Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 ноября 2017
Судьба Павла Камозина

Судьба Павла Камозина

16 июля исполнилось бы 100 лет одному из лучших летчиков-асов Великой Отечественной
Николай Бодрихин
15.07.2017
Судьба Павла Камозина

Прохожие, оказавшиеся в счастливый момент у дома 12 на Комсомольской улице Брянска, нередко бывали удивлены чистым и сильным голосом, доносившегося из раскрытого окна. Очевидно, что они удивились бы ещё больше, если бы узнали, что услышанный ими приятный тенор принадлежит дважды Герою Советского Союза, выдающемуся лётчику-истребителю Павлу Михайловичу Камозину.

Яркий, талантливый русский человек, он родился в революционный год, 16 июля 1917-го, в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. В семье были три брата и две сестры. Паша был средним из братьев. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе «Красный Профинтерн», поступил в Брянский аэроклуб. Как один из самых одаренных учлетов был оставлен в аэроклубе летчиком-инструктором.

В 1937-м был призван в Красную армию, получил направление в Борисоглебскую военную авиационную школу и через год её окончил.

Камозин встретил войну в частях Киевского особого военного округа. 23 июня 1941 года на И-16 он совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. До августа 1941-го служил оперативным дежурным штаба 44-й истребительной авиадивизии (ИАД). Позднее был направлен в 275-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Добился направления на переучивание на новые истребители, переучился на «Лагги», и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором.

На фронт ему довелось вернуться в сентябре 1942 года. 7 октября года он одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе 3 Ме-109!

За первый месяц боев Камозин сбил 4 неприятельских самолета, среди них такую грозную машину, как До-217, вооруженную четырьмя пушками и шестью пулеметами. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником Д.Л. Каларашем — в довоенное время известным летчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. В ноябре, вскоре после гибели Калараша (29.10.1942), Камозин на своем «лагге» сумел сбить в одном бою 2 Ме-109 и Ме-110, после чего был назначен заместителем комэска в 296-м авиаполку (ИАП). В мае 1943 года, когда старший лейтенант Камозин был назначен комэском в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я воздушная армия), на его счету было более 100 боевых вылетов на ЛаГГ-3, 17 личных воздушных побед. В первом боевом вылете в новом полку на новой для себя «Аэрокобре» Камозин сбивает «раму», висевшую над передним краем, при этом и его самолет был серьезно поврежден яростным огнем зенитной артиллерии, и летчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов нашего боевого охранения… В конце 1943 года, в тяжелом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолет был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолет, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 января 1944 г. в двух вылетах ему удалось уничтожить 2 «юнкерса», доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30.

Фронтовая судьба этого летчика была яркой и неповторимой, как судьба каждого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

Осенью 1943 года, во время боевого вылета в район поселка с романтическим названием Семь Колодезей, он заметил транспортный самолет, шедший в окружении шести «мессершмиттов». Маскируясь в лучах солнца, Камозин набрал высоту и, приказав ведомому (старшине А.В. Владыкину) открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил «юнкерс», после чего, форсируя моторы, вместе с Владыкиным ушел на свою территорию. Через несколько дней выяснилось, что на борту сбитого Камозиным самолета находилась группа высокопоставленных немецких офицеров. Кроме того, стало известно, что щедрый на популистские заверения Геринг обещал уничтожить виновника их гибели и даже отдал персональный приказ некоему «Графу» (прозвища были широко распространены среди немецких летчиков, некоторые из них, в том числе и приведённое, повторялись). Однако Камозин оказался не по зубам немцу, который сам стал жертвой тактической хитрости и мастерства советского аса. В своей ратной жизни Камозин провел более ста воздушных боев, одерживал победы над «хейнкелями» и «дорнье», «рамами» и «лаптежниками», «мессерами» и «фоками».

Ему доводилось спасать товарища, выбивая из-под хвоста его самолета вражескую машину, гореть самому, приземлять подбитый истребитель на переднем крае, зимой приводняться с парашютом, капотировать на разбитой снарядами взлетно-посадочной полосе и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора…

Немало воздушных боев Камозин провел в составе 101-го гвардейского ИАП в паре с младшим лейтенантом Виктором Масловым, впоследствии полковником. В конце февраля 1945 года, на взлёте, из-за обрыва шатуна двигателя, мотор камозинской «Аэрокобры» заглох, и машина в нескольких километрах от старта упала на землю, скапотировав и развалившись на части… Сведения об этой аварии сообщил автору ведомый аса – В.В. Маслов. Тогда как в формуляре полка записано, что самолёт гвардии капитана Камозина был подбит в бою, у него заклинило мотор, но спланировав, он совершил вынужденную посадку на брюхо и при этом получил тяжёлые травмы.

