Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 августа 2018
Играем с Варшавой в «поддавки»?

Играем с Варшавой в «поддавки»?

Процесс уничтожения памятников советским воинам в Польше завершается
Игорь Шишкин
30.07.2018
Играем с Варшавой в «поддавки»?

Недавно Институт национальной памяти утвердил список из очередных 75 монументов, которые надлежит пустить под бульдозер. Уже не приходится сомневаться в том, что в полном соответствии с принятой год назад парламентом Польши программой до зимы поляки снесут все памятники, воздвигнутые во славу побед наших отцов и дедов над войсками Третьего рейха. Исключение сделают лишь для мемориалов над воинскими захоронениями. Дабы было, что демонстрировать в подтверждение польской цивилизованности и что осквернять для поддержания должного градуса русофобии в польском обществе.

Зачем это делает Польша, как такие действия соотносятся с моралью и международными обязательствами польского государства – вопросы риторические. Разрушением монументов советским воинам Польша занимается сознательно и последовательно с момента краха СССР (первым поляки в 1991 г. демонтировали памятник маршалу И.С. Коневу, спасителю Кракова). Это неотъемлемая часть их государственной исторической политики, проводимой независимо от смены партий у руля страны. Точно так же после краха Российской империи Польша сознательно и последовательно разрушала православные храмы. Поэтому нет смысла в тысячный раз перечислять статьи договоров и соглашений, грубо попираемых Варшавой – поляки их знают не хуже нас.

И уж тем более нет смысла, в неведомо какой раз, взывать к совести и напоминать о том, что польская нация существует на свете лишь благодаря подвигу советского солдата. Польша есть Польша. Гораздо важнее задаться другим вопросом: что сделала Москва для спасения памятников солдатам-победителям?

Такая постановка вопроса может вызвать удивление. У всех на слуху бесчисленные громы и молнии, которые российские политики и общественные деятели неустанно мечут в адрес польских властей. Российский МИД регулярно обрушивает на головы руководителей Польши преисполненные праведного негодования дипломатические ноты, заявления и комментарии. Чего стоит выступление официального представителя МИД Марии Захаровой, сравнившей польское руководство с запрещенной в России ИГИЛ: «Те, кто уничтожает памятники в Польше, во многом уподобляются ближневосточным террористам». Или не менее зубодробительное: «Требуем от польской стороны прекращения произвола и напоминаем, что каждый новый акт узаконенного государственного вандализма глубоко и надолго травмирует двусторонние отношения».

Более того, на прошедшем недавно заседании Президиума Совета законодателей председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев официально заверил общественность в том, что российские власти не просто защищают памятники воинам-освободителям, а делают это комплексно и эффективно: «Наш Комитет по международным делам совместно с Комитетом по обороне и безопасности в этом направлении работает давно, в последние годы мы организовывали несколько парламентских слушаний, круглые столы. Мы убеждены, что та работа, которая ведётся по линии Министерства иностранных дел, Минобороны, Россотрудничества носит комплексный и эффективный характер».

Действительно, Константин Косачев в этом нас заверил. Но когда-то и Чубайс заверял всех в том, что благодаря приватизации каждый гражданин получит по две «Волги». Соответственно, хотелось бы услышать не только заверения, но и узнать о конкретных результатах «комплексной и эффективной» работы перечисленных Косачевым структур в деле защиты памятников. Упомянутые им парламентские слушания и круглые столы таким результатом не могут являться по определению. Их назначение – вырабатывать меры, которые должны привести к необходимому результату, в данном случае, защите памятников воинам Красной армии, не более того.

Однако, как на том же заседании Президиума сообщил заместитель Министра иностранных дел РФ Евгений Иванов, к выработке этих мер еще и не приступали. Их, оказывается, лишь собираются рассматривать: «Хотел бы заявить о незащищенности расположенных вне захоронений памятников Красной армии. С большой долей вероятности кампания по их разрушению продолжится. … Считаю необходимым отдельно рассмотреть вопрос о возможных ответных мерах».

