Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 декабря 2017
Православная коммуна

Православная коммуна

Как большевики загубили уникальный социальный эксперимент Николая Неплюева
Владимир Малышев
19.12.2013
Православная коммуна

Мало кто знает, что в дореволюционной России имелся блестящий пример успешного воплощения в жизнь идей создания общества всеобщего равенства и социальной справедливости. Речь - о «Трудовом братстве», коммуне, созданной еще в XIX веке выпускником петербургского университета Николаем Неплюевым.

Об этом невероятном эксперименте мне рассказал доктор физико-математических наук, вице-президент Российской академии естественных наук Георгий Николаевич Фурсей. Его дед был одним из ближайших сподвижников Неплюева.

Николай Николаевич Неплюев происходил из древнего рода боярина Андрея Кобылы, который дал России знаменитые династии Романовых, Шереметевых и Колычевых. Его отец был богатым человеком, предводителем дворянства Черниговской губернии. Николай получил прекрасное образование, в 1875 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был отправлен на дипломатическую службу. Служил советником при русском посольстве в Мюнхене. Перед ним открывалась самая блестящая карьера.

Однако она была ему не по душе. Однажды Неплюеву приснился сон: он увидел себя в родном имении, среди крестьянских детей… И дипломат почувствовал, что его место – на Родине, а призвание состоит в том, чтобы сделать детей счастливыми. Для этого Неплюев решает создать Братство – сельскохозяйственную коммуну, основанную на христианских идеалах и принципах свободного и счастливого труда. Он без колебаний бросает престижную службу и возвращается в Россию.

Неплюев понимал, что дело требует не только больших средств, которые у него были, но и весьма основательной подготовки. Энтузиаст был уверен, что «гораздо более значимо не просто дать подаяние, а создать инструмент для постоянной помощи». Для этого он поступил вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию, где овладел основами экономики и получил необходимые для ведения хозяйства практические знания. Одновременно обстоятельно знакомится с православной литературой.

В 1877 году Неплюев едет в имение отца на хуторе Воздвиженск Черниговской губернии, где и основывает свое знаменитое Крестовоздвиженское трудовое братство. Но начал с того, что создал приют для одаренных крестьянских детей-сирот. Через четыре года открыл в Воздвиженске мужскую сельскохозяйственную школу, и уже на этой базе сформировал потом знаменитое «Первое трудовое братство».

Николай Неплюев считал, что добиться успеха можно исключительно с воспитания детей, только чистое, «незамутненное» сознание способно воспринять идеи качественно новой жизни.

По его мнению, в основе воспитания и устоев жизни нового общества должны лежать фундаментальные нравственные принципы, основанные на христианских ценностях, а в России они должны быть принципами православия.

И при этом он проповедовал глубочайшее уважение ко всем религиозным конфессиям.

Но основой всего Неплюев провозглашал любовь – любовь к Творцу, к человеку, к природе. Полагая при этом, что чувство это требует специального воспитания, большой силы воли для его продвижения и удержания. «Главной целью всех друзей человечества в деле воспитания и должно быть – высвободить любовь из цепей себялюбия, гордости, лени, корысти и рабского страха», - заявлял основатель Братства.

Неплюев полагал, что воспитание должно основываться на фундаменте высокой культуры, обучении детей науке, живописи, поэзии, музыке. Он приглашал выдающихся педагогов, создал прекрасную библиотеку, организовывал выставки, поэтические вечера, театральные представления.

Учеников Николай Николаевич приглашал к себе в дом, где сам играл на фортепьяно произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта. Ясно, что неподготовленные дети часто при этом дремали, но Неплюева это нисколько не смущало. По воспоминаниям современников, он только добродушно смеялся над сонями и продолжал играть. Он знал, что делал, и видел, как таял холод в их душах, как постепенно воспитывалось музыкальное чутье в детях. С течением времени ученики так полюбили музыку, что заслушивались ею.

Одной из важнейших предпосылок счастливой жизни Неплюев считал творчество, радостное отношение к труду. При этом полагал, что высокое качество отношений возможно только при условии равенства в распределении благ и оплаты труда. «Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина, - писал он. - Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви». Свои цели Неплюев сформулировал так: «Осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия». Крестовоздвиженский храм в имении Неплюева становится для братчиков приходским. Вводятся общие утренние и вечерние молитвы, богослужения по воскресеньям и всем большим православным праздникам, говение в Великий пост, изучение Писания.

