Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Когда деньги – на ветер

Когда деньги – на ветер

Финляндии и Прибалтике тяжело без российского газа
Виталий Лекомцев
09.06.2022
 Когда деньги – на ветер

Страны Балтии и Финляндия показательно отказались иметь дело с «Газпромом», не пожелав расплачиваться за его продукцию по новой схеме – рублями. Сразу же после этого перед ними со всей жестокой неумолимостью встал вопрос: где найти альтернативные источники поставок?

Финны и эстонцы решили обзавестись совместным терминалом сжиженного природного газа (СПГ), куда «голубое топливо» будет поставляться морем, а оттуда распределяться трубопроводом всем страждущим. Однако, план этот, такой понятный и ясный вначале, быстро пошел трещинами под грузом обстоятельств. Заинтересованная сторона и подрядчики не смогли найти согласия по многим нюансам и сейчас вынуждены отодвигать сроки сдачи терминала на более далекую перспективу.       

Надо сказать, что в мае Финляндия резко увеличила импорт российского газа. Если в апреле среднесуточные поставки составляли 1,4 млн кубометров, то в мае они выросли до 4 млн. При этом начались поставки купленного в России газа по трубопроводу-интерконнектору из Финляндии в Эстонию. В апреле их ещё не было, а в мае они составляли около 1 млн кубометров в сутки.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: финские компании перепродают «голубое топливо» в Литву, Латвию и Эстонию, в апреле отказавшиеся от прямых поставок из России. Однако выгодная для финнов «схема» прекратилась очень быстро – 21 мая «Газпром» остановил поставки газа и в Финляндию, отказавшуюся переходить на новый механизм оплаты.

После этого финская компания Gasum подала на «Газпром» иск в арбитражный суд в Стокгольме. Перспективы этого шага пока не известны, поскольку ещё даже не рассмотрен срок рассмотрения иска. В любом случае, Суоми надо переходить на другие источники импорта газа. Частично финны хотят покрыть свои потребности за счёт атомной энергетики (на данный момент страна располагает двумя рабочими АЭС, производящими 35% электроэнергии в стране). Частично – за счёт доставляемого танкерами по морю сжиженного природного газа (СПГ) из США, Катара и той же России (за последнее время финны приняли несколько крупных грузов от российской компании «Новатэк»).

Что касается стран Балтии, то у них собственной атомной энергетики нет – и сейчас самым главным источником газа для Прибалтики стал СПГ-терминал в литовской Клайпеде. Плюс есть ещё подземное газохранилище в Инчукалнсе (под Ригой), которое латыши в начале года постарались заполнить по максимуму – и теперь, как они надеются, этих запасов должно хватить до конца следующего отопительного сезона. В этих условиях страны региона пришли к выводу, что им нужно как можно больше СПГ-терминалов, хороших и разных. И в апреле Финляндия с Эстонией заявили, что планируют ввести в эксплуатацию совместный терминал – который, по мнению авторов идеи, мог бы обеспечивать и Латвию. Подписанный Хельсинки и Таллином меморандум предусматривает, что совместный проект по обеспечению газоснабжения будет реализован не позднее конца 2022 года.

Финны и эстонцы решили арендовать плавучую регазификационную установку – корабль-завод, на борту которого СПГ можно хранить и перерабатывать обратно из жидкого в газообразное состояние. Доставлять СПГ на него танкеры будут раз в два-три месяца. Предполагается, что стоимость десятилетней аренды плавучего терминала, который будет обслуживать оба государства, составит примерно 460 млн евро.

Однако поставить у берега плавучий терминал с газом ещё недостаточно – необходимо оборудовать для него всю необходимую береговую инфраструктуру по перекачке «голубого топлива» в трубопровод, которым оно будет доставляться до потребителя. А строительство подобной инфраструктуры – немалый труд и большие затраты.

