Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 марта 2019
Камертон Рачинского

Камертон Рачинского

Выдающийся педагог-просветитель XIX века востребован и сегодня
Ирина Ушакова
03.06.2016
Камертон Рачинского

В школе имени С.А. Рачинского в селе Татево Оленинского района Тверской области прошли Татевские чтения–2016. По географическому охвату эти чтения вполне можно считать всероссийскими. Сегодня, когда школа завязла в реформах, имя Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), подобно маяку объединяет, как и в конце XIX века, учителей и преподавателей, осознающих ценность его педагогического и литературного наследия, а также его опыта социального предпринимательства и социальной организации школьного дела. По дореволюционному опыту Рачинского, как по камертону, выстраивают сегодня школьное дело многие организаторы школ и гимназий по всей России.

Мне помнятся встречи на родине Рачинского, когда его имя едва выходило из-под спуда идеологического запрета, когда оно было возвращено созданной им школе, собраны и снесены в единый некрополь разбросанные ветром времени могильные плиты его родных и соратников. Много в 1980–1990-е гг. для памяти Рачинского сделала Александра Аркадьевна Иванова – дочь Аркадия Аверьяновича Серякова, любимого ученика Рачинского, возглавившего Татевскую школу в 1902 г., после кончины её устроителя. Александра Аркадьевна помнила гонения на церковь 1920–30-х гг., когда её родителям нельзя было устроиться на работу из-за их сотрудничества с «мракобесом» Рачинским. Позже она сама стала учителем и, как могла, старалась соединить эпоху Рачинского с нашим днём. Уже десять лет, как упокоилась Александра Аркадьевна возле стен Троицкой церкви, рядом со своими родителями и их дорогим учителем. Все мы, кто знал Александру Аркадьевну, помним о её неустанных трудах и о том, как она собирала деньги на церковный колокол в самые трудные «лихие» годы.

20 мая в Татевской школе состоялась конференция: «Русская сельская школа: сохранить и приумножить».

О воспитании как врачевании информацией, о том, что понятие «инфекция» применимо к информации, наделённой смыслом невещественной субстанции, обладающей свойством влиять на наш организм, рассказал Вячеслав Иванович Власов – кандидат медицинских наук, доцент Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова.

Непосредственно педагогической практике – синтезу дисциплин «Изобразительное искусство» и «Основы православной культуры» на уроках в воскресной школе – был посвящён доклад иеродиакона Паисия Новожёнова, насельника Свято-Успенского монастыря (г. Старица), преподавателя Центра «Образ» при монастыре, художника и иконописца.

О собирании и сохранении опыта русских сельских школ царского периода, о необходимости изучения опыта подвижников сельской школы и способах его применения в условиях нынешних реформ рассказал старшина Московского купеческого общества, член Российского Дворянского собрания Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский. Он отметил: «Ранее помещичьи усадьбы являлись культурно-просветительскими центрами и центрами экономического и социального устройства жизни в деревне. Крестьяне и помещик представляли, как правило, единое целое, ибо каждому из них было взаимовыгодно добротно вести хозяйство, а главное – их объединяла вера, они были прихожанами одной церкви. Сохранялось село вокруг школы и в советское время.

Политика, проводимая сегодня на селе, разрушает весь его целостный мир. Сегодня сельская школа, являясь центром социума, не может выжить без производственной сферы, как и само производство не может выжить без школ и больниц. Если умрёт школа, умрёт и село.

Поэтому должна работать комплексная программа по развитию села. Пока только благодаря энтузиастам и подвижникам на местном уровне удаётся сохранять школу и село. Если мы сохраним сельскую школу, то надежда на возрождение России будет».

