Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 апреля 2021
Путь Алексия Жилко

Путь Алексия Жилко

На кончину главы Древлеправославной Поморской церкви Латвии
Владимир Веретенников
12.01.2021
Путь Алексия Жилко

Вечером 4 января после продолжительной болезни скончался глава Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ), многолетний наставник Даугавпилсской (1-й Новостроенской староверческой) общины отец Алексий Жилко. Менее чем за месяц до того, 13 декабря 2020 года, отцу Алексию исполнилось 75 лет, свою юбилейную дату знаменитый в Латвии церковнослужитель отметил в кругу семьи. То был необыкновенный человек…

Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Алексием Жилко. Это было интереснейшее общение – осанистый, степенный и величественный отец Алексий производил незабываемое впечатление.

Для начала приведу один пример. Жилко проявил себя не только как духовный лидер, но и как политический деятель. Так, летом 2012 года отец Алексий Жилко громко высказался в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение многочисленных русских неграждан Латвии её гражданством. От него этого шага никто не ждал и не требовал, более того, он оказался единственным русским священнослужителем Латвии, не побоявшимся открыто встать на защиту прав соотечественников. И это при том что был он обласкан государством, имел высшую награду Латвии – орден Трёх звезд. Отвечая на вопрос о побудительных причинах, говорил, что этот шаг обусловлен состраданием ближним. «Нехорошо и несправедливо, не по-христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами», – отмечал отец Алексей.

Он считал, что поддержка неграждан – это исполнение наставлений христианских апостолов. «Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путём исполнят наставление святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов"», – отмечал духовный наставник.

 К сожалению, к его словам тогда не прислушались – институт неграждан по-прежнему продолжает существовать.

…Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверческой семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910–1993) по­сещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыкан­та военного полка.

С 1963-го, ещё в школьные годы, Алексий стал обучаться церковнославянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913–1985). В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опыт­ных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897–1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании бого­служений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи.

В 1981 году Алексий Николаевич был избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО. По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным от­цом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914–1991) при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910–1990) и о. Алексия Василье­вича Боярова (1926–1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был на­граждён Почётной грамотой Высшего Старообрядческого совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной – одной из самых больших староверческих общин Латвии. Под руководством Жилко реконструировали моленный дом, позолотили купол.

Судьба отца Алексия была неразрывно связано со староверческой общиной Латвии. Жилко говорил мне, что местные староверы воспринимают Латвию как Родину и как «своё» государство. «А как ещё иначе воспринимать эту землю, если здесь находятся могилы предков, могилы дедов и родителей? 350 лет проживают староверы на этой земле, сохраняя свой родной русский язык и свою культуру. Практически все староверы являются гражданами страны. Староверами внесён определённый вклад в развитие истории и культуры Латвии. И мы вполне вправе считать себя здесь такими же хозяевами, как и титульная нация», – отмечал отец Алексей. И добавлял:

«А Россия для староверов Латвии – это прародина, где когда-то жили их предки. Теперь у многих староверов Латвии в России живут их близкие родственники, дети, внуки, с которыми они периодически общаются. Исторически староверы Латвии к России относятся с любовью, желают ей успешно развиваться. Мы все хотим, чтобы и в России, и в Латвии была хорошая, нормальная, развивающаяся в благостном направлении жизнь».

…Появление старообрядцев на территории нынешней Латвии относится к началу второй половины XVII века. Как известно, по инициативе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона была начата церковная реформа. Часть духовенства и паствы не поддержала нововведений, на сторонников «старой веры» обрушились гонения, что вынудило их бежать на окраины Российского государства или за его пределы – в том числе в Прибалтику. Этот регион стал одним из основных мест расселения беглых «ревнителей старой веры».

Местные власти равнодушно относились к «русскому расколу». Поэтому староверы чувствовали себя здесь уверенно, и хотя жили обособленно, но при этом активно участвовали в экономической деятельности. Первые их поселения здесь появились в Курляндском герцогстве и в Латгалии (являвшейся тогда частью Речи Посполитой). Сохранилась староверческая летопись, известная как «Дегуцкая хроника», в которой рассказывается об основании старообрядческих общин и моленных на территории Восточной Курземе. В 1660 году в Динабурге (ныне Даугавпилс) был основан первый старообрядческий храм. В настоящее время это место находится в городской черте Даугавпилса, в 2003 году здесь был установлен памятный крест.