Братчики организованы в несколько «семей», то есть артелей или групп по профессиональному признаку, названных в честь святых: «Семья Николая Чудотворца», «Семья Иоанна Богослова»…

В каждую такую «семью» входит несколько обычных семей и холостых. Вся «семья» живет в одном общежитии, питается за общим столом, воспитывает детей в собственном детском саду. Все важные решения принимает Дума Братства из 10-20 человек, работающая под председательством Блюстителя, которым пожизненно был избран Неплюев. Вся прибыль Братства, после отчислений в фонд развития, распределяется поровну между братчиками, независимо от профессии и занимаемой должности.

Устав Трудового братства был утвержден лично императором Александром III, но практическая деятельность общества тут же столкнулась с немалыми трудностями. У него были влиятельные противники, которые считали, что такие идеи слишком радикальны для России и потому «опасны». Тем не менее, общество росло, развивалось, и к 1908 году его численность составляла уже около 500 человек.

День в коммуне начинался с ежедневной молитвы. Занятия в школе проводились в радостной непринужденной обстановке. Любой труд считался достойным - и труд учителя, и работа в поле, или даже прачки, воспитывалось состояние радости труда. В братстве был девиз «Ничего лишнего». При этом всем предоставлялось хорошее здоровое питание, комфортное благоустроенное жилище, а в случае необходимости – качественное лечение.

Согласно уставу, существовали две основные группы: «полноправные братья», избираемые из числа выпускников братских школ и воспитанников Неплюева, и «приемные братья», те, кто пожелал в него вступить. Полноправные составляли высший орган Братства – Думу, и стали впоследствии хозяевами всего Братского имения. Приемные имели все права и на равных участвовали в распределении доходов, но не принимали участия в выборах и решении стратегических вопросов. Управление хозяйственной и педагогической деятельностью осуществлялось Советами – хозяйственным и педагогическим.

Одежда детей и взрослых членов Братства была изящной и удобной, даже праздничной, но никакие излишества не принимались. Все его члены были разбиты по профессиональным склонностям на «братские семьи», своего рода гильдии – семьи учителей, хлебопашцев, молочников. Каждый получал равную долю дохода на свои личные счета, не всем это нравилось, но Неплюев был убежден, что такой подход исключал зависть и карьеризм. Движущим стимулом являлось гораздо более высокое чувство стремления к процветанию и успеху всего сообщества.

Мужчины и женщины имели равные права, принципиальным моментом в Братстве являлась свобода. Каждый, по собственному желанию, вступал в Братство, и так же свободно мог из него выйти.

При этом он получал всю свою заработанную долю дохода. К моменту становления Братства доходы его были весьма значительными, и каждый братчик был вполне состоятельным человеком. Но главное – в частности, благодаря равной оплате труда - оказалось возможным реализовать другую, более высокую форму свободы, свободную от корысти, и наметить новые подходы к труду. Формулируя кратко: это позволило осуществить принцип перехода от традиционного труда к творчеству. Нравственный уровень братчиков характеризует лишь один факт: за всю историю коммуны не было ни одного случая воровства.

Хозяйственная жизнь Братства была организована на высокой научной и технической базе. Оно располагало мощной электростанцией, телефонной сетью - такого еще нигде не было в сельской местности России, имело тракторы, использовало новейшие научные достижения. Производство тщательно планировалось, применялся анализ рынка. В результате урожайность в коммуне была в 2,5 раза выше, чем в среднем по Черниговской губернии.

В 1901 году, когда Братство окончательно стало на ноги, Неплюев передал ему все свое огромное состояние – 18 тысяч гектаров земли с постройками, заводами на общую сумму в 1,8 миллиона рублей, что по нынешнему курсу составляет несколько миллиардов долларов.

На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение было удостоено Большой золотой медали, в 1912-1913 годах его активы превышали 2 миллиона рублей.

