Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
«Иван» проявляет волю к победе

«Иван» проявляет волю к победе

Репортаж из британского города Кауса о престижных международных гонках
Николай Черкашин
03.07.2008
«Иван» проявляет волю к победе

Российский океанский гоночный катамаран «Иван-32» занял в гонках вокруг острова Вайт двадцатое место. Ну, и чему тут радоваться? Кому аплодировать? Однако поаплодировать все же придется.

 

Во-первых, в этих гонках принимали участие свыше тысячи (!) яхт, катамаранов и полимаранов. Во-вторых, несмотря на злостное противодействие форс-мажорных обстоятельств российское судно все же пересекло финишный створ. В-третьих, и это может быть самое главное – свой уникальный катамаран «Иван-32» участники гонки капитан Виталий Беляков и его помощник Андрей Починкин построили по отечественному проекту и из отечественных материалов. Главное отличие этого судна – разборная конструкция и возможность перевозки легковым трейлером. Это открывает команде «Ивана-32» широкие горизонты – возможность доставить за два-три дня яхту к месту гонок в любую точку Европы и, таким образом, участвовать во всех престижных соревнования гоночного календаря. Впрочем, перебрасывали «Ивана» не только в Европу, но и на другие континенты, что позволило принимать участие в таких гонках, как «Сидней-Хоббарт» в Австралии, а также в Южной Африке и Бразилии.  

Как известно, яхтинг – один из самых дорогих видов спорта. Цена даже средненьких по своим возможностям яхт переваливает за миллионы рублей. Несмотря на то, что яхты наиболее удачных проектов строят сериями, даже в одной серии трудно найти два совершенно одинаковых судна. Ведь даже братья-близнецы и те рознятся характерами. Хорошая яхта подобна хорошо сделанной и настроенной скрипке, и потому в яхтостроении есть свои Гварнери и Страдивари.  

Вот почему, когда два ярко-желтых корпуса, похожих на фюзеляжи скоростных истребителей, возникли в яхтенной марине Саутгемтона, знатоки с большим интересом изучали невиданную модель – «Иван-32». По идее у нашего катамарана должен был бы толпиться народ. Но приходили только знатоки, а их много не бывает. Большинство было уверено, что русские купили свое чудо-судно у какой-нибудь французской фирмы. Это были обидно вдвойне, потому что «Иван-32», как и предшествовавший ему «Иван-30», родился сначала в чертежах авиационного конструкторского бюро Сухого, а затем был воплощен в углепластике на одном из заводов подмосковного Хотьково, на священной земле Сергия Радонежского. Может быть, именно поэтому он единственный во всей регате нес на своем борту не логотипы всевозможных фирм и компаний, а христианские символы ордена святого Константина.  

Яхта сегодня стала приметой престижа и преуспеяния, предметом роскоши и средством респектабельного отдыха на водах. И лишь в последнюю, увы, очередь – спортивным снарядом. Яхта, как и любой корабль – это часть моря, отгороженная бортами, это часть территории страны, выстланная палубой, это часть души, вознесенная мачтами, парусами, флагами.  

 

Виталий БеляковВернуть России, великой морской державе, ее парусную славу – такую задачу поставили перед собой москвичи Виталий Беляков (на верхнем фото) и Андрей Починкин (на нижнем фото). Благодаря их трудам, напористости и во многом личным средствам океанский гоночный катамаран смог поднять паруса и выйти под российским флагом на международные гонки. Но прежде чем добраться до стартовой линии в столице мирового яхтинга – британского города Кауса на острове Вайт в Ла Манше, «Ивану» и его экипажу пришлось проделать немалый путь на колесах трейлера через всю Европу: от Москвы, Петербурга, Хельсинки и далее паромом в Германию, Францию до Кале, а оттуда опять же паромом до Саутгемтона. По этому непростому маршруту 12-метровый автопоезд провел член экипажа Юрий Буймов (водивший в армии бронетранспортер) в пересмену с капитаном Виталием Беляковым. В этот поход Беляков взял матросом и своего сына-студента Валентина.  