А в 1670 году одно из поселений старообрядцев, с разрешения тогдашнего герцога Курляндии Якоба, получило право города и стало называться в его честь Якобштадтом. Ныне это Екабпилс – один из крупнейших городов Латвии. Рижские же староверы имели собственную больницу, богадельню, школу и приют для малолетних; также им принадлежали многие земельные участки, заводы и прочая недвижимость. На настоящий момент потомки старообрядческих переселенцев составляют примерно пятую часть в русском населении Латвии. Сейчас почти половина местных староверов проживает в Латгалии, а другая половина – в Риге. Из их среды вышло немало успешных предпринимателей, купцов и промышленников. В период Советской власти Древлеправославная церковь, как и другие конфессии, оказалась в тяжелом положении. «Но жить всё же было можно, особенно в последние десятилетия.

Надо отметить, что в Прибалтике в целом и в Латвии в частности действовал вариант щадящего режима воинствующего атеизма. Кто веровал, тот посещал храм регулярно. За примером далеко ходить не надо – я сам являлся таким верующим.

Церковную грамоту освоил и стал причетником в 1963 году, а до перемены направления политического ветра тогда было ещё далёко», – вспоминал отец Алексий.

По последним данным, в Латвии насчитывается 69 старообрядческих общин, в которых состоят 2494 человека. Естественно, речь идет не обо всех латвийских староверах (всего их в республике насчитывается свыше 70 тысяч), а лишь о наиболее активных из них, периодически участвующих в религиозно-культурной деятельности. Большинство из этих общин находятся в Латгалии, две – в Риге, по одной в Лиепае, Елгаве, Калнциемсе, Талсинском районе.

Весьма важным событием в жизни латвийского староверия оказался съезд Древлеправославной Поморской церкви Латвии, состоявшийся в мае 2005 года в Даугавпилсе. В ходе этого съезда был избран новый Центральный совет ДПЦЛ, председателем которого и стал духовный наставник Алексий Николаевич Жилко. Таким образом, Древлеправославная поморская церковь Латвии, Центральный совет которой возглавлял отец Алексей – духовный центр всех латвийских староверов.

Об этом Жилко рассказывал с особенными любовью и воодушевлением. «Основная цель деятельности церкви – духовное окормление своих прихожан, укрепление среди них истинной веры, распространение евангельских истин. При крупных общинах организованы и работают детские и взрослые воскресные школы, цель которых – подготовить для храма причётников, из которых можно было бы вырастить духовных наставников. Воскресные школы – резерв причётников общины. При нашей церкви, как духовном центре староверия Латвии, на базе Рижской Гребенщиковской общины, действует Гребенщиковское духовное училище. Цель училища – знакомить слушателей с историей Христианской церкви, историей староверия, дать основные знания по церковному уставу проведения соборной службы, церковному праву, знаменному распеву, храмостроительству и другим дисциплинам, входящим во внутренний круг повседневной церковной жизни. Особое внимание уделяется преподаванию основ старой веры, защиты старой веры от нападок видимых и невидимых врагов. В училище обучаются староверы из разных стран».

Алексий Жилко говорил: «Да, для нас, староверов, очень унизительно, что мы, живя в Латвии, являемся полноправными гражданами этой страны, а наш родной русский язык, на котором мы разговариваем, имеет статус иностранного. Мы признаём в Латвии латышский язык в качестве государственного языка. Но мы убеждены и считаем справедливым, что Латвии необходимо в полном объёме ратифицировать рамочную конвенцию, принятую в Страсбурге 1 февраля 1995 года. В этом случае русский язык получает в государстве официальный статус разговорного языка. Такое положение существует во многих странах Европы, есть с кого брать пример». Вообще, глава латвийских староверов отвергал концепцию «латышской Латвии», которую насаждает государство. Снова и снова он повторял:

«Мы, староверы, здесь, в Латвии, такие же хозяева, как и граждане титульной нации. И свой родной русский язык будем защищать от всяческих нападок и посягательств. Кроме того, мы употребляем и сохраняем ещё и церковнославянский язык – язык наших достославных и досточтимых предков. На нём мы проводим богослужения и бережем его как зеницу ока».

С особенной любовью отец Алексий относился и ко Дню Победы, он, сын погибшего фронтовика, высоко ценил этот праздник.

Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными проблемами. Например, в 2012 году по Латвии прокатилась волна ограблений старообрядческих храмов. «Это был какой-то кошмар! За несколько месяцев из сельских храмов было похищено несколько десятков икон. Орудовала хорошо организованная банда. В целом церкви нанесён огромный материальный ущерб. Мы боролись с этим, как могли. В срочном порядке усиливали и улучшали систему сигнализации. Наши батюшки ночами дежурили в своих храмах. Полиция как бы своё дело сделала: вор пойман. Но пойман-то один! А у нас есть доказательства, что была банда! Спрашивается, кто главный заказчик ограблений, куда и по каким каналам уплыли наши иконы? Ответа нет! Со своей стороны, мы приняли кое-какие меры для дальнейшей охраны икон, книг и церковной утвари. Нельзя сказать, что они достаточны, нужны серьёзные вложения, но у нас нет необходимых материальных средств. Обращались за помощью к государству, ведь иконы и старопечатные книги являются и государственной ценностью. Государство не помогло ни в чём! Кроме письменного вида отписок, мы ничего не получили. Выходит – не нужны мы государству с нашими проблемами по охране материальных ценностей», – сетовал отец Алексий.

Вместе с супругой Варварой Диевной отец Алексий воспитал четверых детей и нескольких внуков. Всегда деятельный, всегда внимательный к людям – таким он запомнился. Активно интересовался происходящим в мире, высказывая неизменную тревогу.

«На европейской сцене торжествует влиятельное политическое лобби, цель – образовывать подрастающее поколение в духе транссексуальных и прочих экспериментов. Разрекламированные однополые браки также никак не совмещаются с христианским учением...», – говорил он в одном из последних интервью.

Отец Алексий пережил невероятно трудный для всего человечества 2020 год, но, к огромному сожалению, ненадолго. Он нас оставил, но мы сохраним о нем благодарную память, тем более что равноценной замены столь могучей личности, к сожалению, пока не предвидится…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
Александр из Од
18.01.2021 18:06
Людмиле. Отвергая наших святых за последние 300 лет, старообрядцы демонстративно отвергают святость нашей Церкви. Вы думаете это Богу угодно?
Спекулируя на мнимых гонениях, смакуя свои «страдания» и своих «страдальцев « они умеют играть на жалости и сердоболии русского народа.
Вы можете пояснить, за что вы любите Древлеправославных?
Людмила
18.01.2021 10:44
Убеждена, что древлеправославные - это островок истинно русской культуры. С ужасом прочла в
комментарии некоего Алексагдра их Од, что "старообрядцы несут угрозу..." Если таких людей много, то это означает, что в сознании людей произошла катастрофа, они абсолютно слены и глухи к русско
Марина_
18.01.2021 9:40
".....статус главы псевдоцеркви Корнилия - митрополит Московский и всея Руси. Вот так скромно и со вкусом!"

Хорошо, что не "Патриарх Московский и всея Руси". Перед глазами периодически - Филарет Денисенко, подтвердивший своей деятельностью - всякий, кто возносится, будет умален. То что в РПЦ происходят постоянные бурления или вскипания лишь подтверждает ее истинность - враг не терпит ёё и не оставляет в покое не на секунду, равно как и верных её чад. Поэтому ни в ком (и самом себе тоже) нельзя быть точно уверенным до самой последней секунды. Прежде смерти, в спасении души ни в ком не будь уверенным и ни о ком не отчаивайся, - как-то так у Ефрема Сирина.
Александр из Од
15.01.2021 20:15
Марине и Николаю П.Т.
Проблема в том, что «старообрядцы» несут довольно серьёзную угрозу и для РПЦ и для всей России. Между прочим из этого самого календаря я узнал статус главы псевдоцеркви Корнилия - митрополит Московский и всея Руси. Вот так скромно и со вкусом! И какое- то священство у них есть, как это не прискорбно...
Феона-Николаю ПТ
15.01.2021 19:49
Если бы в России сформировалась настоящая Социал-демократическая рабочая партия, возможно бы не было революционных потрясений, сопровождавшихся революционным террором. и страна развивалась дальше эволюционно, буржуазным путем как и вся Европа. Которая сегодня в Скандинавских странах уже приближается к параметрам социализма, выросшего из капитализма. Кстати так считал Маркс, полагая что социализм - новая ступень развития общества идущая на смену капитализму. Считаю что современный мир имеет шанс на развитие только при социализме, когда материальные ценности, создаваемые всеми людьми будут им принадлежать, а не маленькой жадной кучке миллиардеров.
По поводу монархии-она необходима была в средние века, как институт становления государства. Но это не значит что нельзя ее критиковать за ошибочные решения. В 20 веке институт монархии уже не играл существенную роль в жизни общества, но был тормозом его развития. Поэтому институт монархии во всем мире с революциями или без них передал власть буржуазии во всех промышленно развитых странах. что и произошло в России в феврале 1917 года.
Феона-Марине
15.01.2021 14:42
Мои старшие верующие сестры посещают обычные храмы, несмотря на то что в детстве нас учили двоеперстию. И они правы, потому что Христос-один, а как ему молиться ладонью, двумя или тремя перстами, на мой взгляд, не столь важно. Важнее жить по христиански-относясь к другому как к самому себе !!!
Феона-Николаю ПТ
15.01.2021 14:30
Не будучи знатоком богословия, не могу дискутировать с вами по богословским вопросам. Но со стороны (как атеистка) могу сравнить общественно-производственные отношения в старообрядческой общине, где стихийно складывался социально-справедливый уклад жизни, более близкий к евангельским заповедям учения Христа, с жизнью большинства русских крестьян, находящихся в крепостной (почти рабской ) зависимости от помещика. Поэтому считаю что двоеперстие лишь повод к расколу, причина же в стремлению человека к свободе. За ней люди побежали на все окраины РИ !!!
Марина_
15.01.2021 9:56
Александр из Од 14.01.2021 17:08" Да наша РПЦ давно протягивает руку помощи старообрядцам..."

