Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 ноября 2019
«Русский витязь» Игоря Сикорского

«Русский витязь» Игоря Сикорского

К 100-летию полета первого в мире многомоторного самолета
Владимир Малышев
03.06.2013
«Русский витязь» Игоря Сикорского

Про «запретного» в советские времена гения авиации «всех времен и народов», русского инженера Игоря Сикорского, теперь пишут много. Однако о связанном с его именем недавнем юбилее почему-то мало кто вспомнил. А ведь это был фантастический прорыв России в области авиационной техники – создание первого в мире многомоторного самолета «Русский витязь», который стал прообразом знаменитого «Ильи Муромца» и всех будущих тяжелых бомбардировщиков и пассажирских аэробусов.

Сто лет назад, 26 мая 1913 года, на летном поле Корпусного аэродрома под Петербургом собралась огромная толпа. Все с любопытством и волнением рассматривали «Русский витязь», невиданный доселе огромный самолет с четырьмя моторами. Он был в четыре раза тяжелее всех тогдашних самолетов и являлся первым многомоторным аэропланом в мире. Никто не верил, что такая громадина весом в 4 тонны сможет подняться в воздух…

Но вот «Русский витязь» начал разбег и плавно поднялся в небо. Описав над аэродромом несколько кругов, он благополучно опустился на летное поле. Толпа встретила успех бурным ликованием. Все были еще больше поражены, когда из кабины вышел летчик - таким он оказался молодым. Это был сам конструктор самолета Игорь Сикорский, студент Петербургского политехнического института. Ему было тогда всего 24 года.

Самый тяжелый лайнер мира был построен им в петербургском отделении Русско-Балтийского завода и предназначался для стратегической разведки.

За границей все отказывались верить, что такое возможно, назвав сообщение из Петербурга о полете «русской уткой».

Однако уже через два с половиной месяца этот самолет установил мировой рекорд, продержавшись с семью пассажирами на борту в воздухе 1 час 54 минуты. Летом Сикорский прилетел в Царское село и встретился с императором. Как писали газеты, Николай II «милостиво побеседовал» с конструктором и подарил ему золотые часы.

Всего год спустя молодой гений авиации снова удивил весь мир. По проекту Сикорского, с использованием достижений «Русского витязя», был построен гигантский лайнер «Илья Муромец», и сам конструктор совершил на нем перелет из Петербурга в Киев и обратно. Это был первый пассажирский аэробус в мире, а в годы начавшейся войны он стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Когда среди немцев появились слухи о гигантских русских самолетах, германское командование пыталось их развеять, уверяя, что такие самолеты просто не могут существовать. Сами немцы со своей хваленой техникой построить их в то время никак не могли. «Муромцы» были практически неуязвимы для истребителей противника – за всю войну русская авиация потеряла только два самолета этого типа.

Родился гений авиастроения в 1889 году в Киеве в семье врача-психиатра. В детстве его любимой книгой был роман Жюля Верна «Робур-Завоеватель», где описывался полет на гигантском воздушном корабле. Такой корабль приснился ему однажды даже во сне.

Поразили его также книги о Леонардо да Винчи и его проектах летательных аппаратов. Первую в России модель вертолета он соорудил, когда ему было всего 12 лет во дворе своего киевского дома.

Сикорский, по примеру брата, поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако, поняв вскоре, что его призвание – авиация, поехал учиться во Францию, где тогда появились первые самолеты, а в 1912 году был приглашен в Петербург на должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. Именно там он сконструировал 20 оригинальных самолетов, в том числе - уникальные «Русский витязь» и «Илья Муромец», ставшие потом прототипом всех тяжелых многомоторных самолетов. Сикорский создал и первый в мире аэробус, который поднимал в воздух 17 пассажиров. В 1912 году он был удостоен Большой золотой медали на 2-й Международной воздухоплавательной выставке.

Помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал целый ряд других самолетов: легкий истребитель, морской разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Так, благодаря Сикорскому, в России создавалась могучая отечественная авиационная промышленность. За эти заслуги Сикорский был награжден одним из высших российских орденов – орденом Святого Владимира 4-й степени. Гений авиации не только конструировал самолеты, но и сам сидел за их штурвалом. Установил множество рекордов высоты и дальности полетов.

Уже тогда его слава пилота была так велика, что в Петербурге, в Мариинском театре, поставили оперу «Летчик Сикорский».

К тому времени гением авиации были разработаны 25 моделей самолетов и два вертолета.

Но после революции оказалось, что гениальные конструкторы большевикам не нужны. В Петербурге небо стало непривычно голубым - остановились все заводы. Между торцов мостовых, где перестали ездить кареты и автомобили, выросла трава. Сразу шесть новых самолетов Сикорского так и остались на заводском конвейере. Мало того, конструктору явно не пролетарского происхождения грозил расстрел. Сикорскому хотели, кроме того, припомнить обвинения в адрес его отца, который принимал в качестве медика участие в расследовании так называемого «дела Бейлиса». Чекисты уже расстреляли всех, кто был к нему причастен.

В начале 1918 года один из сотрудников конструктора, связанный с большевиками, пришел к нему ночью и предупредил: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле».

Сикорский был вынужден бежать в Англию, затем во Францию, а потом перебрался в США.

Его жизненный путь в эмиграции поначалу вовсе не был усыпан розами. После войны самолеты в США оказались невостребованными. Выдающийся авиатор бедствовал, трудился чернорабочим, подрабатывал уроками математики в вечерней школе для русских эмигрантов в Нью-Йорке. Но, в конце концов, основал собственную фирму «Сикорский эйркрафт», которая сперва ютилась в бывшем курятнике. Помог конструктору другой русский гений – всемирно знаменитый композитор и пианист Сергей Рахманинов, тоже оказавшийся в США. Он купил акции фирмы на 5 тысяч долларов - немалые по тем временам деньги - и в рекламных целях стал ее вице-президентом. Постепенно вокруг Сикорского собрались и другие эмигранты из России: инженеры, чертежники, механики. Конструктор М. Глухарев был заместителем директора фирмы Сикорского. В Стратфорде на фирме Сикорского бывший адмирал Б. Блохин трудился простым рабочим, а бывший генерал С. Денисов – ночным сторожем. Русскими были даже уборщики и охранники.

О своих сподвижниках в компании Сикорский говорил: «Они готовы умереть за меня, так же как и я за них».

На его заводе, на территории которого был сооружен православный храм, царила совершенно особая атмосфера духовности, которой не было нигде в капиталистической Америке.

Успехом стал сконструированный Сикорским первый в мире самолет-амфибия, «летающая лодка», как ее называли. Заказы посыпались со всех сторон. Престиж русских инженеров в США вскоре оказался так велик, что заказчики начали требовать, чтобы и на других авиафирмах не менее половины персонала была из русских. Одна из лодок-амфибий Сикорского принимала участие в поисках пропавшего в северных льдах экипажа Леваневского. Ее можно было видеть и в любимом Сталиным фильме «Волга-Волга», правда, машину выдавали за «советскую».

Но главной удачей гениального русского конструктора в США стали вертолеты. Первый экспериментальный вертолет его конструкции поднялся в воздух в 1939 году. Тут уже к изобретателю пришла всемирная слава. Вскоре Сикорского стали называть в США не иначе как «мистер вертолет». В 1942 году его боевая машина была единственной в армиях стран антигитлеровской коалиции.

Под конец своей карьеры выходец из России был автором-разработчиком 17 американских самолетов и 18 вертолетов, 90 из ста вертолетов в мире построены по проектам, в основу которых положены технические идеи Сикорского.

Все президенты США, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, пользовались только вертолетами его фирмы.

Именно на вертолете «эмигранта Сикорского» летал Никита Хрущев, когда приезжал с визитом США. Русского конструктора наградили призом братьев Райт и другими отличиями. Сикорский был почетным доктором многих университетов, и не только в США.

