Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Сенсации Ле Бурже

Сенсации Ле Бурже

Во Франции завершил работу военно-морской салон «Евронаваль-2012»
Сергей Птичкин
26.10.2012
Сенсации Ле Бурже

На салоне было на что посмотреть, и было о чем подумать. Российское судостроение, как оказалось, утратило не все лидирующие позиции. А в чем-то мы еще и впереди.

Наши судостроители участвуют в военно-морских салонах «Евронаваль» с 1996 года. Проводятся они в выставочном центре Ле Бурже, больше известном своими аэрокосмическими шоу. В этом году общая экспозиция выглядела менее зрелищно, чем в 2010-м, но интересные новинки все-таки имелись.

Французы показали проект собственной противоракетной системы, создаваемой, как было сказано, в рамках ЕвроПРО. На Западе разработкой стратегических противоракет традиционно занимались США. Теперь на арену выходит Франция. При этом было заявлено, что раз, согласно официальной версии, новая система разрабатывается для защиты Европы, то вполне допускается широкая международная кооперация при ее создании, в том числе - с участием России. Это можно расценивать как камушек в огород Вашингтона, который буквально приватизировал защиту Старого Света от «иранских ракет».

В качестве сенсационной новости в самом начале работы салона прошло сообщение о том, что в России приступили к разработке противоракетных систем, базирующихся на кораблях – типа американского «Иджис».

ПРО морского базирования – тоже, как казалось, вечная монополия США. Однако, по мнению французских экспертов, скоро этому придет конец, и «российский «Иджис»» может превзойти американский.

Показали французы очень интересный концепт-проект небольшой патрульной подлодки, способной решать самые различные задачи: от борьбы с пиратами до уничтожения кораблей во вражеских портах. Лодка имеет необычную плоскую форму и шесть движителей – два маршевых и четыре подруливающих. А еще у нее есть настоящие «самолетные» шасси, на которые субмарина становится, опускаясь на грунт. Лодка имеет торпедное вооружение, комплексы ПВО и выдвижную малокалиберную пушку. На борту могут размещаться морские диверсанты. Погружаться может на глубину 150 метров и уверенно ходить под водой на глубине до 12 метров, то есть в мелководье. Скорость – 10 узлов, автономность 30 суток. Вокруг модели лодки всегда толпилось множество специалистов, что лишь подтверждало перспективность предложенной концепции. Кстати, две подлодки, которые на предыдущих салонах демонстрировались только как концептуальные модели, в этом году начали строиться на французских верфях. Это атомная многоцелевая субмарина «Барракуда» и неатомная многоцелевая «Андраста». Концепции их очень интересны, но понятны они, наверное, только специалистам.

Вот так западные разработчики подводного вооружения беззастенчиво воруют русские названия. «Барракуда» - это замечательная титановая подлодка, разработанная в нижегородском КБ «Лазурит» и построенная на Сормовском заводе еще в советские времена. Как считают российские специалисты в области подводного судостроения, вряд ли французская АПЛ с таким же названием превзойдет то, что было спроектировано и построено еще в СССР более четверти века назад. По проторенному пути пошли также итальянцы: они в очередной раз привезли на морской салон торпеду, носящую имя «Черная акула». И очень ею гордятся. Может, она и в самом деле хороша, только название свидетельствует о полном отсутствии фантазии у ее разработчиков.

«Черная акула» - имя собственное вертолета Ка-50. В природе морских хищниц черного цвета нет, так что итальянцы банально украли звучное название, придуманное в России.

Воруют западные проектировщики не только имена, но и конструкции кораблей. Генеральный директор и генеральный конструктор Центрального морского КБ «Алмаз», которое находится в Санкт-Петербурге, Александр Шляхтенко говорит, что созданный под его руководством корабль проекта «Молния» очень высоко оценили американцы. Настолько высоко, что обводы подводной части корпуса судна послужили основой для проектирования новейших кораблей ВМС США типа «Фридом». Обводы эти придают кораблю, по словам генконструктора, совершенно уникальные качества. Действительно, «Молния» до глиссирования прекрасно ходит на скоростях около 30 узлов, а на глиссировании очень быстро развивает скорость свыше 40. Запас хода от 2200 до 2800 миль. Буду лаконичен: аналогов в мире нет, и сделали это чудо морской техники наши инженеры. С другой стороны получается, что американцы это достижение пиратским образом попросту сперли. Гордиться можно, но все-таки обидно.