Он нашел в себе силы выбраться из обломков кабины и знаками запретить посадку ведомому на неровной, сильно пересеченной местности… От травм, полученных в этой аварии, полностью оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность и мужество позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале.

За войну гвардии майор П.М. Камозин провел около 200 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3 и «Аэрокобре», в 70 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 13 самолетов противника. В боях был дважды ранен.

Среди лично сбитых Камозиным самолётов 4 многомоторных: 1 Хе-111, 1 Ю-52 и 2 «рамы» - ФВ-189. Немецкая «рама» была очень вёртким самолётом и, чтобы её сбить, надо было обладать и хитростью, и мастерством пилотирования и уникальной точностью стрельбы.

Независимый и твёрдый в отношениях с командованием, обладающий нестандартным и ярким мышлением, он нередко был готов отстаивать собственное мнение.

Отношения аса с командиром полка – подполковником А.Н. Павликовым, лично сбившем 2 самолёта противника, были, мягко говоря, сложными. Это сказалось и на наградах лётчика: после своей второй Золотой Звезды, к которой он был представлен в конце января 1944 года, Павел Михайлович лично сбил ещё 6 самолётов противника. Ненаграждение дважды Героя за его последние победы было явной несправедливостью.

После войны он продолжал командовать эскадрильей 101-го гвардейского полка, базировавшегося в Польше, затем в Австрии. В сентябре 1946 года гвардии капитан П.М. Камозин ушёл в запас.

В декабре 1946 года он устроился пилотом в 204-й авиаотряд спецприменения, расквартированный на родине лётчика – в районе Брянска. В 1947 году был назначен замкомандира этого отряда по лётной службе. В 1952 году перешёл на работу по соседству в 170-й, затем в 189-й авиаотряд спецприменения. Летал на По-2 и Як-12 – обрабатывал сельскохозяйственные поля, проводил аэрофотосъёмку. В марте 1957 года он ушел с лётной работы. Работал диспетчером в Брянском аэропорту. С 1970 года - инструктор тренажёра в Брянском авиаотряде.

Жил в Брянске. Был женат, вырастил сына и дочь.

Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Аллее Славы Советского кладбища. Воспоминаний, к сожалению, не написал…

Дважды Герой Советского Союза П.М. Камозин (1.05.1943, №1148; 1.07.1944, №23/II) награжден: орденом Ленина (1.05.1943), 2-мя орденами Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны I степени (19.12.1942), медалями.

Бронзовый бюст Героя установлен в Брянске. Одна из улиц Брянска, Сочи, села Отрадное Брянского района названы именем Героя. На здании аэропорта Брянска и Бежицкого авиаспортивного клуба в память Героя установлены мемориальные доски. Его имя носит Брянский авиаклуб и средняя школа №11. В этой школе открыт музей Героя. Почётный гражданин Брянска.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Мясникян
16.07.2017 9:20
Граф Герман:
Русский оказался сильнее меня!

«....Потом начался цирк. Русский имел небольшое превышение и контролировал ситуацию. Вот он резко завалился на крыло и стал срезать мне угол — это было очень опасно, и я полез вверх. Но тут русский ушел на косую петлю и стал заходить мне в хвост. Пот градом покатил по моему телу. Делаю переворот и, стараясь оторваться, проваливаюсь вниз, скорость бешено нарастает. Маневры следуют один за другим, но все безуспешно. Схватка достигает своего апогея.
Русский немного отстал, и я, используя преимущество в высоте, переворотом через крыло захожу ему в лоб. Он дает короткую очередь и отваливает в сторону. Все начинается сначала. Смертельно устал. Мысль лихорадочно ищет выход из создавшегося положения. Руки и ноги действуют автоматически. В очередной дикой круговерти проходит ещё 10 минут. Мысленно хвалю себя за то, что много внимания уделял высшему пилотажу, а то был бы уже на том свете. Через несколько минут загорается красная лампочка — кончается бензин. Пора домой! Но об этом легче сказать, чем сделать, надо ещё оторваться от русского. Энергичным переворотом сыплюсь вниз и на полной скорости ухожу в сторону фронта. Русский преследует меня, но вскоре отстает.
На последних каплях горючего произвожу посадку на своем аэродроме, заглохнув на пробеге. Повезло. Долго не вылезаю из кабины — нет сил. В голове постоянно проносятся картины недавней схватки. Это был противник! Прихожу к выводу, что в целом бой проиграл, хотя упрекнуть себя в грубых ошибках не могу. Русский оказался сильнее меня....».
Александр Мясникян
16.07.2017 9:12
Спасибо за наше чистое небо, Павел Михайлович, настоящий ас, мужественный и смелый человек. И скромный, судя по прожитой жизни....Две звезды Героя, орден Александра Невского и обработка сельхозполей с отсутствием воспоминаний....Вечная слава и благодарная память всех нас!
Не останови русские фашистов, турки поперли бы через границу Армении и стерли бы нас в порошок, спасибо русский летчик!
Александр Мясникян
16.07.2017 8:59
(дополнение к предыдущему коментарию)

