Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

29 июня 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
После десятилетий воинствующего атеизма возрождается Николо-Теребенская обитель.
27.06

Как сельский батюшка создал Дом милосердия.
09.06

Беседа с председателем попечительского совета некоммерческой организации «Союз землеустроителей России» («Росземпроект»).
31.03

Возрождением деревянных храмов Севера России занялись участники уникального проекта.
01.02

Как сельские библиотекари хранят память об умирающих деревнях.
10.01

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России».
24.11

Учителей и учеников ждут очередные хорошо забытые «новшества».
29.09

Репортаж из Калужской глубинки об уникальном детском праднике.
26.08

Наше «антимегаоружие» может нанести противнику непоправимый урон.
24.08

В Бежецке знают, какой быть библиотеке.
24.08

О лучших изданиях русской провинции.
21.07

Беседа с автором идеи, которая объединила тысячи людей и вылилась в настоящее социальное движение «ДоброПочта».
14.07

Как сохраняется традиционное русское образование в гимназии Свято-Алексиевской пустыни.
12.07

Выдающийся педагог-просветитель XIX века востребован и сегодня.
03.06

В России набирает популярность новый вид туризма.
22.04


Русский проект

Православная коммуна

Как большевики загубили уникальный социальный эксперимент Николая Неплюева
Владимир Малышев
19.12.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Православная коммуна

Мало кто знает, что в дореволюционной России имелся блестящий пример успешного воплощения в жизнь идей создания общества всеобщего равенства и социальной справедливости. Речь - о «Трудовом братстве», коммуне, созданной еще в XIX веке выпускником петербургского университета Николаем Неплюевым.

Об этом невероятном эксперименте мне рассказал доктор физико-математических наук, вице-президент Российской академии естественных наук Георгий Николаевич Фурсей. Его дед был одним из ближайших сподвижников Неплюева.

Николай Николаевич Неплюев происходил из древнего рода боярина Андрея Кобылы, который дал России знаменитые династии Романовых, Шереметевых и Колычевых. Его отец был богатым человеком, предводителем дворянства Черниговской губернии. Николай получил прекрасное образование, в 1875 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был отправлен на дипломатическую службу. Служил советником при русском посольстве в Мюнхене. Перед ним открывалась самая блестящая карьера.

Однако она была ему не по душе. Однажды Неплюеву приснился сон: он увидел себя в родном имении, среди крестьянских детей… И дипломат почувствовал, что его место – на Родине, а призвание состоит в том, чтобы сделать детей счастливыми. Для этого Неплюев решает создать Братство – сельскохозяйственную коммуну, основанную на христианских идеалах и принципах свободного и счастливого труда. Он без колебаний бросает престижную службу и возвращается в Россию.

Неплюев понимал, что дело требует не только больших средств, которые у него были, но и весьма основательной подготовки. Энтузиаст был уверен, что «гораздо более значимо не просто дать подаяние, а создать инструмент для постоянной помощи». Для этого он поступил вольнослушателем в Петровскую земледельческую академию, где овладел основами экономики и получил необходимые для ведения хозяйства практические знания. Одновременно обстоятельно знакомится с православной литературой.

В 1877 году Неплюев едет в имение отца на хуторе Воздвиженск Черниговской губернии, где и основывает свое знаменитое Крестовоздвиженское трудовое братство. Но начал с того, что создал приют для одаренных крестьянских детей-сирот. Через четыре года открыл в Воздвиженске мужскую сельскохозяйственную школу, и уже на этой базе сформировал потом знаменитое «Первое трудовое братство».

Николай Неплюев считал, что добиться успеха можно исключительно с воспитания детей, только чистое, «незамутненное» сознание способно воспринять идеи качественно новой жизни.

По его мнению, в основе воспитания и устоев жизни нового общества должны лежать фундаментальные нравственные принципы, основанные на христианских ценностях, а в России они должны быть принципами православия.

И при этом он проповедовал глубочайшее уважение ко всем религиозным конфессиям.

