Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Право на выбор и выбор народа

Право на выбор и выбор народа

Процесс сближения России и Приднестровья – перспективная тенденция
Сергей Мирзоев
26.03.2007

Фонд исторической перспективы проводит 28 марта круглый стол по теме "Гуманитарные и правозащитные аспекты урегулирования Приднестровского конфликта". Сегодня мы публикуем мнение правоведа - кандидата юридических наук, доцента, международного наблюдателя за выборами и адвоката Сергея Мирзоева.

Ситуацию, в которой сегодня находится Приднестровская Молдавская республика, многие эксперты, политики и дипломаты предпочитают именовать "замороженной" или "неопределенно-непризнанной". На Западе уже сложилась традиция единственно верным рецептом ее разрешения считать исключительно западные сценарии. Они широко известны и новизной не блещут: светлое будущее гражданам ПМР уготовано лишь в случае их "покаяния" и признания территориальной целостности Молдавии – включая в нее и Тирасполь. Новое в том, что предпринимаются серьезные попытки обосновать односторонний подход, в том числе – с помощью экспертных заключений юристов, некоторым из них даже пытаются придать статус документов сессии ООН. Речь идет об опубликованном в мае 2006 года Комитетом по европейским делам Ассоциации адвокатов города Нью-Йорка докладе "Размораживание "замороженного" конфликта: Правовые аспекты сепаратистского кризиса в Молдове". Почти одновременно Международный совет по демократическим институтам и государственному суверенитету (США) опубликовал проект доклада под названием "Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (Приднестровья) в соответствии с международным правом".

#comm#Выводы этих документов о правовых аспектах ПМР по существу противоположны, а в отдельных положениях - взаимоисключающие. #/comm#

И, тем не менее, даже явно ангажированный характер исследований и заключений, необъективность подходов и суждений создают весьма полезный контекст заинтересованного и полемического международного обсуждения политического процесса в ПМР. Практика его существования создает важный прецедент решения сложных международно-правовых проблем, проблем защиты прав и свобод человека. Рискну предположить, что существующий дискурс лишний раз указывает на жизненность перспектив ПМР как государственного образования. Возможно, кому-то мои суждения покажутся чересчур оптимистичными, но я опираюсь на правовые явления жизни республики: сложившаяся за пятнадцать лет практика периодических выборов и регулярных плебисцитов Приднестровья ломают представления о господстве атлантической схемы "размораживания конфликта".

"Не признаем, потому что не признаем..."

Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам общественной дипломатии Колин Графи заявила: "США - последовательный приверженец мирного разрешения приднестровского конфликта". Добавив, разумеется: в основе мирного разрешения конфликта должна лежать территориальная целостность Молдавии, поскольку на международном уровне ПМР не признана в качестве независимого государства.

Никто, собственно, иллюзий и не питает, Соединенные Штаты и Евросоюз, борющиеся за независимость Косово, неоднократно заявляли, что это не относится к Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии. Между тем, многие события в жизни ПМР носят исторический характер и имеют международно-правовые последствия. Последний пример - в сентябре 2006 года в республике состоялся референдум, на котором за независимость Приднестровской Молдавской Республики и ее последующее свободное присоединение к Российской Федерации высказались 97,2 процента граждан автономии. На второй вопрос референдума - о возможном отказе ПМР от курса на независимость и последующем вхождении в состав Молдавии – согласием ответили лишь 3,3 процента граждан.

#comm#Западных радетелей за светлое будущее Приднестровья ни референдум, ни его итоги не заинтересовали, Евросоюз и США заранее объявили, что его результатов не признают. Читай: Приднестровью разрешено проводить референдумы о присоединении к Евросоюзу, и нельзя выбирать свою собственную судьбу.#/comm#

По поводу итогов референдума лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталия Витренко с разящей прямотой назвала "позором для украинских властей" отказ признать волеизъявление жителей Приднестровья. Там проживает 200 тысяч украинцев, и лишить их права на самоопределение – "низость для украинской власти", добавила она. Но ее слова мало кого взволновали на Западе…

- Процесс сближения России и Приднестровья – это перспективная тенденция, - оценивает ситуацию депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Наталия Нарочницкая. - В позиции Приднестровья много неопровержимых или трудно опровержимых доводов. Один из самых сильных выглядит так: путь, избранный Молдовой для выхода из Советского Союза - отмена пакта Молотова-Риббентропа - автоматически дает Приднестровью, которое никогда не имело отношения к Бессарабии, право определять свою судьбу самостоятельно. Авторитет истории, таким образом, на стороне приднестровцев, избравших свой собственный путь политического развития.

Очевидно, евроатлантические структуры потребовали от своих идеологических центров разработки аргументации против самоопределения народа ПМР, в том числе – юридической. В уже упомянутом докладе Ассоциации адвокатов Нью-Йорка была предпринята попытка с казуистическими целями обосновать тезис: народа Приднестровья не существует; а значит, нет формальных оснований признавать за населением ПМР статус субъекта права на самоопределение. Другой тезис состоял в том, что политика России отрицательно влияет на "замороженный конфликт", и наконец, нью-йоркские адвокаты посчитали принцип территориальной целостности выше права народа на самоопределение. Адвокатами приведены самые разные доводы, о нелегальности выборов, нелегальности органов власти и даже самоуправления, между прочим и о незаконности приватизации в ПМР (может это было главным?), и о пакте Молотова-Риббентропа, в котором они просто запутались. Ну и, конечно, вслед за многочисленными учебниками по международному публичному и конституционному праву в докладе широко употреблен лишенный нормативного содержания термин "внешнее самоопределение". В данном случае это скорее оговорка, поскольку явно указывает на страстное желание ввести "внешнее управление" Приднестровьем.

