Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 ноября 2019
Южный Кавказ: новые проблемы для Москвы

Южный Кавказ: новые проблемы для Москвы

Период относительного спокойствия в регионе закончился для России довольно быстро
Александр Крылов
01.04.2013
Южный Кавказ: новые проблемы  для Москвы

Ситуация на Южном Кавказе сегодня обусловлена теми изменениями, которые произошли в последнее время и которые могут произойти в скором будущем. Стало невозможным сохранение той системы отношений, которая была создана после 2008 года, и от России требуется оперативная и действенная реакция на новые процессы, характер и возможный результат которых весьма сложно прогнозировать. С подобными сложностями столкнутся и другие государства, которые имеют свои интересы в регионе.

После событий 2008 года негативные для России прогнозы развития ситуации на Южном Кавказе и вокруг него, о ее грядущей изоляции на международной арене и т.п. не оправдались. Даже после официального признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Запад воздержался от конфронтации с Москвой. Столь беспокоившая Кремль перспектива расширения НАТО на восток и скорое вступление в этот блок Грузии (в разных заявлениях даже указывались конкретные сроки такого вступления – 2006, затем 2007 год) вроде бы потеряла былую актуальность.

Причиной столь благоприятного для Москвы развития ситуации стало совпадение целого ряда факторов. Тут и печальные для Грузии результаты событий 2008 г., и смена администрации в США, вызвавшая изменение американской политики на Южном Кавказе, и разразившийся мировой экономический кризис, болезненно сказавшийся на странах ЕС и США. В результате ситуация на Южном Кавказе складывалась для Москвы вполне благоприятно, Россия получила возможность значительно укрепить свои позиции в регионе. Главным средством выполнения этой задачи стало сочетание финансовой помощи, наращивания российского военного присутствия и его закрепление на долговременной основе.

Между Россией и Арменией, а также Россией и признанными ею в качестве независимых государств Абхазией и Южной Осетией были заключены договоры о военном сотрудничестве сроком на 49 лет с возможностью их автоматического продления на 15-летние периоды. Важным для России дополнением к этим договорам стали аналогичные договоры с республиками Центральной Азии и с Украиной о сохранении Севастополя в качестве военно-морской базы российского Черноморского флота до 2042 г.

В результате России удалось выстроить долговременную систему реагирования на всевозможные потенциальные угрозы на наиболее проблемном для нее южном направлении. В такой ситуации Кремль мог бы и дальше следовать на Южном Кавказе своей прежней формуле: союз с Арменией, развитие (по мере возможности и не во вред союзу с Арменией) партнерства с Азербайджаном и игнорирование Грузии.

Период относительного спокойствия на Южном Кавказе закончился для РФ довольно быстро и причиной тому стали произошедшие в 2012-2013 гг. в каждой из стран региона события. В Грузии поражение партии М. Саакашвили на парламентских выборах привело к установлению режима двоевластия. Вне зависимости от того, чем закончится противоборство между новым правительством Б. Иванишвили и старым президентом, для России стало невозможным проводить прежнюю политику игнорирования Грузии.

Москве необходимо как-то реагировать на происходящее в Тбилиси, причем таким образом, чтобы это пошло на пользу тем политическим силам, которые выступают за пересмотр прежней политики по отношению к России.

Главная сложность для российской дипломатии и для сторонников нормализации двусторонних отношений в Тбилиси состоит в том, что они продолжают сохранять взаимоисключающие подходы к проблемам Абхазии и Южной Осетии. Поэтому им приходится выводить Абхазию и Южную Осетию как бы за рамки нынешних двусторонних переговоров и сосредоточиться на тех социально-экономических и гуманитарных проблемах, которые можно решить на современном этапе. Такой подход может привести к определенным результатам в психологическом и социально-экономическом плане. Однако очевидно, что вряд ли процесс нормализации двусторонних отношений может быть успешным без обсуждения проблемы Абхазии и Южной Осетии и ощутимого сближения позиций по данному вопросу. До этого Россия и Грузия не могут восстановить двусторонние дипломатические отношения. В результате Москва имеет крайне ограниченные возможности на пути сближения с Грузией, в таком же положении находится и Тбилиси.

Определенный положительный эффект для двусторонних отношений могло бы принести открытие российского рынка для грузинских сельхозпроизводителей. Эта мера сама по себе могла бы оказать положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Грузии. Как заявляют российские и грузинские официальные представители, возврат грузинского вина и минеральной воды на российский рынок может произойти уже в скором времени. Однако для радикального улучшения положения в сельском хозяйстве Грузии, а значит и социально-экономической ситуации в целом, необходима долговременная программа его развития и масштабные финансовые вливания.