Сикорский был небольшого роста, но обладал недюжинной силой. Он увлекался автомобильными путешествиями, альпинизмом, сумел покорить многие вершины Канады и США. В жизни великий конструктор слыл простым и скромным человеком, добрым и отзывчивым. В Стратфорде вокруг его фирмы сплотилась большая русская колония. Построили православную церковь, основали школу, клуб, русскую оперу, а бывший казачий генерал Агоев создал ферму племенных скакунов. До сих пор некоторые районы Стратфорда носят русские названия: Русский пляж, Чураевка, Дачи. Он много помогал беженцам из России. На средства конструктора издавались труды выдающегося русского писателя, историка и мыслителя Ивана Солоневича, он жертвовал деньги на работу радиостанции «Братства Русской правды», был членом Толстовского фонда и правления Общества русской культуры.

Великий инженер Сикорский – внук православного священника - был еще и выдающимся религиозным мыслителем, писал философские и религиозные трактаты, только недавно переведенные и опубликованные в нашей стране. Среди них - «Послание молитвы Господней», «Незримая борьба», «Эволюция души» и другие. «У мира, который полагается только на материальную сторону в ущерб духовной, нет будущего, - считал Сикорский. – Человеческое общество, которое безрассудно занимает неверную позицию в высшей битве между правдой и ложью, между Богом и сатаной, само обрекает себя на гибель».

Он исследовал природу интуиции и творчества.

Некоторые прозрения Сикорского актуальны и в наши дни. Он предупреждал, что, несмотря на все достижения техники и рост материальных богатств, человечество сегодня «испытывает кризис беспрецедентной глубины и величины». А причину этого, по его мнению, «следует искать во внутреннем и глубоком беспорядке в духовной и моральной сферах жизни». Вспоминая об истории пребывания Христа в пустыне, когда он был трижды искушаем дьяволом, Сикорский напоминает нам, что Сын Божий принял решение в пользу добра, а не зла, духовного, а не материального. Но, рассматривая события современной истории, мыслитель убедительно показывает: люди постоянно отдают предпочтение материальному, действуя вопреки примеру Христа.

«Если, - предупреждает Сикорский, - миром будут управлять духовно мертвые люди, то его можно сравнить с самолетом, которым управляет несознательный и неопытный экипаж».

Ни на одно мгновение эмигрант поневоле не забывал о далекой России, куда ему уже не суждено было вернуться. «Русский народ… должен подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед», - вот его слова. И еще: «Нам нужно учиться, а главное – много работать, чтобы восстановить Родину, когда она этого потребует». Увы, великому конструктору, который, как никто другой, прославил русский технический гений во всем мире, так и не удалось принять участия в восстановлении России.

…Когда серийное производство его самого популярного в мире вертолета С-58 достигло своего пика, 400 машин в год, Сикорский вышел на пенсию. Гений авиации тихо умер в своем доме в 1972 году в возрасте 83 лет, во сне. Жена нашла его утром спокойно лежащим на кровати со скрещенными на груди руками - так умирают праведники.

Рассказывали, что во время его похорон в небе появился символический знак: следы двух пролетевших в небе самолетов образовали над кладбищем большой белый крест…

Но на родине его имя долгое время оставалось под запретом. В СССР о нем не упоминали, даже когда говорилось о его детище – «Илье Муромце», авторство этого самолета приписывалось некой «группе молодых конструкторов». В 1982 году, через десять лет после кончины Сткорского, в редакцию журнала «Техника – молодежи» обратились известный советский авиаконструктор О. Антонов и три прославленных летчика - М. Галлай, М. Громов и Г. Гофман. Они высказывались за то, чтобы вернуть Родине имя Сикорского, установить мемориальные доски на зданиях, связанных с его деятельностью. Редакция в те времена материал опубликовать не осмелилась и переправила его в ЦК КПСС. В ответ партийные чиновники сочинили документ под грифом «Секретно». В нем отмечалось, что Сикорский «крайне негативно оценивал Великую Октябрьскую социалистическую революцию», а потому-де о восстановлении его доброго имени «не может быть и речи».