Запутать, подменить понятия

Как же соотносятся права и свободы человека с правом на самоопределение? Право на участие в управлении своей страной гарантируется Всеобщей Декларацией прав человека, международным Пактом о гражданских и политических правах и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В этом случае ¬ признание права народа ПМР на самоопределение– это возможность реализации прав и свобод человека. И, напротив: отказ в признании самоопределения ведет к невозможности использования человеком системы политических прав. Представьте себе картину: избиратель, живущий в Висбадене, уверен – его голос значим для всей ФРГ и даже для ЕС, а житель Тирасполя вовсе никто, он даже не избиратель, потому что, народа ПМР нет и вообще, так геополитически удобно.

Давайте взглянем правде в глаза: сегодня манипулирование сознанием достигло совершенства, и господство интерпретаций обеспечивают идеологическое и политическое господство. Вначале политическая проблема или вопрос бесконечно запутываются, затем аудитории предлагают один из вариантов решения - как единственно верный. На последнем этапе угодной заказчикам версией оправдывают все дальнейшие действия. Как и любой другой миф, миф о взаимоисключении права на самоопределение и принципа территориальной целостности существует только за счет того, что его как следует не изучили и не подвергали критике.

Чем и каким образом ограничено право на самоопределение? Нормативное содержание права на самоопределение ясно указывает на равенство народов во взаимоотношениях друг с другом. Фактически существующий рядом с народом ПМР многонациональный народ Молдовы признает фактическое существование народа ПМР. Так же, как народ ПМР признает существование народа Молдовы.

Существует ли сам субъект права – народ? Субъект права в данном случае – не этнос, а народ, социальное и политическое образование, которое сложилось, живет и действует, содержит государственные институты, исполняет местные законы, демократичным и официальным путем голосования и ответов на вопросы референдумов способно выявить свою волю и признать существующее единство целей. Этот народ уже семь раз отвечал на вопросы референдумов, а еще и отстаивал результаты своего голосования. Кроме того, этот народ использует результаты выборов и референдумов в своей политической жизни, эти результаты им востребованы (вспомним референдум о сохранении СССР!). Референдумы и выборы юридически закрепили еще один важный факт – существующую идентичность народа ПМР. Человек, понимающий себя как избиратель и гражданин ПМР, отделяющий себя от населения соседних государств, сегодня составляет основу народа Приднестровья. На мой взгляд, именно до такой степени консолидирован народ ПМР, как субъект политической жизни, как субъект исторического действия, поэтому он существует как субъект права на самоопределение, а не просто как население городов и сел ПМР.

#comm#К самоопределению подталкивают непреложные внешние условия существования народа ПМР – эмбарго, блокада, угроза военного конфликта, явно враждебное и лишенное правовых оснований непризнание его права на формирование и использование своих собственных социально-политических систем воспроизводства и управления.#/comm#

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. Право на самоопределение — общепризнанное положение международного права. Оно было сформулировано в процессе распада колониальной системы и закреплено в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и в последующих международных актах и декларациях ООН. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах говорится: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем Пакте государства должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".

Декларация о принципах международного права, в частности, гласит, что способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте, Итоговом документе Венской встречи, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и других международно-правовых актах.

Есть "свободы" и свободы

Изменение принципа территориальной целостности обязано подчиняться использованию права на самоопределение, а не наоборот, служить препятствием его использованию. Действующие согласно Декларации о принципах международного права государства и иные субъекты руководствуются принципом: "Ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов".

Логично, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправия проживающих в нём народов и не допускающим тем самым свободное самоопределение народа.

#comm#- Есть три поколения прав человека, - напомнила Наталия Нарочницкая, давая оценку ситуации вокруг Приднестровья. – Первое – это равенство людей перед законом, равноправие полов, национальностей, вероисповеданий, то, что именуется демократией. Второе поколение – это экономические и социальные права, основа социального государства, право на труд, на жилище, на свободу передвижения.#/comm#

Именно об этих правах часто забывают – или просто не хотят помнить – на Западе, зато необоснованно много внимания уделяют третьему поколению, гуманитарным правам, которые вынесены на знамя западной либеральной цивилизации. Ломая традиции и устои, либералы пытаются нивелировать добро и зло, правду и ложь. Приднестровье – единственное состоявшееся государственное образование из всех, так называемых, непризнанных. Есть реальная экономика, работает промышленность. И для многих "приверженцев мирного разрешения ситуации" это кость в горле.

В Приднестровской Молдавской Республике народ законно выразил и легально зафиксировал свою волю, направленную на создание собственной государственности. Так что в этой конкретной исторической ситуации следует признать приоритет права народа ПМР на самоопределение над принципом территориальной целостности. Ведь самоопределение невозможно без учреждения новой формы политического бытия народа Приднестровья. Обеспечения подлинных прав и свобод человека.

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.