Но основой всего Неплюев провозглашал любовь – любовь к Творцу, к человеку, к природе. Полагая при этом, что чувство это требует специального воспитания, большой силы воли для его продвижения и удержания. «Главной целью всех друзей человечества в деле воспитания и должно быть – высвободить любовь из цепей себялюбия, гордости, лени, корысти и рабского страха», - заявлял основатель Братства.

Неплюев полагал, что воспитание должно основываться на фундаменте высокой культуры, обучении детей науке, живописи, поэзии, музыке. Он приглашал выдающихся педагогов, создал прекрасную библиотеку, организовывал выставки, поэтические вечера, театральные представления.

Учеников Николай Николаевич приглашал к себе в дом, где сам играл на фортепьяно произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта. Ясно, что неподготовленные дети часто при этом дремали, но Неплюева это нисколько не смущало. По воспоминаниям современников, он только добродушно смеялся над сонями и продолжал играть. Он знал, что делал, и видел, как таял холод в их душах, как постепенно воспитывалось музыкальное чутье в детях. С течением времени ученики так полюбили музыку, что заслушивались ею.

Одной из важнейших предпосылок счастливой жизни Неплюев считал творчество, радостное отношение к труду. При этом полагал, что высокое качество отношений возможно только при условии равенства в распределении благ и оплаты труда. «Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина, - писал он. - Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви». Свои цели Неплюев сформулировал так: «Осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия». Крестовоздвиженский храм в имении Неплюева становится для братчиков приходским. Вводятся общие утренние и вечерние молитвы, богослужения по воскресеньям и всем большим православным праздникам, говение в Великий пост, изучение Писания.

Братчики организованы в несколько «семей», то есть артелей или групп по профессиональному признаку, названных в честь святых: «Семья Николая Чудотворца», «Семья Иоанна Богослова»…

В каждую такую «семью» входит несколько обычных семей и холостых. Вся «семья» живет в одном общежитии, питается за общим столом, воспитывает детей в собственном детском саду. Все важные решения принимает Дума Братства из 10-20 человек, работающая под председательством Блюстителя, которым пожизненно был избран Неплюев. Вся прибыль Братства, после отчислений в фонд развития, распределяется поровну между братчиками, независимо от профессии и занимаемой должности.

Устав Трудового братства был утвержден лично императором Александром III, но практическая деятельность общества тут же столкнулась с немалыми трудностями. У него были влиятельные противники, которые считали, что такие идеи слишком радикальны для России и потому «опасны». Тем не менее, общество росло, развивалось, и к 1908 году его численность составляла уже около 500 человек.

День в коммуне начинался с ежедневной молитвы. Занятия в школе проводились в радостной непринужденной обстановке. Любой труд считался достойным - и труд учителя, и работа в поле, или даже прачки, воспитывалось состояние радости труда. В братстве был девиз «Ничего лишнего». При этом всем предоставлялось хорошее здоровое питание, комфортное благоустроенное жилище, а в случае необходимости – качественное лечение.

Согласно уставу, существовали две основные группы: «полноправные братья», избираемые из числа выпускников братских школ и воспитанников Неплюева, и «приемные братья», те, кто пожелал в него вступить. Полноправные составляли высший орган Братства – Думу, и стали впоследствии хозяевами всего Братского имения. Приемные имели все права и на равных участвовали в распределении доходов, но не принимали участия в выборах и решении стратегических вопросов. Управление хозяйственной и педагогической деятельностью осуществлялось Советами – хозяйственным и педагогическим.

Одежда детей и взрослых членов Братства была изящной и удобной, даже праздничной, но никакие излишества не принимались. Все его члены были разбиты по профессиональным склонностям на «братские семьи», своего рода гильдии – семьи учителей, хлебопашцев, молочников. Каждый получал равную долю дохода на свои личные счета, не всем это нравилось, но Неплюев был убежден, что такой подход исключал зависть и карьеризм. Движущим стимулом являлось гораздо более высокое чувство стремления к процветанию и успеху всего сообщества.

