Путь совести
Вчера в Москве под председательством святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал работу XI Всемирный Русский Народный Собор. После того как IX Собор посетил президент, он превратился в одну из интересных дискуссионных площадок и влиятельных общественных институтов. Главная тема на сегодняшнем Соборе - "Богатство и бедность: исторические вызовы России".
По мнению Патриарха, для искоренения бедности сегодня в России необходимо строить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности.
Отметив, что в России постепенно уходят в прошлое годы, когда экономическая нестабильность могла угрожать самому существованию государства, он подчеркивает, что десятки миллионов россиян остаются за чертой бедности, и подвергает критике пропаганду культа обогащения как главной цели жизни человека, который сегодня проповедуется "с академических кафедр, политических трибун, телеэкранов, с газетных и журнальных страниц". Однако бедность тоже может стать сильным искушением для людей - "озлобить, ввергнуть в глубинное отчаяние и даже толкнуть на преступный путь".
- Тема, конечно, не случайная, она подсказана реальной жизнью общества, - объясняет епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. - Сегодня бедность в России подходит к критической массе, а разрыв между богатыми и бедными становится опасным.
На Соборе же, по мнению владыки Феофана, возникает возможность осмыслить эти проблемы "на нейтральной платформе".
- Когда встречаются политические фигуры, особенно накануне или во время выборов, включаются вопросы политических выгод. А здесь возможна консолидация. Задача Собора - пробудить внимание к этой проблеме всех слоев общества и сделать реальные шаги к ее решению - на законодательном и исполнительном уровне. Наши слова обращены также и к богатым людям, к российским олигархам - мы все должны понять, что разрыв между богатыми и бедными ведет к неизбежной пропасти для всех.
Путь, который предлагает церковь, по меткому выражению священника Димитрия Смирнова, можно было бы назвать "усовещательный путь" - путь совести.
Стыдно, по мнению митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, сегодня наблюдать, как богатые россияне рассеивают огромные деньги на сомнительные с моральной точки зрения удовольствия, и слушать потом глупые объяснения. Мода на порок, на мотовство, безнравственное использование богатства разрастается, подчеркивает митрополит Кирилл. Между тем как, по его мнению, в России надо заводить "моду на правильную жизнь".
Он предложил также отказаться от взгляда на российскую Сибирь и Дальний Восток как на кладовую - кладовка - самое неудобное и темное место в доме, - а обживать ее.
- К сожалению, писателям сегодня не спешат давать слово в первую очередь, - сетует писатель Юрий Поляков. - И я видел, как Валентин Распутин довольно рано ушел, это ошибка, такого человека стоит слушать прежде всего.
Сам Юрий Поляков участвует во всех Соборах, начиная с первого, "полуподпольного", собравшегося в одном из кинотеатров Москвы, и прошел "сквозь строй" крайне неодобрительного отношения к форуму со стороны СМИ. Сейчас, особенно после того как на Собор приезжал президент, он, по мнению Полякова, превратился во влиятельную дискуссионную площадку. Хотя у этого тоже есть свои издержки: "Когда движение становится массовым, в нем всегда появляются люди, увлеченные не сутью идеи, а ее массовостью".
А суть идеи, по мнению Полякова, в том, что Собор - это "сопротивление" патриотически настроенных людей.
- Сейчас, правда, все патриоты, а вот когда я в 1992 году написал в одной из газет, что нас ждет патриотический бум, меня посчитали за ненормального, - вспоминает он.
Сенсации вроде всколыхнувшего в прошлом году общественность всех толков разговора о правах человека и либеральных ценностях на этот раз не последовало. Но зато можно было услышать епископа Русской православной церкви за рубежом Марка, обратившегося ко всем со словом о "другом богатстве" - о том, что русский православный человек должен только "в Бога богатеть" и может быть "убогим, но у Бога". "Об этом духовном убожестве и богатстве мы должны думать", - подчеркнул епископ Марк.