был президент. Ажиотажа прессы не отмечалось потому, что случилось это утром, в самом начале работы салона, только что закончился дождь, и журналисты сидели в пресс-центре. Николас Мадуро в Ле Бурже смотрелся как настоящий народный президент, и не было в том никакой рисовки.

«Париж аэрошоу–2013» завершил свою работу. Впереди - российский авиасалон «МАКС-2013».  


Смотрите фоторепортаж  «Париж: аэрошоу-2013»

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..