Мужчины и женщины имели равные права, принципиальным моментом в Братстве являлась свобода. Каждый, по собственному желанию, вступал в Братство, и так же свободно мог из него выйти.

При этом он получал всю свою заработанную долю дохода. К моменту становления Братства доходы его были весьма значительными, и каждый братчик был вполне состоятельным человеком. Но главное – в частности, благодаря равной оплате труда - оказалось возможным реализовать другую, более высокую форму свободы, свободную от корысти, и наметить новые подходы к труду. Формулируя кратко: это позволило осуществить принцип перехода от традиционного труда к творчеству. Нравственный уровень братчиков характеризует лишь один факт: за всю историю коммуны не было ни одного случая воровства.

Хозяйственная жизнь Братства была организована на высокой научной и технической базе. Оно располагало мощной электростанцией, телефонной сетью - такого еще нигде не было в сельской местности России, имело тракторы, использовало новейшие научные достижения. Производство тщательно планировалось, применялся анализ рынка. В результате урожайность в коммуне была в 2,5 раза выше, чем в среднем по Черниговской губернии.

В 1901 году, когда Братство окончательно стало на ноги, Неплюев передал ему все свое огромное состояние – 18 тысяч гектаров земли с постройками, заводами на общую сумму в 1,8 миллиона рублей, что по нынешнему курсу составляет несколько миллиардов долларов.

На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение было удостоено Большой золотой медали, в 1912-1913 годах его активы превышали 2 миллиона рублей.

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства под покровительством Синода и императора, но осуществить свой грандиозный замысел уже не успел. В 1907 году он отправился в Санкт-Петербург, но там тяжело заболел гриппом и вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 года, когда страна была разрушена гражданской войной, был поражен увиденным. Высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, две земледельческие и одна подготовительная школы. «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России», - отмечал изумленный автор материала.

Большевики сначала с интересом отнеслись к Братству, полагая, что речь фактически идет о коммунистической коммуне. Его так и переименовали: в Первую Украинскую Советскую коммуну. И она, опираясь на мощную экономическую базу, эффективно работала даже в условиях военного коммунизма. Но ясно, что во времена террора, зависти и доносов существовать в атеистическом СССР такая структура, построенная на высоких принципах христианства, никак уже не могла.

В 1924 году Братство превратили в обычный колхоз, а кончилось все тем, что его членов объявили кулаками, арестовали, а имущество конфисковали. Церковь была разрушена, ее настоятель убит.

На месте процветавшей коммуны власти устроили колонию для особо опасных преступников – убийц и насильников. Выдающийся социальный эксперимент был растоптан. Николай Неплюев к тому времени уже умер и не стал свидетелем гибели своего детища. К счастью…

Дед петербургского академика Георгия Фурсея работал в Братстве Неплюева главным управляющим. А его сын, отец академика, стал художником и музыкантом. Во время Гражданской войны был мобилизован в армию Деникина, но заболел тифом и в боях участия не принимал. Но все равно оказался потом в лагере на Соловках. Когда его освободили, стал жить в Архангельске. Затем был снова арестован по доносу, а в 1942 году расстрелян. Приговор мотивировался тем, что Николай Фурсей «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов Баха, Бетховена и Моцарта называл гениями». Тайну гибели своего отца Георгий Николаевич узнал только в 1990 году...

