Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2017
Судьба России – в руках учителя

Судьба России – в руках учителя

Угроза закрытия нависла над школой, записываться в которую едут со всей России
Ирина Ушакова
27.08.2015
Судьба России – в руках учителя

Удивительное дело. Сегодня школа бьётся в тисках реформ, педагоги ищут универсальные программы, тщетно противятся укрупнению школ, засилью административной работы в ущерб учебному процессу, родители негодуют на то, что школа сбросила с себя воспитательную функцию. А тут создана уникальная школа, соответствующая жизненно важным потребностям семьи и общества. И именно над этим образцом национального и своевременного образования, одной из самых лучших школ страны – Ивановской на Лехте, что в Борисоглебском районе Ярославской области – сегодня нависла угроза закрытия.

Ивановская на Лехте школа преобразилась с 1994 г., когда Владимир Сергеевич Мартышин, преподававший там историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включила в себя ряд авторских педагогических программ. Дети здесь изучают красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию… Особая роль в воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению церковнославянского языка, который, по слову С.А. Рачинского, усиливает веру, очищает нравственность народа, укрепляет его семейные, общественные и государственные отношения.

Только в этой школе на протяжении 20 лет преподаётся программный блок «Отечествоведение».

Это единственная школа в стране, где из года в год с первого по десятый класс по методике расширения горизонта изучается во всех тонкостях и подробностях семья, родная деревня, родная волость, родной уезд, родная губерния, родная страна.

Дети постепенно изучают историю, этнографию, географию, экономику, словесность, фольклор.

Изучение, разрастаясь от родной деревни, охватывает Борисоглебск и другие волости с их историей, промыслами, культурой, Ростовский уезд, Ярославскую губернию с их этнографией, промышленностью, экономикой. Затем изучение местной истории переходит во всероссийскую и мировую. Дети изучают курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания».

Название предмета «Добротолюбие», разработанного В.С. Мартышиным, говорит само за себя. Здесь тоже начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым, дети познают понятия добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия, на материале святоотеческой и светской классической литературы изучают основы семьи, церковную жизнь народа, нравственный закон жизни. А в курсе «Достопамятные люди России» знакомятся с личностями, которые строили свою жизнь в соответствии с этим нравственным законом от Ильи Муромца, М.В. Ломоносова и А.В. Суворова до П.А. Столыпина и героев сегодняшнего дня. В разделе «Основы нравственности» здесь изучают русскую духовную литературу: труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, знакомятся с трудами отцов «Добротолюбия» Антония Великого, Ефрема Сирианина, Макария Великого.

За 20 лет школу закончили ребята многих национальностей: таджики, чеченцы, казахи. По словам директора школы, все они посещали уроки добротолюбия и отечествоведения, всем интересно узнать, чем и как живёт русский народ.

В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Ежегодно здесь проводятся Романовские балы, к которым дети сами шьют себе национальные костюмы народов, входивших в Российскую империю. Школьники принимают участие в поисковых экспедициях под Старой Русой, где уже обнаружили останки почти четырёхсот советских солдат; участвуют в установке памятных крестов на местах сражений, захоронений, исчезнувших деревень, разрушенных храмов.

Известные во всей России Иринарховский крестный ход и Иринарховские чтения – это тоже ростки школьного древа. Благодаря просветительской деятельности учителей школы Борисоглебск украсили четыре памятника: Пересвету, Иринарху, Дмитрию Пожарскому и Скопину-Шуйскому. Поэтому история для ивановских детей – живая, говорящая, близкая. «В школах изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», – говорит директор школы Владимир Сергеевич Мартышин.

О своём детище он отзывается так: «Школа стала градообразующей. Она востребована. Народ, чтобы учиться в нашей школе, переезжает к нам со всей страны. За последнее десятилетие переехало более 300 человек. Во всех окружающих деревнях оживление, строятся десятки новых домов. В нашу небольшую дошкольную группу очередь в четыре десятка младенцев. Это и есть настоящее возрождение России. Что же касается достижений на ниве просвещения, то их показывают результаты недавних экзаменов: наши одиннадцатиклассники по русскому языку получили и 95 баллов, 92, 84, 82... Нынче почти половина учащихся школы закончила учебный год на «хорошо» и «отлично». С точки зрения воспитательно-образовательного процесса мы опередили реформы школьного образования на 17 лет...».

И добавляет:

«Сегодня нередко можно услышать, что за последние двадцать лет страна потеряла поколение, так вот нами не потерян за это время практически ни один человек».