Широкомасштабная программа надругательства над советскими памятниками осуществляется уже год. Российские министерства и ведомства, если верить Косачеву, «давно» «комплексно и эффективно» памятники защищают. И при этом один из высших руководителей МИД России призывает законодателей наконец-то приступить к рассмотрению вопроса об ответных мерах на польский вандализм...

Это театр абсурда. Особенно с учетом того, что в прошлом году, сразу после принятия польским Сеймом 22 июня (!) кощунственной программы уничтожения монументов, о необходимости конкретного и предельно жесткого ответа говорили практически все политики России со всех трибун и экранов. Совет Федерации тогда в специальном заявлении даже призвал ввести против Польши санкции. Кто-нибудь про них что-нибудь слышал?

Первое, самое распространённое, объяснение столь «странной» ситуации заключается в том, что она является прямым результатом мудрости и профессионализма тех. кто отвечает за российско-польские отношения. Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Польше Сергей Андреев: «В любом случае мы должны сохранять холодную голову, выдержку и достоинство. … «Война с памятниками» — это, по сути, политическая провокация с целью толкнуть нас на непродуманные резкие действия, которые искомого результата не дадут, а значит, доставят удовлетворение нашим противникам».

Вот как, оказывается, все обстоит. Отсутствие реальных действий по защите памятников – это не провал российской дипломатии на польском направлении, а победа. Не попались в коварно расставленную поляками ловушку, не поддались под влиянием патриотических чувств на провокацию и тем самым не позволили Польше еще больше обострить наши отношения с Западом.

Следует особо оговорить, что в данном случае речь идет не о личном мнении Посла России в Польше. Сергей Андреев как раз с момента вступления в должность в 2014 г. делает все, от него зависящее, для защиты памятников советским воинам. Речь идет о позиции внешнеполитического ведомства страны, которую и транслирует посол. А позиция эта – «не поддаваться на провокации» – возникла далеко не сегодня. Бросают ветеранов Великой Отечественной войны в латвийские застенки – провокация. Сносят Бронзового солдата в Таллине и при этом зверски подавляют протесты общественности, убивают гражданина России – провокация. Запрещают в Латвии преподавание на русском языке (родном почти для 40% населения республики) – провокация.

На эти и многие другие провокации Россия мастерски не поддалась. Проявив чудеса дипломатического искусства, Москва не попалась ни в одну из ловушек, расставленных противниками добрососедских отношений России с Западом, противниками мира во всем мире. И что мы имеем в отношениях с Америкой и Евросоюзом в «сухом остатке»? Вопрос опять-таки риторический. Если, конечно, не объяснять санкции и новый виток холодной войны тем, что Владимир Путин в 2014 году отошел от проверенной «прагматичной» политики, поддался на провокацию в виде государственного переворота в Киеве и, потеряв выдержку, принял решение о присоединении Крыма к России и поддержке восставшего Донбасса.

Кстати, по этой же логике и расширение НАТО, и наращивание ударных вооружений у российских границ – тоже провокация, на которую не следует поддаваться. Однако, как недавно сообщил министр обороны Сергей Шойгу, Россия на западном направлении с 2016 г. сформировала 70 новых соединений и частей, почти в два раза повысила насыщенность Западного округа современным вооружением.

Полагаю, никто, кроме патентованных либералов, не станет утверждать, что все это произошло из-за отсутствия «холодных голов, выдержки и достоинства» у руководителей Министерства обороны России.

Впрочем, порой приходится слышать, что российская реакция на события в Прибалтике – это наглядное доказательство эффективности «прагматичного» подхода. Россия не поддалась на провокации прибалтийских режимов, даже столь болезненную, как с Бронзовым солдатом, и тем самым избежала конфликта с Западом, к которому тогда была абсолютно не готова. Одновременно Москва тихо и спокойно, без патриотической экзальтации создала новую транспортную инфраструктуру, и перенаправила грузопотоки из прибалтийских портов в российские. Тем самым реально наказала и Эстонию, и Латвию на многие миллиарды долларов.