Ограниченные же по своим объемам поставки вина, минеральной воды и других товаров из Грузии в Россию окажут слишком незначительный эффект, чтобы стать важным фактором с точки зрения социально-экономической ситуации в Грузии и в плане положительного влияния на двусторонние отношения.

В нынешней ситуации новому правительству Грузии необходимо продемонстрировать населению быстрый эффект от диалога с Россией и у него попросту нет времени на осуществление долговременной программы развития сельского хозяйства и экономики в целом. Еще сложнее найти источники финансирования подобных программ: вряд ли до окончания экономического кризиса ЕС и США смогут выделить новые миллиарды долларов на кредитование Грузии. Россия же вряд ли пойдет на такое финансирование до восстановления дипломатических отношений, что вряд ли станет возможным в ближайшие годы. Если же ощутимого улучшения ситуации в Грузии в ближайшем будущем не произойдет, это может привести к укреплению позиций противников нынешнего правительства, компрометации курса на диалог с Россией и к новому витку напряженности в двусторонних отношениях.

В 2012 г. и начале 2013-го осложнилась и ситуация на азербайджанском направлении российской дипломатии. Прекращение работы Габалинской РЛС покончило с российским военным присутствием в Азербайджане. Сам по себе этот факт никак не сказался на нашей национальной безопасности, однако он имел важное символическое значение и для России, и для Азербайджана, так как означал фактический отказ Баку от намерения сохранять особый характер отношений с Россией и учитывать в своей политике в качестве положительного фактора общее российско-советское историческое прошлое.

Свидетельством желания Баку понизить уровень своего партнерства с Россией стал отказ Ильхама Алиева от участия в саммите глав СНГ в Ашхабаде, отказ от участия в ОДКБ и в других продвигаемых Россией интеграционных проектах на постсоветском пространстве (ЕАС, ТС и др.). Стремление Баку дистанцироваться от России было особенно очевидным на фоне наращивания партнерства в военно-политической, энергетической и других сферах с США, ЕС, НАТО и Турцией. Подобный курс привел к осложнению отношений Азербайджана с Россией и Ираном, и росту напряженности в регионе, в том числе и из-за все более воинственной риторики Баку.

Болезненную реакцию в Азербайджане (и в других постсоветских государствах) вызвало заявление российского президента о намерении начиная с 2015 г. строго ограничить трудовую миграцию из стран, не являющихся членами Таможенного Союза.

Заявление В. Путина было воспринято, прежде всего, как средство давления на страны, которые отказались вступать в Таможенный Союз и как открытая угроза Азербайджану. Очевидно, что в случае осуществления мер по ужесточению режима пересечения границы государств-членов Таможенного Союза для граждан и грузов других государств, это станет дополнительным фактором осложнения российско-азербайджанских отношений, а вовсе не отношений Баку с Казахстаном или Белоруссией.

На фоне очевидного охлаждения российско-азербайджанских отношений звучащие время от времени заявления официальных представителей азербайджанского руководства о том, что между Россией и Азербайджаном существуют нормальные дружественные отношения, были данью дипломатической вежливости, но никак не отражали истинной ситуации. Осложнение российско-азербайджанских отношений означает, что российские усилия по всемерному развитию двусторонних связей в различных областях (включая поставки в Азербайджан российского вооружения и другие формы военно-технического сотрудничества) с целью нейтрализации роста влияния в Азербайджане США и ЕС, не принесли ожидаемого результата.

Еще одним моментом, осложняющим российско-азербайджанские отношения, стало возможное участие Азербайджана в решении иранской ядерной проблемы, в том числе с использованием фактора «Южного Азербайджана». Многие азербайджанские эксперты высоко оценивают степень популярности идеи «Южного Азербайджана» среди граждан Ирана азербайджанского происхождения и перспективу его скорого осуществления на практике. По их мнению, проекту благоприятствует его «вписанность» в общий контекст противоборства Тегерана с наиболее могущественными геополитическими игроками, массовая поддержка проекта «20-милионным азербайджанским населением» Ирана, слабость правящего там режима и т.п.

В качестве выгодных для Азербайджана расцениваются все вероятные сценарии: военная интервенция извне, гражданская война в Иране и его распад на несколько частей и т.п.