Северное проектно-конструкторское бюро, тоже питерское, показало многофункциональный боевой корабль проекта 22160. Его модель оказалась одной из самых популярных на всем стенде Объединенной судостроительной корпорации, что даже удивило генерального директора предприятия Владимира Спиридопуло. А дело в том, что корабль имеет необычную форму корпуса, так называемое глубокое V. Такая форма придает кораблю прекрасные мореходные качества и позволяет значительно увеличить внутренние объемы. К тому же корпус именно такой формы очень технологичен. Представители практически всех судостроительных фирм приходили, смотрели и, как говорится, чесали затылки: как же они до этого гениального по своей простоте решения не додумались первыми?

Очень интересные проекты создаются в Нижнем Новгороде, в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева. Генеральный директор-главный конструктор предприятия Сергей Платонов сказал, что уже разработаны пассажирские и грузопассажирские суда нового поколения на подводных крыльях и на воздушной каверне. Уровень обитаемости, комфортности, экономичности у них отвечает самым строгим требованиям. Подводные крылья тоже нового поколения.

Когда-то Ростислав Алексеев совершил настоящий прорыв в проектировании судов на подводных крыльях, его «Ракеты», «Метеоры» и «Кометы» до сих пор эксплуатируются в 36 странах мира, очень много их в Греции.

По словам Сергея Платонова, советское качество изготовления судов на подводных крыльях сыграло злую шутку с нижегородцами. Западные суда рассчитаны на строго определенный срок эксплуатации, после чего неизбежно разваливаются, их надо менять на новые. А те, что выпускались в СССР, ходят десятки лет, и стареть не думают. Не хотят греки заказывать летящие над волнами суда нового поколения, но ведь все равно придется это сделать – время потребует перемен.

В Нижнем Новгороде разработан новый типоряд современных грузопассажирских экранопланов, которые отличаются прекрасными экономическими характеристиками. Они могут использоваться не только на морских акваториях, но и на реках Сибири, где речного транспорта практически не осталось. Грузовая отдача экранопланов, то есть процент полезной нагрузки от собственного веса, выше, чем в авиации. Безопасность хорошая – они всегда могут приводниться там, где летят. Амфибийность позволяет работать без сложных портовых инфраструктур, можно выгружать грузы и пассажиров даже на необорудованный берег.

Возвращаясь к подводным лодкам, стоит отметить, что наступает новая эра в обеспечении подводного хода, так называемыми воздухонезависимыми энергетическими генераторами. И здесь Россия может стать лидером.

В Питерском ЦКБ МТ «Рубин» разработали технологию получения водорода непосредственно из дизельного топлива. Полученный водород смешивается в специальных реакторах с кислородом и вырабатывается электроэнергия. Процесс выработки тока идет совершенно бесшумно, что значительно повышает скрытность подводного хода субмарины. Также возрастает длительность пребывания под водой. Энергетическая мощность нашей установки – 400 кВт, лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт. Такие генераторы предполагается устанавливать на субмарины нового поколения типа «Амур», в которых органично сочетается классика и революционные ноу-хау. Помимо подобной энергетической установки на лодке стоит привычный дизель-генератор и ряд аккумуляторных батарей. То есть, субмарина может ходить в надводном положении, используя дизель-электрическую установку, а под водой - на аккумуляторах или на энергии, получаемой от воздухонезависимой установки.

Обычная и не очень дорогая подлодка приобретает характеристики почти атомной субмарины. Вне сомнения, наши конструкторы сейчас лидируют в очень перспективном направлении подводного судостроения.

Помимо техники, Россия представила на салоне «Евронаваль-2012» и новые подходы к управлению производством с целью более эффективного внедрения новейших технологий - как в создание кораблей, так и в обучение экипажей.

Год назад, на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге руководители Объединенной судостроительной корпорации и группы компаний ТРАНЗАС подписали соглашение о создании совместного предприятия. Было определено, что оно займется внедрением новых технологий, а также оснащением судов, кораблей и морских объектов, строящихся на верфях ОСК, интегрированными системами навигации, автоматизации, управления движением и обмена информацией. В данном союзе примечательно то, что ТРАНЗАС – ведущий мировой разработчик в области IT-систем, и «привязывание» его к отечественному судостроению гарантирует повышение качества конечной продукции ОСК.

