Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 сентября 2020
Лечить нельзя хоронить

Лечить нельзя хоронить

Если хотим оживить экономику, придётся оживлять и литературу
Валерий Терёхин
27.06.2006

Первые годы нового века подвели черту под десятилетием попыток реанимировать дух и стиль жизни "советских писателей". Тех, кто был властителями вузовских коридоров, отягощенных дачами и любовницами, многотомных прозаиков с московской пропиской, десятилетиями кормившихся за счет элегических воспоминаний о "босоногом детстве". Даже раскол Союза писателей СССР на этнические союзы не оказал влияния на людей, упорно именующих себя писателями и заполняющих страницы "профильных" изданий ("Литературной России", "Московского литератора", "Дня литературы" и прочих).

Параллельно с этим осталась прежней методология изучения русской литературы и система литературного образования в России, органично связанная с литературным миром. Как и прежде, страницы вузовских пособий пестрят шаблонами, выдержанными в духе примитивного социологизма, вывернутого наизнанку. В литературоведении нового века главенствует тенденция, бытовавшая после 1917 года: все, что было прежде – плохо. В сознание студентов настойчиво вколачивают диаметрально расходящиеся с истиной оценки творчества отдельных писателей, их произведений, целых направлений. Цель одна: не позволить выйти на качественно новый уровень обобщения, затормозить развитие студента как национально мыслящего литературоведа.

В современных учебниках и пособиях сплошь и рядом наследие 1960-х годов: доморощенный структурализм "хрущевской эпохи" (попытка объяснить художественное произведение исходя из его формальных параметров). На сотнях страниц тянутся рассуждения о композиции, структурных элементах, заунывные рассуждения о методе и стиле писателя. Но при этом полностью игнорируются культурный и религиозно-нравственный аспекты. В результате, по сей день Гоголь предстает как обличитель самодержавно-крепостнической России, Достоевский описывает исключительно страдания "маленького человека", а основная идея романа "Война и Мир" в том, что не дворянство, а народ победил Наполеона.

Убогая конъюнктура методических подходов объясняется прежде всего личной ничтожностью и трусостью авторов соответствующих учебников, готовностью подкрепить псевдонаучной риторикой любую власть. Отсюда – сознательное национальное самоотчуждение, изъятие из учебников массы примеров и образов из произведений русских писателей XIX-XX века, суть которых в утверждении героями активной национальной жизненной позиции, примеров, которые могут произвести воспитательный эффект. Возможно, этого-то и опасаются "стратеги" головного Института мировой литературы (ИМЛИ), где в 1990-е годы проложили курс на изучение литературы русского зарубежья, обильно профинансированный оттуда же, из-за рубежа.

Нынешнему преподавательскому корпусу свойственно непонимание отечественной истории, сознательное уничижение роли русского народа в становлении государства. Даже подбор имен, включаемых для изучения в вузовские учебники, всецело зависит от вкусовых и национальных пристрастий авторов, которые без церемоний навязываются: "Иосиф Бродский – поэт поэтов", "Шолохов – подставное лицо"…

#comm#Вывод неутешителен: современный подход авторов вузовских пособий по русской литературе) – это отвратительный образчик необольшевизма и неотроцкизма (в худшем его варианте).#/comm#

В нынешнем году, равно как и в прочие годы, выпускникам насквозь интернационального Литературного института имени Горького выдадут дипломы, где в графе "профессия" будет проставлена несуществующая в природе специальность "литературный работник". Как и прежде, с надеждой приобщиться к истине, устремятся в столицу тысячи абитуриентов; сотни ничего не подозревающих счастливчиков станут студентами филфаков гуманитарных вузов, а место им уступят "сломанные" выпускники, не нужные ни в Москве, ни тем более у себя в провинции.

В чем же причина стагнации? Как оживить мертвящую воду космополитической лжи, которая настояна на заморских концентратах "общечеловеческих" ценностей? Как восстановить мировой престиж русского литературоведения времен Шкловского и Бахтина?

Прежде всего, следует задуматься над восприятием понятия "писатель" и напомнить, что именно в 1990-е годы оборвалась русская традиция, тянувшаяся со времен Пушкина – традиция восприятия писателя как мастера живого сущего слова, воспроизводящего народный тип доступными ему языковыми средствами. Литературе же в её современной форме уготована незавидная роль дурмана, отвлекающего от реальности. Но книжных лотках востребован именно такой товар, а остатки литературных "элит" всё ещё взбадривают себя, не желая осознать, что в этом процессе их уже нет.

