Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Кельтская «Виагра» для Брюсселя

Кельтская «Виагра» для Брюсселя

Ирландцы на референдуме отвергли Лиссабонский договор.
Андрей Федяшин, политический обозреватель «РИА Новости»
16.06.2008
Кельтская «Виагра» для Брюсселя

Необузданные ирландцы в очередной раз здорово озадачили Брюссель. На референдуме 12 июня они сказали «no» Лиссабонскому договору.

Этот договор, грубо говоря, должен стать основой Европейской конституции и внести коренные изменения в саму структуру и функционирование руководящих органов Евросоюза. Им создается пост председателя Совета ЕС – почти президента, пост министра иностранных дел, пересматривается структура управления ЕС. «Изумрудный остров» был единственной страной, где этот вопрос вынесен на общенациональный референдум. В соответствии, кстати, с конституцией Ирландии. К настоящему времени Договор одобрили 18 стран Евросоюза, чтобы вступить в силу, а это должно случиться 1 января 2009-го, документ должен быть ратифицирован к декабрю во всех 27-ми столицах ЕС.  

Ирландцы, собственно, проголосовали почти точно так, как и предсказывали все опросы общественного мнения.

 Против договора высказались более 53 процентов участников общенационального плебисцита. «За» - на 6 процентов меньше. Еще за месяц до референдума данные были похожими, 36 - «Нет» и 30 процентов - «Да». Это не очень и большой перевес «в негатив». Многие эксперты в самой Ирландии, в Британии и Европе даже говорят, что такого и не произошло, если бы ирландское правительство и ведущие партии - все они выступали «за» договор - активнее вели разъяснительную работу среди населения. Но на то, что кельтам, которые уже приняли определенное решение, можно что-либо разъяснить, в Европе мог рассчитывать лишь человек, плохо знакомый с ирландским национальным характером.  

Ирландцы до сих пор сами не могут до конца понять, где у них кончается упорство и начинается упрямство. В попытке это осознать они давно полностью размыли грань различия между двумя понятиями. Да и как могли помочь какие-то «разъяснения», если буквально накануне голосования новый ирландский премьер Брайан Коуэн на вопрос в одном из телеинтервью признал, что «договора достаточно тщательно не читал»?  

В общем, перспективы у договора не особо обнадеживающие. Впечатлительных политиков ирландский плебисцит даже удручает настолько, что уже идут разговоры о «европейской катастрофе» апокалипсических масштабов и развале ЕС. Однако, забегая вперед, можно сразу сказать: кельтское «нет» договору отнюдь не вызовет автоматического низвержения Европы в тартарары. По большому счету, ирландское «no», что бы кто бы ни пророчил, вовсе не означает полного конца той «Большой Европы», какой мы знаем ее сегодня. В конце концов, ирландцы один раз «безобразничали» с европейской конституцией и уже прокатывали Договор Ниццы - о расширении ЕС - на референдуме 2001-го, когда «против» голосовали 54 процента. Через год вопрос «переголосовали», договор одобрили, причем «против» было 37 процентов.  

Это, конечно, не означает, что ирландцев заставят и по Лиссабонскому договору голосовать снова, хотя такие идеи уже высказываются.

 Но принуждать кельтов передумывать несколько раз кряду – занятие почти безнадежное, особенно если учитывать их эндемическое чувство противоречия. По большому счету, в негативном исходе голосования в Ирландии виноваты, в первую очередь, брюссельские бюрократы и ирландские политики, плюс, естественно, мировой кредитный кризис, рост цен на топливо и рост цен вообще. Все это присутствует.  

Но - при всех объективных факторах - ирландцам никто не удосужился квалифицированно объяснить, что собой представляет Лиссабонский договор. Вместо этого его противники постоянно пугали их тем, что с ним остров потеряет и военный нейтралитет, и независимость, и ирландок чуть ли не поголовно будут принуждать к абортам, что Дублин попадет в брюссельское налоговое ярмо - и многим еще, что не совсем правда или неправда вовсе.  

Одобренный в Лиссабоне в декабре 2007-го документ официально называется «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества». В принципе Лиссабонский договор - это все та же Европейская конституция, отвергнутая еще в 2005-м, только с «пониженным содержанием никотина». Его основная суть - масштабная реформа управляющих структур ЕС - полностью «перекочевала» из несбывшейся евроконституции. Он должен вернуть Евросоюзу способность принимать эффективные решения и претворять их в жизнь, что было почти утрачено с расширением ЕС до 27 стран в 2004-м. Лиссабон, самое главное, вводит новую систему голосования по формуле квалифицированного или «двойного большинства», то есть лишает строптивые страны Восточной Европы права ветировать любые решения. Система начнет действовать с 2014-го, по ней решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55 процентов государств ЕС, в которых проживает не менее 65 процентов населения.  

Теперь главы государств и правительств ЕС должны собраться 19-20 июня на встречу в Брюсселе, где от них будут ждать заявления по итогам ирландского референдума.

 Еще за несколько недель до голосования Брюссель усиленно пытали: есть ли у него «План B» на случай «ирландского фиаско». Терзали до той поры, пока, наконец, не стало ясно, что у Брюсселя нет никакого «запасного выхода», потому что Лиссабонский договор - это уже и есть «План B» взамен проваленной Европейской конституции.  

У ЕС, после «ирландского ухаба», будет даже не один, а несколько путей вполне пристойного следования вперед. Европа может продолжить жить по несколько измененным правилам Договора Ниццы. Теоретически континентальная Европа вообще может просто на время «отказаться» от Ирландии - как от безумного, неотесанного, неблагодарного «Ивана, не помнящего родства» и продолжить без Дублина процесс утверждения новой конституции, пока кельты в очередной раз не одумаются. Номер же с повторными заходами на «конституционную посадку», то бишь, еще одним пересмотром договора и подготовкой нового, уже навряд ли пройдет.  

Нынешнее «конституционное блюдо» и так уже несколько раз доваривали и снова подавали на европейские столы, но под более мягкими соусами. Если это делать снова, то европейцы и впрямь могут задуматься: а стоит ли собирать за одним столом столько людей с такими разными вкусами. Кое-кто в ЕС полагает, что союз может вообще перейти от реформирования оптом к реформированию в розницу. Или, иными словами, разработать минимальные реформы на основе мини-договоров по отдельным нормам жизни ЕС.  

Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской комиссии, уже заявил, что ЕС стоит продолжать движение вперед, а еще не ратифицировавшим Лиссабонский договор странам ратифицировать его.

Два главных лидера «Большой Европы», президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель, выступили с совместным заявлением, в котором сказали примерно то же самое, но вдобавок с некрасивым намеком типа «не стоит и спотыкаться на Дублине»: «Мы принимаем во внимание демократическое решение граждан Ирландии со всем уважением, хотя и сожалеем о нем. Мы надеемся, что остальные государства-члены продолжат процесс ратификации». В принципе, Брюссель уже так давно агонизирует над конституцией Евросоюза и, несмотря на ее отсутствие, продолжает спокойно жить. Так что ирландское «нет» не зашвырнет Брюссель в такие конституционные дебри, из которых выбраться будет невозможно.  

Конечно, брюссельским бюрократам не стоило бы слишком раздражать ирландцев критикой. И уж совсем не надо подвергать их остракизму и изоляции. От необузданных кельтов, можно сказать, зависит вся Европа и добрая половину мира. В общем, в ирландском графстве Корк производится львиная доля всей потребляемой в мире «Виагры».  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.