Идеи Неплюева поначалу перекликались с тем, что проповедовал в то время Лев Толстой. Николай Николаевич написал ему письмо и встречался с ним в Москве. Позже, уже получив разрешение на открытие школы, он еще раз заезжал к Толстому, но не застал его. «В 1884 году, - писал директор музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева Валерий Авдасев, - их пути сильно разошлись на почве отношения к церкви. Неплюев хотя и уважал Толстого как гениального художника, но считал его позицию в данном вопросе неправильной. Лев Николаевич, как вы помните, писал, что в церкви не осталось ничего, кроме икон, парчи и слов. А Николай Николаевич считал, что именно церковь может дать духовные основы для преображения человека и всего общества, что именно церковь является последней истиной, за которую следует уцепиться, которой следует держаться, которую нужно хранить. По этому поводу у них были постоянные заочные споры. Был даже такой небольшой курьез: когда толстовская община, живущая под Геленджиком в Кринице, приехала перенять опыт жизни братства, они были в шоке. Уровень жизни в братстве, по их представлениям, был преступно высок - крестьяне у Неплюева ходили в кожаных сапогах и пальто, использовали довольно дорогостоящую по тем временам технику. В общем, это было неудивительно - в толстовских общинах были интеллигенты, пришедшие из городов, а у Неплюева - генетические крестьяне, умевшие работать, приспособленные к сельской жизни. Кстати, когда Толстого отлучили от церкви, Неплюев по своей же инициативе написал письмо в Синод о правоте этого решения. По его мысли, церковь не была бы живым организмом, если бы не предприняла такого акта».

По мнению В. Авдасева, история коммуны Неплюева - этот история о смысле существования человека на земле. Неплюев вопрос о добре и зле поставил радикально, потому что нельзя одновременно служить одному и другому. И он нашел такую особенную форму жизни - братства, призванного приютить каждого человека, ищущего правды и любви. Но оказалось, что именно в братстве вопрос правды и неправды, злого и доброго начала человека встал очень остро. Ведь вначале Николай Николаевич думал, что воспитанием оградит братчиков от зла и они, как цветы, потянутся к солнцу, к Богу, к любви. Но потом он писал:

«Каюсь, что я не оценил учения церкви о греховности человеческой, потому что греховность остается в самом человеке, потому большим препятствием к возрастанию духовному является именно греховность самого человека, и поэтому искоренить ее можно только тем, что было положено отцами: молитвой, постом, покаянием».

В 1983 году о коммуне Неплюева восторженную монографию вдруг написал человек, который, казалось, никак не должен был в те времена этого делать – Нестор Солодовников, генерал-майор разведки, начальник управления ГРУ, а потом один из заместителей Вячеслава Молотова. «Община, - отмечал он, - была названа Трудовым братством. По замыслу его учредителей, это название должно было включать в себя глубокий социальный смысл и богатое идейное наполнение, ведущая роль в которых отводилась христианским нравственным ценностям и мотивам. Члены трудового братства называли друг друга братьями и сестрами».

Нестор Солодовников считал, что взгляды Н. Неплюева «не утратили своего познавательного значения и по нынешним меркам».

Наверно, эти слова можно сказать и сегодня. 

Специально для Столетия



Комментарии


РОМАН ЧЁРНЫЙ
31.07.2015 19:42

Статья интересная. Познавательная. Спасибо автору.
Многие обсуждатели упоминают о нравственности. Я родился в одном большом городе на юге СССР. Всегда думал о русском народе высоко. Начитался книг о Суворове, адмирале Ушакове, о трудах деда А.С.Пушкина. Русские люди вокруг меня не скотничали, не пьянствовали, не опускались.
Трудовое братство это хорошо. Но и сейчас нет безработицы. Моя сестра живёт в одном большом сибирском городе. Первый этаж. Проходная улица. Общественный туалет. Прям под окна кухонь, спален, комнат. Здесь дети, старики, женщины и даже мужчины вроде. А им под окна моча и гадость. И это делают русские люди. Попробуй заметь им. Морду набьют, или того хуже. Сестра инвалид, боится слово сказать, а нравственные где? Либералы утверждали, что "измы" извелись. Да не тут-то было. Скотинизм, дебилизм расцвёли, а идиотизм приобрёл новые виды и раскраску. Скотиной быть легко. Стать человеком труд немеренный. Так что делать. Может мне ей помочь и перебить этих скотов. На всех сил не хватит, да и другие набегут порадоваться.
А вы о труде!

николай
16.05.2015 19:22

Большевики (бандиты)загубили столько талантливых трудолюбивых патриотов России прощения и оправдания нет.

