Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Некорректная дилемма «Восток или Запад»

Некорректная дилемма «Восток или Запад»

Артем Мальгин
20.12.2004

Неоднозначность внутриполитических изменений в России и их трактовок, прежде всего Европой, должны подтолкнуть российский правящий класс максимально уверить своих европейских визави в том, что мы по-прежнему – страна, идущая в правильном, демократическом направлении.

Важно показать, что суть нашей политики не пикировки в информационном поле, но взаимодействие с учетом взаимных интересов и особенностей. Чем плотнее взаимодействие, тем более понятны мы будем друг для друга.

И здесь мы можем опереться на уже достигнутое. По итогам первого президентства Владимира Путина наше взаимодействие с Европой оказалось наиболее динамичным и успешным в сравнении с другими измерениями внешней политики.

Россия в целом определилась в своем отношении к институциональным игрокам и политико-идеологическим трендам, присутствующим на европейской арене. Так, нынешнее взаимодействие с ОБСЕ можно оценить как позитивно-критическое. Отношения с Советом Европы в принципе такие же, может быть, традиционно чуть выше уровень взаимной критики. Вместе с тем и воздействие Страсбурга на Россию выше, хотя в последнее время ОБСЕ догоняет Совет Европы в своей активности на постсоветском пространстве и как следствие – начинает затрагивать болевые для России проблемы. Отношения с НАТО можно охарактеризовать как прохладную отстраненность.

Неоспоримо приоритетное место в российской европейской политике – именно политике, а не только экономике – занял Европейский союз. При этом скорость «продажи» новых инициатив России в отношениях с ЕС может считаться весьма завидной и в принципе отвечает динамике развития самого ЕС. Стоит назвать две важнейшие инициативы. Первая – Общее европейское экономическое пространство, а вторая – идея «четырех свобод», которые конкретизируют ОЕЭП.

Связующим звеном между политическими и бизнес-усилиями стали переговоры по ВТО, где опять основным контрагентом для России стал Европейский союз. Накопленный опыт переговоров с европейской бюрократией трудно переоценить – это тот «технологический» капитал, который потребуется России и в дальнейшем. Возможно, весьма скоро.

Вместе с тем в отношениях России и ЕС, а значит, и с Европой в целом, есть проблемы, которые в своей совокупности несут значительный негативный заряд.

Одна из них связана с дальнейшей политико-экономической ориентацией европейских стран СНГ, прежде всего Украины. При этом Украины – безотносительно к итогам предстоящих «переголосований». По мере географического приближения ЕС его привлекательность для потенциальных участников возрастает. В этой ситуации некорректная дилемма «Восток или Запад» выходит на первый план. Кажущаяся простота этой ложной дилеммы притягательна – для чиновников ЕС, для бывших советских республик, для их оппонентов в России. В этом ключе идут дискуссии по проблематике Единого экономического пространства – попытке интеграционного объединения России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Еще неясно, сумеют ли национальные дипломатии и национальный бизнес этот проект реализовать. Однако предвзятые рефери уже появились на поле.

Главный же парадокс заключается в том, что ОЕЭП России и ЕС, а также ЕЭП четырех постсоветских государств – стратегически взаимодополняющие механизмы. России не построить общее пространство с ЕС по географическим, инфраструктурным и т.п. соображениям через голову своих соседей. Важность же такого пространства чрезвычайно велика для самого ЕС. Взаимное понимание этого факта было бы разумно обозначить политически, и чем скорее, тем лучше.

Второй из важнейших проблем является для России сохраняющаяся прохладность и даже некоторая раздражительность в отношениях со странами Центральной и Восточной Европы. Отрадно то, что это ненормальное положение несколько сглаживается нарастанием экономических связей. Однако этого явно недостаточно. России нужны целенаправленные усилия на этом направлении, спорадичность же таких попыток однозначно ведет к неудаче. Сейчас, когда страны ЦВЕ стали полноправными членами ЕС, хорошие отношения с ними становятся залогом успеха нашей политики в отношении Евросоюза в целом.

Возможно, стоило бы подумать об институциональных формах субрегионального сотрудничества стран ЦВЕ, европейских стран СНГ и России. Если мы этого не сделаем, то сделают без нас. Потенциал старта новой политики России в регионе может содержать в себе намеченный на январь 2005 г. визит Владимира Путина в Варшаву.

Третьей проблемой является то, что отношения РФ–ЕС базируются на уже неадекватном правовом фундаменте. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС было подписано в 1994 г. В 2007 г. его действие истекает. Нормальный переговорно-дипломатический цикл для такого рода соглашений длится около полутора-двух лет. Сейчас самое время начинать подготовку нового документа. Переговоры дадут возможность понять, насколько далеко готов идти ЕС в развитии отношений с Россией. Возможно, в ходе или преддверии этих переговоров стоит произнести слово «ассоциация».

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - заместитель директора Центра постсоветских исследований МГИМО, доцент



Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..