При этом вероятность развития негативных для Азербайджана сценариев в случае дестабилизации Ирана не рассматривается или оценивается минимально.

Источником оптимизма азербайджанских экспертов служит постоянное наращивание масштабов военного сотрудничества с США и НАТО, подавляющее военно-техническое преимущество членов создаваемой антииранской коалиции и уверенность в том, что эта коалиция будет обязана решить проблему Ирана в ближайшее время: до того, как там появится ядерное оружие.

В качестве возможных вариантов после ожидаемой легкой победы над Ираном рассматривается создание единого Азербайджана или создание двух независимых азербайджанских государств. Оба эти варианты расцениваются как чрезвычайно выгодные для Азербайджана. Подобные настроения могут свидетельствовать, что Баку было приняло решение не только предоставить свою территорию для сил вторжения, но и активно участвовать в предстоящих в Иране событиях.

Происходящее на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке не свидетельствует о том, что силовое решение иранской проблемы будет легким и выгодным для Азербайджана. Поэтому в Москве не скрывают своего резко негативного отношения к перспективе дестабилизации еще одного государства региона и возможному участию в этом Азербайджана.

Казалось бы, сложности в отношениях с Азербайджаном только благоприятствуют наращиванию российско-армянских связей по всем направлениям. Однако в последнее время и здесь появились новые проблемы. Недавние президентские выборы оказались далекими от ожидавшегося спокойного и безальтернативного сценария. Отказ от участия в выборах старых оппозиционных партий, покушение на одного из кандидатов и появление «фактора Раффи» свидетельствовали, что перспектива внутриполитической стабильности может оказаться не столь оптимистичной. В связи с этим у Москвы появляются новые вопросы и новые проблемы.

1. Как выстраивать отношения с переизбранным президентом, насколько далеко следует идти в его поддержке с учетом возможной перспективы падения его популярности?

2. Каков реальный политический потенциал «проекта Раффи» и может ли он стать армянским аналогом проекта «Мишико». И насколько отвечает истине мнение тех экспертов, которые считают, что данный проект был инициирован самими властями в качестве «пугала для Кремля» и использования во внутриармянских играх?

3. С учетом возможного роста протестных настроений: как выстраивать отношения с оппозиционными политическими силами таким образом, чтобы это не повредило отношениям с нынешними властями?

Не менее важным для двусторонних отношений, чем прошедшие выборы, могут стать и интеграционные проекты ТС и ЕАС. Эти проекты продвигаются тремя государствами с целью решения имеющихся у них проблем, и вряд ли стоит оценивать их исключительно как средство достижения Россией каких-то империалистических целей. Однако очевидно, что данные проекты в значительной степени изменят ситуацию на постсоветском пространстве и это не может не затронуть те постсоветские государства, которые окажутся вне границ данных проектов.

Ряд факторов препятствует вступлению в ТС и ЕАС Армении. Ей необходимо считаться с возможностью лишиться обещанной финансовой помощи со стороны США и ЕС, с позицией армянской диаспоры в США и ЕС, с негативным отношением к идее «евразийского выбора» со стороны определенной части населения и т.п.

В случае отказа Армении от вступления в ЕАС и ТС, российской дипломатии придется решать сложную задачу: как обеспечить развитие проектов ТС и ЕАС таким образом, чтобы это не слишком осложнило положение ее союзника на Южном Кавказе. Однако предоставление Армении особого статуса и каких-то привилегий во взаимоотношениях с ТС и ЕАС (даже если на это согласятся Белоруссия и Казахстан) приведет к аналогичным требованиям со стороны других постсоветских государств, что может привести к полному обесцениванию данных проектов и их превращению в аналог СНГ.

Большую сложность для российской политики на Южном Кавказе представляют внешние факторы и процессы, которые могут иметь множество вариантов развития, и которые будут оказывать большое влияние на ситуацию на постсоветском пространстве. Не ясны перспективы будущего развития ЕС и возможности выхода из мирового экономического кризиса, а также - как тот или иной из возможных сценариев повлияет на отношения США и ЕС к России и Южному Кавказу. Не ясно, что будет происходить на Большом Ближнем Востоке в случае сокращения или ликвидации здесь военного присутствия США и НАТО. Нет никакой определенности с тем, как будет решаться ядерная проблема Ирана и каким образом это отразится на соседних с ним странах и регионах.

Не ясно также, сумеют ли нынешние власти государств Южного Кавказа укрепить свои позиции или эти государства ожидают новые периоды обострения внутриполитической ситуации.