После изнурительного галопа по Европам, катамаран свыше двух суток собирали втроем в Саутгемтонской гавани. Полубессонные нервные ночи и физический измот на сборке – не самый лучший способ подготовки к состязаниям. Но спортивный дух экипажа был высок. Его не сломил даже удар под дых, полученный от местного парусного мастера Дика. Тот, несмотря на заверения, так и не доставил в срок новые паруса. Пришлось выходить на старых, давно выслуживших свой срок «ветрилах». А это все равно, что соревноваться в «Формуле один», выезжая на трассу с изношенной коробкой передач. Кстати, о «Формуле один». Яхта с ее логотипом в самом начале гонок протаранила другую, и обе выбыли из состязания.  

Гонки вокруг острова Вайт начались в 6 утра. На рейде Кауса собрались около полутора тысяч парусников. Среди огромных белоснежных «Леди…» «Принцов…» и «Адмиралов…» наш желтый катамаран – такой невеликий на фоне многофутовых яхт, смотрелся как некий утенок. Но вовсе не гадкий. Это был скорее Конек-горбунок, который в очередной раз готовился выручать своего Иванушку.  

Андрей ПочинкинИтак, по пушечному выстрелу вся великая парусная армада поэшелонно ринулась за победой. В тесноте Те-Солентского пролива яхты сходились порой почти на абордаж – хоть руками отталкивай чужой борт! Но ближе к первой поворотной точке – мысу Нидлз (Иголки) гонщики разошлись на безопасные дистанции и начался отчаянный поединок со шквальными порывами и штормовыми волнами. Погода не баловала. Но таковы условия регаты: идти в гонку наперекор стихии. В 1979 году в гонках вокруг Британских островов на яхтсменов обрушился в Атлантике ураган. В тот черный день опрокинулось 19 яхт, погибли люди, но гонки все равно продолжались…  

И здесь Виталий Беляков и его экипаж испытали немало рисковых моментов. Сильный порыв едва не опрокинул катамаран. Левый корпус-поплавок поднялся высоко в воздух, а все, кто был на мостике покатились с «горки» под 45 градусов. Беляков удержал румпель и снова встал на оба поплавка.  

За южной оконечностью острова – мыса Св. Катерины – «Иван-32» влетел в зону сулоя – беспорядочных стоячих волн. Высокие всплески вставали на пути, как противотанковые надолбы. Катамаран зарывался в воду по лобовые иллюминаторы обоих корпусов, отчего те походили на две небольшие желтые субмарины.  

На конечном этапе маршрута сломался бушприт – катамаран почти потерял ход. Именно это досадное обстоятельство лишило российский экипаж шансов на призовое место. Но Беляков все равно продолжал гонку. Шли под штормовым стакселем. Автомобилисты поймут – это все равно что добираться к финишу на первой передаче.  

«Иван-32», несмотря ни на что, все же прошел финишный створ.  

Яхтенные рекорды издавна считались приоритетом владычицы морей -Англии. Неспроста все престижные гонки под парусами (в том числе и одиночные «кругосветки») начинались от подножия летней резиденции в Каусе. Тем сенсационней стала победа экипажа Виталия Белякова в 1999 году, когда на международных океанских гонках «Фастнет Рейс» «Иван-30» пришел первым. 13 августа 1999 года в ратуше Плимута при большем стечении публики и прессы экс-премьер Великобритании Эдвард Хит вручил переходящие призы российскому экипажу.  

Международный авторитет России создается не только на всевозможных Давосах, футбольных полях и кортах Уэмбли. Он по крупицам складывается и из таких побед на яхтенных гонках. Никто не уполномочивал Виталия Белякова и Андрея Починкина защищать честь России в океанских гонках. Они сами взяли на себя это воистину рыцарский труд. И из этой гонки они вернулись не с пустыми руками. Привезли специальный приз, учрежденный международным орденом Константина Великого – одним из спонсоров «Ивана-32» - кубок «За волю к победе».  

 Фото автора

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.