Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 августа 2020
А все-таки нас любят

А все-таки нас любят

Заметки с восьмого Национального собора русофилов Болгарии
Ольга Решетникова
22.09.2011
А все-таки нас любят

На собор близ города Казанлык у водохранилища Копринка съехались десять с лишним тысяч болгар. Национальное Движение русофилов начиналось в 2003 г., когда недалеко от Софии собралось 800 болгар, работавших в годы социализма в советской республике Коми. Постепенно к ним присоединились те, кому довелось учиться или работать в разных уголках Советского Союза, смешанные семейные пары. То есть изначально это были встречи друзей, которых объединяло «советское» прошлое, – они вспоминали свою юность, совместную работу и учебу, любовь, общие горести и радости, пели любимые русские народные и советские песни.

Собирались вместе люди, которые испытывали неподдельную любовь к России, лишенные доступа к ставшими для них необходимыми российской культуре, литературе, искусству, прессе, телевидению. К ним тянулись и те болгары, для которых дружба с Россией не только прошлое, но и важный фактор современной общественной жизни. Движение довольно быстро стало массовым, организованным, его отделения возникли по всей стране. Сегодня только зарегистрированных членов насчитывается свыше 20 тысяч, а на ежегодных соборах у Копринки участвуют от 8 до 12 тысяч человек. В 2009 г. Движение русофилов возглавил Николай Малинов, под руководством которого активисты развили многостороннюю деятельность, направленную, прежде всего, на сохранение памятников русских и советских воинов, поддержку изучения русского языка в Болгарии, знакомство с творческими коллективами из России.

На нынешнем соборе под овации присутствующих посол России в Болгарии Ю. Исаков зачитал Указ президента России Д. Медведева о награждении Н. Малинова медалью имени А.С. Пушкина за активную деятельность по сохранению памятников русской и советской воинской славы. С высокой трибуны прозвучали приветствия президента Болгарии Г. Пырванова, лидера БСП С. Станишева, кандидата в президенты от БСП И. Калфина, представителей общественных организаций, свое слово сказали представитель Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп, руководители российских делегаций. До позднего вечера перед собравшимися выступали артисты, многочисленные болгарские и российские художественные коллективы, развевались российские и болгарские флаги, звучали популярные русские и болгарские песни.

Когда видишь все это собственными глазами, испытываешь огромное волнение – где, скажите, в какой стране мира можно увидеть подобное? Испытываешь и чувство горечи – что знают русские люди об этом феноменальном движении?

Разве нашлось ему место в российских СМИ и на центральном телевидении? На чью помощь и поддержку может рассчитывать болгарское Движение русофилов в России? Есть и серьезная тревога – какое будущее ожидает это уникальное движение?
Национальное Движение русофилов позиционирует себя как неправительственная, неполитическая организация, цель которой развитие болгаро-российского сотрудничества в различных сферах на основе исторических, культурных и религиозных традиций, существующих в отношениях между двумя странами. Активисты Движения подчеркивают, что объединяют всех, кому дороги связи с Россией, независимо от политических взглядов и партийной принадлежности, однако, совершенно очевидно, что оно объединяет прежде всего тех, чье сердце осталось в социалистической Болгарии. Ее образ ассоциируется у них с детством и юностью, с уверенностью в завтрашнем дне, служением идеалу счастливого справедливого общества, в котором доведется жить если не им самим, то непременно их детям. Все искажения, несправедливости того времени для них буквально растворились перед реалиями последних двадцати с лишним лет: грабительской приватизацией, обнищанием народа, высокой смертностью населения, массовой эмиграцией, забвением национально-государственных интересов в угоду западным державам. Они плохо себе представляют, что происходит в сегодняшней России, искренне недоумевают, почему Болгария исчезла из поля зрения новой российской элиты, болезненно переживают её безразличие к тем, кто в Болгарии любит Россию.

Движение Н. Малинова, безусловно, не охватывает всех русофилов Болгарии. В стране существуют и другие общественные организации, которые выступают за дружбу и сотрудничество с Россией, однако они не столь массовы и организованны.

Не участвуют в Движении представители классических левых и правых взглядов, они с разных позиций критикуют его. Так, со стороны правых можно услышать, что, дескать, надо оставить в прошлом деление болгарского общества на русофилов и русофобов. Отношения к России должны определять иные критерии, скажем, материальные, прагматические интересы. Но объективная реальность такова, что в современном болгарском обществе существуют и русофилы, и русофобы, причем, и тех и других в различных пропорциях можно встретить во всех политических партиях, возможно, за исключением турецкой ДСП. Однако политический и информационный климат в нынешней Болгарии таков, что требуется обладать гражданским мужеством, чтобы открыто назвать себя русофилом.

Н. Малинов прямо говорит, что ежегодно люди собираются на соборы, чтобы «выразить свою любовь к России, заявить с гордо поднятой головой, что они не боятся и не стыдятся показать свою любовь к нашим общим культурным и духовным ценностям».

