Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
«Эй, Европа, ты меня слышишь?»

«Эй, Европа, ты меня слышишь?»

Почему для привлечения избирателей на выборы в Европарламент уже истрачено 18 миллионов евро
Фёдор Климкин, Брюссель
28.04.2009
«Эй, Европа, ты меня слышишь?»

Предстоящие выборы в Европейский парламент, которые пройдут в 27 странах ЕС с 4 по 7 июня, грозят продемонстрировать рекордно низкую явку избирателей. Удручающие результаты проведенных недавно опросов европейцев всерьез встревожили политиков и чиновников Евросоюза.

Им действительно есть, над чем призадуматься. Исследования выявили: только 34 процента опрошенных жителей Евросоюза собираются голосовать, а более половины вообще заявили, что тема европейских выборов их не интересует. В некоторых странах степень безразличия к выборам поражает: участвовать в них планируют лишь 22 процента опрошенных британцев и 13 - поляков. Если мрачные прогнозы сбудутся, значит, ЕС так и не удалось переломить тенденцию постоянного роста абсентеизма на выборах в Европарламент, которая продолжается с 1979-го, с тех самых пор, как евродепутатов начали избирать прямым голосованием. На прошлых европейских выборах в 2004-м, к примеру, голосовать пришло меньше половины внесенных в списки избирателей.  

Предчувствуя, что, как обычно, с явкой будут проблемы, Европарламент еще в апреле начал широкомасштабную информационно-пропагандистскую кампанию. На эту, поистине грандиозную акцию, разработанную по единому стандарту для всех 27 стран-членов ЕС, уже затрачено 18 миллионов евро. Она предусматривает максимальную мобилизацию европейских СМИ, размещение рекламных роликов на радио и телевидении, продвижение на интернет-сайтах, в «социальных сетях» «Фейсбук» и «Майспейс». В Брюсселе, так же как и во всех других европейских столицах и крупнейших городах ЕС, на улице или в метро уже висят агитационные плакаты с надписью «Это ваш выбор!» – главным лозунгом кампании.  

Большой упор при этом делается на работу с молодежью, которая и на прошлых выборах отличилась особенно низкой активностью – избирателей от 18 до 24 лет голосовать пришло всего 40 процентов от этой возрастной группы.

Совместно с телекомпанией «Эм-Ти-Ви» Еврокомиссия начала проект, ориентированный исключительно на молодых. Им предлагается вступить в дискуссию и высказаться о себе и о своем отношении к Евросоюзу на специально созданном для этого сайте, на который можно послать сообщения через популярную виртуальную сеть «Твиттер». Кроме того, предусмотрено, что 30 апреля сознательная молодежь соберется в столицах и крупнейших городах ЕС, чтобы всем вместе прогорланить официальную «кричалку» проекта: «Эй, Европа, ты меня слышишь?». Цель мероприятия, по словам организаторов, «слиться в единой звуковой волне», которую «Эм-Ти-Ви» обещает транслировать в прямом эфире в этот же день.  

Креативности европейским специалистам по пиару не занимать. Однако в своем желании показать, что в Брюсселе интересуются тем, что думают жители стран Евросоюза, они пошли намного дальше. В рамках все той же самой кампании по мобилизации электората было решено разместить в общественных местах крупных городов ЕС так называемые «кабины личного выбора». Это оборудованные видео- и звукозаписывающей аппаратурой кабинки с символикой ЕС, в которых любой желающий может записать свое сообщение или передать пожелание в адрес Европарламента. Организаторы уверяют, что все записанное, без какой-либо цензуры, будет передано для изучения в Брюссель, «кроме высказываний расистского, сексистского, антисемитского характера, призывов к национальной розни или непозволительных оскорблений, которые будут удалены». Известно, что уже больше трех десятков таких кабин - каждая стоимостью порядка 37 тысяч евро - уже направлены в страны Евросоюза, где они «гастролируют» по крупнейшим городам.  

Почему же так мало интересуются европейцы выборами? Социологи пытаются объяснить низкий интерес к выборам тем, что в период проведения опросов - январь-февраль - Европарламент почти не присутствовал в новостном пространстве, был обойден вниманием европейских СМИ, переключившихся на освещение инаугурации нового президента США Барака Обамы. Наверное, в этом есть своя доля истины, но гораздо правдоподобнее выглядит другое предположение специалистов: европейцев больше волнует, какое влияние окажет на их материальное положение текущий финансовый и экономический кризис в мире. Это подтверждает и приведенный социологами «список основных озабоченностей» жителей ЕС, среди которых лидируют «опасения экономического и социального плана», связанные с ростом безработицы, экономическим спадом, увеличением инфляции и снижением покупательной способности.  

И дело здесь даже не в экономическом кризисе как таковом, а в самом Европарламенте, который в кризисной ситуации, по мнению европейцев, не способен выработать адекватных ответных мер.

Более половины опрошенных так прямо и заявляют: «Европейский парламент не занимается в достаточной степени проблемами, которые меня волнуют», а 37 процентов этому законодательному органу вообще не доверяют.

Судя по опросам, больше всего европейцы ждут от своих парламентских представителей в Брюсселе, чтобы они уделяли больше внимания защите прав потребителей и охране их здоровья, а также контролю и координации экономической, бюджетной и налоговой политики стран-членов. То есть речь идет о желании избирателей быть более защищенными в социальном и экономическом плане. Однако политика в этой области по-прежнему остается в основном прерогативой национальных правительств стран ЕС. И в условиях кризиса каждое государство решает эти проблемы по-своему.  