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства под покровительством Синода и императора, но осуществить свой грандиозный замысел уже не успел. В 1907 году он отправился в Санкт-Петербург, но там тяжело заболел гриппом и вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 года, когда страна была разрушена гражданской войной, был поражен увиденным. Высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, две земледельческие и одна подготовительная школы. «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России», - отмечал изумленный автор материала.

Большевики сначала с интересом отнеслись к Братству, полагая, что речь фактически идет о коммунистической коммуне. Его так и переименовали: в Первую Украинскую Советскую коммуну. И она, опираясь на мощную экономическую базу, эффективно работала даже в условиях военного коммунизма. Но ясно, что во времена террора, зависти и доносов существовать в атеистическом СССР такая структура, построенная на высоких принципах христианства, никак уже не могла.

В 1924 году Братство превратили в обычный колхоз, а кончилось все тем, что его членов объявили кулаками, арестовали, а имущество конфисковали. Церковь была разрушена, ее настоятель убит.

На месте процветавшей коммуны власти устроили колонию для особо опасных преступников – убийц и насильников. Выдающийся социальный эксперимент был растоптан. Николай Неплюев к тому времени уже умер и не стал свидетелем гибели своего детища. К счастью…

Дед петербургского академика Георгия Фурсея работал в Братстве Неплюева главным управляющим. А его сын, отец академика, стал художником и музыкантом. Во время Гражданской войны был мобилизован в армию Деникина, но заболел тифом и в боях участия не принимал. Но все равно оказался потом в лагере на Соловках. Когда его освободили, стал жить в Архангельске. Затем был снова арестован по доносу, а в 1942 году расстрелян. Приговор мотивировался тем, что Николай Фурсей «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями». Тайну гибели своего отца Георгий Николаевич узнал только в 1990 году...

Идеи Неплюева поначалу перекликались с тем, что проповедовал в то время Лев Толстой. Николай Николаевич написал ему письмо и встречался с ним в Москве. Позже, уже получив разрешение на открытие школы, он еще раз заезжал к Толстому, но не застал его. «В 1884 году, - писал директор музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева Валерий Авдасев, - их пути сильно разошлись на почве отношения к церкви. Неплюев хотя и уважал Толстого как гениального художника, но считал его позицию в данном вопросе неправильной. Лев Николаевич, как вы помните, писал, что в церкви не осталось ничего, кроме икон, парчи и слов. А Николай Николаевич считал, что именно церковь может дать духовные основы для преображения человека и всего общества, что именно церковь является последней истиной, за которую следует уцепиться, которой следует держаться, которую нужно хранить. По этому поводу у них были постоянные заочные споры. Был даже такой небольшой курьез: когда толстовская община, живущая под Геленджиком в Кринице, приехала перенять опыт жизни братства, они были в шоке. Уровень жизни в братстве, по их представлениям, был преступно высок - крестьяне у Неплюева ходили в кожаных сапогах и пальто, использовали довольно дорогостоящую по тем временам технику. В общем, это было неудивительно - в толстовских общинах были интеллигенты, пришедшие из городов, а у Неплюева - генетические крестьяне, умевшие работать, приспособленные к сельской жизни. Кстати, когда Толстого отлучили от церкви, Неплюев по своей же инициативе написал письмо в Синод о правоте этого решения. По его мысли, церковь не была бы живым организмом, если бы не предприняла такого акта».

По мнению В. Авдасева, история коммуны Неплюева - этот история о смысле существования человека на земле. Неплюев вопрос о добре и зле поставил радикально, потому что нельзя одновременно служить одному и другому. И он нашел такую особенную форму жизни - братства, призванного приютить каждого человека, ищущего правды и любви. Но оказалось, что именно в братстве вопрос правды и неправды, злого и доброго начала человека встал очень остро. Ведь вначале Николай Николаевич думал, что воспитанием оградит братчиков от зла и они, как цветы, потянутся к солнцу, к Богу, к любви. Но потом он писал:

«Каюсь, что я не оценил учения церкви о греховности человеческой, потому что греховность остается в самом человеке, потому большим препятствием к возрастанию духовному является именно греховность самого человека, и поэтому искоренить ее можно только тем, что было положено отцами: молитвой, постом, покаянием».