Все это осложняет для России выработку новой концепции своей политики на Южном Кавказе.

В такой ситуации представляется весьма вероятным вариант, когда российская дипломатия будет в основном реагировать на происходящие события, а не проявлять большую активность в плане превентивного воздействия на происходящие события.

Южный Кавказ никак нельзя отнести к числу стабильных и процветающих регионов современного мира. Решению имеющихся здесь проблем помог бы переход от соперничества, а тем более конфронтации между Россией и «коллективным Западом» к политике сотрудничества и взаимодействия в решении сложных социально-экономических проблем Южного Кавказа. Для государств региона такое развитие событий было бы наиболее выгодным. К сожалению, перспектива подобного развития событий не слишком велика.

Александр Крылов - доктор исторических наук, ИМЭМО РАН

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Александр Мясникян-Совету
24.06.2013 0:00
Я одного не понял,уважаемый, а все-таки зачем большевикам раннего СССР нужно было "матрешку" делать, причем когда меньшая вкладываемая  в ту что побольше была совершенно иной "национальности"? (я вновь о вопросе насильственного включения одной национальности в другую в виде автономии, причем когда рядом находилась идентичная ей по языку и этносу республика от которой первую  отторгали в пользу совершенно иноязычной, иноконфессиональной и т.д.???).Разве это не мина закладываемая своими руками??
совет
13.06.2013 12:29
"...Национальная политика, например,  проводимая в СССР была ужасной, политика заложения руководством ранних большевиков  мин по типу Карабахской в политические карты союзных респуклик по типу “разделяй и властвуй” являлась ПОДЛОЙ, на которую сам же Союз и напоролся в конечном итоге..." Абсолютно верно!Милосердный русский народ, веками пахал на них, пытаясь их цивилизовать:лечить,учить,строить...
Решать вопрос с коренным населением надлежало, может, как американцы с индейцами - геноцид 10 млн, оскотинивание, гетто...и нет никакого национального вопроса!
Александр Мясникян
04.04.2013 14:20
Уважаемому ПРО,
Спасибо за вопрос. Ну прежде всего по поводу того, что  “…Но, в Грузии, ведь, эта несерьёзность состоялась!..” (Ваша цитата) есть хорошая русская пословица: цыплят по осени считают. Пока еще ничего не состоялось там, мы видим процесс, который кстати не свидетельствует о том, что диманика его положительная, смотрите какое противостояние курсов Саакашвили и премьера идет сейчас…Да и потом, не надо забывать что Запад мощно поддерживая какие-то движения на Украине и Грузии будет делать это всегда. На фоне того жесткого порой грабительского отношения какое Запад демонстрирует к Греции, Португалии, Италии даже, - к давнишним членам ЕС/НАТО у которых и экономика и европ. традиции не в пример выше чем у тех же постсоветских стран с радостью поменявших окрас очень трудно будет гарантировать  постоянную поддержку Западом наших доморощенных “перекрасившихся”. Они нужны западу нестолько из за искреннего желания расцвета там демократии и сотворения экономического чуда, а постольку поскольку их отрыв он восточной цивилизационной модели во главе которой стоит Россия серьезным же образом эту модель ослабит. Давайте будем честными разве сможет Грузия выстраивать независимую экономическую политику самодостаточности в плане выхода на мировые рынки с отвечающей мировым стандартам продукцией? Не имеет значения туризм это, Боржоми или Киндзмараули. Это с нашей то восточной ментальностью и желанием красиво жить причем сразу же и так как в сериалах показывают и желательно без особого напряжения да еще за чужой счет?...Глупости все это. Все то что мы можем предложить давным давно уже существует, а в условиях жесточайшего кризиса и перенасыщенности рынка у них и своего добра навалом никто не берет. Наши постсоветские страны должны быть вместе и создавать вместе свой общий рынок пусть наша продукция будет не такой передовой как в некоторых развитых странах, но на первом этапе это даст нам всем фору быть вместе и выжить заключив общий таможенный союз единое экономическое пространство обязательства по потреблению произведенной продукции друг друга попутно работая над ее качеством и доводя ее до уровня мировых стандартов, мы также можем пробивать для себя новые рынки в Африке, Азии, Южной Америке при правильной ценовой политике, СССР кстати очень много экспортировал, чем мы хуже если будем действовать сообща?-тут поможет научно-техническая база и финансовая база нашего соборного восточно-цивилизационного образования и отсустствие закостенелого негибкого зачастую советского подхода. И мы обязательно сделаем прорыв в науке, производстве, технике, а это повлияет на качество товаров сделает их конкурентоспособными пусть не везде, но все же. Одна голова хорошо, а несколько лучше. Вы могли себе представить в 1975 г. что Китай будет одним из самых “крутых” экспортеров в мире? Вы бы рассмеялись в лицо тому, кто бы вам сказал об этом.
Раффи не так радикально настроен к России как это делал грузинский лидер, я не знаю как, но армяне традиционно ляльны к русским, конечно в области политики на это полагаться нельзя.
Мое личное мнение: на печальных примерах Ющенко, Саакашвили и пр. окрашенных инициаторы цветочных революций подретушировали возможную лексику и категоричность Раффи, сделав его предельно осторожным в плане того что не надо “дразнить медведя” раньше времени….. Раффи по моему мнению из той же колоды “засланцев” но более умный и осторожный . Он встречался с послом РФ в Армении, да он высоко ценил стабилизирующую роль России в регионе в качестве сопредседателя по Карабаху и пр., он также призвал не только Россию но и США к переходу от вертикальных отношений с Арменией к горизонтальным. Но что интересно он сказал: “ Звездный час армяно-российских отношений, а также армяно-американских и армяно-европейских отношений еще впереди” .Но сразу же категорически отказался от участия Армении в Таможенном и Евразийском Союзах.Т.е. смотрите что получается, декларативные ни к чему не обязывающие заявления (не обязывающие прежде всего США))) которые он делает чтобы дипломатично успокоить Россию чередуются с вполне конкретными заявлениями которые не отвечают идее создания общего со славянскими государствами (и Россией в первую очередь) союза Армении и на руку Западу. Он ратует за то, чтобы Армения стала перекрестком цивилизаций, опять же чистая декларативность и дип. прожектерство, но забывает что этого ей никто не позволит сделать да и в одиночку в таком геополитическом окружении будем реалистами сделать это крайне сложно почти невозможно. На определенном этапе армянской истории это удалось сделать одному человеку и великому действительно армянину Гарегину Нжде сокрушившему турецко-троцкистскую военную машину и спасшую становой хребет Армении Зангезур и косвенно Карабах от троцкистско-младотурецких планов. Но Нжде не был засланцем он был национальным героем самобытным и беспредельно преданным Родине Армении. Армяне как всякий древний народ достаточно сложен. Прежде всего в плане различного видения своего будущего и т.д. Но он трудолюбивый и талантливый народ ему крайне необходимо дать возможность трудиться. Ошибка России мне думается в том, что она запоздала с инвестициями в экономику Армении (которые принесли бы колоссальную пользу России в первую очередь!) о трудолюбии и трудовой смекалке армян ходят легенды и это правда. Смотрите Армения находится в ситуации единственного стратегического союзника РФ в регионе а лидером инвестиций в экономику Армении является Франция, только потом идет Россия, а за ней идет Канада. Все это конечно факты, которыми пользуется оппозиция отказываясь от идей ТС, Евразес. Армяне очень быстро консолидируются при внешней угрозе при ситуации когда нации угрожает опасность-тут забываются распри и ошарашенному расчитывающему на быструю победу и перевес противнику реально приходится несладко, иначе армяне не выживали бы на данной территории почти 5.000 лет. Но повторю-армянам нужно дать возможность трудиться тогда от разобщенности не останется и следа. Народ любит свою землю и желает трудиться на ней. О СЕК я слышал, но в детали его позиции не углублялся, мне кажется он слишком эмоционален и вспыльчив по- моему, зачем так громко кричать в прениях посматривая при этом по сторонам следя за производимым подобным шумом эффектом? СССР-2 звучит как то архаично. Нужно больше информации. Не все было однозначно. Национальная политика, например,  проводимая в СССР была ужасной, политика заложения руководством ранних большевиков  мин по типу Карабахской в политические карты союзных респуклик по типу “разделяй и властвуй” являлась ПОДЛОЙ, на которую сам же Союз и напоролся в конечном итоге. В остальном Советский Союз был обещающей структурой, конечно при непременном условии его ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ трансформации и модернизациии его политико-экономической модели и руководства. Но его тупо свалили.      
Про
04.04.2013 4:09
Уважаемому Александру Мясникяну.

