Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2018

Сикорский

О жизни и научных трудах известного русского психиатра и националиста
Александр Репников, доктор исторических наук
27.06.2008
Сикорский

Нельзя отнести имена психиатра Ивана Алексеевича Сикорского и его сына – авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского к забытым. Но как это часто бывает, чем больше известен человек, тем меньше мы о нем на самом деле знаем.

  

До революции И.А. Сикорский пользовался колоссальной известностью. О нем писали много, часто давая диаметрально противоположные оценки его деятельности и взглядам. В советских энциклопедиях найти информацию про И.А. Сикорского сложнее, чем про его сына. Современный энциклопедический словарь сообщает, что Иван Алексеевич Сикорский – автор трудов «по вопросам психических эпидемий (массовых психозов), психогигиены и психопрофилактики, логопедии, психологии детей, педагогике» основал в 1912 году в Киеве первый в мире Институт детской психологии и «придерживался крайне консервативных взглядов». Выступив в качестве эксперта на процессе М. Бейлиса, он «отстаивал версию о совершении обвиняемым ритуального убийства».

Не оправдывая и не обвиняя, попробуем кратко рассказать о взглядах и деятельности Сикорского.

 

Четыре года назад в Киеве вышла написанная на основе малодоступных для российских исследователей архивных документов монография В.И. Менжулина, в которой предпринята попытка рассмотреть «неудобные страницы психиатрии», связанные с Сикорским. Для многих эта работа стала открытием. Если о Сикорском, как психиатре писали, то о Сикорском-националисте (и монархисте) до недавнего времени было не принято упоминать. Как не принято было упоминать и о том, что художник В.М. Васнецов и ученый Д.И. Менделеев поддерживали деятельность русских правых организаций начала ХХ в. О Сикорском, как русском националисте, стали часто писать, после того, как современные правые деятели (прежде всего, В.Б. Авдеев) начали переиздавать его труды. В 2007 г. вышла фундаментальная монография Э.И. Колчинского «Биология Германии и России-СССР в условиях социально-политических кризисов первой половины ХХ века», а в 2008 г. исследование М. Могильнер «Homo imperii: История физической антропологии в России (конец XIX – начало ХХ вв.)».  

Иван Алексеевич родился 26 мая 1842 года в семье священника села Антоново, Сквирского уезда, Киевской губернии. По воспоминаниям, семья была большая – шесть сыновей и шесть дочерей, Иван Алексеевич был шестым ребенком. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно научился читать и читал по целым дням. Окончил Киево-Софийское духовное училище, затем Киевскую духовную семинарию. В период учебы «свободно читал и переводил классиков, занимался естественными науками, литературой, философией, изучил французский и немецкий языки»  

Сдал в 1862 г. экстерном экзамены в Первой киевской гимназии и поступил в Университет Св. Владимира. По воспоминаниям, «отъезд… в Киев для поступления в университет был событием в доме сельского священника. Родители собрали сына, как могли, дали три рубля денег и маленький самовар». Начинается новая жизнь. Учеба, научная деятельность, поиски заработка и чтение книг. «К этому же времени относится начало собрания библиотеки, которая к концу его жизни стала одной из крупных частных библиотек и содержала свыше двадцати тысяч томов ценных и редких книг». Впоследствии к научным изданиям библиотеки Сикорского прибавились «художественные фотографии и альбомы музеев всего мира», приобретенные им в многочисленных поездках. Библиотека Сикорского, которую он собирал всю жизнь, содержалась в полном порядке и служила не только своему хозяину. Впоследствии, уже став знаменитым и обеспеченным человеком, Сикорский любил вспоминать из времен своей студенческой жизни случай, когда к нему в комнату забрались воры и украли единственный костюм, пальто, сапоги и шляпу. В результате, он «принужден был оставаться в постели, пока к нему не заглянул студент-товарищ и не выручил из затруднения, одолжив свой костюм. Но Иван Алексеевич был так счастлив, что воры не тронули его книг, что об этом событии вспоминал, как о счастливом дне своей жизни». Для удобства пользования библиотекой был составлен специальный каталог (впоследствии изданный в печатном виде), а каждая книга помещалась в шкафу на своем месте.  