Соответственно, надо не пороть горячку, а верить в то, что и сейчас в «тиши кабинетов» готовится жесткий ответ на вандализм Варшавы, о котором мы узнаем в свое время. Однако все это от лукавого. Программа создания транспортного коридора в обход Прибалтики стала реализовываться сразу после прихода Владимира Путина во власть. Осуществлялось создание Балтийской трубопроводной системы (БТС) под его непосредственным прямым контролем, «в ручном режиме», потому что никаким другим способом было невозможно переломить «прагматичную» политику игры с Западом в поддавки. Напомню, что именно тогда в связи со строительством БТС впервые в новейшей истории России из уст первого лица государства прозвучало слово «саботаж».

Второе распространенное объяснение отсутствия реального ответа на уничтожение памятников советским солдатам в Польше обычно сводится к тому, что Россия просто-напросто ничего сделать не в состоянии – «ну, не танки же водить в страну НАТО». А следовательно, давайте не будем заниматься популизмом и обвинять власть в том, что она объективно бессильна изменить, не будем «раскачивать лодку» в тяжелое для страны время, подумаем о том, на «чью мельницу льем воду».

Такое объяснение – «плетью обуха не перешибешь» – можно было бы скрепя сердце принять, если бы речь шла не о России, а о какой-нибудь Эфиопии (при всем уважении к этому древнему государству). И если бы уже три года подряд нам не рассказывали о том, как запрет на импорт польских яблок потряс экономику Польши. Есть старый анекдот: «или крестик сними или трусы надень». Так и здесь: или запрет импорта одних лишь яблок заставил Польшу содрогнуться, или у России нет никаких рычагов давления на польские власти, за исключением танковых колонн?

Для справки: за 2017 г. импорт товаров из Польши в Россию увеличился примерно на 24%. Судя по тому, что министр экономического развития РФ объявил о прекращении политики импортозамещения, т.е. реиндустриализации России, в нынешнем году гарантирован еще больший рост поставок машин и оборудования из Польши.

Однако лучшим доказательством того, что у России есть, причем очень серьезные, рычаги воздействия на Польшу является то, как осторожно нынешние польские власти готовились к окончательному уничтожению всех воинских монументов Красной армии.

В 2015 г., в год 70-летия Победы, они разрушили памятник генералу И.Д Черняховскому (с прямой трансляцией этого действа по телевидению). Лавина возмущенных заявлений из России превысила все ожидания. Но слова остались словами, никаких дел за ними не последовало. В 2016 г. количество снесенных памятников увеличилось в разы. Многократно увеличилось и количество обличительных спичей в российских СМИ. Но никаких неприятностей для Польши это опять не повлекло.

Соответственно, в 2017 г. парламент Польши утвердил план уничтожения всех памятников советским воинам, находящихся вне кладбищ. Причем действовали поляки опять предельно осторожно, внимательно отслеживая реакцию Москвы. От демонстративного принятия закона в нижней палате парламента в день начала Великой Отечественной войны до его окончательного вступления в силу прошло почти полгода.

Только убедившись в своей полной безнаказанности, в том, что, кроме сотрясения воздуха, ей ничего не угрожает, Польша запустила маховик уничтожения памятников на полную мощь.

В чем причина такой осторожности поляков? Конечно же, не в страхе перед российскими танками. В руководстве Польши идиотов нет. Но Варшава прекрасно знает свои уязвимые места и понимает, насколько опасным для нее может быть ответ России. Кроме того, впервые за последние три десятилетия польские власти явно опасались того, что Москва не ограничиться одними словами.

Для наглядности из всего спектра возможных ответов России обратимся лишь к судьбе крайне выгодного для Польши «Договора о дружественном и добрососедском сотрудничестве». Его очередной пятилетний срок действия истекал в 2018 г. Для Польши, помимо всего прочего, этот Договор обеспечивает: а) признание Россией ее границ, б) взаимное обязательство охранять памятники на территории друг друга. Что значит признание границ для государства, территория которого примерно наполовину состоит из подаренных ему Сталиным немецких земель, полагаю объяснять нет смысла.

Статья семнадцатая Договора, посвященная охране памятников, для Польши также имеет стратегическое значение. Используя этот Договор, Варшава превратила расположенные на территории России польские мемориальные комплексы в Катыни и в Медном в эффективный инструмент польской внутренней и внешней политики. Внутри страны они позволяют сплачивать население на основе русофобии. Вовне – требовать от России покаяния и уступок, подрывать дух главного геополитического противника.