И чтобы облегчить себе задачу, эстонское государство решило привлечь к делу частный бизнес. Регазификационную установку решили дислоцировать в эстонском порту Палдиски (Эстония соединяется с Финляндией газопроводом Balticconector, пролегшим между Палдиски и финским портом Инкоо). Соответственно, государство заказало частным компаниям Alexela и Infortar строительство причала для плавучего терминала – естественно, со всей необходимой инфраструктурой. Эти же компании должны и оформить на себя аренду СПГ-терминала. Однако, когда стороны начали обсуждать детали будущего контракта, они переругались. В госкомпании Elering (эстонский национальный оператор системы газоснабжения) стали горько жаловаться прессе, что, дескать, бизнесмены просят за свою работу чересчур много, а условия ставят несправедливые. В частности, подрядчики пожелали стать собственниками создаваемой ими инфраструктуры и взять за неё с Elering арендную предоплату.

Со своей стороны, председатель правления концерна Alexela Марти Хяэль заявил, что «безрезультатные двухмесячные переговоры, по сути, показали отсутствие у Elering настоящего желания строить СПГ-терминал». По его словам, частный бизнес и госзаказчик по-разному оценивают стоимость предстоящих работ – и эта разница составляет многомиллионную сумму.

«Разговор шёл о том, готовы ли мы, инвестируя почти 40 млн евро, считаться с возможностью убытков в размере от 15 до 30 млн? Вместе с тем предлагаемый Elering план предполагает, по сути, покупку судна для нужд финнов. За деньги эстонских налогоплательщиков! И их не останавливает даже тот факт, что аренда сроком на десять лет в два раза дороже начальной стоимости строительства судна. И что владелец этого судна получит исключительно большую прибыль», – констатирует Хяэль.

К концу мая разнеслись слухи, что переговоры о деталях создания терминала в Палдиски окончательно застопорились. По словам бывшего министра окружающей среды Эстонии Тыниса Мёльдера, из-за нестихающих споров срок завершения создания технологического комплекса терминала пришлось перенести.

Пока на один месяц – до 1 декабря. По свидетельству Мёльдера, недавняя встреча руководителя Elering Таави Вескимяги с представителями Министерства экономики, а также Infortar и Alexela оптимизма никому из них не внушила. «Скорее было заметно, что надежда, которая в какое-то время появилась у общественности – что достижение соглашения, как для частного, так и для государственного секторов очень близко – не оправдалась. И сегодня кажется, что стороны в деталях очень далеки друг от друга», – поведал Мёльдер.

Он пояснил суть разногласий – идут бесконечные споры о том, кто несёт ответственность за создание производственного объединения, будет ли оно работать путём государственных закупок или всецело оставит это частному сектору, какие расчёты цен выполнены потенциальными партнерами, какие есть варианты «в» и «с» для разных непредвиденных случаев, какие законы надо принять для скорейшего обеспечения работ и т. д. Мёльдер жалуется, что не видит готовности сторон к сотрудничеству и эффективных решений. «Если это соглашение не будет достигнуто, окажется очень сложно обеспечить в Эстонии достаточное количество сжиженного газа и к 1 декабря», – предупредил экс-министр, призвавший в ближайшее время обсудить эту проблему на заседании Кабинета министров.

Alexela и Infortar потребовали от Elering гарантий постройки газопровода, ведущего к терминалу – только в этом случае они готовы оформить на себя аренду регазификационного судна. «Арендовать-то можно… Но этот риск, что судно будет стоять на рейде и не сможет давать газ в трубу – он слишком большой, чтобы частный сектор мог взять его на себя. Поскольку государство пообещало, что оно построит эту трубу, то мы хотели бы знать конкретную дату – чтобы обеспечить надёжность газоснабжения с оптимальными расходами», – сказал Марти Хяэль. Elering, в свою очередь, выставила встречные условия – там стали настаивать на получении точных параметров терминала, дабы заказать соединительные детали для трубопровода.

Глава Elering Таави Вескимяги потребовал: «Нам нужен договор о подключении, в котором были бы зафиксированы параметры судна. Соединительный трубопровод можно строить, зная, какое судно будет на конце соединения – и для нас важно, чтобы Alexela и Infortar были готовы понести расходы по его аренде». Вескимяги предложил, чтобы государство в этой ситуации выступило гарантом коммерческих рисков участников проекта. В эстонском Министерстве экономики и инфраструктуры, однако, от однозначного ответа уклонились. «Это обсуждается, и если мы получим соответствующие договорённости, то внесём данное предложение и в правительство», – сказал министр экономики Таави Аас. Таким образом, фактически обе стороны проекта в настоящее время ожидают действий правительства Эстонии.

