Русские монастыри
Речь о книге «Стена и слово. Русский монастырь на границе с небом», состоящей из более сотни черно-белых панорамных изображений русских монастырей и сопровождающих эти фотографии эссе.
Ее авторы Эдуард Бояков — театральный и кинорежиссер и продюсер, создатель фестивалей «Золотая Маска», «Новая Драма», Московский Пасхальный фестиваль (совместно с В. Гергиевым), «Традиция» (совместно с З. Прилепиным); Михаил Розанов — фотохудожник, автор съемок Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, ГМИИ имени А.С.Пушкина, ВДНХ, Лувра, Версаля, Сан-Суси, Венского музея истории искусств, Музея Боде; дизайнер Дмитрий Мордвинцев работал с Музеями Московского Кремля, Третьяковкой, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Пермским музеем современного искусства.
Это не первая их совместная работа. Михаил Розанов и Эдуард Бояков несколько лет назад организовали съемку МХАТа им. Горького, шедевра советского модернизма. Сделали это в период, когда архитектора театра Владимира Кубасова уже не стало, а само здание подверглось ремонту, окончательно изменившему его облик. «Мы много говорили с Михаилом о связях русского модерна с историей и архаикой. Из этих бесед родился замысел — сделать книгу, посвященную русским монастырям, обозначив их десятью понятиями, которые могли бы составить формулу русского монастырского служения», — вспоминает Эдуард Владиславович.
Так художник, режиссер и дизайнер начали создавать настоящую драматургию. Подобно тому, как монастырь создает космос верующего, этот визуально-текстовый проект создает своего рода «монастырь» в виде фото-книги. В ней больше сотни фотографий и всего 10 глав, каждая из которых посвящена одному из действующих православных монастырей. Это и широко известные «туристические»Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри, и малоизвестные широкой публике Костомаровский на Дону, или Посольский в Бурятии на Байкале.
На съемки ушло полтора года, что дало возможность для каждого монастыря определить свой сезон – когда монастырь наиболее полно являл свою духовную миссию.
Монохромная черно-белая съемка, в которой традиционно работает архитектурный фотохудожник Михаил Розанов: съемочный процесс в ранние утренние часы, отказ от интерьера и присутствия человека в кадре, использование дрона – все эти приемы помогали воплощать художественно-философские замыслы авторов. Наблюдая среди пейзажей фасады, стены, купола монастырей ему удалось разглядеть тончайшие детали и подробности пространства вокруг. Съемки авторы проводили в самые ранние утренние часы даже для братии. В пять-шесть утра ничто не мешало спокойной, размеренной работе. Безлюдность территорий и монотонность пейзажа создавали ощущение волшебной, величественной тишины, в которой смысла и правды не меньше, чем во всех философских и религиозных трактатах.
Кстати, о трактатах – в фотоальбоме на равных присутствует и текстовая составляющая. И, вместе с тем, книга – вовсе не исторический, искусствоведческий или художественный альбом. Эссе, написанные Эдуардом Бояковым, несут не только искусствоведческую и историческую информацию. Монастырь в интерпретации авторов альбома – не просто артефакт истории, архитектурный памятник. По словам Эдуарда Боякова – «это материализация русского фронтира, духовный и антропологический рубеж между небом и землей». Ему вторит соавтор – Михаил Розанов: «Мы решили показать наше художественное видение русских монастырей. Существует немало книг и альбомов на эту тему. Чаще всего они – так сказать, «нишевые»: исторические, искусствоведческие, религиозные. Наш взгляд – это взгляд художников».
Авторы определили для себя норму, к которой должен стремиться каждый русский человек. Праведность, знание, защита Родины, духовный рост – эти стяжания присущи нормальному человеку, ощущающему себя частью русской культуры, истории, традиции, считают они.
Эти миссии несет в себе и монастырь, они отражены и в названиях глав книги: Царство, Праведность, Знание, Аскеза, Переход, Политика, Рубеж, Воинство, Тайны, Подвиг.
«Десять монастырей, которые стали героями нашей книги, можно воспринимать, как десять архетипов, десять заповедей Русского мира», – говорят авторы.
«Стена и слово» – не просто литературно-художественное издание. Это целый культурологический проект, который станет основой для выставки в Государственной галерее им.Третьякова.
1. «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.»