Поэтому для польского руководства было критически важно, чтобы Россия, невзирая на уничтожение памятников советским воинам в Польше, продлила на очередные пять лет действие Договора и продолжила последовательно и неукоснительно выполнять все взятые по нему на себя обязательства.

Казалось бы, задача неразрешимая. В дипломатии всегда действует принцип взаимности. Ни одна страна не будет выполнять двусторонний договор в условиях, когда другая страна его открыто и нагло нарушает. Но Варшава уже давно привыкла к «прагматичной» внешней политике России.

С 1997 по 2017 год по данным польского Института национальной памяти на территории Польши был уничтожен 331 монумент советским воинам. Российская власть не знала этого? Естественно знала. Противоречило это статье №17 базового договора с Польшей? Прямо противоречило. Какова была реакция? Совершенно «ассиметричная». Мало того, что столь выгодный полякам Договор регулярно все эти годы продлевался на очередные 5 лет, так Россия еще и постоянно каялась перед Польшей за сталинские «преступления» (в последний раз это произошло в 2010 г.). А в подтверждение искренности своего раскаяния вкладывала огромные средства в обустройство мемориалов в Катыни и Медном.

Причем поляки прекрасно отдавали себе отчет в том, что делалось это вовсе не по глупости или от безволия, а от того, что в такой «игре в поддавки» были заинтересованы влиятельные силы в российском правящем классе, способные дать фору по части русофобии любому польскому политику.

Достаточно вспомнить, как Совет по правам человека при Президенте России в 2011 году предложил провести новую кампанию «десталинизации» под лозунгом «Вся Россия – большая Катынь».

Возвращение Крыма, «Русская весна» заставили Польшу насторожиться – вдруг «национализация элиты» России стала реальностью и прежней «игры в поддавки» больше не будет? Потому столь осторожно и подходила польская власть к реализации плана, направленного на окончательное уничтожение памятников советским солдатам.

К счастью для Польши, оказалось, что ничего принципиально не изменилось. Москва опять решила не поддаваться на провокации, а столь нужный Варшаве Договор был тихо, «без шума и пыли» в очередной раз продлен.

Впрочем, надо признать, некоторые изменения есть. Раньше вокруг польского вандализма был заговор молчания. Российская власть и федеральные каналы ТВ уничтожение 331 памятника просто «не заметили». Происходящее ныне уничтожение последних 230 монументов самым широким образом освещается по всем телеканалам и сопровождается беспрецедентной по масштабам и экспрессии кампанией обличения варварства польской власти.

Однако, несмотря на этот явный прогресс, на вопрос: что сделала Москва для спасения памятников воинам-победителям? – можно дать только один ответ: ничего.

Почему так произошло? Почему правящий класс России всякий раз, когда нет прямого принуждения, готов сделать или не сделать все, лишь бы не обострить отношения с Западом – разговор особый.


Игорь Шишкин – заместитель руководителя Института стран СНГ

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.
123
15.08.2018 12:55
«Война с памятниками» — это, по сути, политическая провокация с целью толкнуть нас на непродуманные резкие действия, которые искомого результата не дадут, а значит, доставят удовлетворение нашим противникам». А на ПРОДУМАННЫЕ действия ума не хватает? Прав Крылов - " А Васька слушает,да ест"
Марина
15.08.2018 10:31
Обидно и больно смотреть на все это польское безобразие. Польше надо по башке стукнуть - благо не Ванька-встанька, и еще припомнить, как они у себя холокост устраивали - пусть носит этот тяжелый намордник. Мы потомки великого советского народа и мы должны суметь защитить память наших предков любыми законными способами.
ort
13.08.2018 17:46
Борис 30.07.2018 20:39 Давно уже пора сменить таблички на монументах в Катыни//
-------------------------------------
Игорь 30.07.2018 14:15 ….. для населения создается миф о защите исторической памяти|||
-------------------------------------------------------------------------------------

В точку ! Но замены табличек не будет, насколько понимаю. Иначе как же быть со сверхзадачей, поставленной ещё Президентом США Рейганом; показать миру, что «СССР- Империя зла» ? В Сети среди комментаторов и авторов многие- многие явно отрабатывают хлеб на сей ниве…..
ПОЭТОМУ МЫ И ДАЛЕЕ БУДЕМ БЕЗЗАЩИТНЫ ПРОТИВ ПОЛЬСКОЙ НАГЛОСТИ.