Ситуация вызвала у многих тревогу. Гендиректор эстонского государственного Департамента конкуренции Мярт Отс предупредил, что без CПГ-терминала хотя бы на одном из берегов Финского залива обеспечить надёжное газоснабжение региона не представляется возможным.

«Если это не получится, то в контексте Эстонии альтернативой является переход на сланцевое масло», – развил свою мысль Отс. А Таави Аас постарался успокоить общественность: «Elering и консорциум Alexela-Infortar продолжают работу над проектом. О том, когда именно будут готовы мощности для приёма сжиженного природного газа, станет известно в ближайшее время. Однако у нас будет создан и резервный запас топлива – если и не на всю зиму, то, по меньшей мере, на тот период, пока не появятся возможности для приема СПГ».

Вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций Тимо Татар со своей стороны уточнил, что окончательно все детали проекта встанут на свои места в ближайшие недели. «Наша часть работ выполняется в соответствии с графиком. Платформа отгрузочного причала для размещения газовой трубы и оборудования будет готова к концу августа», – заверил Хяэль. А Таави Вескимяги пообещал: «Если в начале июня у нас будет всё готово для строительства сухопутного участка магистрали, а не позднее сентября – появится причал, то по самым на сегодняшний день оптимистичным прогнозам к концу ноября мы сможем подвести газопровод к терминалу».

На данном этапе в бухте Палдиски завершены дноуглубительные работы и началось строительство причала, которое планируется завершить к 1 сентября. В скором времени Elering будет готов начать строительство соединительного трубопровода. Далее должно начаться создание причальной инфрастуктуры, необходимой для плавучего терминала хранения и регазификации. При этом эстонцы обнадежили соседей-латышей, рассчитывавших на то, что латвийские газовые трейдеры смогут резервировать мощности на СПГ-терминале Палдиски – по аналогии с аналогичным терминалом в Клайпеде. Эксперты эстонского Минэкономики указали, что «доступ третьих лиц к терминалу не будет запрещен». Но латышам этого мало, и они намереваются обзавестись собственным СПГ-терминалом – возможно, его размесят в порту Скулте. Однако, пока эта инициатива остаётся на уровне идеи, конкретного проекта не выработано.

В любом случае, такая «энергетическая независимость» от России обойдётся жителям региона дорого. С одной стороны, эстонские эксперты уверяют, что газ, привозимый по морю, не будет дороже российского – потому что «это свободный, более гибкий и мобильный рынок». С другой – они же единодушно советуют перейти на фиксированный тариф на электричество, а также проверить: не дует ли в окна и задуматься, не тратиться ли энергия в доме впустую?

«На рынке больше нет российского газа, а в нашем регионе пиковые мощности производства электроэнергии покрываются именно за счёт газа. Если газа меньше, то цены на электричество выше. Этот "коктейль" не обещает потребителям ничего хорошего. Следует готовиться к достаточно дорогостоящей зиме», – откровенно предупреждает глава эстонского энергетического госконцерна Eesti Energia Хандо Суттер.

Член правления Латвийской ассоциации предприятий теплоснабжения Валдис Витолиньш напоминает: «Сейчас мегаватт-час газа обходится в 100 евро, хотя ещё полтора года назад он стоил 10 евро». В некоторых из крупных городов Латвии тариф за отопление в мае скакнул с прежних 68 евро/мегаватт-час до 95,32 евро за мегаватт-час – и, как обещают, это далеко ещё не предел, цены продолжат повышаться. Даже куда более благополучную Финляндию ждёт, как предрекают тамошние специалисты, «напряжённая зима» – из-за роста цен на электричество и отопление. Тамошние власти видят спасение в введении в эксплуатацию третьей АЭС – но недавно Финляндия разорвала контракт с «Росатомом», который собирался строить этот объект. В итоге, как не исключает директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов, возможно, что через какое-то время финны вернутся к закупкам у «Газпрома» – но уже на условиях последнего, за рубли. И тогда российский газ транзитом из Финляндии снова наполнит и трубопроводы стран Балтии, которым «гордость» помешает возобновить прямые поставки…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.