Об истории возрождения села Татева в 1990-е годы рассказал Василий Стефанович Крылов – председатель партии «Возрождение аграрной России», кандидат экономических наук, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Тогда ему, директору совхоза «Оленинский», удалось в кратчайшие сроки вывести из Троицкой церкви ремонтную мастерскую, которая там располагалась с 1937 г., покрыть крышу храма, установить купола и кресты, начать внутренний и наружный ремонт храма, очистить прилегающую территорию от металлолома. В 1991-92 гг. был полностью восстановлен дом управляющего имением Рачинских, где располагалась библиотека и проходили встречи именитых гостей татевской усадьбы. В этом здании открыт музей, посвящённый С.А. Рачинскому и Н.П. Богданову-Бельскому. С 1992 г. в здании музея начались богослужения, а с начала 1993 г. службы уже шли в одном из помещений храма. Благодаря В.С. Крылову было спасено от разрушения здание Макаровской школы, перевезённое из ближайшего села в Татево. Это одна из 26 школ, устроенных С.А. Рачинским в 1880-90-е годы в Бельском уезде. Ныне села Макарово не существует, а в здании Макаровской школы в Татево располагается Дом культуры.

Истории Бельского уезда XIX века было посвящено выступление директора краеведческого музея города Белого Тверской области Галины Ивановны Муратовой. В своём районном музее она ежегодно проводит встречи потомков дворян, купцов, крестьян Бельского уезда, которые ныне в разных концах России, Белоруссии и Прибалтики занимаются изучением своих родословных и истории малой родины предков.

Нынешними Татевскими чтениями положено начало празднования 180-летия со дня рождения архиепископа Николая Японского (1836–1912) – равноапостольного святого, земляка, современника и единомышленника С.А. Рачинского.

Исследователь родословной просветителя Японии Николай Владимирович Садовский многое сделал для того, чтобы родина святителя – село Берёза Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район) – была известна всему православному миру, и стала местом паломничества – в первую очередь благодарных японцев. На прошедшую конференцию Н.В. Садовский привёз победителя школьных исторических конкурсов – ученика 6 класса московского лицея №1571 Степана Сапунова, рассказавшего о жизни и деятельности этого святого.

Диапазон интересов С.А. Рачинского был необычайно широк. Он, например, переписывался со Степаном Васильевичем Смоленским, известным учёным-исследователем древнерусского церковного пения. Об этом рассказала Надежда Ивановна Кабанова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики общего начального и музыкального образования Брянского государственного университета. Она уже много лет занимается исследованием переписки Рачинского со Смоленским, что позволило узнать не только о глубине познаний педагога в области русской духовной музыки, но и о значительности его влияния на развитие русской музыкальной медиевистики и становление системы хорового образования в России. Именно Рачинский помог издать первые научные труды Смоленского и рекомендовал его, неизвестного тогда казанского педагога, на пост директора московского Синодального училища церковного пения и Синодального хора. Сергей Александрович сумел прозорливо разглядеть в нём соединение талантов учёного, музыканта и волевого администратора. При С.В. Смоленском училище поднялось до Академии русского хорового пения, которая дала России Кастальского, Чесноковых, Данилина, Климова, Жарова, Шведова, Соколовых и многих других блестящих хоровых деятелей.

Синодальному хору и С. Смоленскому Рахманинов посвятил свое «Всенощное бдение». Через 12 лет Смоленский возглавил Придворную певческую капеллу при императоре Николае II, и тоже не без влияния Рачинского.

Советом, опытом, связями – из Татева Рачинский помогал большому делу певческого русского искусства.

Трудами Н.И. Кабановой в серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» издан IV том, посвящённый музыковеду, руководителю Придворной певческой капеллы С.В. Смоленскому, куда вошли, в том числе его письма и воспоминания о Татеве и Рачинском, без коего, как оказалось, невозможно во всей полноте представить и мир русской духовной музыки конца XIX столетия.

Выступления, посвящённые деятельности Рачинского, перемежались докладами, касающимися непосредственно школьной практики.

Татевские Рачинские тесно связаны с Тимирязевской академией. Константин Александрович – младший брат педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского – стал первым директором Сельскохозяйственного института. Ему было доверено почти единолично вести институтское хозяйство – такой честностью обладал этот человек, он создал на свои средства лаборатории и рабочие кабинеты, организовал общежитие для студентов, которых было тогда около сотни. На нынешнюю конференцию прибыл ассистент РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева Александр Алексеевич Анисимов. Обсуждалось предложение использовать усадебный парк Рачинских для практики студентов, что должно способствовать сохранению парка.

В ходе конференции была сформирована Рабочая группа по восстановлению комплекса татевской усадьбы Рачинских как объекта, значимого для культуры и истории страны.