В 1863 г. Сикорский перевелся с естественного факультета на медицинский, который закончил с отличием в 1869 г. Как способный студент, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. 6 марта 1872 г. он получил степень доктора медицины за работу «О лимфатических сосудах легких». Специализируясь на изучении патологии душевных и нервных болезней, Сикорский переезжает в Петербург. Он занимает должность приват-доцента Медико-хирургической академии. В 1880 г. он назначается чиновником особых поручений при начальнике Главного управления военно-учебных заведений с оставлением на службе в Медицинском департаменте МВД. Сикорский был удостоен звания приват-доцента психиатрии и нервных болезней и назначен штатным ординатором психиатрической больницы Николая Чудотворца. Его избирают членом научных обществ в России и Европе.  

С 1 января 1885 г. Сикорский назначается экстраординарным, а с 1889 г. ординарным профессором по кафедре систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях Киевского университета. Он основывает журнал «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». В Киеве им был организован Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912). В конце октября 1896 г. в Киеве было создано «Юго-Западное общество трезвости» для борьбы с алкоголизмом, председателем которого был избран Сикорский. Он также стал председателем Психиатрического Общества, Общества покровительства лицам, отбывшим наказание и детям бесприютным; членом Общества Нестора-летописца, Юридического и Физико-медицинского обществ.  

Сикорский - автор более 100 научных работ по различным вопросам патологической анатомии, клинической психиатрии и педагогике, антропологии. Ряд работ Сикорского затрагивает темы, связанные с такими социальными проблемами, как алкоголизм, наркозависимость, проституция, суицидальные явления и пр. Как отмечает, исследователь Э.И. Колчинский, в январе 1887 г. на Первом съезде российских психиатров в Москве особую обеспокоенность вызвали именно вопросы нравственного вырождения нации, увеличения числа психических заболеваний и самоубийств.  

Многие его работы дополнялись и перерабатывались, выдержав ряд переизданий. Помимо книг, брошюр и статей, также публиковались и тексты некоторых его публичных лекций: «О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста» («Здоровье». 1879 г. № 104); «О заикании» (СПб., 1889); «Дневник больного, злоупотреблявшего гашишем и морфием» (1896); «Черты из психологии славян. Речь в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 мая 1895 г.» (Киев, 1895); «Алкоголизм и питейное дело» (1897); «Об успехах медицины в деле охранения высших сторон здоровья» (1898); «О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России: Статистическое исследование по официальным источникам» (1899); «Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены» (Киев-Харьков, 1899-1900. Кн. 1-5); «Характеристика трех основных человеческих рас – черной, желтой и белой, в связи с вопросами Русско-Японской войны: (Публичная лекция в пользу Красного Креста, читанная в Университете св. Владимира 23 февраля 1904 г.) (1904); «Психологические основы воспитания и обучения» (Киев, 1909); «Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии» (Киев, 1910); «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» (Киев, 1912); «Надвигающийся великий кризис от вина» (Киев, 1912); «Основы алкогольной политики в России» (Киев, 1912) и др. (последняя из упомянутых брошюр заинтересовала С.Ю. Витте, который приобрел экземпляр для своей личной библиотеки).  

Многие работ Сикорского переводились на немецкий, французский и английский и другие европейские языки. Работа «Душа ребенка» (СПб., 1901) выдержала в Германии свыше 14 изданий. Такая работоспособность во многом была следствием самодисциплины и ограничения. Алкоголь, курение, изысканные блюда и всевозможные развлечения были не для Сикорского. Не случайно в шутку говорили, что у него 36 часов в сутках.  

По своим политическим убеждениям Сикорский был монархистом и русским националистом, полагая, что «националисты во всех странах – это такие люди, которые хотят показывать душевные качества и духовную мощь своего народа».

