Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2020
"Славянская Прага-2008"

"Славянская Прага-2008"

В столице Чешской Республики состоялся Международный славянский этнографический фестиваль
Ян Миклас, специальный корреспондент «Столетия» в Чехии
11.07.2008
"Славянская Прага-2008"

Фестиваль "Славянская Прага-2008" был посвящен 160-летию первого славянского съезда в Праге (1848 г.), а также юбилеям славянских съездов 1908 и 1998 годов, которые также проходили в чешской столице. Мероприятие прошло при поддержке Славянского комитета Республики Чехия, Российского центра науки и культуры в Праге. Помощь в его проведении также оказал посол России в Чехии Алексей Федотов.

 

В Прагу приехали лидеры и члены современных славянских движений из России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Сербии и Болгарии. В первый день открылась выставка, посвященная древним традициям славянских народов. После этого состоялось собрание Международного славянского комитета. На нем лидеры славянских движений из разных стран говорили о своих успехах и проблемах. В конце первого дня фестиваля состоялся концерт фольклорных коллективов из России (Калининград), Чехии, Польши и Украины.  

Во второй день съезда прошла конференция, посвященная истории и современности славянских народов. Прозвучавшие на ней доклады касались как конкретных вопросов истории славянских стран (например, «Т.Г. Масарик и славянство»), так и проблемы славянства в эпоху глобализации (выступление М. Сидора из Словацкого института образования, искусства и спорта в Прешове).  

Прошедший фестиваль – хороший повод поговорить о идее славянства в современной Чехии и мире в целом.  

В сегодняшней Чехии тема славянства вытеснена на периферию культуры, политики и общественного сознания. Например, о фестивале «Славянская Прага» в СМИ мне не удалось обнаружить никаких публикаций.

 

В значительной степени это результат культурной и политической эволюции современного славянского мира, где вопрос о взаимосвязи славян не играет былой ведущей роли... В то же время в таких странах, как Чехия, Польша или Украина, политические и правящие элиты добиваются того, чтобы идея славянства, идея цивилизационного родства России и других славянских стран исчезла из истории и воспринималась бы обществом как угроза безопасности и независимости этих стран, как в политическом, так и в культурном смысле. Они хотят превратить славянство в «антимодерное» понятие, реакционный фактор культурной и общественной жизни. С этой точки зрения потом легко объяснять, почему некоторые славянские страны - к сожалению, к ним принадлежит и Чехия - стоят в первой линии современного "антирусского" и "антиславянского" политического и культурного движения. Возникает вопрос, действительно ли это движение в политике и СМИ выражает мнение большинства населения Чехии (а также Польши и Украины)?  

К этому вопросу мы еще вернемся. Но сначала несколько слов о истории славянского движения в Чехии. Именно в Чехии, наряду с Сербией и Болгарией, идеи славянства и цивилизационного родства с Россией получили наиболее мощное выражение. В этом Чехия мало похожа на Польшу.  

Идея славянства в Чехии начинает усиленно развиваться в конце XVIII века. В XIX - первой половине XX века эта идея приобрела доминирующее культурное и политическое значение, сыграла важную роль в процессе эмансипации чешского этноса от культурной и политической гегемонии немецкого этноса в Австро-Венгерской монархии. Значительную роль в этом процессе играла идея "австрославизма" (идея превращения Австро-Венгрии в славянское государство), а также осознание цивилизационной родства чешского народа с Россией, которая воспринималась в качестве защитника национальных чаяний чешского народа. В разной степени эти идеи озвучивали Ян Коллар, Франтишек Палацкий, Карел Крамарж, Эдуард Бенеш и другие.  

Славянское движение в Чехии пережило несколько пиков культурной и политической популярности.

 

Первый из них был связан с процессом национальной эмансипации европейских народов в революционном 1848 году, когда состоялся первый славянский съезд в Праге. Второй имел место в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века, когда идея славянства воспринималась как общенациональный протест против политики австро-венгерского правительства. Договор между Австрией и Венгрией (1867) укрепил позицию Венгрии за счет Чехии и вел к падению концепции политического австрославизма. В результате этого чешское общество еще сильнее стало тяготеть к России и к идее культурного родства с ней. Эту эпоху, которая продлилась до самого падения Австро-Венгерской монархии можно обозначить как «второй пик» чешского русофильства.  

Знаменитый чешский политик Карел Крамарж развивал идею "неославизма", как тему сотрудничества России с Австро-Венгерской монархией против Германии и ее попыток гегемонии в Центральной и Юго-Восточной Европе. Концом этой эпохи стала Первая мировая война, падение Австро-Венгерской монархии и царской династии Романовых, создание Советского Союза на территории России.  

Во время первой республики до начала Второй мировой войны славянское движение в Чехии практически не развивалось. Идею "старого" славянства защищал в то время в Чехии только Крамарж и славянофильские, русофильские консерваторы (в том числе часть русской эмиграции в Чехии), которые мечтали о падении Советского Союза и возрождении традиционной России как союзника Чехии. Но эти идеи не находили поддержки у большинства населения Чехии, которое воспринимало их как опасные для интересов новой Чешской республики, а также как попытку вернуть ушедший исторический период. Новое чешское славянофильство, которое по-прежнему занимало значительное место в обществе, тяготело именно к Советскому Союзу, который, согласно общественному мнению - особенно после победы СССР во Второй мировой войне – придерживался идеи здорового национализма наряду с идеями интернационализма, славянского братства и социально справедливого общества, которые можно рассматривать как мечту чешского народа после Второй мировой войны. Советский Союз, по мнению большинства населения Чехии и многих политиков, выступал защитником этих ценностей и главным союзником страны. Эту точку зрения поддерживала и развивала политическая и культурная элита Чехии, в частности президент Эдуард Бенеш, который явился основателем концепции нового национального и социального славянства.  