Я ведь не просто, из любопытства, спросил о сравнении Раффи и Саакашвили, Грузии и Армении. - «Белые розы» выступили тут же, после переизбрания Шеварнадзе на пост президента. В Армении переизбрание состоялось сейчас. Потенциальное сходство в плане ведения внешней и внутренней политике у обозначенных персон велико, оно – прозападное. Цитата из  вашего поста: «И то и другое несерьезно для наших древних и традиционных народов». – Но, в Грузии, ведь, эта несерьёзность состоялась! Достаточного порядка в настоящее время не наблюдается не только на пост-советском пространстве, но, и во многих странах и регионах мира. Сегодняшняя ситуация в Армении, несколько отлична от той, что была в Грузии, в тот период, - в части отношения к РФ. Раффи, что-то высказывал об отношениях Армении с РФ, расширениях союзничества с ней?
Насколько разобщён народ Армении, как велики расхождения в правильности выбранного пути и общественного строя? – В РФ единства – нет, и на горизонте не просматривается. Народ течёт по течению, в тупик. Недовольства много, но, оно разнонаправленное, и властьимущих, это не напрягает. У части населения есть желание – вернуть социализм. В этом плане – «Даёшь СССР-2» самым продвинутым течением выступает «Суть времени», во главе, которого стоит С.Е. Кургинян. – Думается, что Вам он известен, - как Вам СЕК, как Вы ЭТО оцениваете?
Александр Мясникян
03.04.2013 19:48
Уважаемому ПРО