  

В докладе, прочитанном 8 апреля 1910 года в Киевском клубе русских националистов, Сикорский рассматривал идею национализма с биологической точки зрения. Он полагал, что в оценке судьбы и будущего народов нужно принимать в расчет все пережитые ими исторические и биологические прецеденты. Народы, выделившиеся из ряда других благодаря своим биологическим особенностям, внесли в свою природу и жизнь «неисчислимые затраты психической энергии», тем самым составив «духовный капитал». Этот капитал они передавали потомкам как биологическое наследие, и «сделаться участником этого великого духовного капитала возможно для постороннего индивидуума или народа только путем антропологического объединения, так как природа не знает и не практикует ни подражаний, ни дарственных записей, ни отчуждения духовных качеств». Поскольку биологическое и психологическое существуют совместно и не подлежат разделению, все наследие прошлого «дается сразу сыну своего народа», а значит «существующее ныне господство великих народов — это не продукт истории и исторических событий, но глубочайшее доисторическое и биологическое явление, служащее выражением эволюции и прогресса жизни». Националисты же (не только в России, но и в других странах), это те люди, которые хотят показать душевные качества и духовную мощь своего народа, продемонстрировать «народный дух», который представляет собой создаваемое веками биологической и исторической жизни «величайшее биологическое богатство». Завершая свой доклад, Сикорский перечислил атрибуты той самой «народной (национальной) души», которую должны были охранять националисты. В качестве таких атрибутов были названы: язык, поэзия, художественное творчество, школа, пресса, религия.  

Вместе с тем, как отмечает исследователь Колчинский, «Сикорский издал серию интересных биографий деятелей русской культуры, в которых объяснял их достижения, например, А.С. Пушкина, потомка африканца, унаследованной психической организацией…». Обращаясь к генеалогии Александра Сергеевича, Сикорский приходил к выводу, что «великая натура поэта далеко не укладывается в рамки одной национальности». Таким образом, по наблюдению историка Д.А. Коцюбинского, противоречия между культурологическим и биологизаторским подходами постоянно давали о себе знать при рассмотрении феномена национальности.  

После начала Первой мировой войны, Сикорский присоединился к антинемецкой компании, выпустив брошюру «Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их». Книга имела подзаголовок на титульном листе: «Сбор от продажи в пользу семейств раненых». В ней ученый выражал надежду на победу над врагом: «Прогрессивное человечество твердо решилось добиться цели соединенными силами многих держав, не останавливаясь даже перед перспективой пожертвовать еще раз миллионами человеческих жизней и миллиардами золота, только бы положить предел насилию и грабежу, убивающему прогресс самой жизни человеческих обществ». Брошюра заканчивалась настоящим панегириком союзу России, Англии и Франции: «Одаренность народов Тройственного Согласия обещает успешность всякой коллективной работы… Все три союзные народы отличаются каждый — расовою одаренностью, обладают хорошо развитою национальной литературой, и все три выработали у себя психологически тонкий язык… Все три народа, кроме того, материально обеспечены как естественными богатствами своих стран, так и значительными запасными территориями, обещающими ту же обеспеченность и в будущем. Своевременное приобретение таких территорий свидетельствует об уме, здравой расовой проницательности и давней предусмотрительности». Сложно согласиться с исследователем В.И. Менжулиным, выводящим германофильство Сикорского из того, что он отнес немцев «к расам здоровым и одаренным».

В своей книге Сикорский пишет: «Немцы представляют собою расу, бесспорно одаренную и сильную, хорошо приспособленную к жизни… немцы не лишены инстинкта расовых территориальных сбережений и накоплений, но всегда совершали это своеобразным способом».

Критика профессором противника, действительно затрагивала ряд ошибок, допускаемых немцами в вопросах, связанных с созданием “территориальных запасов” (колоний).  

В 1915 г. в Киеве вышла 56-страничная брошюра Сикорского «Что такое нация и другие формы этнической жизни?» Современный исследователь текста этой брошюры, Марина Могильнер отмечает, что ее содержание свидетельствует о том, «что научный дискурс и роль Эксперта были для Сикорского не самостоятельной ценностью, а лишь инструментами в идеологической борьбе, прежде всего – в деле создания и легитимации национального проекта, и если эти инструменты не давали желаемого эффекта – в ход шли другие “инструменты”». По мнению Могильнер: «В отличие от большинства русских антропологов рубежа веков, Сикорский интересовался не просто изучением и описанием “расового состава” империи и эволюцией человечества как вида, но объективизацией неравенства народов, т.е. основаниями расовой иерархии. Видимо, этот вариант расового дискурса также требовался русскому национальному проекту для самолегитимации в условиях многонациональной империи. Европейски образованный и начитанный, Сикорский, вполне в духе эпохи “наций и национализма”, стремился внести системное начало в “хаос” империи: “его” империя состояла из русской нации, на основе которой будет продолжаться развитие государства, и нерусского населения – объекта ассимиляции»  

