Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Италия: будущее под вопросом

Италия: будущее под вопросом

Тема школьного образования последнее время не сходит со страниц итальянских газет
Ирина Баранчеева, Рим
01.10.2020
Италия: будущее под вопросом

Две недели назад, при непрекращающейся полемике, страхе и неуверенности из-за новой волны заболеваний Covid-19, в Италии начался учебный год, и вот уже 107 школ закрыты и более чем в 600 зарегистрированы случаи заболевания среди учеников и учителей.

Все громче раздаются голоса тех, кто предлагает вновь перейти на метод дистанционного обучения. В то же время многие понимают, что это практически будет означать потерю еще одного учебного года для школьников.

В прошлом году они, захваченные врасплох разразившейся пандемией, обучались удаленно, почти по Пушкину, «чему-нибудь и как-нибудь», и смогли сдать экзамены не столько благодаря приобретенным таким образом знаниям, сколько по весьма спорному распоряжению Министерства образования, спущенному свыше во все школы, никого не «оставлять на осень».

Большие надежды возлагались на нормализацию учебного процесса в этом году, поскольку правительство, взяв большие кредиты, обещало направить значительные средства именно на образование.

В течение лета школы должны были быть переоборудованы, чтобы создать безопасные условия для обучения в условиях непрекращающейся пандемии. В частности, предполагалось закупить новые одноместные парты и уменьшить количество учеников, находящихся в одном помещении, что влекло за собой оборудование под классы новых помещений и увеличение преподавательского состава.

Перед началом учебного года родителям, которым по новым правилам запрещен доступ в школу, были разосланы списки тех книг по предметам, которые их ребенок должен иметь в ранце (ему, кстати, на смену сейчас пришел специальный полиэтиленовый пакет, надевающийся через плечо, который легче дезинфицировать). Больше не нужно носить с собой учебники (их содержимое можно «скачать» на планшет), но обязательно иметь дневник и тетради, а главное, хирургические маски в специальном контейнере и дезинфицирующий гель для рук, именной контейнер с едой и герметически закрытую флягу с питьем, поскольку теперь ничего нельзя будет покупать в киосках. Бутылочки с водой тоже должны быть именными, ученикам строго запрещается обмениваться какими бы то ни было вещами со своими товарищами.

Читая эти инструкции, невольно приходит в голову мысль, что дети снаряжаются не в школу за получением знаний, а на войну с невидимым врагом, который и будет отнимать у них основные силы.

Министерским циркуляром ребятам предписывается избегать физических контактов и сохранять необходимую дистанцию от своих одноклассников, постоянно дезинфицировать руки, не снимать маску, кроме как во время еды, не дотрагиваться до лица руками, не обмениваться с друзьями ручками или электронными приборами и тому подобные меры предосторожности. Расписанные на бумаге, они увы, с трудом приводимы в исполнение, когда речь идет о несовершеннолетних, о чем и свидетельствует стремительный рост числа закрывающихся из-за заболеваемости школ.

Многие психологи опасаются в ближайшее время увеличения депрессий и нервных заболеваний среди детей из-за тех «ненормальных» условий, в которых они оказались. Родителям же советуют не только измерять температуру у своих детей, прежде чем отправить их в школу, но и обращать внимание на их сон и аппетит, а также на плаксивость, агрессивность или раздражительность, которые могут быть выражением переживаемого ими стресса.

Пока не известно, будет ли введено дистанционное обучение, поскольку это не в последнюю очередь зависит от роста числа заболевших. Однако многие родители уже сейчас понимают опасность, которую таит в себе нынешняя ситуация, то есть что их дети не смогут получить хорошего образования. А потому они организовали комитет «Приоритет – школе», который вместе с профсоюзами недавно провел в Риме большую демонстрацию, призывая правительство уделить этой проблеме первостепенное внимание.

До сих пор, несмотря на огромные суммы, выделенные на образование, благодаря полной неэффективности деятельности Министерства во главе с представительницей Движения «Пять звезд» Лучии Адзолины, 1 млн итальянских школьников остаются без помещений для занятий.

Они вынуждены заниматься под открытым небом, то есть в городских парках и садах или в каких-либо иных зданиях, спонтанно приспособленных под классы, а во Флоренции детям предоставил свое помещение знаменитый оперный театр «Ла Пергола», закрытый из-за пандемии.

В тысячах классов не хватает новых одноместных парт, так что в некоторых технических лицеях ученики даже сами принялись строить их, распиливая парты традиционные. Кроме того, не хватает учителей, и только сейчас Министерство образования с запозданием объявило конкурс на замещение 32 тысяч (!) вакантных мест.

И все это происходит не в какой-нибудь «банановой республике», а в европейской стране, которая в прошлом подарила миру многих гениев и выдающихся ученых. В свое время итальянские университеты были культурными и научными центрами, в которых кипела интеллектуальная жизнь, да и послевоенный экономический рост страны, получивший название «итальянское чудо», не в последнюю очередь связан с тем, что в Италии вплоть до середины 80-х годов было великолепно поставлено именно начальное и среднее образование.

Однако в течение нескольких последних десятилетий все это богатое наследство было спущено. Последний, смертельный удар по итальянской школе был нанесен «политикой строгой бюджетной экономии», навязанной со стороны ЕС, когда с 2011 года начали регулярно урезаться средства на образование.

Итогом этой недальновидной и преступной по отношению к обществу политики стало катастрофическое понижение уровня преподавательского состава и, как следствие, отсутствие интереса у учеников к получению знаний. Теперь же в условиях пандемии школьники, похоже, рискуют и вовсе остаться необразованными.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Е. Д.
13.10.2020 18:22
Итальянский школьники были захвачены врасплох в отличие от наших школьников. Года три назад мне довелось ознакомиться с итальянскими учебниками для начальной и средней школы. В разных школах Италии, так же, как и у нас, учебники различаются. Но итальянские показались мне гораздо более грамотно составленные, а учитывая 10-балльную систему оценок в отличие от нашей фактически 4-балльной, отрицательное отношение преподавателей школ к использованию школьниками гаджетов, более тесное сотрудничество учителей с родителями, можно сказать, что итальянские школьники обучались почти "по старинке". И уровень школьного образования в Италии (по крайней мере до пандемии) мне показался гораздо более высоким, чем в России. Также и учителя в меньшей степени оказались готовыми к дистанционному преподаванию. Поэтому вполне понятна обеспокоенность как родителей, так и преподавателей.


Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».