Год ушел на решение всех формальностей, и вот впервые, именно на салоне «Евронаваль-2012», прошла презентация этого совместного предприятия, его продуктового ряда и перспективных проектов. А перспектива очень интересная. Современные боевые корабли насыщены полностью компьютеризированными IT-системами, осваивать которые экипажу сложно. Принимая новый фрегат или корвет, экипаж, прежде чем полностью освоить корабль, набивает себе множество шишек в прямом и переносном смысле.

По словам генерального директора совместного предприятия и одного из ведущих мировых специалистов в области создания тренажерных комплексов Евгения Комракова, пришло время в корне изменить саму систему обучения и подготовки экипажей боевых кораблей.

Уже на стадии проектирования необходимо создавать тренажеры по всем основным узлам корабля, интегрируя их в единую систему. Тогда экипаж еще строящегося корабля сможет освоить его полностью до того, как нога первого моряка ступит на палубу.

Такая задача была решена для ВМС Вьетнама, которые купили у нас несколько корветов типа «Гепард». Специально под этот контракт был разработан и построен тренажерный комплекс, включающий 56 боевых постов. Вьетнамский экипаж настолько хорошо освоил управление русским корветом, что когда моряки поднялись на борт, они сразу стали на свои рабочие места и боевые посты, без проблем начали свою службу. А вот наши экипажи, что уже бывало, иногда неделями не могут научиться просто швартоваться у причала. Наконец-то принято решение о создании комплексных тренажеров для всех типов новых кораблей. Судостроители эту идею поддержали двумя руками.

Другая проблема, которую будет решать ОСК-ТРАНЗАС, это создание единого интегратора всех электронных систем проектируемых кораблей. В Европе таким интегратором, к примеру, является крупнейшая корпорация «Талес». Именно она заказывает электронное оборудование кораблей, проводит тестирование на специальных стендах, устраняет вполне естественные случаи электронной несовместимости, оптимизирует все системы, и уже потом устанавливает их на корабли. У нас иная практика: вся интеграция происходит уже на борту во время так называемого насыщения корабля. Это порой вызывает очень серьезные проблемы, которые выявляются и устраняются уже когда корабль вступил в строй.

Между тем, в России опыт предварительной интеграции есть. Инициативу проявило ФСБ для своих пограничников, охраняющих морские рубежи. Пятьдесят производителей различных электронных систем дали свои изделия ТРАНЗАСУ, специалисты которого протестировали их с помощью специального корабельного имитатора. Затем была проведена полная оптимизация, и только после этого электронную начинку установили на корабли, заказанные пограничниками. Работает аппаратура без проблем.

Такой подход планируется реализовывать в масштабах всех судостроительных программ ОСК. Переговоры об этом прошли и в рамках «Евронаваль-2012» - что естественно, поскольку на салоне собрались ведущие представители российских кораблестроительных КБ и заводов.

Так что во Франции решались не только задачи внешней торговли и международной кооперации, но и сугубо внутренние российские проблемы.

Если удастся осуществить все, на что нацелено ОСК-ТРАНЗАС, то качество судостроения и подготовка экипажей всех кораблей и подводных лодок ВМФ совершит революционный скачок в лучшую сторону.

Российская делегация на салоне «Евронаваль-2012» была весьма солидной. Официальную делегацию ВМФ возглавил главком адмирал Виктор Чирков. Помимо высоких государственных лиц салон в Ле Бурже посетила целая делегация из Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета. Восемнадцать лучших студентов и аспирантов имели возможность своими глазами оценить уровень мирового кораблестроения. Такие поездки руководство вуза практикует уже третий год, оно уверено: деньги на ветер не улетают.

Кстати, за выпускниками питерской «корабелки» уже идет настоящая охота со стороны зарубежных компаний.

Качество подготовки технических специалистов там – одно из лучших в мире. На «Евронаваль-2012» нашу техническую молодежь опекал Юрий Кормилицин – легендарный конструктор отечественных подводных лодок и профессор этого университета.

Молодых конструкторов привезли многие предприятия, и это верное решение. Пришло время не только у других учиться, но и себя показывать.

Фото автора

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..