1 февраля 1919 года на 77-м году жизни И.А. Сикорский скончался в Киеве. По воспоминаниям, «тяжкую болезнь, поразившую его за три года до смерти и приковавшую его к постели, он переносил с величайшим терпением, ясно понимая всю картину болезни, течение ее и близкий конец. Он говаривал, что для него было большим несчастьем заболеть той самой болезнью, от которой он лечил других. Но, несмотря на тяжкий физический недуг, дух его до самой смерти продолжал оставаться бодрым, мысль продолжала свою работу».  

Хотя свидетельства и подтверждают естественную смерть ученого, время от времени появляются (без каких-либо ссылок на источники) ошибочные упоминания о его насильственной гибели (например, в статье С. Фомина), не имеющие под собой никакого основания. Вадим Менжулин, посетивший в 2003 г. могилу Сикорского на Байковом кладбище в Киеве упоминает про простой железный крест, стоящий на могиле и табличку, установленную, судя по надписи, значительно позже. К тому же «на ней написано, что усопший прожил 72 года, тогда как на самом деле смерть настигла его на 77-м году. Тем не менее, могила выглядит ухоженной. Значит, остались люди, питающие к И.А. Сикорскому добрые чувства. И это далеко не самый печальный из всех возможных финалов».  

В 1931 году в США, под заголовком «Книга жизни», вышло объемное издание «Психологической христоматии (именно так, через букву И, нужно писать это слово, заявлял Сикорский). Книга была посвящена памяти «Сергея Ивановича Сикорского, погибшего в морском сражении 28 сентября 1914 г.».  

Сын Ивана Алексеевича - Игорь Иванович (1889-1972), учился в Петербургском морском училище, затем поступил в Киевский политехнический институт. Уже с 1908 года он строил самолеты. Именно ему принадлежит создание таких самолетов, как: «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положивших начало многомоторной авиации. Совсем недавно исполнилось 95 лет с того дня, как первый в мире тяжелый многомоторный самолет «Русский витязь» успешно прошел в Петербурге испытания в полете, а через два с половиной месяца установил мировой рекорд, пролетев 1 час 54 минуты с семью пассажирами. В 1919 И.И. Сикорский эмигрировал в США, где основал авиационную фирму. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сентябрь
08.01.2017 21:35
Так,я не читал трудов Сикорского и опровержений. Я не нацик и не против подобных взглядов. Но я уверен что люди не одинаковы и не ровны. Будь мы одинаковы, цвет кожи у всех был бы 1. Конечно не принято говорить но у негров несколько столетий назад форма черепа отличалась от европейцев(эту информацию я не проверял, могу ошибаться). Затем гинетика, коренные жители африки имеют ген неандертальца чего нельзя сказать о жителях европы. Негры хорошо бегают) и это факт. Посмотрите олимппийские игры, кто быстрее всех? В процентном соотношении. Затем язык на котором человек говорит, определяет его мышление. Так же язык влияет на строение нёба во рту человека. У китайцев, арабов и европейцев оно отличается довольно сильно. Я не говорю что какая-то расса или национальность лучше или хуже. Мы просто разные. А как кто-нибудь начинает копаться в этом его клеймят нациком или фашистом. Мы не одинаковы и не ровны мы разные, и тоже с геями. Я не гомофоб но геи это ошибка эволюции, отрицательная мутация. Если бы все бли геями и лесби мы бы вымерли через 100 лет. А как только начинают проводить эксперименты над геями так сразу гомофоб. Если человек проводит исследования не укладывающиеся у кого-то в голове не значит что они не верны или бесполезны. Многие вакцыны были изобритены фашистами в ходе ужасных эксперементов. Да, методы не приемлимы но результаты до сих про спасают людям жизни. Я к тому что мол Сикорский подгонял свои труды к своим убеждениям, но когда их оправергают тоже руководствуются своими убеждениями. Я к тому что при изучении чего либо стоит отбросить религию, свое воспитание, моральные принципы, убеждения окружающих тебя людей. И оприраться на факты, статистику, эксперименты, исследования. А не на то что это не приемлимо в современном обществе. И я так же не отрицаю что Сикорский мог  просто ошибаться.
Юрий
29.08.2016 14:50
Жаль, что многие позабыли о национализме великих русских учёных и исторических деятелей, наподобие Менделеева или Сикорского. Замечательная и нужная статья. Спасибо.
Леонид
03.07.2012 13:38
Поскольку работы Сикорского так возбуждают комментаторов, предлагаю "во имя политкорректности" их поместить в спецхран. Или вообще от греха подальше уничтожить. Вот тогда все споры сразу прекратятся.
Эла
02.07.2012 1:14
господин конопля так воспевающий книгу "ФИЗИОГНОМИКА" Сикорского забывает заметитить, что по выводам этой книги гении, должны быть выродками,а большая часть русского народа дегенератами.
Кроме того, махровый антесимит, ярый ксенофоб, ненавидещий украинцев,Сикорский сильно ошибался в основной теории: русские не арийцы и остальные нации не ассимилируются в русском народе, а русские в итоге ассимилируются в мусульманах и китайцах. А вот у настоящей русской аристокатии и интелигенции не было комплекса неполноценности.
Станислав
30.01.2012 18:58
Нормальная взвешенная статья. Без истерик ("правых", "левых", "русофобских", "патриотических" и всяких прочих, которые столь свойственны нашим бойким "читателям газет 9пардон, интернета), глотателям пустот".
Николай Даимович
14.05.2010 1:10
Рекомендую монографию Менжулина (см. мою сноску) и монографию Э.И. Колчинского, упомянутые автором данной статьи. Это наиболее подробные исследования на данную тему. Раскрыто там и дело Бейлиса и научные труды Сикорского тоже.
Николай Даимович
12.05.2010 19:52
Участие Сикорского в деле Бейлиса :