Теперь по поводу Раффи….. Он правильно использует фактическую базу- которая действительно свидетельствует о том, что, увы, в Армении есть коррупция, есть средневековое  отношение феодала к вассалу т.е. нуворишей зачастую малообразованных к собственному народу, обедневшему, но зачастую все -же достаточно умному (хотя бы житейски)  нет инвестиций, нет рабочих мест, есть огромный отток населения, а также есть огромные суммы сконцентрированные в руках кланов и эти суммы почему то не вкладываются в отечественную реальную экономику, есть поборы населения так или иначе, но они есть. Раффи правильно говорит, что руководство Армении все же упустило из виду важнейший момент, когда ради благополучия нескольких десятков богатейших семей -кланов был вынужден страдать целый народ. Это правда и Раффи о ней говорит громко…и народ его слышит более того, он уже связывает с ним надежды. Раффи интеллектуально грамотный человек, информированно-образованный человек, он своеобразный патриот своего народа, немного экзальтированно патриотичен правда и склонен к эпатажности, но все таки думается он хочет остаться в истории армянского народа как лидер разрушивший криминально-коррупционную систему, он очень этого хочет- он впечатлительный и эмоциональный человек и ему не все равно, что о нем будут думать потомки. Он немного позер в хорошем смысле этого слова и несколько театрален, хитер на бытовом уровне. Все это так и грешить против правды нельзя. Но чем опасен Раффи, опасен стратегически для нашей страны. Слабая сторона Раффи это его недостаточная  духовная мудрость (не путать с бездуховностью, Раффи достаточно религиозен,кстати) и недостаточная духовная же искушенность и знание исторических особенностей нашего региона, он родился во Фресно, Калифорния, учился там же, да еще вроде в Массачуссестсе в Тафтском универе и еще вроде где-то-одним словом он американец, потомок армян чудом выживших после геноцида проведенного турками в 1915 г.-склад его личности это образ человека, который хочет сделать что-то доброе и хорошее для своего чудом выжившего народа, явившись  к нему как в сказке какой -то доброй, этаким добрым молодцем убивающем Кащея (Кащей в данном случае наша действительно прогнившая комарилья олигархов-кровососов и бандюг пролезших во власть)-и в ответ он ждет обожания, он очень хочет остаться в истории. Как всякому американцу ему свойственнен протестантский образ мышления-вот это хорошо, а вот это плохо и баста. Нет глубины и мудрости характерной для настоящего политика и повторю еще раз он не знает особенностей региона он не знает важность исторических игроков нашего региона и не понимает важности исторического пути Армении. Иногда в пылу популистической риторики он рубит сплеча по вопросам, которые наоборот требуют осторожного и взвешенного подхода. Иногда он копирует Рейгана в плане театральности при работе на публику. Он не видит той опасности которая стоит за бездумным присоединением/следованием за миром либеральных ценностей. Вот он например свято верит в то, что после того как будет разогнана бандократия наступит всеобщее благоденствие. Что нужно будет делать дальше он представляет смутно. Нет двигателя-духовной мудрости свойственной настоящему лидеру. Нетрудно догадаться что при такой духовной и исторической слепоте, очень быстро он может оказаться под воздействием сил (скорее всего незаметно для самого себя) деятельность которых не будет отвечать стратегическим интересам Армении и России. Я не могу сказать точно инспирирован ли был его приход этими силами с самого начала, но то что он не сможет проводить независимую политику в качестве лидера страны это однозначно. Ему потребуются инвестиции для возрождения экономики  захочет он того или нет, но он будет брать их в Америке, дальше уже все понятно думаю. Теперь в сравнении с Саакашвили……Он хитрее Саакашвили и умнее, и из-за этого- что он не будет лезть так явно на рожон, да и с галстуком в прямом эфире опять же не получится…..   Раффи более самобытный национальный лидер желающий угодить своему народу и остаться в истории-Саакашвили же попугай надевший джинсы и старательно подделывающийся под техасский акцент. И то и другое несерьезно для наших древних и традиционных народов. НО: на то и щука в море, чтобы карась не дремал! Имеющие уши да услышат!
Александр Мясникян
03.04.2013 18:28
Здравствуйте уважаемый Про, спасибо за вопрос
Прежде чем на него ответить, мне хотелось бы сделать небольшое отступление от темы. Феномены оранжевых и всяких прочих революций возможны только там, где есть подходящая для этого почва. Эта почва называется: правовой произвол, коррумпированность судебной системы, контроль материальных ценностей клановыми сообществами/семьями, монополизация экономики и бизнес- деятельности в руках тех же кланов, со сдвигом ее в сторону импорта уже произведенных где-то в других странах товаров (зачастую низкого качества) и как следствие ограбление собственного населения за счет удвоения, утроения цен на импортированные товары, блокирование торгашами-монополистами любых попыток возрождения национального производства как угрозы беспрепятственного ввоза произведенных в других странах товаров и обогащения “из воздуха” ничего не производя и не создавая рабочих мест,  удушение малейшей конкуренции и попытки к независимой деловой деятельности, уход крупных кланов “в тень” и сокрытие налогов от казны, в то же самое время тягчайшее налогообложение среднего класса, рядовых предпринимателей. Перечень можно продолжать, уверен Вы уловили суть того, что называется благоприятной почвой для оранжевых и прочих революций. Теперь о тех, кто создают эту почву. Эти люди напрочь лишены какого бы ни было патриотизма, это паразиты жирующие на данной территории, где им удается делать деньги-для многих из нас эта территория называется Родиной (для честных русских это святая Русь, для честных армян-это Мать Армения). Для сребролюбивых гадов же которые на протяжении последних 20 лет грабили собственный народ это территория, где подобно саранче можно уничтожив все живое лететь дальше. Что они и делают вкладывая награбленное в разные там европейские и американские банки, производства и пр.