GenM
06.03.2015 17:40

Есть на тьюбе 2 лекции Сомина Н.И. - о неплюевском братстве - рекомендую. Если кратко, то братство мешало всем: царю, попам, окрестным крестьянам и почти никак - большевикам. Существовало благодаря подаренным миллионам, но как только богатство реквизировали - братья разбежались. Если бы не коммунисты, то судьба его была бы как у СССР: после смерти основателя какой-нибудь ушлый браток всё бы "приватизировал". Причём большевики взяли у братства все его наработки - новую веру, принципы коммуны, воспитание детей, школу и пр. Относились благосклонно. Разница была только в том, что глава братства мог не всех принимать в "братию", явным уродам было отказано, а вот в социализм пришлось брать всех. И "перевоспитывать" пришлось суровыми методами, вплоей. Но в итоге всё равно, у благородных основателей вырастают дети-подонки, которые уничтожают дело отцов. Проблема видимо может решиться только при новом эволюционном скачке в развитии человека.

student
20.02.2014 13:56

Петровна
20.02.2014 10:46 Любая человеческая инициатива имеет подоплёкой собственную личность.
-------------------------------
Соглашусь, что выбор профессии имеет подоплёкой личность. Но чтоб любая инициатива ?
Это как в старом анекдоте. Ветеран говорит:"При Сталине было лучше, потому что знакомые девки были молодые."

Или  другой анекдот:"Революция 1917 года произошла потому, что Ленин с Троцким вместо борделя  по пъяни открыли дверь в библиотеку, а там какой-то дурак забыл на столе открытую книгу Маркса."

Скореее всего, соотояние здровья ( вы ведь на психику намекаете ?) Неплюева было хорошим. Располагало к реализации здравых, полезных обществу инициатив.

Петровна
20.02.2014 10:46

Надо бы изучить биографию и состояние здоровья Неплюева, чтобы понять, что же им двигало. Любая человеческая инициатива имеет подоплёкой собственную личность.

student
16.01.2014 14:59

Стремоухов Г.Д.
22.12.2013 19:28" РАБОТАТЬ на ее приращение для передачи по НАСЛЕДСТВУ...что я называю ОБЩЕСТВОМ НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА"
---------------------------------
1-Во как здорово, уже и новый капитализм придумали. Адам Смит, Маркс и Энгельс отдыхают. Не додумались...
Они могли лишь анализировать то, что уже существует в обществе.
2- Отлично. У каждого, получившего наследство, будет не менее 10 слуг.
ТО ЕСТЬ ВСЕ БУДУТ ЖИТЬ БОГАТО.
(Прямо по книге Стругацких "Понедельник начинается в субботу")
3--Непонятно только А ЗАЧЕМ получившему наследство работать ? Можно нанять управляющего, не получившего наследства.
Можно и не церемониться с ним, а просто объявить его крепостным.....

student-одесситу: "гуманизм" для вас фетиш, но недоступна вам его идея.( Почти по Тютчеву)
13.01.2014 14:17

одессит
11.01.2014 20:02"..народ.. это стадо, которое послушно идет за ОПГ...кто же бракодел ?..будете навязывать народу новшества чужеродные и чужеземные».
----------------------------------
А ХРИСТОВА ВЕРА-ТОЖЕ ЧУЖЕЗЕМНАЯ? И у вас конечно своя есть?  Признайтесь...
1-Настоящее стадо (овцы, бараны и пр.) хоть и скоты, но различает своего пастыря (пастуха) от волков. Так и человекам бы отличать закон (идею) от беззакония.
2--Посему ещё раз: КАКИЕ ПРЕТЕНЗИИ У ВАС К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СССР?  Кто виноват, принявшие закон государства, или его нарушавшие ?  Вы способны отличить преступление государства от преступления против государства ? Или заклинило навсегда ?
3--Народ не стадо ? Да народы людские бывают хуже в силу своего первородного греха(а вовсе не по наивности!). Они сознательно идут им-но за ОПГ, лютыми волками и бывают ими обобраны и перерезаны. ЭТО ПРОСТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, ЕГО ОТРИЦАТЬ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ.
4-Стоит преступнику положить в карман партбилет, как у вас во всём сразу становятся виноваты Маркс и Энгельс, но никак не преступник, нарушающий закон.  Виноватыми всегда оказываются идеи справедливости и их носители.  
А ЭТО УЖЕ НЕ ТОЛЬКО ФАКТ, НО ПРОПИСНАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА.