Именно эта школа, основанная ещё в середине XIX в., выстроенная тогда на деньги крестьян, имевшая в 1991 г. 62 ученика, а сегодня в три раза больше (!), вобравшая в себя и развивающая все необходимые компоненты образцового учебного заведения, стала неугодной местным властям.

В июне нынешнего года на базе школы состоялся Круглый стол по проблеме её сохранения. Заведующая районным отделом образования С.А. Дербышева сообщила тогда, что возможна приостановка лицензии, потому что «директору и РОНО не справиться с финансовыми проблемами». Глава муниципального района В.П. Попов, отмечая необыкновенный успех школы, также констатировал: «Нужно строить новое здание школы, но ни у района, ни у области денег нет, поэтому нужно добиваться финансирования строительства из Федерального бюджета». Для участия в Круглом столе приехала группа депутатов областной Думы: заместитель комитета образования А.В. Неферт, В.А. Колобов, О.Н. Секачева, учителя окрестных школ и преподаватели вузов. Все они единогласно высказывались за сохранение и дальнейшее развитие этой школы. Кавалер четырех орденов Мужества А.В. Новгородов – куратор школьного кадетского отряда «Ивановский спецназ» отметил, что многие ребята, заканчивающие кадетский корпус, поступают в лучшие военные училища страны и представляют гордость наших Вооруженных сил. А.М. Путин – писатель, автор книги «Родословная президента В.В. Путина», состоящий в клубе друзей Ивановской школы, высказал мысль, что президент, когда говорит о том, какая должна быть школа, называет именно то, что в Ивановской школе уже сделано и работает на протяжении двух десятилетий.

В защиту школы в настоящее время инициативной группой создан проект «Сельская школа будущего», имеющий своей целью поддержать опыт и результаты двадцатилетней работы Ивановской на Лехте школы в рамках стратегии Целостного развития. Это уникальное образовательное учреждение должно стать областным образовательным центром, пилотным федеральным сетевым проектом, направленным на модернизацию сельского образования.

На совещании Рабочей группы, прошедшем в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук 16 июля 2015 г., историки и педагоги обсудили и проанализировали общность и преемственность школ С.А. Рачинского и В.С. Мартышина. Совещание так и называлось: «Сельская школа будущего – от школы Рачинского к школе Мартышина (Ивановская школа, как проект федерального значения)». В числе организаторов этого мероприятия – кандидат экономических наук, член Управляющего совета МОУ Ивановская СОШ Алена Викторовна Новгородова и представитель родительского сообщества Ивановской школы, член группы разработчиков программы стратегического развития Ивановской школы Дмитрий Владимирович Топчий.

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Олег Викторович Кириченко выступил с докладом, в котором отметил, что школа Рачинского прививала отношение к знанию как к некой священной ценности, поддерживала и старалась оформить народное чувство веры и благоговение перед всем, что для народа свято, имела первостепенной задачей обучить крестьян правильно говорить и грамотно писать. «Школа Рачинского обращалась к русскому человеку. Была школой его спасения, поскольку проблема безрелигиозности уже тогда затронула народ, а также была школой подготовки русского человека для спасения через него других народов. С другой стороны, в свете того, что в то время отмечался рост миссионеров, распространявших христианство, таких как Николай Японский, Нестор Камчатский, Рачинский видел в школе возможность подготовить кадры для миссионерской работы», –подчеркнул О.В. Кириченко.

Он процитировал слова Рачинского о русскости народной школы:

«Это вопрос роковой и грозный, от качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной».

Олег Викторович уверен, что все эти аспекты актуальны для любой современной школы и в полной мере реализуются в школе В.С. Мартышина.

Школа Рачинского была школой подвижников, как учителей, священников, так и учеников, шедших за ними, а также школой общественного взаимодействия, где учитель, ученик и родитель существовали в единомыслии. Таким же помощником семьи является сегодня и школа В.С. Мартышина. О.В. Кириченко отметил, что в ней очевидна польза изучения церковнославянского языка, возрождения народности, сельскости, возрождение детских паломничеств, воспитание аскетики и страха Божия.

Личностное устремление на созидание государства, которое воспитывает в своих питомцах Ивановская на Лехте школа, а значит, воспитание граждан своей страны, воспитание элиты, поможет в скором времени достигнуть гармонии Церкви и Государства, о которой говорят сегодня на самых высоких уровнях власти.

Для Владимира Сергеевича Мартышина, как и для учителей любой другой современной школы, усложнились задачи – им нужно обучать детей русскости и восстанавливать память народа о самом себе. Такой задачи не могло стоять перед Рачинском, Горбуновым-Посадовым и другими педагогами дореволюционной России. Поясним здесь, что восстановление народности – это восстановление национального самосознания, исторической памяти, знания своей этнической традиции, осознание живой ткани народной жизни.