В 1983 году о коммуне Неплюева восторженную монографию вдруг написал человек, который, казалось, никак не должен был в те времена этого делать – Нестор Солодовников, генерал-майор разведки, начальник управления ГРУ, а потом один из заместителей Вячеслава Молотова. «Община, - отмечал он, - была названа Трудовым братством. По замыслу его учредителей, это название должно было включать в себя глубокий социальный смысл и богатое идейное наполнение, ведущая роль в которых отводилась христианским нравственным ценностям и мотивам. Члены трудового братства называли друг друга братьями и сестрами».

Нестор Солодовников считал, что взгляды Н. Неплюева «не утратили своего познавательного значения и по нынешним меркам».

Наверно, эти слова можно сказать и сегодня. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 43 найденных.
РОМАН ЧЁРНЫЙ
31.07.2015 19:42
Статья интересная. Познавательная. Спасибо автору.
Многие обсуждатели упоминают о нравственности. Я родился в одном большом городе на юге СССР. Всегда думал о русском народе высоко. Начитался книг о Суворове, адмирале Ушакове, о трудах деда А.С.Пушкина. Русские люди вокруг меня не скотничали, не пьянствовали, не опускались.
Трудовое братство это хорошо. Но и сейчас нет безработицы. Моя сестра живёт в одном большом сибирском городе. Первый этаж. Проходная улица. Общественный туалет. Прям под окна кухонь, спален, комнат. Здесь дети, старики, женщины и даже мужчины вроде. А им под окна моча и гадость. И это делают русские люди. Попробуй заметь им. Морду набьют, или того хуже. Сестра инвалид, боится слово сказать, а нравственные где? Либералы утверждали, что "измы" извелись. Да не тут-то было. Скотинизм, дебилизм расцвёли, а идиотизм приобрёл новые виды и раскраску. Скотиной быть легко. Стать человеком труд немеренный. Так что делать. Может мне ей помочь и перебить этих скотов. На всех сил не хватит, да и другие набегут порадоваться.
А вы о труде!
николай
16.05.2015 19:22
Большевики (бандиты)загубили столько талантливых трудолюбивых патриотов России прощения и оправдания нет.
GenM
06.03.2015 17:40
Есть на тьюбе 2 лекции Сомина Н.И. - о неплюевском братстве - рекомендую. Если кратко, то братство мешало всем: царю, попам, окрестным крестьянам и почти никак - большевикам. Существовало благодаря подаренным миллионам, но как только богатство реквизировали - братья разбежались. Если бы не коммунисты, то судьба его была бы как у СССР: после смерти основателя какой-нибудь ушлый браток всё бы "приватизировал". Причём большевики взяли у братства все его наработки - новую веру, принципы коммуны, воспитание детей, школу и пр. Относились благосклонно. Разница была только в том, что глава братства мог не всех принимать в "братию", явным уродам было отказано, а вот в социализм пришлось брать всех. И "перевоспитывать" пришлось суровыми методами, вплоей. Но в итоге всё равно, у благородных основателей вырастают дети-подонки, которые уничтожают дело отцов. Проблема видимо может решиться только при новом эволюционном скачке в развитии человека.
student
20.02.2014 13:56
Петровна
20.02.2014 10:46 Любая человеческая инициатива имеет подоплёкой собственную личность.
-------------------------------
Соглашусь, что выбор профессии имеет подоплёкой личность. Но чтоб любая инициатива ?
Это как в старом анекдоте. Ветеран говорит:"При Сталине было лучше, потому что знакомые девки были молодые."

Или  другой анекдот:"Революция 1917 года произошла потому, что Ленин с Троцким вместо борделя  по пъяни открыли дверь в библиотеку, а там какой-то дурак забыл на столе открытую книгу Маркса."