одессит
11.01.2014 20:02

student-одесситу

10.01.2014 11:45

///Рассуждаю, как вера Христова требует. Беды человеков от грехов иж. От иного- Бог защитит.  А если со злословием, то и в Украине по-макеевски многие рубят и даже матом.. .///

Подобные вам,  списывающим  все на народ,  идут по трупам, некогда прирученных   высокими лозунгами и  выброшенные  как отработанный материал. Вы  всегда будете навязывать народу новшества чужеродные и чужеземные.

Увидев черепки – не топчи черепка.
Берегись! Это бывших людей черепа.
Чаши лепят из них – а потом разбивают.
Помни, смертный: придет и твоя череда!

«Народ не тот,  это стадо, которое послушно идет за ОПГ».
Если народ несовершенен, то кто же бракодел?
Вы не  народ?   И ваши родители не народ? Значит, вы невиновны в выборе ОПГ?  Или  вы, солдаты перераспределения недр, ценностей, которым на роду быть суждено материалом для революций товарно-денежного толка, есть истина во всей вселенной?

Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они – рабы имен. Состав себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.



student-одесситу
10.01.2014 11:45

одессит
09.01.2014 20:59"..одно злословие. Тикали бы Вы на Украину..Только такой, как Вы, может исподтишка так рассуждать"
----------------------------------
Рассуждаю, как вера Христова требует. Беды человеков от грехов иж. От иного- Бог защитит.  А если со злословием, то и в Украине по-макеевски многие рубят и даже матом...

одессит
09.01.2014 20:59

У Вас, Студент, одно злословие. Тикали бы Вы на Украину. Земля родная, глядишь, мозги на место поставит.
Только такой, как Вы, может исподтишка так рассуждать.

student- Кавказу-А психология крепостных характерна для Кавказа ?
09.01.2014 16:35

Кавказ
07.01.2014 14:07 В 90-е пришли их же выродки, опустив народ до вымирания, насадив Содом и Гоморру
-------------------------
1-ХОЛОПЫ, КАК И МЁРТВЫЕ- СРАМУ НЕ ИМУТ.
ПОСКОЛЬКУ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ЭТО.
Гоголь был прав. Действительно "мёртвые души", и сами этого не замечают.
2--У вас история России- вторая серия сказки Чуковского "Тараканище". Всё то же:"Красный барин был плохой, белый ещё хуже. Куды хрестьянину податься ?"  
3--В НОРМАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ПРИЙТИ К ВЛАСТИ МОЖЕТ ТОЛЬКО НОРМАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. А бандит, вор или маньяк не может. Смог бы Ельцин прийти к власти в Израиле или  в Германии ?  Смог бы Линкольн прийти к власти в современной России ?  Да его ещё на уровне главы управы братва закопала бы...

Кавказ
07.01.2014 14:07

Иннокентию

Мифы повторяете Вы.
Надоели.
70 лет доили народ, держа его в узде путем дефицита на такой богатой земле.
В 90-е пришли их же выродки, опустив народ до вымирания, насадив Содом и Гоморру.

Иннокентий
30.12.2013 19:21

27.12.2013 18:57 Алексей:"Ленин-предатель,занимавшийся подрывной деятельностью в тылу России во время 1 мировой войны,получавший от немцев деньги через Я.С.Ганецкого в стокгольмском банке.А Брестский мир-просто плата,возврат долгов."

Для вас есть новости - время перестройки давно прошли. Но вы можете повторять почаще перестроечные мифы, как мантру, и биться головой о стенку. Может поможет.