Храм Святителя Николая на Барсеневке. Я бывала там, когда он восстанавливался. Его настоятель ранее был насельником Свято-Данилова монастыря. Может Вам будет интересно. Есть суждение и по темам, которые мы здесь обсуждаем в "реальном" времени.
http://bersenevka.info/
Николай П.Т.
14.01.2021 23:14
1. «Считаю что только православное старообрядчество из всех христианских
конфессий было ближе всех к Христу» — Феона • 14.01.2021 11:43
-----------------------------------------------------
Не следует забывать щедрое финансирование старообрядческими толстосумами (Рябушинский, Савва Морозов и др.) ленинской РСДРП и революций начала XX века.
Старообрядческий раскол и дальнейшая борьба староверов с царской властью уже тогда (как и позже) являлась клятвопреступлением, т.е. попранием 1613 года Соборного Обета русского народа в верности роду Романовых до Второго пришествия Спасителя. Такое неприятие рода Романовых, свойственно большевикам-коммунистам и старообрядцам. В своей ненависти к Царю, старообрядцы даже революцию финансировали. (Замечу, о старообрядцах единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь не идёт.)
В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», Миллионер Владимир Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов». Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста». На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.
Николай П.Т.
14.01.2021 23:12
2. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать, как говорится — «Не рой яму другому...» И по ныне, такое же отношение к роду Романовых, имеется у наших зашоренных старообрядцев.
- - -
Не будем искать виновных в трагедии Церкви XVII века: об этом много было написано и говорено. Однако призывы к покаянию перед устроившими раскол и восставшими против Церкви и Государства Российского старообрядцами, исходящие нередко даже от людей, принадлежащих к Русской Православной Церкви, вызывают, мягко говоря, недоумение. Многие представители церковной и воцерковляющейся российской интеллигенции, в том числе и патриотического движения с восторгом относятся к старообрядчеству, видя в нем «хранителя Святой Руси», некое «светлое, истинное, древнее, неповрежденное православие» в противовес «официальной, косной, погрязшей в коррупции и в обслуживании антинародного режима патриархии». В последнее время любая критика «непогрешимых» старообрядцев (прежде всего «белокриницкого» согласия на Рогожском кладбище) считается недопустимой. В некоторых околоцерковных кругах в качестве альтернативы Московской Патриархии рассматривается как раз древлеправославная «Старообрядческая Церковь» с ее пассионарностью, прекрасно проявлявшейся на протяжении более трех столетий в деле расшатывания Российской империи и государственности: с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники нападали на монастыри (1687, 1689, 1693 годы), грабили монахов, захватывали церкви. Рецидивы следовали один за другим весь XVIII век, начиная с 1708 года, когда под лозунгом «За старую веру!» поднял бунт казак Булавин и его сподвижник Некрасов, и кончая Пугачевским бунтом в 1770-е годы, когда раскольники снабдили Пугачева деньгами, приютили его на Иргизе и оказывали всемерную поддержку.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
08.04.2021
Андрей Соколов
Запад грозит России, а внутри нее открыто ведется враждебная пропаганда.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.