Идейно-политическая борьба в Болгарии со всей очевидностью свидетельствует, что вопрос об отношении болгар к России неразрывно связан с вопросом определения своей национальной идентичности, осмыслением своего места в истории, пониманием направления движения болгарского государства на современном этапе.

10 ноября 1989 г. – поворотная дата в истории Болгарии: коммунизм ушел, но коммунисты остались. Немалая часть из них довольно быстро превратилась в антикоммунистов, которые не стали на путь возвращения к своим национальным корням, а настойчиво стали увещевать болгарский народ сделать «новый цивилизационный выбор». Претенциозные слова в реальности скрывали насаждение новой национальной идеологии - безудержного потребления, американизации, обслуживания интересов США на Балканах. Сознательно или нет, новые руководители Болгарии говорили и говорят о необходимости «цивилизационного выбора», когда в действительности такой выбор невозможен.

Как остроумно заметил болгарский политолог Валентин Вацев: «Присоединиться к цивилизации, к которой не принадлежишь, это все равно, что объявить себя золотой рыбкой и на этом основании потребовать себе более комфортный аквариум».

У болгар, как у любого народа, альтернатива одна – либо сохранить свою, Богом данную национальную идентичность, либо исчезнуть, раствориться в цивилизациях иных.
В истории Болгарии были тяжелейшие периоды, когда существовала серьезная угроза ее исчезновения с карты мира. Исторический опыт недвусмысленно свидетельствует , что болгарский народ выдерживал самые тяжелые испытания, когда болгарин и православный были синонимами. Русских и болгар при всех различиях национального характера объединяет общий цивилизационный код, духовная связь, которая веками предопределяла отношения двух народов друг к другу, независимо от политических перипетий и коньюнктуры. Не случайно во все времена для врагов Болгарии и России это сочетание славянства и православия было нетерпимо, именно сюда было направлено острие идейно-политической борьбы. Во многом те, кто пытался вбить клин между нашими народами, преуспели: сегодня отчуждение между странами, между элитами – очевидный факт. Можно говорить, что причина в сильнейшем натиске глобализации, американизации жизни в России и в Болгарии. Однако главная беда видится в другом – не враг силен, а мы слабы.

Сегодня и Россия, и Болгария переживают период затяжного духовного кризиса. Морально-нравственные основы и традиции государственности, которые родились и развивались в лоне православной духовной культуры, во многом утрачены. В обществе нет единства ни в понимании добра и зла, ни в определении своей национальной идентичности, ни в представлении о своем месте в будущей картине мира.

Крах социалистической системы освободил Россию и Болгарию от атеистического режима, однако, пришедшие к власти элиты вместо возвращения к национальным корням, собственным духовным ценностям избрали вектор политического движения исключительно на Запад.

Тяга к копированию западных «ценностей» известной части общества, с одной стороны, и отторжение их подавляющим большинством народа, с другой, привели к затянувшемуся периоду идейного разброда и шатаний, массовому распространению оккультизма и сектантству, напряжению общественного климата.

Практически все выступавшие на соборе русофилов, упоминали о многовековых духовных связях наших народов, но говорили о них как о категории прошлого, а то и вовсе употребляли слово духовность в искаженном смысле – как приобщение к явлениям культуры, которые, как известно, могут быть и богопротивными и бездуховными. В то же время бросилось в глаза, что из десяти тысяч участников собора лишь два-три десятка человек приняли участие в заупокойной службе у памятника русским и болгарским героям на Шипке. Лишь горстка людей стояла в храме-памятнике Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шипка на литургии, которую служил митрополит Старозагорский Галактион, ни один человек не подошел к причастию. Некоторые активисты Движения русофилов впервые были на церковной службе.

Представляется, что сегодня как никогда актуально вспомнить, что благодаря духовным связям наших народов в тяжелейшие периоды истории уцелел «духовный щит», сберегавший само существование русских и болгар – святая православная вера. Как в сообщающихся сосудах, от одного народа к другому перетекали идеи, религиозный опыт, потоки духовной литературы, достижения культуры и искусства. Сегодня эти сосуды практически пусты – и в России, и в Болгарии в значительной мере утрачено знание своего национального кода. Но богатейшая сокровищница духовного знания доступна, и она рядом! Величайшие подвижники православной веры, русские и болгары, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Рильский, Паисий Хилендарский оставили нам свои заветы, указали путь спасения и процветания наших народов. Болгарин святой митрополит Московский Киприан, возглавивший Русскую церковь в тяжелые времена борьбы с монголо-татарским игом, призывал к единству и духовной стойкости всех православных христиан. Этот призыв особо актуален для России и Болгарии сегодня. Возвращение к Православию как основе жизни русских и болгар есть вопрос нашего выживания. Если Россия и Болгария не займут своего места в цивилизационной группе, к которой принадлежат, то, лишенные своей национальной идентичности, они обречены на обслуживание чуждых им интересов.