Виктор
28.12.2013 23:05

Вере. И это недовольство уходит далеко в 18-й век,когда  онемеченное, а затем офранцуженное русское дворянство  навсегда оторвалось в  массе своей от русского народа. Оторвалось так,что  стеснялось уже говорить по-русски. Так и сложилось 2 народа,которые соединялись лишь во время войн. Ф.М.Достоевский:" За полтораста лет предыдущей жизни русского барства за весьма малыми исключениями истлели последние корни,расшатались последние связи его с русской почвой и русской природой... Отделяясь от народа,они соответственно,потеряли и Бога.Беспокойные из них стали атеистами; вялые и спокойные-индифферентными. К русскому народу они питали лишь одно презрение..." Великий русский химик и патриот  Д.И.Менделеев:" Могу сказать,что знал на своем веку,знаю и теперь очень много государственных русских людей и с уверенностью утверждаю,что добрая их половина в Россию не верит,Россию не любят и народ мало понимают" Я мог бы привести ещё немало подобных  высказываниий,но зачем,ведь вы,Вера, вновь обьявите их "большевистскими штампами".

лесник
28.12.2013 9:08

    Вера отвечает Виктору:"Дореволюционную Россию:"Дореволюционную Россию называли отсталой с неразвитым капитализмом капитализмом, поэтому никак не капитализм уничтожил Россию, а её геополитические соперники руками наёмников и используя недовольных внутри страны уничтожали Россию.
    Значит, Вера, недовольные всё-таки были.
    Осталось только уточнить - недовольные чем и кто эти недовольные?
    Могу сказать то что знаю точно. Чуть ли не в каждой крестьянской семье на почётном месте висел портрет Николая Второго.
    Недовольство, тем не менее, было и его не Ленин привёз в пломбированном вагоне, а, прежде всего, вызванное разрушением традиционного уклада молодым, неразвитым капитализмом. В чём очень постарался, имея благие намерения, Столыпин.
    Ну о том как развивается капитализм в сегодняшней России можете судить сами.
    И важный аспект проблемы.
    Неплюев был озабочен будущим России ну никак не меньше Столыпина и сделал всё, что позволяли ему его силы, для обеспечения здорового, естественного для России развития.
    Но, почему-то, его ценнейший опыт замалчивается.
    Вот здесь, конечно, происки разрушителей России.
    Если капитализм, уже пустивший корни, взрастёт на теле России... будет пространство, территория, но России не будет.
    
  
    

Виктор
28.12.2013 1:00

Вере."...Они безжалостно их и уничтожали...". Ну а это уже откровенная глупость,не ожидал от вас. "Уничтожая",обучали их грамоте,проводило повальную динспансеризацию и пр.  И этим,действительно геополит.противникам России,Советы после прихода к власти, отказались платить царские долги.Напомню еще, что РПЦ ,уже чуть ли не на другой день после свержения монархии, признала масонское Временн.правительство. Т.е. отреклось от Помазанника Божьего! Почему то в православной стране работали бордели,а "коммуняки" запретили их,да еще ввели статью в УК за мужеложство. Но "новым белым" никакие доказательства не нужны. Славно поработали сванидзе и радзинские.

Сирожа - Вере
28.12.2013 0:24

\Сама по себе идея коммунизма м.б. и прекрасна как идея РАЯ, где соберутся лишь прекрасные люди, а все грешники будут в аду.\
Вот так вот, Виктор! Чугуном по полировке! КАммунизм АЦтой!
И только святой капитализм все разрулит на нашей грешной земле! Невидимая рука рынка наведет порядок! Честная конкуренция сделает нас сильнее!

Дофига он разрулил, Вера? Что вы тогда в каждой ветке плачете: и тут вам не так, и так вам не эдак? Тот капитализм был лучше? Чем? Буржуа жесты красивые делали? Больничку на 100 коек построили? Просто народ у нас темный был, да? Не оценил широты душевной на сто коек. За большевиками пошел! Ой, простите, ересь говорю. На самом деле все было по другому. Пришла тыща большевиков и поработила всю 200 миллионную Рассею. Так прямо и сказали: "Руки в гору! На первый второй рассчитайсь! Вперед, к победе коммунизма, шагом арш!"