О необходимости сегодня изучения опыта подвижников развития сельской школы и способах его применения, как бы то ни было сложно в условиях нынешних реформ, проводимым государством, рассказал старшина Московского купеческого общества, член Российского Дворянского собрания А.Д. Коншин-Рачинский. Александр Дмитриевич отметил: «Ранее помещичьи усадьбы становились культурно-просветительскими центрами, и само село, благодаря этому, было центром культуры и просвещения русского народа. Сохранялось село вокруг школы и в советское время, а политика, проводимая сегодня на селе, разрушает весь его целостный мир. Только благодаря энтузиастам и подвижникам на местном уровне удается сохранять школу и село. Если мы сохраним сельскую школу, то надежда на возрождение России будет».

Говоря о необходимости практически полезного труда в современной школе, А.Д. Коншин-Рачинский напомнил собравшимся о своих предках, создававших с конца XVIII – начала XIX вв. при фабриках ремесленные училища: «В имении Ирины Яковлевны Коншиной при организованных ею школах детей учили приёмам труда – занятиям агрономией, ковроткачеством, во многих сельских школах были текстильные станки, а в городских школах – сапожные, переплётные, брошюровочные. При школах часто организовывали фермы, и по воскресеньям родители с детьми возили продавать на базар произведённую продукцию, а заработанные деньги использовали на школьные нужды. Дети учились ценить труд и воспринимали основы предпринимательства, т.е. экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров. Окончив школу, дети приобретали начальную профессию и могли работать».

Разве это не актуально практиковать сегодня? Как знать, быть может сегодняшние ученики, имея возможность получать начальную профессию в школе, завтра встанут у руля возрождения отечественной промышленности…

Профессор, академик РАЕН, капитан 1 ранга Евгений Александрович Введенский, имеющий огромный опыт организации кадетского воспитания и обучения, решительно выступил за то, что в сельской школе должно быть целевое финансирование – отдельно на школы, в которых от 5 до 20 человек, от 20 до 50, от 50 до 70 и так далее. Главное – полное обеспечение образовательного процесса. «Сегодня много дорогостоящих ресурсов, которые для сельской или малокомплектной школы недоступны. На школьную библиотеку в нынешнем году в 12 раз уменьшено финансирование, и мы не можем выписать необходимое количество раздаточного материала и журналов. В этом случае необходимо из бюджета закладывать капитал на развитие интеллекта и духовно-нравственное воспитание учащихся», – поделился своим опытом работы Введенский. Он уверен, что в каждой школе должен быть свой учебный план, свой бюджет и отчётность не по количеству учеников, сдавших экзамены, а по качеству, потому что духовно-нравственная составляющая может пересилить любые знания. Е.А. Введенский отметил в своём выступлении, что, просматривая объявления о вакансиях по Москве, сегодня можно прочитать, что учителя нанимают на зарплату 17 тысяч, а дворника – от 20 тысяч, посудомойку – от 18 тысяч, менеджера – от 35–40 до 50 тысяч. Такое унизительное положение учителя, за которым стоит будущее государства, – это тревожный сигнал.

Заведующая отделом русской классической литературы Института мировой литературы РАН, доктор филологических наук Марина Ивановна Щербакова в своём выступлении обратила внимание на то, что без личности, заинтересованной в развитии школы, её бы не существовало. М.И. Щербакова сформулировала рекомендации, направления деятельности, которые могут оказать помощь Ивановской на Лехте школе: организация мероприятий школы за счёт грантовой помощи и спонсорских взносов; получение школой статуса экспериментальной площадки (например, при отделе РАН); взаимодействие с Министерством сельского хозяйства по вопросам организации сельского труда в школе.

Доцент Московского государственного университета, доктор исторических наук Ярослав Викторович Леонтьев предложил продумать такое направление деятельности школы, как «Школа – летняя база вуза» и предложил обратить внимание на наличие в МГУ кафедры почвоведения, студенты которой проходят сельскохозяйственную практику. Я.В. Леонтьев также отметил необходимость сформулировать закон о сельской школе.

Очевидно, что опыт Ивановской на Лехте школы базируется на классическом, оправдавшем себя фундаменте образования, успешно используется в других учебных заведениях, имеет огромные перспективы развития.

Как известно, войны выигрывает школьный учитель. Внешние войны. А кто сегодня поможет учителю удержать высоты отечественного образования, завоёванные многими поколениями наших предков?