Скореее всего, соотояние здровья ( вы ведь на психику намекаете ?) Неплюева было хорошим. Располагало к реализации здравых, полезных обществу инициатив.
Петровна
20.02.2014 10:46
Надо бы изучить биографию и состояние здоровья Неплюева, чтобы понять, что же им двигало. Любая человеческая инициатива имеет подоплёкой собственную личность.
student
16.01.2014 14:59
Стремоухов Г.Д.
22.12.2013 19:28" РАБОТАТЬ на ее приращение для передачи по НАСЛЕДСТВУ...что я называю ОБЩЕСТВОМ НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА"
---------------------------------
1-Во как здорово, уже и новый капитализм придумали. Адам Смит, Маркс и Энгельс отдыхают. Не додумались...
Они могли лишь анализировать то, что уже существует в обществе.
2- Отлично. У каждого, получившего наследство, будет не менее 10 слуг.
ТО ЕСТЬ ВСЕ БУДУТ ЖИТЬ БОГАТО.
(Прямо по книге Стругацких "Понедельник начинается в субботу")
3--Непонятно только А ЗАЧЕМ получившему наследство работать ? Можно нанять управляющего, не получившего наследства.
Можно и не церемониться с ним, а просто объявить его крепостным.....
student-одесситу: "гуманизм" для вас фетиш, но недоступна вам его идея.( Почти по Тютчеву)
13.01.2014 14:17
одессит
11.01.2014 20:02"..народ.. это стадо, которое послушно идет за ОПГ...кто же бракодел ?..будете навязывать народу новшества чужеродные и чужеземные».
----------------------------------
А ХРИСТОВА ВЕРА-ТОЖЕ ЧУЖЕЗЕМНАЯ? И у вас конечно своя есть?  Признайтесь...
1-Настоящее стадо (овцы, бараны и пр.) хоть и скоты, но различает своего пастыря (пастуха) от волков. Так и человекам бы отличать закон (идею) от беззакония.
2--Посему ещё раз: КАКИЕ ПРЕТЕНЗИИ У ВАС К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СССР?  Кто виноват, принявшие закон государства, или его нарушавшие ?  Вы способны отличить преступление государства от преступления против государства ? Или заклинило навсегда ?
3--Народ не стадо ? Да народы людские бывают хуже в силу своего первородного греха(а вовсе не по наивности!). Они сознательно идут им-но за ОПГ, лютыми волками и бывают ими обобраны и перерезаны. ЭТО ПРОСТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, ЕГО ОТРИЦАТЬ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ.
4-Стоит преступнику положить в карман партбилет, как у вас во всём сразу становятся виноваты Маркс и Энгельс, но никак не преступник, нарушающий закон.  Виноватыми всегда оказываются идеи справедливости и их носители.  
А ЭТО УЖЕ НЕ ТОЛЬКО ФАКТ, НО ПРОПИСНАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА.
одессит
11.01.2014 20:02
student-одесситу

10.01.2014 11:45

///Рассуждаю, как вера Христова требует. Беды человеков от грехов иж. От иного- Бог защитит.  А если со злословием, то и в Украине по-макеевски многие рубят и даже матом.. .///

Подобные вам,  списывающим  все на народ,  идут по трупам, некогда прирученных   высокими лозунгами и  выброшенные  как отработанный материал. Вы  всегда будете навязывать народу новшества чужеродные и чужеземные.

Увидев черепки – не топчи черепка.
Берегись! Это бывших людей черепа.
Чаши лепят из них – а потом разбивают.
Помни, смертный: придет и твоя череда!

«Народ не тот,  это стадо, которое послушно идет за ОПГ».
Если народ несовершенен, то кто же бракодел?
Вы не  народ?   И ваши родители не народ? Значит, вы невиновны в выборе ОПГ?  Или  вы, солдаты перераспределения недр, ценностей, которым на роду быть суждено материалом для революций товарно-денежного толка, есть истина во всей вселенной?

Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они – рабы имен. Состав себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.


student-одесситу
10.01.2014 11:45
одессит
09.01.2014 20:59"..одно злословие. Тикали бы Вы на Украину..Только такой, как Вы, может исподтишка так рассуждать"
----------------------------------
Рассуждаю, как вера Христова требует. Беды человеков от грехов иж. От иного- Бог защитит.  А если со злословием, то и в Украине по-макеевски многие рубят и даже матом...
одессит
09.01.2014 20:59
У Вас, Студент, одно злословие. Тикали бы Вы на Украину. Земля родная, глядишь, мозги на место поставит.
Только такой, как Вы, может исподтишка так рассуждать.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 43 найденных.

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.