""Что же предлагают неофитам одряхлевшие московские мэтры, чьи взаимные симпатии и антипатии пестовались десятилетиями в идеологических подразделениях ЦК КПСС, чьи дискуссии и публикации совокупно взрастили и вознесли на властную высоту детей членов Союза писателей СССР? Какой духовный потенциал может содержать и реализовать те же "протестные" Московская и Российская писательские организации и Литературный институт? Эту тройку следует выделить особо в псевдолитературном московском консорциуме. Позиция "продвинутых" патриотов, курсирующих между Тверским бульваром, улицей Герцена и Комсомольским проспектом, укладывается в готовые формы, отлитые в "силовой структуре", имевшей особое влияние в годы существования СССР. Сотрудники её действующего резерва и по сию пору лелеют "советский патриотизм" (это когда русские должны жертвовать собой во имя счастья других народов) и продвигают пропаганду советского интернационализма под всякими "ура-русскими" соусами.

Не мудрено, что основной и последний, по всей видимости, потребитель печатного "залпа" книжно-газетно-журнального блока "писателей-патриотов" – это читатель из провинции, у которого нет никакой информации о том, что на самом деле творится в "литературной" Москве. Он искренне сопереживает "трудной жизни", скажем, журнала "Наш современник" или иных, тоже не бедствующих "борцов с режимом", которые на рубеже 1980-1990-х паразитировали на теме всеобщего падения, а теперь обличают этот самый "режим" (как, например, Юрий Поляков). В сфере секс-услуг сегодня есть VIP проститутки на любой вкус и кошелёк, можно заказать от дешёвых придорожных до ВИП проституток в Одессе. Последние представляют собой отдельную касту, существенно отличаясь от более доступных коллег своей образованностью, внешностью и перечнем услуг. ВИП проституткам не нужно заботиться о клиентах, их репутация настолько высока, что очередь из желающих провести с ними время не иссякает никогда. Услуги элитных проституток стоят довольно дорого, клиент готов платить столько, сколько дама скажет. Очень уж «лакомый кусочек» он получает для интимных развлечений.

…Возникает вопрос:. а сами люди, называющие себя писателями, и те, кто подвизался на преподавательской ниве, они разве не знают, что их студентов ждёт участь окололитературных рабов, в обязанности которым заранее вменено восхищаться московскими "гениями" (из "левой" или "правой" обоймы, все равно), компилировать словесные клише, надерганные из учебников, пособий, журналов, чтобы заполучить грошовую зарплату в "районке" или местном вузе; или же десятилетиями пресмыкаться перед "литературным" начальством?

Бросьте! Им прекрасно известно будущее тех, чьими наставниками они упорно продолжают себя называть. Они сами через это прошли, комфортно "уложившись в систему", в отличие от тех, кого эта система погубила. Их многолетняя ежедневная ложь в угоду дня – это осознанное преступление против студентов и читателей.

#comm#Тогда логичен ещё один вопрос: есть ли решение проблемы образования в области литературы и проблем литературоведения и писательского мира? Да, такая возможность есть, в том числе и в области изучения литературы в профильных вузах.#/comm#

Вполне достаточно продуманной работы двух федеральных ведомств – Министерства образования и Министерства труда и социального развития. В каждом из них по согласованию с профильным департаментом правительства следует создать рабочие группы (или одну межведомственную) для подготовки проекта соответствующего постановления правительства. Да-да, именно постановления о ситуации в изучении русской литературы в высшей школе. (Даже во Франции XVII века, окруженной врагами, во Франции эпохи кардинала Ришелье, где вечно не хватало денег на хлеб для армии, не гнушались публично оглашать на Новом мосту в Париже для всего народа "профильные" вердикты короля, утвержденные Королевским советом – например, о создании литературных академий.)

""Далее. Министерство образования после приказа министра должно провести тщательную проверку подведомственных ему гуманитарных вузов. По результатам проверки, вполне вероятно, могут пойти на нелегкие, но правильные решения: о закрытии Литературного института имени Горького; о перепрофилировании Российского государственного гуманитарного университета; о реструктуризации филологических факультетов МГУ и МГПУ. А Министерству труда придётся выработать и утвердить новые профессиональные квалификации для дипломированных филологов-литературоведов, максимально приближенные к реальности. Пусть это будут "филологи-аналитики текстовых электронных нематериальных архивов", "редакторы – актуарии гипертекстов", что угодно, лишь бы облегчить устройство на работу. Специалисты по работе с текстом сегодня нужны и на предприятиях, и в бизнес-структурах.

Сделать это нужно по одной простой причине: потребности постепенно отстраиваемой мобилизационной экономики уже сегодня требуют единых и соразмерных условий становления и национального самосознания, и каждого человека в отдельности. Стержнем такого процесса всегда было и будет научно обоснованное, нетенденциозное изучение национальной литературы.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».