Парадокс еще и в том, что, если смотреть реально, уходящий состав Европарламента за последние пять лет своего мандата сделал немало для улучшения повседневной жизни европейцев в очень многих сферах, в том числе - в социальной и экономической области. Приведу всего лишь несколько примеров. Ограничение максимального рабочего времени 48-ю часами в неделю. Ужесточение правил регистрации и применения в промышленности химических веществ, направленное на защиту потребителя от вредных для здоровья и окружающей среды химических соединений. Пакет мер по снижению выбросов парниковых газов в странах ЕС на 20 процентов к 2020-му. Значительное сокращение роуминговых платежей за мобильную связь для 140 миллионов абонентов, путешествующих в пределах ЕС. И напоследок - еще один подарок: принятый на днях Европарламентом закон о снижении стоимости СМС-сообщений и пользования мобильным интернетом при нахождении вне страны своего провайдера в рамках ЕС. Как видим, все перечисленные инициативы напрямую затрагивают кошелек, социальное положение и здоровье жителей Евросоюза. Причем это далеко не весь список улучшений жизни, которыми граждане обязаны Европарламенту.  

В чем же дело? Откуда такая неблагодарность? Есть несколько причин. Прежде всего, несмотря на то, что выборы в Европарламент проходят уже в течение последних 30 лет, европейцы по-прежнему плохо представляют себе, чем занимаются их парламентарии в Брюсселе. Некоторые вообще расценивают Европарламент как инородный и чуждый орган. Отсюда – стремление многих избирателей рассматривать европейские выборы как второстепенные по сравнению с выборами в национальные парламенты. Поэтому и получается: евроскептики на выборы попросту не идут, а граждане, которые все же дошли до избирательных урн, руководствуются при голосовании не общеевропейскими категориями, а сугубо национальными, часто выражая свое недовольство текущим правительством в стране. Так было в ходе последних европейских выборов в 2004-м, когда потерпели поражение правящие партии во многих странах ЕС.  

Проблема еще и в том, что абсентеистам кажется: их голос «все равно ничего не поменяет».

Это происходит потому, что избиратели не видят настоящей жаркой политической борьбы в стенах Европарламента, которую они привыкли видеть в своих национальных законодательных собраниях.

Существующие парламентские партии Старого Света, которых в нынешнем Европарламенте насчитывается 8, формально делятся по традиционному политическому разграничению: левые/правые. Однако могут включать в себя национальные фракции с иногда диаметрально расходящимися подходами. Скажем, британские консерваторы гораздо скептичнее относятся к европейской интеграции, чем их немецкие коллеги христианские демократы - несмотря на то, что входят с ними в одну и ту же крупнейшую в Европарламенте группу Европейская народная партия и Европейские демократы. Эта система привела к тому, что и политические программы партий Европарламента часто носят невнятный характер, будучи составлены по принципу наименьшего общего знаменателя. Отсюда - и дезориентация избирателя, которому непонятно, за кого он в результате голосует и зачем ему это надо.  

И, наконец, еще одна причина низкой заинтересованности избирателя в европейских выборах: ему о них очень мало рассказывают. Европейские СМИ традиционно неохотно занимаются информированием населения о ходе предвыборной кампании именно из-за отсутствия явной интриги и яркой политической борьбы. По свидетельствам журналистов, в редакциях на выборы сходу вешается ярлык «скучные» - еще до того, как они состоялись, соответственно журналисты так их и освещают.  

По мнению аналитиков, чтобы переломить ситуацию со скатывающейся вниз избирательной явкой, различные европарламентские партии должны вести единую предвыборную агитацию во всех странах ЕС – с унифицированными лозунгами и программными тезисами, стандартизированными плакатами и листовками. Все национальные фракции той или иной партии Европарламента должны для этого выступать единым фронтом, а не поодиночке, как это было раньше. Тогда и у партий будет больше шансов повысить свою узнаваемость среди населения, и у избирателей появится больше понимания, зачем им надо прийти на выборы. Стартовавшая в апреле предвыборная кампания показывает, что партии уже начали действовать в этом направлении. Европейские выборы в июне продемонстрируют, насколько эта тактика окажется эффективной.

Пока же единственный более или менее верный способ обеспечить высокую явку на выборы – это законодательно закрепленное правило об обязательном голосовании и наказание штрафами за абсентеизм по неуважительным причинам.

В Бельгии и Люксембурге, где действуют такие правила, число готовых прийти на голосование значительно выше, чем в других странах ЕС: 70 и 62 процента соответственно.  

Потому что на «кабины личного выбора», судя по всему, надежда небольшая. Многие европейцы в дискуссиях в интернете и на блогах выражают сомнение в целесообразности этой акции, некоторые опасаются: кто и как будет решать, какие высказывания подвергать цензуре, а какие - нет? Кто будет проводить грань между жесткой критикой и «непозволительными оскорблениями»? Не будут ли в результате отобраны лишь «нужные» обращения, чтобы впоследствии использовать их в пропагандистских целях? «Дешевле было бы направить по всем этим местам самих еврокомиссаров, чтобы они в течение хотя бы одного дня постояли на улицах и поспрашивали народ», – пишет англичанин.  

Конечно, дешевле. Как сообщила журналистка ведущего брюссельского интернет-издания о ЕС, размещенная на центральном вокзале Бухареста записывающая кабинка используется, мягко скажем, не по назначению. Именно - в качестве общественного туалета. Понятно, что с символикой Евросоюза. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..