В рамках Татевских чтений–2016 состоялась экскурсия по усадьбе Рачинских – селу Татево. Вновь приезжающих сюда приводит в восторг такое количество добротных деревянных и каменных построек, созданных Рачинскими для жителей села. И крайне тягостно видеть, как сегодня всё это брошено и не используется для нужд той же школы, сельского хозяйства районного масштаба, туризма. Мы знаем удивительные примеры, когда на руинах монастырей возникают школы и сельские поселения, как в Свято-Алексиевской пустыни в Ярославской области, как на Вятской земле, где проходит Великорецкий крестный ход, и с годами возрождаются сёла и деревни. Татево пока ждёт своего хозяина – подвижника...

Татевская школа имени С.А. Рачинского и Общество по сохранению наследия Рачинских представили выставку «Учитель века и его эпоха», собранную из фотографий, документов, писем Рачинских-Боратынских и их окружения. Копии писем и документов в течение нескольких лет собирались по архивам музея «Мураново», Третьяковской галереи, Военно-исторического музея. Это письма Ивана Фёдоровича Тютчева, сына поэта – Рачинскому; письмо художника Виктора Васнецова Григорию Алексеевичу Рачинскому – известному литератору Серебряного века, жившему в соседней усадьбе Бобровка, документы Сергея Александровича Рачинского, касающиеся его университетской деятельности, паспорт, выданный ему на отъезд в Европу для дальнейшего обучения, за подписью государя Александра III и многое другое.

Татевскую выставку дополнили фотографии Н.М. Прокудина-Горского, запечатлевшего дореволюционную Россию эпохи учителя века, как называли С.А. Рачинского. Заключительным аккордом экспозиции стал ряд фоторабот нашего современника – известного кинооператора Анатолия Заболоцкого, названный, как и прошедшая в начале нынешнего года выставка в московском Манеже, «Жизнь подарила увидеть».

Анатолий Заболоцкий запечатлел на своих снимках свет и чистоту русской жизни, которую созидали подвижники, подобные Рачинским, и которую не уничтожили революция и войны, идеологическая ломка страны, борьба с русской деревней в XX веке.

Ведущий конференции Алексей Юрьевич Соловьёв – преподаватель, помощник ректора Николо-Угрешской Духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя Совета ассоциации учителей православной культуры города Москвы, подводя итоги, предложил учредить медаль имени С.А. Рачинского, и вручать эту награду подвижникам народного просвещения и радетелям сохранения сельской школы.

А.Ю. Соловьёв заметил: «Вот уже 18 лет мы читаем и обсуждаем «Сельскую школу» по пятому изданию, вышедшему в 1902 году. Семинаристам легко даётся чтение статей Рачинского. И они признают его святым человеком».

В последние четыре года традиционным в рамках Татевских чтений стало проведение фестивалей семейных клубов трезвости, когда современные ученики, последователи идей С.А. Рачинского и люди, думающие о будущем России, собираются на родине подвижника-просветителя, организатора целой сети обществ трезвости до революции, чтобы поделиться опытом трезвенной работы, без которой невозможно возрождение страны. В рамках фестиваля 21 мая состоялась научно-практическая конференция, где обсуждались духовные, медицинские и социальные вопросы работы с алкоголе- и наркозависимыми людьми, а также исторические аспекты трезвеннического движения до революции.

В третий день Татевских чтений – 22 мая, который пришёлся на праздник святителя Николая Мирликийского – Николы Вешнего, как ласково величали его в народе, была отслужена Божественная литургия, которую возглавил епископ Ржевский и Торопецкий Адриан в сослужении благочинного Оленинского района протоиерея Артемия Рублёва. В своей проповеди, произнесённой в Татевском Троицком храме, он продолжил тему нынешних чтений: «…Если посмотреть общую картину нашего государства, мы отметим много проблем, особенно в школе…

В современной школе нет авторитетов, у детей есть своя какая-то идея, которой они живут… Ученик слышит учителя только тогда, когда учитель непрестанно заботится о душе ученика, о его воспитании, обучении.

Не ученики недостаточно образованы и воспитаны, чтобы слушать преподавателей, а преподаватели перестали обращать внимание на то, что нужно жизнь свою положить ради обучения и воспитания учеников…».

Участникам Татевских чтений прислали свои приветствия многие устроители школ, успешно использующие опыт Рачинского в разных концах России. Семена, посеянные дореволюционным учителем века и разнесённые по нашей земле его учениками, упали в добрую почву.


На фото: Татевские чтения-2016. В центре епископ Ржевский и Торопецкий Адриан.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
Валентина
04.09.2016 15:07
Будем надеяться на нового Министра образования.
С.М.
10.06.2016 14:06
Рачинский нам нужен в каждой русской школе и в каждом вузе
Лесник
10.06.2016 12:34
          ANTON', Пушкин никогда, ни на единый миг своей жизни не "продавал своего пера".
     Упрекать честного, до последней капли крови, поэта в продажности, только потому, что его возрения, к которым он шёл всю свою жизнь,  противоречат Вашим шатким конструкциям... Дайте сами определение этому.
     Но отсюда становится понятен Ваш оголтелый атеизм.
     Истинные мыслители-материалисты никогда не опускаются до подобной оголтелости.
     Тот же Дарвин, Ломоносов, И.П. Павлов и великий Альберт Эйнштейн очень острожно относились к вопросам Веры.
Лесник
09.06.2016 12:53
     Рачинский, как биолог, думал, думал о характере эволюции, а не подгонял под нужный результат, чем грешат, обвешиваясь цитатами, некоторые персонажи.
Александр Коншин-Рачинский
08.06.2016 19:41
Пора открывать научную конференцию-диспут на тему о происхождении видов... и на злобу дня: Дарвин и революция. Это интересно, но самостоятельная тема.
Статья же посвящена, действительно, другой проблеме - освещению прошедшего традиционного мероприятия в с.Татево, целью которого было разрешение актуальнейших проблем сегодняшнего дня: духовно-нравственное воспитание в процессе школьного образования и распространение идей Общества народной трезвости, а также проблеме сохранения сельских школ, как основы культурно-просветительского социума на селе, и сохранения самого села.
С горечью можно признать обоснованность комментария:

Валентина
04.06.2016 18:38

"В теперешней школе, знаю по опыту, идеи Рачинского распространиться не могут по следующим причинам: ..."
Поэтому все здравомыслящие педагоги и родители должны стать солидарными и противостоять разрушению духовного мира детей и будущих поколений.
Рачинский считал, что учитель должен быть не столько информатором знания, сколько воспитателем светлой души с сияющими глазами от счастья познания. Для этого
Anton
08.06.2016 10:00
Ирина://Рачинский пишет о том, что человек не может быть в одном генеалогическом древе животного царства// - это же та соломинка, за которую цепляется рационально мыслящий человек, пытаясь примирить в себе науку и религию. Примерно такую же позицию занимает современная католическая церковь - признает эволюцию для всех животных, кроме человека. У Дарвина тоже такое было. Он учился в церковном колледже и собирался стать пастором, но, совершив кругосветное путешествие, занялся наукой. И результаты научной работы оказались в противоречии с религиозными догмами. Но расставание с религией - дело долгое и трудное. Поэтому Дарвин в "Происхождении видов" упоминает бога, но не упоминает эволюцию человека. И только через 15 лет издает книгу "Происхождение человека и половой отбор", где прямо пишет, что человек произошел от обезьяноподобных предков. Дарвин-ученый победил Дарвина-верующего.

С.А. Рачинский тоже в первую очередь был ученым (доктор ботаники все-таки), примирить науку с религией ему было трудно, поэтому он использовал такие нехитрые схемы. Но ему пришлось завершить научную карьеру. В 1867 году из-за конфликта группы прогрессивных профессоров (прогрессивные взгляды - это не обязательно нигилизм) с администрацией он был вынужден уйти из Московского университета, после бесед с Л. Толстым заинтересовался проблемой образования и вернулся в свое имение заниматься педагогикой. Т.е. тот научный путь, который прошел Дарвин, Рачинский просто не успел пройти, он остановился на первом этапе.  

Надежда://Дарвин в последних своих превосходных трудах (о дихогамии, вьющихся растениях и т. д.) ни единым словом не упоминает ни о естественном подборе// - а зачем упоминать, если эти работы про перекрестное опыление? И опять же одна из последних его книг "Происхождение человека и половой отбор", где все про это сказано.

//Дарвин был совершенно свободен от того суеверия в непогрешимость своей теории// - сомнение это  неотъемлемая часть научного мировоззрения. О непогрешимости своей точки зрения говорят только религиозные люди.

//Это так им названные соразмерности или гармонии развития (correlations of growth), за коими кроется понятие о плане – чьем?// - как я уже упоминал, у Дарвина поначалу были упоминания бога. И correlations of growth - корреляции роста тут не причем. Это зависимость развития одних органов или частей от других. Где тут понятие о плане?

И все же, глядя на вышеперечисленные фразы, видно, что Рачинский оправдывается, хотя изначально говорит, что ни в чем не раскаивается. Как-то странно это. Да и оправдания эти для доктора ботаники не серьезны. Но это 1896 год, человек 30 лет наукой не занимался. Жаль, что Рачинскому пришлось покинуть университет. Да, страна получила выдающегося педагога, но потеряла выдающегося биолога.
Надежда
07.06.2016 22:29
А вот Вам ответ самого Сергея Александровича,не забудем - замечательного ученого естественника(помимо педагогики):«Должен вам сказать, - писал Рачинский философу В. В. Розанову, - что я нисколько не раскаиваюсь в том, что перевел книгу Дарвина, которую, в истории естественных наук за XIX век, продолжаю считать явлением центральным и плодотворным. Координация безмерного биологического материала, накопившегося за первую половину столетия, стала необходимою, и этот подвиг совершил Дарвин, посредством гипотезы недостаточной, но заключающей в себе долю истины. При этом тотчас в самом запасе фактов оказались зияющие пробелы, над пополнением коих до сих пор работают специалисты. Заметьте, что сам Дарвин в последних своих превосходных трудах (о дихогамии, вьющихся растениях и т. д.) ни единым словом не упоминает ни о естественном подборе, ни о происхождении видов, хотя речь идет о природных целесообразностях, в высшей степени замечательных. Дарвин был совершенно свободен от того суеверия в непогрешимость своей теории, которая обуяла его последователей. С первого шага он внес в нее корректив (правильно оцененный одним Данилевским). Это так им названные соразмерности или гармонии развития (correlations of growth), за коими кроется понятие о плане – чьем?» (15 декабря 1896). Вот такой «прекрасный по закругленности взгляд» (выражение Розанова) Рачинский выдвигал на упреки философа (подобно Вашим,господа!)о пособничестве дарвинизму с атеизмом.
Вера Антону
07.06.2016 22:24
\\
А под конец жизни продал трону за камер-юнкерство свое перо и стал кропать "клеветникам России".  \\

Ах, как наш троцкист с каким апломбом   с Пушкиным разделался!
Политрук
07.06.2016 10:57
Справедливости ради следует заметить, что Дарвиновское "усомнение в правоте" есть ничто иное, как посмертная легенда.
"В написанной им биографии деда Эразма Дарвина Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к Господу на смертном одре. Весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 году, в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд, однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные." - конец цитаты.
Anton
07.06.2016 8:45
Лесник://на исходе жизни великий Чарльз Дарвин усомнился в правоте своей теории// - это легенда, запущенная американскими проповедниками через 30 лет после смерти Дарвина. Никаких реальных доказательств у нее нет. Ни в поздних работах самого Дарвина, ни в свидетельствах его коллег, детей, друзей ничего подобного нет.  

Вера://потом наступает прозрение в зрелом возрасте// - это нормальная реакция - когда уже многое достигнуто, все шишки уже набиты и нет ни сил, ни желания добиваться большего, а снизу подпирает амбициозная молодежь, естественно возникает старческий консерватизм - желание сохранить все как есть, ни смотря ни на что.

Это обычное явление. Даже великого Пушкина не обошло стороной. Какие стихи он писал в молодости:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

А под конец жизни продал трону за камер-юнкерство свое перо и стал кропать "клеветникам России".  
Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
21.03.2019
Красным и белым пора примириться, считает известный предприниматель и кинопродюсер.
Фоторепортаж
21.03.2019
Подготовила Мария Максимова
Пятилетие в родной гавани крымчане отметили с размахом.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».