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
Людмила вдова героя ВОВ
11.05.2017 12:37
Прочла внимательно и личностно обеспокоена судьбой этой школы. Вот бы Ваша публикация помогла собраться единомышленникам. И ведь это закрытие не просто нарушит педагогические достижения, а будет иметь разрушительное влияние на этот прекрасный многострадальный российский регион!33494
ВЕРА
02.09.2015 11:27
АЛЕКСЕЙ:" как можно упрекать С.А. Рачинского, когда он осуществил на практике то, о чём писали Киреевский и иже с ним?!" -, только для того, чтобы продемонстрировать свою особую образованность.
var
02.09.2015 9:15
Алексей, если бы в Вас не кипело желание защитить автора статьи, то Вы бы могли заметить, что критики в моём комментарии относятся не столько к педагогу.
Который именем педагога прикрывает свою безграмотность, отягчаемую нежеланием учиться.
Вы, я вижу, следуете за Вашим Кумиром. Подсказка: Иван Васильевич не только _писал_.

Касаемо «умножения злобы» отвечу лишь, что болезненная реакция на любую критику — признак времени.
Алексей
01.09.2015 20:20
var,
Это безчеловечно - нападать на учителя, воплотившего в жизнь в нынешних условиях лучшие наработки русской школы.
А тем более, как можно упрекать С.А. Рачинского, когда он осуществил на практике то, о чём писали Киреевский и иже с ним?!
Для чего множить злобу?
var
01.09.2015 16:16
Коншин-Рачинский, наверное при том, что Иван Васильевич был не только (и даже не столько) «религиозным философом»?
Или при том, что практика без теории слепа?
А упомянутая «религиозная философия» получила практическое воплощение в системе образования, в масштабах, как минимум не уступающих деятельности «педагога-практика Рачинского С.А.»?

Мысль в том, что необходимо хотя бы знание содержания наработок предшественников.

Лично меня, например, помимо прочего весьма занимает: знаком ли данный «педагог-практик» с едва ли не единственным законченным художественным произведением Ивана Васильевича (волшебная сказка «Опал»)?
Не смотря на прошедшие с момента написания почти два века читается как злободневнейший политический памфлет.
Коншин-Рачинский
31.08.2015 21:23
var 27.08.15
при чём здесь религиозный философ Киреевский И.В., который "говорил о необходимости...", и педагог-практик Рачинский С.А., работавший непосредственно с детьми? В чём мысль?
var 30.08.15
что хотели сказать?

Один - с сошкой... 28.08.15 17:48
Это верно,главное, что в стране ликвидированы все рабочие места на реальном материальном производстве, и окончившим школу негде работать, кроме сферы услуг и "юриста-экономиста".  В описанной школе дети приучаются и к крестьянскому труду - пчеловодству, огородничеству, садоводству, но всё это за рамками школы, т.к. не вписываются в регламенты минобразования, которое не позволяет в школах даже цветы иметь на подоконниках, не говоря уже о живом уголке и освоению трудовых навыков.
Коншин-Рачинский
31.08.2015 20:18
В целом блестящая статья о блестящей школе, впитавшей в себя и опыт предшествующих поколений и опыт,  и мысли сегодняшних новаторов-учителей. Это статья   об учителях-энтузиастах, живущих в глубинке лишь духом, т.к. финансирования должного нет, но тем не менее вершащих своё великое дело, отдавая себя детям. Такие школы должны быть рассеяны по всей России и это должно быть святым долгом и заботой государства, а не писание инструкций для педагогов, регламентирующих их каждый шаг, унижающих их достоинство.
О таких школах мечтали лучшие люди России. В таких школах мечтают учиться сегодня наши дети и их родители.
var
30.08.2015 19:31
Разносчик демократических ценностей пришёл рассказать о чаяниях своих заказчиков, мечтающих об открытии вакансий на должности эффективноуправленцев, при полном отсутствии конкуренции со стороны тузмных соискателей?
Святая наивность явно не в курсе анекдота про «что тут думать, прыгать надо!» и на этом основании делает вид, что всем прочим оно тоже неведомо.
Один - с сошкой, 70 - с ложкой
28.08.2015 17:48
Если школа будет готовить учеников к продолжению пополнения бесчисленных полков держателей дипломов юристов-экономистов, очень прошу, закройте эту школу. Невозможно их всех прокормить.
Иннуит
28.08.2015 10:06
Школу, если она такая как описал автор, закроют, не мытьем, так катанием. Основную задачу для минобра - всеобщая дебилизация населения - ещё никто не отменял.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
06.12.2017
Наталия Нарочницкая
Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе.
Фоторепортаж
07.12.2017
Подготовила Мария Максимова
Центр моды и дизайна, открывшийся в Москве, представил первую выставку.