Хуже всего когда эти гады проползают во власть и начинают себя позиционировать в виде патриотов и единственной надежды президента, правящей партии и т.д. Очень часто им удается пустить пыль в глаза даже первым лицам государства….Очень часто они гордо называют себя “мы команда президента”- на деле дискредитируя первое лицо государства прежде всего и в первую очередь. А ограбление народа продолжается, а обнищание народа продолжается, озлобление народа растет- а первые лица государства остаются в сладком неведении надев “розовые очки”, ведь придворная камарилья прямо повинная в подобном произволе (так как именно они и представляют эти антинациональные кланы) убаюкивают первых лиц государства, рисуя радужные картины, а иногда и косвенно намекая мол, на чьи деньги ты пришел мол, к власти, долг мол, платежом красен….Все это происходит на восточных территориях уважаемый Про. И все это на руку определенным мировым кругам , злейшим врагам многополярности, вековым заговорщикам, веками же рвущимся к мировому господству и тотальной невиданной диктатуре, которые внимательно наблюдая за градусом накапливаемого недовольства в странах постсоветского периода и ближнего востока дают отмашку на появление феномена оранжевых революций. Обычно лидеры, которые возглавляют эти движения должны иметь на руках мощную фактическую базу вопиющих нарушений прав человека в т.ч. праве на труд и достойное вознаграждения за него, чтобы заручиться поддержкой народа-эту аргументацию своими антинациональными действиями предоставляют вольно или невольно именно эти сребролюбивые хищники монополисты и торгаши ослепленные жаждой наживы, а так как последние всегда технично примазываются к власти, то оранжевым лидерам всего лишь 10 минут митингового времени хватит, чтобы отождествить последних с властными структурами и направить ярость толпы на первых лиц государства, а значит на слом существующего политического курса  и призвать народ к революции (оранжевой или белых роз уже не имеет значения). Народ конечно этого не понимает, народ влюбленными глазами смотрит на режущих правду-матку оранжевых лидеров. Народ послушно идет голосовать за этих новоявленных “прометеев” цветных революций, ведь они действительно говорят правду! Обыватель ведь на собственной шкуре убеждается каждый день в том, как с ним поступают те, с характеристики которых начался наш разговор. И вот достигнув успеха тактически, дав народу “хлеба и зрелищ” посредством приведения во власть либерастов-оранжевых, мировая закулиса приступает к осуществлению стратегических целей выгодных лишь только ей самой и о которых народу можно только догадываться…Интересно, что ВСЕ без исключения лидеры оранжевых революций начинают свою политическую деятельность с конфронтации с вековыми идеями и принципами восточной цивилизации, с мировоззрением нашей части земного шара направленного на интегрирование в Россией, друг с другом, самобытность, духовность и т.п. Либеральная же модель, этот тусклый и блеклый культурно-социально-политический уни-секс вакханалии самых причудливых человеческих заблуждений называемыми свободой волеизявления и свободой личности, где все отчуждены друг от друга и разобщены собственной же безидейностью, а поэтому легко управляемы глобально узкой группой лиц мировых вершителей судеб, наоборот насаждается оранжевыми самым активным образом-причем первые набившие оскомину клише это права человека, свобода, равенство, братство и т.д. Но самый основной враг это не оранжевые, нет-самый основной враг это та недалекая (?) от собственной жадности пятая колонна внутренних врагов-чиновников казнокрадов, монополистов кровопийц собственного народа, это благодаря их “стараниям” озлобляются населения целых стран и подставляются первые лица государства, а значит подставляется под удар внешних сил политическая модель независимого функционирования данного государства. Это их “стараниями” и в результате  их нечеловеческой жадности на голову целых народов навлекаются бедствия в виде напастей и угроз либеральных революций и происходит потеря стратегической самоидентификации целых регионов и стран. Это именно эти гады, подобно крысам с тонущего корабля после начала гражданского противостояния в собственной стране к которому приводит адское дыхание оранжевых революций, именно эти крысы удирают первыми теша себя мыслью о безбедной жизни за бугром на миллионы размещенные в европейских и американсих банках. Вот с кого нужно начинать чистку пока не поздно, вот кого нашим национальным лидерам нужно выводить на чистую воду прежде всего!Каленым железом выводить их надо пока это пламя оранжевого безумия не перекинулось к нам. Тогда никаким оранжевым и сербурмалиновым, хуже голубым, никогда в жизни не удасться придти и завладеть народами нашими.
Про
03.04.2013 1:12
Уважаемому Александру Мясникяну.