Сегодня имя русского гения возвращено России.  

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Петр Петрович
10.06.2013 14:25
Статья интересная, что и говорить. Вот только некоторые ляпы выдают "сочинение на заданную тему". Большевики, мол, плохие, таким, как Сикорский, места в советской России не было. Зато сейчас, когда полным ходом идет возрождение России, мы поговорим о "национальных" героях.

1) \\\Но после революции оказалось, что гениальные конструкторы большевикам не нужны.\\\

    \\\ После войны самолеты в США оказались невостребованными. \\\

То, что самолеты в США оказались невостребованными тоже большевики виноваты?

2)   \\\ Увы, великому конструктору, который, как никто другой, прославил русский технический гений во всем мире, так и не удалось принять участия в восстановлении России. \\\

Только глубоко заблуждающийся человек может назвать теперешнее состояние России возрождением. Скорее вырождением.

3)  \\\«Если, - предупреждает Сикорский, - миром будут управлять духовно мертвые люди, то его можно сравнить с самолетом, которым управляет несознательный и неопытный экипаж».\\\

Да, да, прав Сикорский. Заменяем слово "миром" на постсоветская Россия и его прозрение попадает в точку.

4)  \\\«Русский народ… должен подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед», - вот его слова. И еще: «Нам нужно учиться, а главное – много работать, чтобы восстановить Родину, когда она этого потребует». \\\

Вспомним слова Сикорского, когда в России наступит время настоящих реформ, которые помогут вылезти России из Болота. И учиться будем и работать, а вот воровать запретим.

Гусеву
08.06.2013 0:55
   Да, обошлись и без тех и этих, и без Сикорского и прочих!Интеллект нации взращивается столетиями, а уничтожается за один день! Создавали, догоняли, надорвались и сдохли! Конец большевистской эпопеи известен.
Айвенго
07.06.2013 15:27
Кто плюет в мужское конечно оно все считает дерь.., и что все построено на лжи и зле и нету не чего святого. Но умирали только за святое, имея веру в себе, высоту, защищая это как дом свой, вынося самые страшные нагрузки, это двигало народом. То что не имеет святого оно не имеет не чего мужского, оно плюет в это и боится, восхваляя крыс, но воин и защищает человеческое на своей земле от пустого, он это делает по своей воли, а не под автоматами. А народ, лишенный святого, в пустом и грызущийся как крысы не имеет мужского не чего ему и защищать нечего он гибнет в потопе самоубийства с надзирателями, оторванный от земли своей, обескровленный.
Кто может оправдать допустим немцев как Суворов и оплевать наших солдат которые обрели святое в себе и победили защищая свою землю. Суворов может написать что там наши солдаты шли на смерть за деньги как наемники или то что их гнали вперед заградотряды, это петушиное тычется в пустое оно сучье плюет в огонь, оно и нашло себя в деле грабежей и разрушения. Мастера во лжи, как церковники сейчас могут оплевать Советское прошлое страшное с разводами и поднять разврат нынешний, да это адвокатское оно пустое  все - слепое.
В тюрьму засадили народ после 91 г. где он действительно подыхал под надзором фашистских оккупантов на твоей земле, до этого он жил и созидал и не под дулами автоматов, их может боится пятая колонна сейчас, то что его развращала и спаивала, наш народ имел дух он созидал, не за подачки понятно, он был воином служившим своему, это все с подачками пришло суда но оно убило народ в рабстве. И все что построили это создал народ, а не рабы какие в тюрьме, он служили Родине, это не были воры и рабы какие-то.
Народ созидает только обретая свой дух опять, потеряв это он погибал в потопе дерьм…, ему не чего было защищать просто.
Мужское образуется когда оно избавит себя от левого, от жопы, от дерьма, без этого народ не имеет мужского сил и ему и защищать не чего и оружие делать не для чего и он и не живет в тюрьме. Кто левое несет и жо.. это именно Ленинское и Ельцинское и воров он и сажает народ в тюрьму, и ссылали все это пустое, защищая народ при царях и Сталине. Она с… в штаны наложит с бабами вещевая развлекающаяся…
Вера
07.06.2013 14:51
\\Студенту.
Так вы либерал...Так бы сразу и говорил!
Они дюже любят про верховенство закона песни петь.\\
И ещё дюже не любят русский народ и от всякого достижения русских их корёжит.
student-Александру, Игорю
07.06.2013 12:46
Александр из Од.06.06.2013 21:22
Студенту.
Так вы либерал...Так бы сразу и говорил!
-----------------------
1-Общение с вами просто умиляет...
Вы подтвердили всё то, о чём я писал в
06.06.2013 17:24.
2-ВОПРОС. Вы верующий ? Тогда как можете исполнять Закон Божий, если даже в государстве "верховенство закона" не выносите ?  Ведь государственный закон от власти, а власть от Бога.....
3-ПО вашему отношению к советской власти (которая тоже была дана Богом) можно сделать вывод- ВЫ ВСЕ СЛУГИ МИРА СЕГО. И ЕГО КНЯЗЯ. ПО СЕМУ НЕ УВАЖАЯ ЗАКОН, ВЫ УВАЖАЕТЕ ТОЛЬКО СИЛУ. В этом и есть причина краха русской  цивилизации беззакония. Она в ваших душах, а не в либералах.

