Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024

«Пятый» взлетел

«Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» выполнил первый полет на Дальнем Востоке
Сергей Птичкин
29.01.2010
«Пятый» взлетел

Подъем чудо-самолета пятого поколения - его еще называют «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», ПАК ФА - высокие чиновники ВВС и ВПК обещали сначала в 2008-м, потом - в 2009-м. В декабре минувшего года все к этому было подготовлено. Премьер-министр отправился инспектировать Дальний Восток, а на авиастроительном предприятии в Комсомольске-на-Амуре, где достраивается истребитель, начался аврал.

Руководство «суховской» фирмы, которая проектирует ПАК ФА, включая его главу, Михаила Погосяна, поселилось в Комсомольске-на-Амуре. Увы, тогда все ограничилось выкаткой самолета из ангара на поле заводского аэродрома. Взлететь он не смог. Впрочем, и выкатка – тоже событие, о нем в конце декабря сообщили практически все СМИ. Тогда же произошла «утечка» сведений о том, что взлет состоится в январе. Любители авиации застыли в ожидании, так как «сарафанное радио» разнесло весть: взлет намечен на четверг, 28 января.

Однако истребитель пятого поколения в воздух в этот день так и не поднялся. Говорят, по метеоусловиям. Впрочем, пресс-службы «Сухого», ОАК и ВВС на все вопросы о том, намечался ли взлет на четверг, отвечали, что ровным счетом ничего не знают. Понять их можно. Машина все-таки новая, секретная, и сообщать точный график ее испытаний с режимной точки зрения противоестественно. Но кто тянул и тянет за язык чиновников очень высокого ранга, которые уже два года публично обещали вот-вот поднять ПАК ФА в воздух?

Вспомним, как складывается с пассажирским лайнером, который спроектировали на той же фирме - «СухойСуперДжет-100». Рекламы было более чем достаточно, а регионального самолета в авиакомпаниях как не было, так и нет. А ведь, если вернуться к когда-то озвученному - даже с учетом последующих корректировок - графику постройки этого самолета, то он уже как минимум год должен перевозить пассажиров по России и всему миру. А его еще из процесса испытаний никак вывести не могут…

Прототип машины пятого поколения, многофункциональный истребитель МФИ - или изделие 1.44 - был построен и готов к летным испытаниям еще в 1994-м.

Его спроектировали в ОКБ им. А.И. Микояна. Но тогда у государства не нашлось денег на финансирование испытаний и окончательную доводку очень перспективной машины. В те же годы фирма «Сухой» активно продвигала на индийский рынок свой первый коммерческий истребитель Су-30МКИ. Продвижение прошло успешно, что позволило ОКБ им. П.О. Сухого подтвердить свой мировой авторитет и накопить кое-какой капитал. Именно экспортные финансы дали возможность запустить проект пассажирского самолета и истребителя пятого поколения.

Надо сказать, что американцы к тому времени практически закончили работы по пятому поколению. Тяжелые Ф-22 уже поступали на вооружение, а легкие Ф-35 успешно завершали летные испытания и активно продвигались в страны НАТО. В ОКБ им. А.И. Микояна в инициативном порядке спроектировали легкий истребитель, аналогичный американскому Ф-35, но поддержки этот проект почему-то не получил. Без всяких конкурсов-тендеров заказ на проектирование истребителя пятого поколения ВВС отдали фирме «Сухой». Отчасти это объяснялось тем, что Россия – огромная страна, и для защиты ее воздушного пространства нужны, в первую очередь, тяжелые истребители-перехватчики, которые могут находиться в воздухе часами и нести на борту тонны ракетного вооружения.

Трудно с этим не согласиться.

Но ведь еще в СССР были созданы тяжелые перехватчики МиГ-31, которые по своим боевым возможностям и по сей день равных в мире не имеют.

Если поднять в воздух полноценный фронт МиГ-31, то никакой Ф-22 и никакой «стелс-невидимка» к российским рубежам даже близко не подлетит. Более того, были варианты противоракетного вооружения МиГ-31. Сейчас лучшие в мире тяжелые перехватчики большей частью ржавеют на аэродромах. И сможет ли «суховский» ПАК ФА хоть частично заменить МиГ-31 – вопрос очень спорный.

Когда отдавался госзаказ на проектирование истребителя пятого поколения фирме «Сухой», фирма эта была уже акционирована. А вот РСК «МиГ» оставалась государственной Российской самолетостроительной корпорацией. Получается, что на поддержку частного – акционерного - капитала в государственной казне деньги нашлись, а на развитие единственной в стране самолетостроительной госкорпорации – нет.

Предполагается, что если все пойдет благополучно, то первые истребители пятого поколения начнут поступать в отечественные ВВС не ранее 2015-го. А нужен ли он будет тогда?

Не много ли времени требуется нашим авиационно-строительным триумфаторам и курирующим их чиновникам, гражданским и военным? Если кто не помнит, пусть откроет справочники и сравнит, какая авиация в СССР была в 1940-м и какая она стала в 1965-м. Какая - в 1960-м и какая в 1985-м. За четверть века появлялись не просто новые поколения авиатехники, а, фактически, новые миры авиастроения. И это - несмотря на хрущевский погром советской авиапромышленности.

У российского истребителя пятого поколения нет самого главного – двигателя пятого поколения. Нет его даже в утвержденном на основании итогов тендера - как требует законодательство - проекте. В инициативном порядке двигатель кто-то и где-то делает. Но это все самодеятельность, не более того. Нет обязательной активной фазированной антенной решетки, нет всего комплекса радиоэлектронного оборудования, много чего у него нет. Об этом уже несколько лет пишется не только в специализированных открытых изданиях, но и обсуждается в самых массовых печатных и электронных СМИ.

Не сомневаюсь, что первый удачный взлет и удачная посадка истребителя пятого поколения превратятся в шумную и яркую пиар-акцию. О «грандиозной победе отечественной авиационно-конструкторской мысли» загалдят все и сразу…

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.