http://www.is.svitonline.com/v_menzhulin/Sikorsky.htm
Николай Данилов
26.12.2009 9:13
Вы правы, Хаим. Это вообще интересный момент: в начале новейшего времени самые агрессивные русские националисты происходили из среды "малоросов" (как они сами себя идентифицировали). Достаточно вспомнить В. Шульгина (племянник которого уже был петлюровским министром, т.е. украинцем) и И. Сикорского, сын Игорь которого в США уже считался одним из наибольших покровителей "великорусской" культуры.

Кстати, участие проф. Сикорского в "деле Бейлиса" как-то автором статьи не раскрыто. :) :( Так же как и тот факт, что с точки зрения современной социологи и биологии Иван Алексеевич был не совсем чтобы банальным, но вполне определенным расистом. Спустя 20 с небольшим лет (в 1941-43) такие люди весьма бы "научно" интересовали оккупационную власть Киева.    
Хаим
14.11.2009 22:23
Автор опуса забыл упомянуть, что в те времена украинцы считались "вроде как"русскими и упоминание украинцев как отдельной национальности являлось крамольным. Что то слабо верится,  что в сквирском уезде киевской губернии говорили на каком то другом языке кроме украинского.
Михаил Конопля
В этом хорошем материале о творчестве выдающегося человека Ивана Алексеевича Сикорского нет упоминания о прекрасной книге, изданной в 1911 году - "ФИЗИОГНОМИКА", Киев, 1911 год, получившей премию имени профессора Тищенко. Этот почти в тысячу страниц фолиант оказался в моих руках в 1974 году. Тогда запасники библиотеки Художественного музея имени М.В. Нестерова в Уфе, открыли мне свои книги... Более сказочного материала, открывающего психологию человека по чертам лица, его конституции, рук..., - мне уже видеть не приходилось никогда в жизни. Тогда не мог сделать ксерокопию почти тысечестраничного прекрасного фолианта, в котором как подтвеждающее изложение автора были приведены сотни произведений искусств, фотографий лиц, ушей, рук... Наступили "свободные" времена. Но переиздания монографии И.А. Сикорского "Физиогномика" не видим, если только не за 50-75 тысяч рублей. Вот это свобода! Выдающийся Человек! И не странно, что и его сын - выдающийся Человек - гордость Русского народа. Михаил Конопля 2 июля 2008

Эксклюзив
12.11.2018
Беседа с известным философом, исследователем русской духовной традиции.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».