Их главное преимущество в том, что У НИХ ПРЕДАТЕЛЬСТВА МЕНЬШЕ.
Пока так есть, будучи даже ничтожны в сравнении с нами, они- сильнее нас !!!
Алдона
13.08.2018 12:34
Похоже "кто то" нечем заняться? Вместо диалога некоторым нужен обыкновенный с.ач. Давайте по существу а разборки будете устраивать у себя на кухне. Тема «Процесс уничтожения памятников советским воинам в Польше завершается». Вот и пишите по ней.
кто-то --- Гевара
12.08.2018 16:24
Ну вот так все вы. Если нечем крыть- обижаются . Что Смерчи, что Гевары- один фиг. А казалось бы такие разные.
Но в душе- одинаковые, как штампованные.
Гевара
10.08.2018 20:47
кто-то --- Гевара
09.08.2018 23:05 не буду Вам мешать вырабатывать свои теории и любоваться собой. На это Вы имеете полное право ведь сейчас у нас демократия и как говорил Горбачёв плюрализм мнений.
кто-то --- Гевара
09.08.2018 23:05
Вы можете считаться, как сами признали, русским
националистом, не будучи русским, а Троцкий не может ? Да под его командованием именно русская по составу РККА давила все нерусские выступления в первые годы советской власти , что называется "на раз". А иначе как бы во всех республиках вдруг пришли к власти люди, поддерживающие Москву ? Троцкий сделал для русских больше иного русского. Истинный русский националист.

ЕЛЬЦИН НЕ БЫЛ РУССКИМ НАЦИОНАЛИСТОМ ? Вы наверное слишком молоды и не слышали его речей. ИМЕННО ЕЛЬЦИН говорил о необходимости для русских сбросить с себя иго республик и освободиться от всех нерусских. «Голова» он был или нет- мне не докладывали, а только НИКТО ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕМУ НЕ СМОГ. Стало быть надо признать, что те, кто имел настоящую голову , были в настолько страшном меньшинстве, что ничего противопоставить даже «говорящей голове» не смогли. Это уж, пардон- упрёк к нации, допустившей то, чего ни одна иная- не допускала никогда. Как вообще после такого быть русским националистом ? Сомнительное достоинство.

УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ НЕ УКРАИНЦЫ ? Господин хороший ! Так вы же сами себя и высекли, поскольку можно теперь заявить, что и русские националисты тоже ВСЕ не русские.  

А как это вы вдруг позабыли упомянутого мной генерала Власова ? ОН БЫЛ ИСТИННО РУССКИМ И ЗВАЛСЯ РУССКИМ НАЦИОНАЛИСТОМ ТОЖЕ. Как и Степан Бандера был украинцем и украинским националистом. А генерал Карбышев, например, не был никаким националистом. Он был просто татарин-кряшен. Да ещё и коммунист по убеждениям.

