Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Система ПРО раскалывает Европу

Система ПРО раскалывает Европу

Европейский союз планирует разместить элементы собственной системы ПРО в Восточной Европе
Артем Ивановский
19.09.2008
Система ПРО раскалывает Европу

Планы ЕС по созданию собственного противоракетного щита обусловлены стремлением проводить независимую внешнюю политику и преодолеть нагнетаемую Соединенными Штатами ситуацию раскола в европейском сообществе. В проекте ЕвроПРО возможно участие России.

Когда руководитель Агентства по ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг объявил в начале 2007 года о намерениях США развернуть третий позиционный район в Польше и Чехии, европейские страны отреагировали на эти американские планы неоднозначно. Их обеспокоенность возможными политическими осложнениями выразил генеральный секретать НАТО Яап де Хооп Схеффер в своем заявлении от 12 марта 2007 года: «Я не исключаю, что система ПРО может разделить Европу». Аналогичную, по сути, оценку дал действиям США Владимир Путин в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года: «Размещение систем ПРО в Европе не является проблемой исключительно российско-американских отношений, а затрагивает интересы всех европейских государств, в том числе не входящих в НАТО».

Администрация Буша проигнорировала мнение и России, и своих европейских союзников, но при этом оказалась неспособна просчитать последствия собственной политики.

Просчеты в европейской политике Вашингтона проявились всего через год. Заявление министра обороны Румынии Теодора Малескану о готовности разместить на территории своей страны элементы систем противоракетной обороны стало полной неожиданностью для американского руководства. Глава румынского военного ведомства в своем заявлении особо подчеркнул, что речь не идет об элементах ПРО США, которые размещают у себя Польша и Чехия. Имеется в виду проект создания противоракетного щита Европейского союза (ЕвроПРО). Более того, Малескану высказал мнение, что в перспективе участниками ЕвроПРО помимо Румынии могут стать Болгария и Греция.  

Лидеры Европейского союза в течение пяти лет обсуждали возможность создания собственной системы противоракетной обороны. Эта дискуссия была связана с решением Соединенных Штатов в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО, которое администрация Буша приняла в июне 2002 года. При этом неизбежным становилось возобновление гонки стратегических ядерных вооружений и, как следствие, демонтаж существовавшей ранее системы международной безопасности. Предложенная Пентагоном программа создания глобального противоракетного щита, в рамках которой в Европе предполагалось развертывание третьего позиционного района ПРО США, с точки зрения самих европейцев выглядела сомнительно.

Согласно экспертным заключениям европейских военных специалистов, схема дислокации американской ПРО при реалистичном сценарии ракетного удара оставляла беззащитной часть территории Европы.

Министр обороны Румынии акцентировал внимание на данном обстоятельстве, как главном основании для принятия решения по ЕвроПРО. Противоракетный щит должен прикрывать все страны Европейского союза, в том числе Румынию, Болгарию и Грецию. Третий позиционный район ПРО США эту задачу не выполняет. Интересно отметить, что годом раньше на этот серьезный стратегический пробел в американских военных планах указывал генсек НАТО. США еще только начинали вести переговоры с Польшей и Чехией, но Яап де Хооп Схеффер уже заявлял о том, что проектируемый Вашингтоном противоракетный щит должен обеспечивать безопасность всех европейских государств. «Представители Пентагона»,- подчеркивал глава Североатлантического альянса,- «утверждают, что система ПРО надежно защитит Европу, но для таких стран, как Турция, Италия и Греция потребуются дополнительные средства защиты, поскольку они ближе других расположены к потенциальному агрессору — Ирану». Действия США были прямо противоположными: Генри Оберинг объявлял о планах размещения инфраструктуры ПРО в Польше, Чехии и странах Балтии, которые находились от «потенциального агрессора» слишком далеко.  

Подлинная «миссия» третьего позиционного района стала совершенно очевидна в разгар югоосетинского кризиса.

Когда 15 августа Вашингтон и Варшава заключили соглашение по ПРО, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский прямо заявил, что «события в Грузии создали драматический фон для нашего соглашения». Обозреватель влиятельной британской газеты «Independent» Джон Личфилд констатировал состояние раскола в европейском сообществе в связи с войной в Южной Осетии: «Группа стран, включающих Британию и бывшие государства Варшавского договора, вступила в конфронтацию с другой группой, в составе Италии, Германии и Франции, выступающей за более сбалансированную политику в отношении России». Несомненно, планы ряда европейских государств создать альтернативную американской систему ПРО в ближайшей перспективе могут усилить напряженность между «старой» и «новой» Европой и усугубить раскол в позициях членов ЕС.  

В военно-политическом отношении смысл проекта ЕвроПРО напрямую связан с последствиями конфликта в Южной Осетии.

И за развязыванием войны, и за сооружением третьего позиционного района стоит одна и та же цель — втягивание Евросоюза в конфронтацию с Россией.

Таким способом, администрация Буша рассчитывала остановить процесс выхода ЕС из-под контроля США и консолидировать европейское сообщество под американским руководством перед лицом «русской угрозы». Причем объекты ПРО и военные базы в Восточной Европе служили инструментом влияния на формирование внешнеполитического курса западноевропейских стран. В понимании лидерами ЕС этого обстоятельства заключается мотив принятия решения об активизации процесса разработки проекта ЕвроПРО.  

Россия обладает реальными возможностями широкого сотрудничества с ЕС в сфере противоракетной обороны. Достаточно вспомнить, что 10 мая сего года Владимир Путин на итоговой пресс-конференции после встречи с президентом Бушем в Сочи предложил формулу решения проблемы третьего позиционного района: создание объединенной системы ПРО Евросоюза с участием России. В случае реализации такого совместного проекта будут созданы условия для преодоления многих имеющихся противоречий в российско-американских отношениях и снижения уровня напряженности в Европе.  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..