Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Русские монастыри

Русские монастыри

В Новом Театре прошла презентация уникального издания
Юлия Милович-Шералиева
22.12.2023
Русские монастыри

Речь о книге «Стена и слово. Русский монастырь на границе с небом», состоящей из более сотни черно-белых панорамных изображений русских монастырей и сопровождающих эти фотографии эссе.


Ее авторы Эдуард Бояков — театральный и кинорежиссер и продюсер, создатель фестивалей «Золотая Маска», «Новая Драма», Московский Пасхальный фестиваль (совместно с В. Гергиевым), «Традиция» (совместно с З. Прилепиным); Михаил Розанов — фотохудожник, автор съемок Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, ГМИИ имени А.С.Пушкина, ВДНХ, Лувра, Версаля, Сан-Суси, Венского музея истории искусств, Музея Боде; дизайнер Дмитрий Мордвинцев работал с Музеями Московского Кремля, Третьяковкой, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Пермским музеем современного искусства.

Это не первая их совместная работа. Михаил Розанов и Эдуард Бояков несколько лет назад организовали съемку МХАТа им. Горького, шедевра советского модернизма. Сделали это в период, когда архитектора театра Владимира Кубасова уже не стало, а само здание подверглось ремонту, окончательно изменившему его облик. «Мы много говорили с Михаилом о связях русского модерна с историей и архаикой. Из этих бесед родился замысел — сделать книгу, посвященную русским монастырям, обозначив их десятью понятиями, которые могли бы составить формулу русского монастырского служения», — вспоминает Эдуард Владиславович.

01.jpgТак художник, режиссер и дизайнер начали создавать настоящую драматургию. Подобно тому, как монастырь создает космос верующего, этот визуально-текстовый проект создает своего рода «монастырь» в виде фото-книги. В ней больше сотни фотографий и всего 10 глав, каждая из которых посвящена одному из действующих православных монастырей. Это и широко известные «туристические»Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри, и малоизвестные широкой публике Костомаровский на Дону, или Посольский в Бурятии на Байкале.

На съемки ушло полтора года, что дало возможность для каждого монастыря определить свой сезон – когда монастырь наиболее полно являл свою духовную миссию.

02.jpgМонохромная черно-белая съемка, в которой традиционно работает архитектурный фотохудожник Михаил Розанов: съемочный процесс в ранние утренние часы, отказ от интерьера и присутствия человека в кадре, использование дрона – все эти приемы помогали воплощать художественно-философские замыслы авторов. Наблюдая среди пейзажей фасады, стены, купола монастырей ему удалось разглядеть тончайшие детали и подробности пространства вокруг. Съемки авторы проводили в самые ранние утренние часы даже для братии. В пять-шесть утра ничто не мешало спокойной, размеренной работе. Безлюдность территорий и монотонность пейзажа создавали ощущение волшебной, величественной тишины, в которой смысла и правды не меньше, чем во всех философских и религиозных трактатах.

Кстати, о трактатах – в фотоальбоме на равных присутствует и текстовая составляющая. И, вместе с тем, книга – вовсе не исторический, искусствоведческий или художественный альбом. Эссе, написанные Эдуардом Бояковым, несут не только искусствоведческую и историческую информацию. Монастырь в интерпретации авторов альбома – не просто артефакт истории, архитектурный памятник. По словам Эдуарда Боякова – «это материализация русского фронтира, духовный и антропологический рубеж между небом и землей». Ему вторит соавтор – Михаил Розанов: «Мы решили показать наше художественное видение русских монастырей. Существует немало книг и альбомов на эту тему. Чаще всего они – так сказать, «нишевые»: исторические, искусствоведческие, религиозные. Наш взгляд – это взгляд художников».

Авторы определили для себя норму, к которой должен стремиться каждый русский человек. Праведность, знание, защита Родины, духовный рост – эти стяжания присущи нормальному человеку, ощущающему себя частью русской культуры, истории, традиции, считают они.

Эти миссии несет в себе и монастырь, они отражены и в названиях глав книги: Царство, Праведность, Знание, Аскеза, Переход, Политика, Рубеж, Воинство, Тайны, Подвиг.

«Десять монастырей, которые стали героями нашей книги, можно воспринимать, как десять архетипов, десять заповедей Русского мира», – говорят авторы.

«Стена и слово» – не просто литературно-художественное издание. Это целый культурологический проект, который станет основой для выставки в Государственной галерее им.Третьякова.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Экзегет
26.12.2023 5:05
ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.
1. «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.»
***
24.12.2023 4:47
Согласно зороастрийской традиции сейчас подходит к концу ЭПОХА СМЕШЕНИЯ — эпоха смешения Добра и зла. После этого должна наступить ЭПОХА РАЗДЕЛЕНИЯ — эпоха, когда Добро и зло будут разделены, и последнее побеждено. Именно сейчас, перед этой решающей схваткой, как никогда нужен своего рода эзотерический патруль, который позволит ариям на самом глубинном мифологическом уровне идентифицировать Добро и зло, различать их природу. Ибо согласно арийской традиции Добро и зло имеют совершенно разные источники происхождения. Арии заново должны выработать в своей метафизической сути иммунитет ко всем темным силам. Борьба с ними вновь должна сделаться не необходимостью, но основным внутренним долгом. Как учил великий Зороастр: «Добрый ко злому сам зол». Понятия «свой» и «чужой» должны воскреснуть со всей силой природных инстинктов. Эпоха смешения, синкретических философий, декадентской эклектики подходит к концу, и силы тьмы будут повержены, сам источник их происхождения будет уничтожен.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.