Александр из Од.
06.06.2013 21:22
Студенту.
Так вы либерал...Так бы сразу и говорил!
Они дюже любят про верховенство закона песни петь.
Игорь_
06.06.2013 18:26
student пишет:
"2- насчёт "православия" Сикорского- перечтите мою реплику от 05.06.2013 13:54. И УКРАИНСКОГО УНИАТА С ПРАВОСЛАВНЫМИ НЕ РОВНЯЙТЕ. ГРЕХ БОЛЬШОЙ."

Прочитал, ничего полезного для себя не нашёл. И сначала ничего не понял про украинский униат и какой-то там грех. Какое отношение это имеет к И.И.Сикорскому? Но потом понял, что ваши студенческие познания поверхностны. Вы умудрились приплести в эту тему Сикорского Петра Дмитриевича (Митрополита Поликарпа). Тот действительно имеет прямое отношение к тому, что Вы написали.
Но Поликарп не имеет никакого отношения к Игорю Ивановичу Сикорскому, глубоко Православному человеку. Это просто его однофамилец.
И не стоит злоупотреблять крупным шрифтом - я пока ещё не утратил способности видеть и обычный.

Student пишет:
"И. Сикорский был похоронен на грекокатолическом кладбище в шт. Коннектикут."

Я не могу сказать почему он был захоронен на этом кладбище. Возможно потому, что в американском Стрэтфорде не было православного кладбища. Не дома же его хоронить. В любом случае это не является доказательством отсутствия у него Православной веры.

studeht пишет:
"...вот и работал бы в СССР, как работали советские конструкторы."

