Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Орлы слетелись в Малайзию

Орлы слетелись в Малайзию

1 декабря открылся десятый Международный авиационно-космический и военно-морской салон «ЛИМА-2009»
Сергей Серов
01.12.2009
Орлы слетелись в Малайзию

Название салона, созвучное столице Перу, образовано от английской аббревиатуры LIMA-2009 и расшифровывается как Лангкавийский интернациональный морской и авиационный (салон). Сам остров Лангкави, где он проводится, решением ООН объявлен заповедной зоной – здесь уникальные геология и растительность. А еще это, пожалуй, единственное место в мире, где можно увидеть стаи орлов, которые, как известно, гордые и очень самостоятельные птицы, предпочитающие летать в одиночку. Именно здесь, раз в два года на протяжении почти двадцати лет, собираются представители военно-промышленных комплексов ведущих стран мира.

История салона неразрывно связана с нашей страной – благодаря ей он и стал номером один не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. В начале 1990-х новорожденная Российская Федерация испытала настоящий бум продажи всего и вся, в том числе – оружия. На этот в общем-то закрытый рынок бросились не только промышленные предприятия и государственные спецэкспортеры, но и частные лица. Наверное, это было неправильно, но фактом осталось то, что наша страна прорвалась в регионы, которые до этого однозначно контролировали США и страны НАТО. На первых же салонах в Малайзии Россия стала предлагать на продажу новейшие зенитно-ракетные комплексы, боевые вертолеты Ка-50, танки Т-90 и Т-80, ракетные эсминцы, подводные лодки и новейшую версию истребителя МиГ-29.

На фоне стендов тогдашнего «Росвооружения» все западные смотрелись, можно сказать, блекло.

И когда ВВС Малайзии изъявили желание закупить восемнадцать истребителей МиГ-29Н, многие мировые экспортеры вооружений испытали шок. Это был наш триумф. Увы, долгое время повторить его мы не могли.

Зато западные страны поняли, что и за старые рынки им придется сражаться с удвоенной энергией, и стали ежегодно наращивать свое участие в салонах «ЛИМА». Одним из самых памятных и представительных оказался уже давний салон 1997-го. Тогда в рамках авиационной экспозиции демонстрировалась даже бронетехника, а на военно-морском показе можно было увидеть итальянские подводные лодки и российскую дизельную «Варшавянку», с огромным трудом пришедшую с одной из баз ТОФа.

Однако в тот раз амбициозные планы не осуществились. Несмотря на то, что старая советская «Варшавянка» остается лучшей дизель-электрической подлодкой в мире, командование ВМС Малайзии выбрало гораздо более худшую по характеристикам и более дорогую лодку французского производства.

Между тем, официальные представители минобороны Малайзии не скрывали, что нашу лодку, какой бы хорошей она ни была, покупать не станут по чисто внутриполитическим мотивам.

Потому что контракт на приобретение МиГ-29Н вызвал не только восторги, но и серьезную критику, активно поддерживаемую США.

Многих также удивил выбор польского танка – модернизированной вариации Т-72 в качестве основного для сухопутных войск Малайзии. Почему, спрашивается, купили его, а не новейший Т-90, тем более что Индия-то свой выбор сделала в пользу российской бронетехники? Ответ оказался прост и политически целесообразен. Таким образом Малайзия получила преференции и своеобразный пропуск на рынки новой Европы, которой уже принадлежала Польша.

Для России оставалась одна реальная ниша на оружейном рынке этой страны – уже завоеванная авиационная. Мы ее удержали и даже расширили. Королевские ВВС выбрали новый боевой самолет, им оказался Су-30МКМ. Фактически это стало повторением триумфа начала девяностых. Правда, готовился он долго и кропотливо.

Совсем недавно завершились поставки в Малайзию всех заказанных «сушек». И сейчас эта машина – одна из самых грозных в ВВС Малайзии и всего региона. Россия также смогла продать в Малайзию партию вертолетов Ми-171Ш по принципу «зеленый борт». То есть, заказчику сдавались пустые корпуса с двигателем и винтом, а все насыщение борта шло на месте, по желанию покупателя. Судя по тому, что Ми-171Ш предполагается активно демонстрировать на салоне «ЛИМА-2009», сделка оказалась удачной, и вертолет вписался в авиационную жизнь страны.

Нынешний салон открылся скромным, но зрелищным воздушным показом. В небе блеснули Су-30МКМ и МиГ-29Н.

Пилоты Королевских ВВС Малайзии показали блестящую летную подготовку и свободно демонстрировали, к примеру, «Кобру Пугачева» - которую у нас могут выполнять лишь испытатели - а также «Колокол».

Очень красиво летали военные летчики из Сингапура. Они умудрились показать парный пилотаж истребителя Ф-16 и вертолета АН-6D. Древний Ф-111, прилетевший из Австралии, напомнил о начале эры самолетов с изменяемой геометрией крыла. Завершил воздушный праздник черный Б-52, пролетевший очень низко над аэродромом Лангкави и дымивший, словно дредноут.

Салон «ЛИМА-2009» только начал свою работу, но, как заявляют представители «Рособоронэкспорта», он может стать этапным в развитии взаимовыгодного сотрудничества России со странами региона.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.