Эта эпоха, когда славянские и русофильские идеи звучали в чешском обществе как никогда громко, стала "лебединой песней" чешского славянства и русофильства. Идея славянства постепенно растворилась в чешском обществе, «совпав» с идеей коммунизма и коммунистического интернационализма, которые, в свою очередь, с течением времени потеряли общественную поддержку и после 1968 года у части общества вылились в ненависть к идее славянства и цивилизационного родства с Россией. 1968 год большинство чехов восприняло, к сожалению, не как фактор глобальной политики соперничества США и СССР в холодной войне, а как намеренное стремление русского народа уничтожить чешский народ. После революции 1989 года и падения коммунизма эту неправильную и вредную точку зрения части чешского общества использовали новые политические элиты для своих целей - прервать культурные и цивилизационные связи Чехии со славянским миром и Россией и присоединить Чехию в политическом и культурном смысле к Западу, несмотря на реальный факт ее исторического и культурного положения между Западом и Востоком, который для нашей страны более естеcтвенен и благоприятен, нежели конструкт "евроамериканской цивилизации".  

Современное славянское движение в Чехии представляет Славянский комитет, созданный на предыдущем славянском съезде в Праге в 1998 году. Идея Славянского комитета восходит к идеям последнего слaвянского движения после Второй мировой войны.

Комитет провозглашает Чехословакию "мостом между Западом и Востоком", его идеи - единство народов чехов и словаков, взаимосвязь славян и социальная справедливость. Комитет отвергает идею традиционного панславизма.

Многие старшие члены являются одновременно сторонниками идеи коммунизма. Молодежи в рядах Комитета практически нет. На первый взгляд, может показаться, что идея взаимосвязи славян уже выпала из общественного сознания. Как было сказано, эта идея уже не может играть ведущую роль в современном мире, поскольку молодое поколение ни в каком виде не принимает традиционные идеи славянства - ни в психологическом, ни в культурном смысле. Однако "антиславянские политруки" в СМИ и политики также неправы, утверждая, что славянская идея существует теперь только в сознании политических экстремистов и реакционных "неопанславистов". Свидетельством тому - мощная поддержка Сербии со стороны чешского общества в деле признания Косово, когда чехи в подавляющем большинстве (несмотря на пропаганду за независимость Косово в СМИ) поддержали сербскую точку зрения, также как в 1999 году во время натовских бомбардировок балканской республики. Вопреки постоянным утверждениям политиков и журналистов о "традиционном русском империализме" (лозунг, который будто бы способен объяснить любой шаг российской внешней политики), опасности Москвы для интересов Чехии, "антидемократическом" характере российской власти, у молодых людей существует интерес к России, ее культуре и языку.  

Кроме того, неправы и те СМИ, которые утверждают, что славянское братство не может реально существовать, и указывают на исторические, якобы враждебные, взаимоотношения славянских народов, которые препятствует любому сотрудничеству. Например, очень часто СМИ говорят об «официальной русофобии» правительств Польши и Украины и стремлении этих стран к Западу. Для чешской прессы эти стремления правильны, поскольку, с их точки зрения, являются выражением воли граждан этих стран.  

Но необходимо разделять мнение СМИ и реальность. Поддержки официальной точки зрения правительства со стороны населения, на самом деле, не существует не только в Чехии, но и в Польше, и на Украине. На это указывали и польские, и украинские делегаты фестиваля "Славянская Прага". Если они правы, то это означает, что идея славянского братства в этих странах, а также в Чехии, звучит в обществе сильнее, чем правительственная идея принадлежности к Западу, на самом деле, чуждая внутреннему национальному инстинкту этих народов. Было очень приятно говорить с молодыми поляками, с представителем Украинского славянского движения Н.Ф. Лавриненко, у которых отсутствует вредоносный национализм, а также негативные чувства по отношению к России. Они, напротив, воспринимают Россию как естественного лидера славянского мира.  

В заключение можно сказать, что идея славянского братства присутствует не только в Чехии, но и в других славянских странах. Она не только не исчезла из национального и культурного сознания славянских народов, но в будущем она может стать привлекательной и конкурентоспособной по отношению к идеям современного "глобального" мира. Во многом это зависит от развития России, от того, сможет ли она стать сильной державой на просторах Евразии, естественным примером для славянских стран, более привлекательным для них, чем культура и идеи "западного постмодерна". Остается надеяться, что эта эволюция России на евразийском пространстве будет удачной. В случае потенциальных проблем будущего мира неестественный конструкт "евроамериканской цивилизации" может очень быстро исчезнуть из политики и сознания славянских стран, а славянские корни и идентичность могут вновь стать естественной культурной и цивилизационной основой славянского мира. 



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».