Герман Граф, бывший командир JG 52 (Jagdgeschwader- истребительная эскадра) пошел на сотрудничество с советской стороной, став одним из лидеров антифашистского движения среди немецких заключенных.Граф после войны подвергся жесточайшей обструкции со стороны Ассоциации ветеранов люфтваффе, которая в итоге по сути отреклась от него.
После освобождения Граф начал работать в системе продаж одной электронной компании в Бремене и спустя некоторое время стал начальником отдела продаж этой компании. В 1965 году Герману был поставлен диагноз — болезнь Паркинсона. Умер прославленный ас в своем родном городе Энгене 11 апреля 1988 года.


Герман Граф, воспоминание о 200 сбитом противнике:


"....остальные МиГи поднялись выше и стали в круг, наблюдая за нами.
Советский пилот шел на меня, имея небольшое превышение. Он издалека обстрелял мою машину и достаточно точно — трасса прошла в опасной близости от кабины и ударила по фюзеляжу и крылу. Я замер, ожидая худшего, но мой самолет продолжал полет и прекрасно слушался рулей.
Не теряя ни секунды, я развернулся и нырнул под противника, который с грохотом промчался надо мной. Делаю боевой разворот и захожу ему в хвост. Русский не ожидал такой прыти и на мгновение растерялся, ловлю его в прицел и открываю огонь, но он быстро пришел в себя, „бочкой“ уходит из под моей трассы и начинает крутой правый разворот в мою сторону. По почерку чувствуется, что это настоящий профессионал — правая „бочка“ и выход из неё в координированный правый разворот, который редко в бою применяют летчики, говорят о многом.
Заставляю себя успокоиться, так как понимаю, что спасти меня могут только точный расчёт и самообладание. Не теряю из вида грозно нависшую надо мной группу истребителей и надеюсь на их джентльменское невмешательство в поединок.
Бытующее мнение о том, что МиГ хуже Bf.109, этот русский с блеском опровергает. Ещё раз убеждаюсь — высокое мастерство пилота всегда сводит к минимуму превосходство противника в технике. Но у МиГа все-таки есть ахиллесова пята — скороподъемность.
Энергично бросаю машину вниз, русский с некоторым опозданием клюнул на мою уловку и полетел за мной. Этого мне и надо. Скорость очень быстро нарастает, в пятистах метрах от земли беру ручку на себя, от перегрузки темнеет в глазах. Делаю крутую горку, здесь русский должен отстать от меня, по крайней мере я рассчитывал на это. Если этого не произойдет, то мне не уйти от него — стрелять он умеет.
Наконец достигаю высшей точки, где инерции и мощности мотора уже не хватает для подъёма, самолет на мгновение замер в воздухе, теряя управляемость, я съежился за бронеспинкой — сейчас может последовать удар противника, и стал заваливаться на крыло.
Русский, как я и ожидал, отстал от меня на подъёме и сейчас представлял для меня прекрасную цель. Длинная светящаяся трасса исчезла в его фюзеляже. Он загорелся, плавно опрокинулся на спину и полетел к земле.
А теперь быстро домой, пока русские наверху не разделались со мной за своего командира. Так закончился этот трудный для меня бой, в котором была одержана двухсотая победа....».
Александр Мясникян
16.07.2017 8:44
".....Геринг обещал уничтожить виновника их гибели и даже отдал персональный приказ некоему «Графу» (прозвища были широко распространены среди немецких летчиков, некоторые из них, в том числе и приведённое, повторялись)..."

это был реально существующий пилот люфтваффе:


Ге́рман Граф (нем. Hermann Graf; 24 октября 1912, Энген — 4 ноября 1988, Энген) — немецкий лётчик-ас Второй мировой войны, в течение которой он совершил около 830 боевых вылетов, одержав 212 побед в воздухе, из них 202 на Восточном фронте, а также 6 над 4-х моторными бомбардировщиками. Был первым пилотом в мире одержавшим более 200 побед.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.