\Большевики, прикрываясь прекрасными лозунгами,залитыми кровью руками утверждали свою власть, а такими руками ничего прекрасного не построить.\
Вам бы маслом рисовать!  Сколько крови на руках капиталистов, так большевикам до них еще тыщу лет править можно.

Коба
27.12.2013 21:41

  Согласен с Нестором Солодовниковым считавшим, что взгляды Н.Неплюева «не утратили своего познавательного значения". Именно познавательного и не более того, ибо построить коммунизм в отдельно взятой деревне с Уставом "Трудовое братство" так и не получилось.
  Тем не менее, были оказывается и у нас в России при участии Александра III поиски иного, пусть утопического, пути развития, чем тот который реально существовал. Знать и царь, и Л.Н. Толстой, и Н.Н.Неплюев, в отличие от современных либеройдов, не идеализировали тот общественный строй.
  Но если деятельность Н.Неплюева  вызывает у автора умиление, то почему он не умиляется экспериментом большевиков и деятельностью коммунистов, которые сделали тоже самое, но в масштабах всей страны ( 1/6 суши).
  Разве в СССР не было детских садов, музыкальных щкол, бесплатного медицинского обслуживания и образования от начального до высшего, бесплатных секций и кружков? Разве труд рабочего, равно как и труд инженера, врача, педагога или ученого не был в почете? А извлечение прибавочного продукта через налог с оборота, с последующим его распределением через общественные фонды потребления, разве это не высшая форма справедливого распределения? Разве не этой справедливости хотел Н.Неплюев, видя уровень имущественного неравенства?
  Да в учебных заведениях не было религиозного воспитания, но в своей основе это было дворянское воспитание, воспитание не противоречащее заповедям Христа из Нагорной проповеди. В противовес меркантильному купеческому и нынешнему либерально-рыночному служению золотому тельцу, советское воспитание было основано на русской дворянской классической литературе и искусстве, на любви к Отечеству, служении Родине не жалея своей жизни.  Причем этому служению готовили молодое поколение на примерах максимального самопожертвования: Корчагин, Морозов, Нагульный, Тимур со своей командой, Матросов, Космодемьянская, Молодогвардейцы, Панфиловцы, комсомольцы добровольцы, целинники,БАМОВЦы и т.д. Да не все получилось, что хотели. Но, напрашивается вывод:
  большевики, В.Ленин и особенно И.Сталин, завершили то, что начали Александр III и Неплюев. Неправда ли?

Алексей
27.12.2013 18:57

Ленин-предатель,занимавшийся подрывной деятельностью в тылу России во время 1 мировой войны,получавший от немцев деньги через Я.С.Ганецкого в стокгольмском банке.А Брестский мир-просто плата,возврат долгов.

Вера ВИКТОРУ
27.12.2013 18:17

Бердяев много чего писал. Сама по себе идея коммунизма м.б. и прекрасна как идея РАЯ, где соберутся лишь прекрасные люди, а все грешники будут в аду. Большевики, прикрываясь прекрасными лозунгами,залитыми кровью руками утверждали свою власть, а такими руками ничего прекрасного не построить.
Провозглашая государство рабочих и крестьян они безжалостно именно их и уничтожали.
\\именно капитализм погубил империю.\\
Дореволюционную Россию называли отсталой с неразвитым капитализмом, поэтому никак не капитализм уничтожил Россию, а её геополитические соперники руками наёмников и используя недовольных внутри страны уничтожали Россию.

\\нельзя же, Вера мыслить навязанными штампами.Вы хоть очевидцам тех событий верьте...\\
Очевидцам доверяю, но критически, а от большевицких штампов давно отказалась.

Комментарии 1 - 20 из 43
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Великая Отечественная: свидетели и судьбы

В Новом манеже проходит выставка «1942. В штабах Победы».

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта