Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2019
Захват как метод

Захват как метод

Наступление на РПЦ Константинопольский патриархат начал с Эстонии в 1993-м
Василий Ермаков
24.10.2018
Захват как метод

Даже сейчас, когда кипят страсти вокруг украинской «автокефалии», не все знают, что прецедент вторжения Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской православной церкви – не первый. Двадцать пять лет назад, в 1993 году такое вторжение уже состоялось в Эстонии.

На днях Синод Эстонской православной церкви (ЭПЦ) Московского патриархата выступил с официальным заявлением, выразив глубокую обеспокоенность в связи с развитием ситуации на Украине, вызванным односторонними действиями Константинополя. «Мы свидетельствуем на опыте Эстонской Православной церкви, что подобные действия Константинопольского патриархата могут повлечь за собой тяжёлые последствия – как для православия в Украине, так и для единства вселенской Церкви в целом. Уже сегодня представителями раскольнических сообществ Украины озвучиваются планы лишения Украинской православной церкви её официального названия и отчуждения её имущества в пользу создаваемой Константинополем новой церковной структуры», – гласит заявление.

Иерархи ЭПЦ знают, о чем говорят – благодаря собственному горькому опыту. «Если упомянутые планы будут осуществлены, Православию Украины будет нанесён тяжёлый урон, а миллионы украинских православных верующих подвергнутся дискриминации, оказавшись без своих храмов и монастырей. Призываем духовенство и всех верных чад Эстонской православной церкви Московского патриархата возносить сугубые молитвы о единстве и единомыслии Святой Православной церкви, а также о скорейшем справедливом разрешении сложившейся ситуации», – заявляет Синод.

Тут надо отметить, что в настоящее время на территории Эстонии сосуществуют сразу две православные юрисдикции. Одной из них является Эстонская православная церковь Московского патриархата, другой – Эстонская Апостольская православная церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. При этом эстонское государство благоволит структурам, отделившимся от Москвы – именно они изначально получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти и возвращённое в новейшие времена. Хотя в рядах ЭПЦ МП числится свыше 85 процентов православного населения Эстонии, она была лишена этих имущественных прав. Поэтому, церкви, в большинстве случаев, приходится арендовать у государства (впрочем, за небольшую плату) те храмы, в которых она совершает свои богослужения.

Почему так получилось?

Все началось в того, что в начале 1993 года некие неизвестные, подписавшиеся «чадами Эстонской Православной церкви» обнародовали нашумевшую декларацию. Анонимы выдвинули разные обвинения против Московского Патриархата и заявляли, что желают, дескать, иметь каноническую связь только с Константинополем.

В апреле того же 1993 года Эстонская церковь Московского патриархата провела под руководством митрополита Корнилия (Якобса) собор, состоявшийся в Пюхтицком монастыре. Там был озвучен томос Алексия II, которым патриарх провозгласил восстановление автономии Эстонской православной церкви. ЭПЦ имела автономию с 1920 по 1941 гг, и вот она снова получила этот статус. Казалось бы, все претензии урегулированы, но мирное решение вопроса решительно не устраивало раскольников.

В том же апреле 1993-го в Преображенском храме Таллина состоялось заседание незначительной части духовенства и мирян, получившее громкое имя «собрания членов приходов Апостольско-Православной Церкви граждан Эстонской Республики». На этом собрании председательствовал протоиерей Николай Суурсет, назвавшийся представителем «зарубежного Синода» Эстонской церкви. За этой ситуацией стояла своя длительная драматичная история. «Освобождение Прибалтики Красной армией привело к окончательному вхождению её территории в состав СССР. В Эстонии это привело к закреплению церковного раскола. Бывший видный сторонник автокефалии, митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) эмигрировал в Швецию. Он и его сторонники Юрий Вяльбе, Николай Рааг, Николай Суурсет создали Синод Эстонской православной церкви в изгнании. В то же время часть сторонников автокефалии вернулась в СССР. В 1945 году местные приходы воссоединились с Московским патриархатом. Интересно, что наиболее склонными к возрождению старых русских православных традиций были эстонцы-сету, то есть финно-угорская этническая группа, проживавшая в Печорском районе Псковской области РСФСР и соседних районах Эстонской ССР. Они успешно противостояли тем православным священникам, которые были подвержены влиянию сторонников автокефалии и экуменических течений», – пишет в своем труде «Православная Балтия 1939-1953 гг.: период войн, репрессий и межнациональных противоречий» преподаватель Института истории Санкт-Петербургского университета Иван Петров.

Вышеупомянутый «Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» располагался в Стокгольме и находился в юрисдикции константинопольского Вселенского патриархата. Его члены после выхода Эстонии из состава СССР увидели возможность восстановить своё влияние и приступили к активным действиям.

Эстонские власти с самого начала активно включились в игру именно на стороне «изгнанников», так как увидели в этом шанс окончательно уничтожить влияние Москвы в своём регионе. И в 1993 году государственная Служба по делам вероисповеданий официально зарегистрировала «Эстонскую Апостольскую Православную Церковь».

Под этим именем объединились те немногочисленные эстонские приходы, что согласились перейти в юрисдикцию стокгольмского Синода. Как уже указывалось, права на довоенную собственность Эстонской православной церкви государство признало именно за ними. Что же до Церкви Московского патриархата, то ей было предложено зарегистрироваться в качестве «новой» церковной структуры, без всяких имущественных прав. Попытки оспорить это решение успехом не увенчались.

В феврале 1996 года Константинополь заявил о принятии «Эстонской Апостольской Православной Церкви» в свою юрисдикцию. В ответ Московский Патриархат на несколько месяцев разорвал евхаристическое общение с Константинополем. Впрочем, после нескольких раундов переговоров стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций. Приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из них принадлежать. Тем временем государство в Эстонии продолжало давить на верующих, побуждая их переходить под крыло ЭАПЦ. Делалось это просто – если приход переходил под юрисдикцию Вселенского патриархата, государство возвращало ему имущество, некогда конфискованное советской властью. Приходы же, сохранявшие верность МП, были лишены имущественных прав и возможностей.

Ныне покойный митрополит Корнилий в 2013 году рассказывал журналу «Православие и мир», какими методами ЭАПЦ пыталась задавить конкурентов. «У них было очень мало приходов, буквально несколько. Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. д. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти (хотя уходили в основном эстонцы). Вот, скажем, священник Феликс Кадарик из Курессааре. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: "Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти". Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых – за Константинополь. Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве», – вспоминал митрополит.

Он не скрывал, что ради усугубления раскола активно разжигались националистические страсти. «В газетах шла страшная пропаганда против нас, пробуждался националистический дух», – сетовал митрополит Корнилий. Поскольку православная церковь воспринималась, как «русская», это облегало задачу разжигания неприязни к ней у этнических эстонцев.

При этом в течение многих лет Эстонская Православная Церковь Московского патриархата находилась, по сути, на полулегальном положении. Ей долгое время отказывали в регистрации, в связи с чем Госдума России даже принимала особые заявления в 1996 и 2001 гг. – «О нарушении прав православных верующих в Эстонии».

«Мы же сначала служили тут без какой-либо регистрации, фактически незаконно. Но владыкой Корнилием были найдены такие решения, согласно которым Церковь управлялась, приходы существовали, и более того – мы даже тогда, уже при своем нелегальном статусе, умудрялись строить новые храмы! Ещё до официального признания Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которое состоялось в 2002-м году, мы возвели храмы в Силламяэ, в Палдиски, в Нарве. Потом, когда в 2003-м году состоялся официальный визит в Эстонию Святейшего Патриарха Алексия II, нам уже стало полегче. Но до этого ещё надо было дожить, и Церковь при предстоятельстве митрополита Корнилия просто исповеднически выстояла», – вспоминает член Синода ЭПЦ Сергей Мянник. лучшие актеры в видео мама и сын pornomama.oboz.net смотреть онлайн

Официальную регистрацию ЭПЦ МП смогла получить только в апреле 2002 года. На настоящий же момент положение дел таково: Эстонская апостольская православная церковь объединяет около 7 тысяч верующих (большая часть – этнические эстонцы) и насчитывает 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов. В свою очередь, Эстонская православная церковь Московского патриархата, имеет лишь 31 приход, где несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет свыше 100 тысяч верующих.

Митрополит Корнилий, который, словно капитан, вел корабль Эстонской православной церкви сквозь бури и шторма последней четверти века, скончался недавно, 19 апреля 2018 года. Его преемником был избран архиепископ Верейский Евгений, которому досталось, надо признать, трудное наследство. Раскольники из ЭАПЦ вовсе не оставили своих захватнических планов. Два года назад митрополит Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата Стефаний предложил приходам ЭПЦ МП объединиться под его началом. Стефаний заявил, что исходит из решений прошедшего в июне 2016-го на Кипре Всеправославного Собора, заявившего, в частности, о недопустимости существования в одном государстве двух церквей одного вероисповедания. По словам Стефана, он готов стать митрополитом единой православной церкви в Эстонии.

«Да, я готов. У меня есть план, который бы равно уважал обе общины, два языка. Это очень человеческий план, нельзя отрезать русскую культуру и русский язык», – посулил Стефаний. Впрочем, он добавил, что вопрос об объединении должны обсудить между собой патриарх Константинопольский Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ну а имея представление о Варфоломее по его решениям относительно Украины, крайне трудно представить, что он подойдёт к эстонской ситуации беспристрастно. Опять же, предложение Стефания об «объединении» звучит весьма странно, если вспомнить, что число прихожан у ЭАПЦ в несколько раз меньшее, чем у ЭПЦ МП.

Однако, несомненно, что ставленники Константинополя и в дальнейшем будут делать поползновения к «объединению» – вернее, если начистоту, к захвату чужой канонической территории.

Настоятель патриарших приходов Русской Православной Церкви на Тайване иерей Кирилл Шкарбуль сказал «Столетию», что такие события, как нынешний конфликт Москвы с Константинополем не происходят просто по личной воле отдельных людей. «Сами по себе, земные люди в таких вещах полностью по своей воле не решают, даже если они являются патриархами, царями и папами. Окончательное решение принимает Сам Христос. Он решает, где Ему жить, а откуда уйти. Тем более удивительны вопли некоторых формально православных блогеров и "миссионеров", пытающихся объяснить всё одними только причудами отдельных иерархов. Только тот человек, кто не знает, что такое живое единство со Христом, может утверждать, что оно есть у католиков, либо что отсечение ереси или раскола – это сугубо юридическое или административное деяние, не имеющее сакраментального значения», – рассуждает отец Кирилл. По его словам, размышляя о поощрении церковного раскола на Украине и в Эстонии, которым занимается константинопольский патриарх, каждый верующий должен задаться вопросом: желает ли этого Христос? Иерей вопрошает: «Желает ли Христос, чтобы на одной территории было две канонические Церкви, которые станут претендовать на одни и те же Святыни и конкурировать друг с другом по всем вопросам? Хочет ли Христос, чтобы миллионы православных верующих с духовной строгости, любви к подвигу и защиты истины, на которые ориентирована Русская Церковь, были "перепрошиты" на экуменизм и либерализм Константинопольского патриархата?»


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Быстров
28.10.2018 21:28
(1) ответ для дьяк, на комментарий от 27.10.2018 19:28
----------------------------------------------------
15.09.2018
Позиции и мнения глав и представителей Поместных Православных Церквей в отношении украинской автокефалии.
Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.
Незаконное, в нарушение всех церковных правил вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части православного мира.
И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.
Представляем вашему вниманию подборку высказываний представителей Поместных Православных Церквей, выстроенных в порядке первенства чести.
1. Предстоятель Александрийской Православной Церкви Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:
«Давайте помолимся ко Господу, который всё делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл» (то есть в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата).
Александр Быстров
28.10.2018 21:25
(2) 2. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X:
«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».
3. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III:
«Единство Церкви Христовой — это дар Святого Духа. Мы призваны защищать и сохранять её. Разрушение этого единства — серьёзное преступление».
«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».
По этому поводу высказался и другой представитель Иерусалимской Церкви, архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна), который дал ещё более точную оценку происходящему:
«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».
4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):
«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признаёт законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия» (У.П.Ц. М.П).
Александр Быстров
28.10.2018 21:23
(3) 5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:
«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия, является возможный акт чествования и восстановления раскольников в ранг
епископов, особенно архираскольников, таких, как «киевский патриарх» Филарет Денисенко, приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И всё это без согласия Москвы и координации с ней».
Синод Сербской Православной Церкви также особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:
«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».
6. Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит:
«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему силы и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».
Епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.
7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:
«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чьей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами,
Александр Быстров
28.10.2018 21:21
(4) при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».
8. Представитель Элладской (Греческой) Православной Церкви Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий:
«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признаёт только каноническую Украинскую Православную Церковь (М.П.), главой которой является митрополит Онуфрий».
9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:
«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестаёт звучать, стала следующая фраза: "Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь"».
10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):
«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может лишь углубить раскол».
11. Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав:
«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».
Александр Быстров
28.10.2018 21:19
(5) * Заявление Синода Епископов Русской Православной Церкви Зарубежом в поддержку канонической Православной Церкви на Украине:
«Этим заявлением мы выражаем полную поддержку Митрополиту Онуфрию, вместе со всеми его архипастырями, духовенством, монашеством, всеми верующими единой Канонической украинской Православной Церкви, с любовью преклоняемся перед их исповеднической борьбой. Никаких препятствий церковной жизни не должно учиняться светской властью. Настоящие попытки повлиять на Церковь извне — свидетельствуют о глубоко не-церковных мотивах и целях тех, кто пытается их проводить в жизнь».

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей, в той или иной форме высказались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.
Константинопольский Патриархат окончательно заигрался и в случае реального раскола останется в одиночестве вместе со своими неопапистскими амбициями.
дьяк
27.10.2018 19:28
. Ни одна из поместных церквей не осудила и не осудит действия вселенского патриаха.
Ирина
26.10.2018 12:06
Прошло 14 лет. Эти годы вместили массу событий. Россия повоевала с Грузией, сдала Ливию, побила горшки с Украиной, наполучала санкций и ввела ответные, предала Донбасс и создала там ОРДИЛО, загнала Донецк под минские соглашения, влезла в сирийский конфликт, получила от Турции то ли нож в спину, то ли поджопник, извинилась приняла извинения...

За последние 10 лет Россия вступила в кризис 2008 года, не успела из него выйти - упали цены на нефть, а вслед за ними рубль, ВВП и уровень доходов граждан. Президент сперва тупо пошутил о том, что доллар продавали за 30 рублей, а стали продавать за 45, потом рассказал анекдот про белую и черную полосу, потом объявил о серой полосе, а недавно - о пройденном дне, не уточняя, в какую сторону и кто конкретно его прошел.

Согласитесь, много событий.
Михаил
24.10.2018 22:01
Возобновление общения после разрыва в 1993 г., без достижения цели, подтолкнуло к нынешней ситуации.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».