Вот когда Вам будет грозить расстрел - вот тогда и будете решать где Вам жить и работать. А в то время убегали из страны не за куском пирога.
student- Айвенго.
06.06.2013 17:39
Айвенго
06.06.2013 15:18Царская Россия умудрялась иметь авиацию и подлодки без уничтожения своих крестьян...
------------
1-Как Россия " умудрялась" ? БЕДА В ТОМ ЧТО ВЫ И НЕ ПЫТАЕТЕСЬ ПОНЯТЬ КОНКРЕТНО КАК УМУДРЯЛАСЬ. ВАС ЭТО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ.
Россия просто покупала авиамоторы во Франции. Например для самолётов Сикорского. Так же Россия и теперь "умудряется" покупать микрочипы для ГЛОНАСС в Малайзии. Развалив своё собственное производство.
2-А зачем уничтожать крестьян, чтобы построить авиацию ?  Вы когда смотрите НТВ- немного хоть думайте !
Посмотрели бы динамику роста населения.
Особенно убыль в мирное время  после 2000 года.
3-А что до авиации, то в СССР она создавалась в основном во второй половине 30-х годов. Когда колхозы уже давали урожаи по 100 миллионов тонн зерна в год. Больше нынешнего.
4-Помните завет Козьмы Пруткова:
"Многие люди подобны колбасам. Чем их начинят, то они в голове и носят". Не уподобляйтесь. Пытайтесь мыслить логично.
student
06.06.2013 17:24
Александр из Од.
06.06.2013 9:19 Студенту.
В вашей палитре есть какие-нибудь краски, кроме черной? Или вы либерал?
----------------------------------------
1-Вы, как и большинство соотечественников способны мыслить лишь категориями братков из ОПГ. Типа:"наши пацаны- не наши пацаны". Либералы- патриоты- коммуняки и пр. Короче говоря- из какой банды ? Чей холоп будешь ?
Под кем ходишь ?

2-Главные вопросы цивилизованного человека- вопросы о логике, противоречиях, смысле, законности-на практике вас вообще не интересуют.
ПО ВАШИМ РЕПЛИКАМ Я ЭТО ПОНЯЛ ХОРОШО.

3-Это и есть причина отсутствия порядка в обществе и причина современной катастрофы русского народа. Порядок можно построить только на остнове твёрдого закона, а не на основе произвола господствующего политического
клана.
4-Народ, живущий по принципу "закон, что дышло.."- останется в позапрошлом веке. Путь в будущее ему закрыт.
Айвенго
06.06.2013 15:18
Война в  Корее и во Вьетнаме была как известно в момент накала между Америкой и СССР, именно по национальному и религиозному моменту, или вообще между Западом торгашеским и Россией воинской. А смысл делать оружие и жить возникает только когда нужно за что-то бороться отличное свое, что давало жизнь народу, а не отменяло ее в угоду пустому. Во времена товарища Сталина 40-50-х потенциальные революционеры находились в расстрельных списках (дело врачей) или носили звание детей врагов народа (убитых Сталиным революционеров), именно когда шла война в Корее, здесь назревала расправа над все этим … революционным, которое в 20-е и разграбило и истерзало русский народ на его земле, Сталина вообщем и убрали те же кто и покушался в царей русских. А когда шла война во Вьетнаме всякие диссиденты как известно сидели или под надзором в ссылках или просто находились на лечении в психиатрических клиниках. Нынешняя либеральная братия не зря поносили Брежнева и ненавидели Сталина как и всю Россию историческую.
Аналогия того времени с 90-2000-ми полная, не о каком созидании речи не шло, даже те же Гайдаровцы… постоянно говорили (обосновывали как адвокаты) о тупиковости экономики СССР после его краха, разрушенного ими же. И огромное количество инженеров было выброшена Гайдарами на улицу бедствовать, (Турция челноки), они оказались не нужны и беспомощны в деле воровском, и были унижены как и весь народ твой вообщем честный именно ворами которым дали дорогу революционеры, а молодые люди русские умирали и деградировали среди грязи этой всей, теряя в себе все творческое и производственное что у них и могло еще быть со времен СССР.
Говорить что у Ленина с Троцким были какие цели укрепления народа, против которого они по сути дела и вели борьбу, защищая интересы Америки по аналоги с нынешними Либерал-демократами конечно это чушь полная, он и находились здесь с целью разрушения всего что можно разрушить, выступая как утилизаторы, называя это реформами или коллективизацией.
Царская Россия умудрялась иметь авиацию и подлодки без уничтожения своих крестьян, она все это имела при огромном крестьянском населении, можно представить величину КПД русской промышленности тогда, которая имела и железные дороги и люди не умирали миллионами и войны шли за пределами страны, как кстати и при Сталине и Брежневе.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».