Идти вместе и нести в мир свет нашей веры, свой взгляд на справедливость, нравственность, организацию жизни – вот миссия России и Болгарии, их национальная идея.

В этом свою позитивную роль может сыграть и Движение русофилов, которое в будущем в своем нынешнем виде не может сохраниться. Оно или превратится в кружок любителей русской культуры, или самораспустится, так как в православной дружественной нам Болгарии русофобам не будет места.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
domna-2011
13.09.2012 16:45
Cердцем с вами. Сибиряки.
ФАГЕЛОВ
21.04.2012 4:05
Я тоже жил в Болгарии и с полным основанием могу утверждать, что большая часть населения - русофильское. Как то в Софии ко мне подошел человек и спросил вы руснак? Так, руснак. Я хочу вам сказать что Россия это абсолютно! Я из русосфильской семьи и для нас Россия -абсолютно! Я уже не говорю о множестве других фактов. Так что, господин с Украины,- таких как вы, там не любят и это точно.
Агент 997
21.11.2011 21:34
ОЛ(ух)у: Прочь отсюда, троль usa-тый, скройся где-нибудь и не высововайся перед людьми - до слез рассмешил... вот нашелся кто нам объявит чистую правду "не з книжок і газет"!
ОЛ
21.11.2011 17:03
Ніхто Росію в Болгарії не любить. А до росіян ставляться в кращому випадку з іронією. Я жив там довго і знаю це не з книжок і газет.
Антонина - Козлову
30.09.2011 22:29
Большое спасибо за стихи! Там все точно сказано! Очень сильно!
Ивац
30.09.2011 18:17
Лично я знаю немало очень непорядочных "русофилов", как и некоторых вполне порядочных "русофобов", впрочем обратное тоже верно. Про "порядочных партий" просто не стоит говорит. Вообще то выглядить глупо судить о порядочности болгар по их отношению к какому то другому народу или государство.  
Нели
30.09.2011 14:26
Может я не права, но о порядочности людей и партий я начала судить по их отношению к России, к русскому народу.Нынешний праздник русофилов для меня незабываемое событие.Я часто слышала, что у нас с русскими единосущная болгаро-русская душа.Собор русофилов был не просто праздником, а ликованием - любовь,признательность, благодарность лились из сердец, отражались в глазах, разливались вокруг.Ощущалась  искренность и взаимность, которые помогали прочувствовать силу и мощь единства.Неповторимые русские песни,слова официальных лиц как лекарство ложились на наши измученные души.Они возвращали веру,оптимизм и надежду.С радостью и овациями были встречены слова Н.Малинова о планах создания русского банка,русского университета, возвращения российского телевидения.20 лет нас убеждают,что ценность имеют только деньги и власть.Пытаются нас раздавить,переиначить,задушить истину о наших народах.Мы заново открываем себя  и возвращаемся друг к другу.Праздник осветил наши души и расчистил атмосферу от отравы, которую распрыскивают наши продажные политики.И Бог все видел и слышал.И  порадовался.
Антонине
29.09.2011 18:33
Прочитал излияние Антонины и все понял: большевизм - это одновременно и самое истинное християнство и самая совершенная демократия. Ленин очевидно новый Исус (поэтому наверное эго все еще держат в мавзолее), а Сталин - его апостол Петр. По етой логике выходит и, что КПСС была самая истинная Церковь. А убитые большевиками священники, конечно все были грязными еретиками.
Так что ухожу с этого сайта очень  просветленным и воодушевленным. Да здравствует мировая революция!!!
Антонина
29.09.2011 0:21
Спасибо Москвичке за добрые слова!
Антонина - Антону
29.09.2011 0:00
Я никого ничем не учу. Просто поделилась впечатлениями. Ничего против Патриарха Максима не сказала и не скажу. А причем здесь Първанов? А, наверно Вы пытаетесь меня учить что такое патриотизм!Ну, спасибо, скажу.Не надо! Когда у человека нет аргументов, он начинает обижать собеседника. Раз уже меня назвали большевиком-сталинистом - я этим не стыдюсь, хочу только спросить: Прочитали что нибудь от Сталина или Ленина? А в чем нашли разницу коммунистической етики  и православной? Я никакую разницу не обнаружила. "Не воруй! Не убивай! Не ври!..." и т.д.А задумались вообще что такое большевизм? Можете его обьяснить? Большевизм - это самая совершенная демократия - когда при голосовании большинство  принимает решение. А что такое выборы - кто собрал большинство процентов, тот лидирует государству. А разве это не большевизм? А про Сталину поспорим по-позже! Здесь не место таких дискусии.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
06.08.2020
Жак Сапир
Крупный французский ученый о поворотном событии в мировой истории.
Фоторепортаж
06.08.2020
Подготовила Мария Максимова
В Псково-Печерском монастыре проходит выставка, посвященная архимандриту о. Иоанну (Крестьянкину).


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».