Я мало знаком с внутренней ситуацией в Армении. Но, исходя из того, что Вы описали про Раффи, у меня сложилось впечатление и предположение на сходство в этом аспекте с Грузией. - О том, что вот такой Раффи, это потенциально - "Саакашвили". Во всём формате и вытекающими аналогичными последствиями в перспективе.
Азиату
02.04.2013 22:46
Ага-неотесанный грубый жестокий русский и остальные все прилизанные, такие гуманные добрячки, разводящие инквизиторские костры, ведущие бесконечные интриги и войны, лицемерные и циничные, когда можно безнаказанно проявить эти качества.
Как раз запад и бездуховен, и безэмоционален.
Александр Мясникян
02.04.2013 19:14
Уважаемому Ирху. Для начала определимся с тем, откуда Вы. Если не с Кавказа вообще, и южного в частности, тогда тему вообще обсуждать не стоит-не потому что я страдаю высокомерием, а потому что тема Вам будет попросту непонятна, а если с Кавказа (возможно его восточной стороны в частности) и тем не менее против того, чтобы он держался России, то я с удовольствием постараюсь очень аргументированно показать почему России стоит держаться все же всем на Кавказе без исключения. Вы только ответьте мне и приведите конкретные доводы против,а я вам постараюсь контр-аргументацию дать. Смелее уважаемый Ирху, мы пока еще не в окопах))
Ирху
02.04.2013 15:03
Александру Мяскикяну на "Южный Кавказ должен держаться России"
Не надо вам заявлять от имени всего Южного Кавказа. Лучше напишите: "Армения должна держаться России".
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».