Я вот написал вам, что "русский царь Романов" имел фамилию Гольштейн- Готторп- Ольденбургкий... И как бы "русский". Это как с точки зрения "русского национализма"? Нет ответа.......
Троцкий- плохо, Гольштейн- хорошо.... Типичные штампы отечественных "русских" СМИ. Полагаю, что переключатель у вас вставлен где-то в мозгу.
Гевара
09.08.2018 11:14
кто-то
08.08.2018 21:52 мне не нравится когда люди кидаются штампами не зная о другой стороне абсолютно ничего:
"кто-то
08.08.2018 21:52
Русский националист "Гевара" в "04.08.2018 14:44" надеется на приход к власти русских националистов ? "
Приятно конечно, но я никогда не был русским и считаю не вправе присваивать чужое. Писать и читать на русском не означает быть русским. Хотя да Вы правы я может быть более русский в душе чем вы по рождению,как допустим англичанин Грэм Филлипс.
У Вас чисто либерастный конторский подход грантоеда. Не меряйте всё по своей рубашке.
Ну я отвечу словами из кино комедии "Особенности национальной охоты" - ну Вы блин и даёте.!
Борис Ельцин никогда не был русским националистом и никогда не правил в России. Он занимал кресло как говорящая голова которая вдобавок всегда была пьяной. В то время правили Россией из-за рубежа все кому было не лень через своих инструкторов-советников и через местных пронырливых олигархов известной национальности таких как Гусинский,Березовский,Ходорковский и т.д. они кто уцелел до сих пор там правят,других отогнали более нахальные и пронырливые. Лев Троцкий тоже не мог быть русским националистом так как являлся и является евреем. Пора отличать если Вы не школьник кто является кем! В Украине тоже националисты не правят а являются мясом и грубой силой для достижения определённой цели. Изучайте мат часть и не порите ерунды. Правят на Украине те же только с другими фамилиями что и правили во времена Ельцина . Вам часть перечислю :
"...«украинская» оппозиция сплошь состоит из евреев: бабушку Кличков звали Тамара Ефимовна Этинзон. Дедушка Юли Тимошенко – Абрам Кельманович Капительман. Бабушка руководителя «Свободы» Тягныбока носила истинно хохляцкую фамилию Фротман. Мама кролика Сени Яценюка – Мария Григорьевна (в девичестве Бакай), принадлежит к старинному иудейскому роду, восходящему к авторитетнейшему толкователю Талмуда, равину Бакаи. Олигарх Порошенко при рождении был Вальцманом..."
кто-то
08.08.2018 21:52
Русский националист "Гевара" в "04.08.2018 14:44" надеется на приход к власти русских националистов ?

Так они уже почти 30 лет у власти вместе с русскими либералами. И с нерусскими и теми и другими. У кого память ещё не отшибло от "русского национализма", тот помнит превосходно националистические призывы Бориса Ельцина накануне распада СССР. В истории Царь Романов- Гольштейн- Готторп- Ольденбургский тоже был русским националистом. Лев Троцкий тоже был русским националистом, только в мировом масштабе. Генерал Андрей Власов был ещё каким русским националистом.
О-го-го !!! Спросите лучше, а кто им только не был ?

ПОЛНОСТЬЮ АНАЛОГИЧНО И С УКРАИНСКИМИ НАЦИОНАЛИСТАМИ. Разница в одном- те продвинулись дальше, чем наши отечественные "русские Гевары". Результат, как говорится "на лице".
Гевара
08.08.2018 11:04
Алексей
05.08.2018 10:15 всё популярно объяснил. Миром правит мафия и в принципе бандитам бизнесменам не да памятников. Одни их варварски выкорчёвывают ,другим тоже по барабану. Те и те являются бандитами и это не их история не их герои. Полякам сказали из Вашингтона бейте по болевым точкам российского общества вот они и бьют. В Вашингтоне смотрят реакцию на это. Реакция нужна для того чтобы понять сдадут русские свою страну или нет. Насколько мощное будет сопротивление или его не будет вообще. Судя по реакции с памятниками сдадут почти не сопротивляясь. У кого печатный станок тот обычно и выигрывает войны. Только раскол в самом Вашингтоне может приостановить этот процесс и дать шанс российскому обществу на реабилитацию. Но когда в стране ставят памятники и открывают Ельцин Центры предателям,драпируют Мавзолей Ленина ,то я уже не знаю что сказать . Этим делом должны заниматься психиатры. Это общество сгнило вместе с верхушкой,надо строить другое. Мафия и бандиты это не руководители стран и народов рано или поздно они приведут мир к катастрофе уже раз и навсегда. Нужна принципиально новая другая система управления миром. Те на кого возложены функции по определённым правилам пасти человечье стадо не справились с заданием. Это провал.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.

Эксклюзив
14.08.2018
Ирина Ушакова
О документальном фильме Валерия Тимощенко «Луганская повесть».
Фоторепортаж
16.08.2018
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка «Три цвета правды».