Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

20 сентября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Заметки из музея М.Ю. Лермонтова в Железноводске.
18.09

В России формируется новая отрасль сельского хозяйства.
21.08

Памяти царственных страстотерпцев: от Белгородчины до Ливадии.
03.08

Организатором фестиваля в Захарово стал писатель Захар Прилепин.
13.07

На Иванов день в Ярославской области поминаются затопленные в 1940-х годах святыни.
10.07

В коллекции станичника почти три сотни самоваров с историей.
30.06

После десятилетий воинствующего атеизма возрождается Николо-Теребенская обитель.
27.06

Как сельский батюшка создал Дом милосердия.
09.06

Беседа с председателем попечительского совета некоммерческой организации «Союз землеустроителей России» («Росземпроект»).
31.03

Возрождением деревянных храмов Севера России занялись участники уникального проекта.
01.02

Как сельские библиотекари хранят память об умирающих деревнях.
10.01

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России».
24.11

Учителей и учеников ждут очередные хорошо забытые «новшества».
29.09

Репортаж из Калужской глубинки об уникальном детском праднике.
26.08

Наше «антимегаоружие» может нанести противнику непоправимый урон.
24.08


Русский проект

Месторождения талантов

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России»
Наталья Дегтярёва
24.11.2016
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Месторождения талантов

Почти полтысячи вундеркиндов из 85 регионов России – победители олимпиад, отраслевых и корпоративных конкурсов в различных сферах, обладатели патентов, авторы изобретений стали участниками очередного форума юных интеллектуалов.

Пока что они только учатся в школах, гимназиях и лицеях. Но приехавшие на форум ученые, представители крупнейших российских инновационных компаний и исследовательских институтов вели с ними беседы почти на равных, по вполне конкретным и актуальным для современной науки и производства проблемам.

Так, институт опережающих исследований им. Шифферса предложил юным исследователям решить задачу по проектированию оптимальной архитектуры энергосистемы небольшого поселения и создать алгоритм управления этой энергосистемой. Корпорация «Ростех» попросила талантливых школьников сформулировать собственные идеи сохранения работоспособности водолазного аппарата и комфортного его применения в условиях низких температур при работе в Арктике и Антарктике. МГТУ им. Баумана предложил подумать над оптимизацией конструкции автомобиля “Крым”, который сконструировали выпускники и аспиранты университета. Это лишь некоторые из профессиональных задач по шести направлениям: технологии здоровья, энергии, космоса, движения, материалов, информационные технологии, которые решали в своих лабораториях юные участники форума.

Ректор МГУ Виктор Садовничий приезжает на Форум ежегодно и нынешнему мероприятию дал очень высокую оценку: «Я окунулся в эту атмосферу, увидел, что ребята показывают, их экспонаты — вся тематика новейшая — это просто чудо. Мне кажется, ребята в этом году более мотивированы и настроены, приехали сюда с конкретными результатами и достижениями. Каждый из них мог бы стать студентом любого самого престижного вуза, и конечно Московского университета».

Не так давно Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила разработать меры дополнительной поддержки одаренных школьников.

Тех, кто занимаются интеллектуальной деятельностью, участвуют в разработке инновационных технологий, различных научных конкурсах. "Таким учащимся было бы правильно предоставить дополнительные преференции при поступлении в высшие учебные заведения", - предложила председатель Совета Федерации.

По мнению министра образования Ольги Васильевой, высказанному на Форуме, выявление талантливых детей происходит в регионах постоянно, в последние несколько лет этот процесс идет активно как никогда. И начинается это со школы. В школе можно петь или не петь хором, выращивать или не выращивать овощи на приусадебном участке, играть или не играть в «Зарницу». Но в школе нельзя не учить детей учиться, нельзя не прививать им интерес к исследованиям и открытиям, нельзя не создавать им условия для экспериментов,   проведения опытов, конструирования.

Как много внимания общественности сосредоточено сегодня на  Едином государственном экзамене – всего лишь методе проверки знаний. И при этом незаслуженно мало публично обсуждается необходимость поддержки традиций отечественного образования, связанных с деятельным подходом, индивидуальным творчеством, исследовательской работой ученика.

В последнее десятилетие современной школой накоплен большой опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Уже немало педагогов, которые раннее научное творчество детей ввели в свою повседневную педагогическую практику.

По силам ли ученику младших классов или пятикласснику заниматься научно-исследовательской работой? Может ли он всерьез готовиться к докладам на конференциях, осваивать методы исследования, вести научную переписку с педагогом-руководителем своей работы? Кто-то скажет, что это очередной, никому не нужный «эксперимент» над «несчастными» детьми. Кто-то вспомнит, что раньше учили без особых изысков, не забивали ученикам головы «всякой ерундой», а выпускники школ были гораздо грамотнее и образованнее своих сегодняшних сверстников...

А может быть, у хорошего современного педагога одно другому не мешает?

Без малого пять лет с интересом и огромным удовольствием я наблюдаю за работой Ирины Геннадиевны Широких, учителя начальных классов саратовского медико-биологического лицея. Учить делать открытия она начинает с первого класса, причем учит не только детей, но и их родителей. Оказалось, мам и пап тоже можно увлечь и исследовательской работой и совместной с детьми деятельностью. К концу первого класса большинство родителей сами научились написанию исследовательской работы, созданию её презентации и поняли, как наилучшим образом помочь в этой деятельности своим детям. А летом с не меньшим, чем дети, энтузиазмом исследуют, «какие дрова самые лучшие для бани», изучают «суточную активность и динамику деятельности пчелиной семьи», наблюдают и анализируют «эмоции волнистых попугайчиков»… Оно им надо?

Вот отзыв одной из мам: «В современном мире нашим детям просто необходимы навыки исследовательской деятельности. Раннее начало подобных занятий учит их учиться, помогает найти интересное вокруг, а впоследствии, надеюсь, осознанно сделать профессиональный выбор, быть готовыми к вузовскому обучению, профессиональному росту. Мы своими глазами видим, как результатом кропотливой и очень значимой работы учителя становится заинтересованность ребят в проведении экспериментов, увлеченный поиск и обработка материалов по выбранным направлениям. А как важны для них первые победы на конференциях и конкурсах исследователей! Сколько это приносит радости и готовности изучать что-то и дальше!»

Исследовательский проект обычно заканчивается тем, что учащийся выступает с докладом на конференции того или иного уровня с большим или меньшим успехом. В любом случае это тоже отличная и незаменимая практика для ребенка. Разумеется, благодаря этой индивидуальной работе он оказывается более подготовленным к учебе в вузе.

Среди значимых «ученических» конференций – пять-шесть больших всероссийских, в том числе – Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского. Эта огромная конференция уже несколько лет проходит с международным участием и собирает 1500-1600 участников. Победителям конкурса вручается премия Президента за лучшую работу. Победа на конференции подобного уровня – это одна из самых значимых научных вершин,   которые может достичь школьник.

Но важна не только победа учащегося на конференции. Не менее важен путь научного исследования, который проходит ученик вместе с педагогом.

Научить ребенка системно мыслить и системно подходить к тому, что он познает, что изучает – не это ли наиболее важно сегодня?

Но как это осуществить учителю на деле, в рамках урока? Сделать передовые практики отдельных школ и педагогов достоянием всего педагогического сообщества – одна из основных задач и Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (ООДИ), отделения которого созданы в 60 регионах России. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского – его детище.

… Самому младшему участнику Ярославского форума Илье Раевскому всего девять лет, а он легко осваивает программу старших классов и углубленно занимается химией. «Почему же меня из-за возраста не отправляют в «Артек» и «Сириус» - образовательный центр в Сочи? - спросил пятиклассник Илья президента страны во время последней «прямой линии»? Президент ответил, что это явное упущение, «оно говорит о том, что те, кто организует эту работу, не были вундеркиндами», и пообещал это исправить. Остается надеяться, что «исправления» коснутся не только одного девятилетнего вундеркинда.


Специально для «Столетия»



Комментарии


Рудольф
18.01.2017 8:41

Зачем это делается?
Уровень амер образования (это объяснение их учителей): когда  он заканчивает школу, то уровень его амбиций должен быть телевизор и бака пива. Но возникает проблема нейтрализации умных талантли-вых ребят, которые там появляются. Решается она очень просто: во-первых, они занимаются по специ-альным (индивид программам), во вторых,  изымаются из той сферы, где могут быть опасны. Набрав соответствующее кол-во баллов, они получают кредит на образование в университете,  затем кафедра и т.д.).
Гл задача:  отсечь от информации основную часть населения. В 2-процентах  (элитных) школ, где учат по-настоящему, тестовая система запрещена категорически.
Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Сорбонна.. и т.п. это университеты не для элиты (в определенном смыс-ле, это отстойник безработицы).  ЕГЭ.  Болонская система это все то, что семимильными шагами при-ближает на.., приводит к снижению уровня образования.
  Гл., что делалось в нашем образовании за последние 20 лет, это внедрение принципа социальной поляризации, которая существует в зап странах.  
А.Фурсов

  То есть, либо в отстойник, либо оправить за границу.
   А между тем:
«Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов». Блез Паскаль

  И особая "радость" заключается в том, что для формирования этого потока некоторым ведущим ВУЗам разрешили прием не на основе ЕГЭ, знают ведь,  что на его базе ничего путного не получишь.
Так что отобрать и отправить за границу.  Чтобы тут под ногами не путались.

Иннуит
24.11.2016 16:35

Очередное забалтывание положения с наукой и технологиями. На самом деле уничтожают РАН, те небольшие деньги, что выделяются на науку, исчезают в "черных дырах"- Роснано и Сколково. А если находят таланты, то только для того, чтобы отправить их на Запад.

Вася
24.11.2016 14:33

да они в большинстве своём уедут на запад - там платят больше. выучатся здесь, а жить работать будут там на западные корпорации. Как это случилось с поколением 70-80х.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Доигрались в агрессоров…

Каким же самолетом управлял разбившийся в Неваде один из лучших пилотов ВВС США?

Урал. Революция. Судьбы.

В Екатеринбурге проходит выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта