Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
Месторождения талантов

Месторождения талантов

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России»
Наталья Дегтярёва
24.11.2016
Месторождения талантов

Почти полтысячи вундеркиндов из 85 регионов России – победители олимпиад, отраслевых и корпоративных конкурсов в различных сферах, обладатели патентов, авторы изобретений стали участниками очередного форума юных интеллектуалов.

Пока что они только учатся в школах, гимназиях и лицеях. Но приехавшие на форум ученые, представители крупнейших российских инновационных компаний и исследовательских институтов вели с ними беседы почти на равных, по вполне конкретным и актуальным для современной науки и производства проблемам.

Так, институт опережающих исследований им. Шифферса предложил юным исследователям решить задачу по проектированию оптимальной архитектуры энергосистемы небольшого поселения и создать алгоритм управления этой энергосистемой. Корпорация «Ростех» попросила талантливых школьников сформулировать собственные идеи сохранения работоспособности водолазного аппарата и комфортного его применения в условиях низких температур при работе в Арктике и Антарктике. МГТУ им. Баумана предложил подумать над оптимизацией конструкции автомобиля “Крым”, который сконструировали выпускники и аспиранты университета. Это лишь некоторые из профессиональных задач по шести направлениям: технологии здоровья, энергии, космоса, движения, материалов, информационные технологии, которые решали в своих лабораториях юные участники форума.

Ректор МГУ Виктор Садовничий приезжает на Форум ежегодно и нынешнему мероприятию дал очень высокую оценку: «Я окунулся в эту атмосферу, увидел, что ребята показывают, их экспонаты — вся тематика новейшая — это просто чудо. Мне кажется, ребята в этом году более мотивированы и настроены, приехали сюда с конкретными результатами и достижениями. Каждый из них мог бы стать студентом любого самого престижного вуза, и конечно Московского университета».

Не так давно Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила разработать меры дополнительной поддержки одаренных школьников.

Тех, кто занимаются интеллектуальной деятельностью, участвуют в разработке инновационных технологий, различных научных конкурсах. "Таким учащимся было бы правильно предоставить дополнительные преференции при поступлении в высшие учебные заведения", - предложила председатель Совета Федерации.

По мнению министра образования Ольги Васильевой, высказанному на Форуме, выявление талантливых детей происходит в регионах постоянно, в последние несколько лет этот процесс идет активно как никогда. И начинается это со школы. В школе можно петь или не петь хором, выращивать или не выращивать овощи на приусадебном участке, играть или не играть в «Зарницу». Но в школе нельзя не учить детей учиться, нельзя не прививать им интерес к исследованиям и открытиям, нельзя не создавать им условия для экспериментов,   проведения опытов, конструирования.

Как много внимания общественности сосредоточено сегодня на  Едином государственном экзамене – всего лишь методе проверки знаний. И при этом незаслуженно мало публично обсуждается необходимость поддержки традиций отечественного образования, связанных с деятельным подходом, индивидуальным творчеством, исследовательской работой ученика.

В последнее десятилетие современной школой накоплен большой опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Уже немало педагогов, которые раннее научное творчество детей ввели в свою повседневную педагогическую практику.

По силам ли ученику младших классов или пятикласснику заниматься научно-исследовательской работой? Может ли он всерьез готовиться к докладам на конференциях, осваивать методы исследования, вести научную переписку с педагогом-руководителем своей работы? Кто-то скажет, что это очередной, никому не нужный «эксперимент» над «несчастными» детьми. Кто-то вспомнит, что раньше учили без особых изысков, не забивали ученикам головы «всякой ерундой», а выпускники школ были гораздо грамотнее и образованнее своих сегодняшних сверстников...

А может быть, у хорошего современного педагога одно другому не мешает?

Без малого пять лет с интересом и огромным удовольствием я наблюдаю за работой Ирины Геннадиевны Широких, учителя начальных классов саратовского медико-биологического лицея. Учить делать открытия она начинает с первого класса, причем учит не только детей, но и их родителей. Оказалось, мам и пап тоже можно увлечь и исследовательской работой и совместной с детьми деятельностью. К концу первого класса большинство родителей сами научились написанию исследовательской работы, созданию её презентации и поняли, как наилучшим образом помочь в этой деятельности своим детям. А летом с не меньшим, чем дети, энтузиазмом исследуют, «какие дрова самые лучшие для бани», изучают «суточную активность и динамику деятельности пчелиной семьи», наблюдают и анализируют «эмоции волнистых попугайчиков»… Оно им надо?

Вот отзыв одной из мам: «В современном мире нашим детям просто необходимы навыки исследовательской деятельности. Раннее начало подобных занятий учит их учиться, помогает найти интересное вокруг, а впоследствии, надеюсь, осознанно сделать профессиональный выбор, быть готовыми к вузовскому обучению, профессиональному росту. Мы своими глазами видим, как результатом кропотливой и очень значимой работы учителя становится заинтересованность ребят в проведении экспериментов, увлеченный поиск и обработка материалов по выбранным направлениям. А как важны для них первые победы на конференциях и конкурсах исследователей! Сколько это приносит радости и готовности изучать что-то и дальше!»

Исследовательский проект обычно заканчивается тем, что учащийся выступает с докладом на конференции того или иного уровня с большим или меньшим успехом. В любом случае это тоже отличная и незаменимая практика для ребенка. Разумеется, благодаря этой индивидуальной работе он оказывается более подготовленным к учебе в вузе.

Среди значимых «ученических» конференций – пять-шесть больших всероссийских, в том числе – Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского. Эта огромная конференция уже несколько лет проходит с международным участием и собирает 1500-1600 участников. Победителям конкурса вручается премия Президента за лучшую работу. Победа на конференции подобного уровня – это одна из самых значимых научных вершин,   которые может достичь школьник.

Но важна не только победа учащегося на конференции. Не менее важен путь научного исследования, который проходит ученик вместе с педагогом.

Научить ребенка системно мыслить и системно подходить к тому, что он познает, что изучает – не это ли наиболее важно сегодня?

Но как это осуществить учителю на деле, в рамках урока? Сделать передовые практики отдельных школ и педагогов достоянием всего педагогического сообщества – одна из основных задач и Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (ООДИ), отделения которого созданы в 60 регионах России. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского – его детище.

… Самому младшему участнику Ярославского форума Илье Раевскому всего девять лет, а он легко осваивает программу старших классов и углубленно занимается химией. «Почему же меня из-за возраста не отправляют в «Артек» и «Сириус» - образовательный центр в Сочи? - спросил пятиклассник Илья президента страны во время последней «прямой линии»? Президент ответил, что это явное упущение, «оно говорит о том, что те, кто организует эту работу, не были вундеркиндами», и пообещал это исправить. Остается надеяться, что «исправления» коснутся не только одного девятилетнего вундеркинда.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рудольф
18.01.2017 8:41
Зачем это делается?
Уровень амер образования (это объяснение их учителей): когда  он заканчивает школу, то уровень его амбиций должен быть телевизор и бака пива. Но возникает проблема нейтрализации умных талантли-вых ребят, которые там появляются. Решается она очень просто: во-первых, они занимаются по специ-альным (индивид программам), во вторых,  изымаются из той сферы, где могут быть опасны. Набрав соответствующее кол-во баллов, они получают кредит на образование в университете,  затем кафедра и т.д.).
Гл задача:  отсечь от информации основную часть населения. В 2-процентах  (элитных) школ, где учат по-настоящему, тестовая система запрещена категорически.
Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Сорбонна.. и т.п. это университеты не для элиты (в определенном смыс-ле, это отстойник безработицы).  ЕГЭ.  Болонская система это все то, что семимильными шагами при-ближает на.., приводит к снижению уровня образования.
  Гл., что делалось в нашем образовании за последние 20 лет, это внедрение принципа социальной поляризации, которая существует в зап странах.  
А.Фурсов

  То есть, либо в отстойник, либо оправить за границу.
   А между тем:
«Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов». Блез Паскаль

  И особая "радость" заключается в том, что для формирования этого потока некоторым ведущим ВУЗам разрешили прием не на основе ЕГЭ, знают ведь,  что на его базе ничего путного не получишь.
Так что отобрать и отправить за границу.  Чтобы тут под ногами не путались.
Иннуит
24.11.2016 16:35
Очередное забалтывание положения с наукой и технологиями. На самом деле уничтожают РАН, те небольшие деньги, что выделяются на науку, исчезают в "черных дырах"- Роснано и Сколково. А если находят таланты, то только для того, чтобы отправить их на Запад.
Вася
24.11.2016 14:33
да они в большинстве своём уедут на запад - там платят больше. выучатся здесь, а жить работать будут там на западные корпорации. Как это случилось с поколением 70-80х.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.