Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024

Дело и труба

Как Запад хотел «обойти» Россию и что из этого вышло
Алексей Чичкин
08.10.2008
Дело и труба

Агрессия Грузии против Южной Осетии мгновенно стала на Западе расхожим предлогом для пропаганды новых энергетических и энерготранзитных проектов. Все они нацелены на то, чтобы закупать у России меньше нефти и газа, снизить объем транспортируемых через нее энергопродуктов из других стран. Но реалии оказались сильнее пропагандистских вожделений.

Комиссия ЕС по энергетике и большинство восточноевропейских правительств чуть ли не в унисон требует ускорить создание трубопроводов, обходящих Россию. Пусть даже - через осуждаемую Западом «лукашенковскую Белоруссию». Речь идет, прежде всего, о газопроводах «Набукко» и «Белый поток». Они предназначены для поставок газа с Каспия и из Средней Азии на запад бывшего СССР и на восток Европы. Через Закавказье, Турцию, Украину и Молдавию. Поскольку азербайджанского «голубого топлива» для этих артерий не хватит, западные делегации в последнее время стали едва ли не постоянными гостями в среднеазиатских столицах, добиваясь включения газа Средней Азии в упомянутые трубопроводы. Казахстан с Туркменией предварительно согласились с такими предложениями, но непредсказуемость ситуации в Грузии - а «Набукко» с «Белым потоком» должны пройти через ее территорию - тормозит конкретные ответы Астаны и Ашхабада. Не соглашается участвовать в них Узбекистан. Это при том, что почти весь экспортный газ трех государств по долгосрочному контракту поставляется в Россию и через Россию - на Украину.  

Наличие «тбилисского шлагбаума» на Западе признали. Именно поэтому появились новые варианты прокладки тех же трубопроводов. Речь идет о том, чтобы вместо Грузии трубы пустить через Армению, а далее - в ту же Турцию и в европейском направлении. Через Армению планируется построить и ветку нефтепровода Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан, тем самым заменив его грузинский участок.  

Что до поставок каспийской нефти через Турцию, то и здесь появились «новации». Из Турции «черное золото» намечено направлять - через Румынию и Болгарию - в западный регион бывшего СССР, а оттуда, через Украину и Беларусь, в страны Балтии и Восточной Европы. Есть и другой вариант: та же нефть, поступающая в порт Батуми, танкерами перевозится по Черному морю до Одессы, затем перекачивается по украинским нефтепроводам - в Восточную Европу, а также в Беларусь и через нее – получатели те же. Причем азербайджанская нефть уже идет по одному из таких маршрутов: из Батуми на Украину и через нее.  

Вновь ополчились против газопровода «Северный поток» прибалты, поляки, шведы и датчане. Формальный предлог: много экологических проблем, да и вообще нельзя наращивать и без того высокую энергозависимость от России. Понятно, что предлог, потому что «Северный поток», который пойдет в Германию и другие страны Старого Света из России напрямую, по дну Балтики, лишает Польшу и страны Балтии, да и Украину, десятков миллионов «газотранзитных» долларов.

Их недовольство, в действительности, чисто финансового свойства, потому что по «североевропейской трубе» будет перекачиваться в основном тот российский газ, который ранее шел через них.

Впрочем, приходится считаться и с реальными потребностями. Так, в Литве в последнее время предлагают провести дополнительную нитку российского сухопутного газопровода через эту страну в Польшу и соседние с ней «западные» страны. Причем Варшава не возражает. Да и та же комиссия ЕС по энергетике не раз признавала: российские нефте- и газопоставки - самые надежные и перспективные, неспроста доля российского «голубого топлива» в снабжении зарубежной Европы уже превысила 35, а нефти - почти достигла 30 процентов. Неспроста и Баку договорился с Москвой об увеличении транзита своей нефти в 2008-2009 годах через Новороссийск и Туапсе. С сентября растет объем транзита туркменской и казахстанской нефти через Россию. Жизнь все расставляет на свои места, реалии оказываются сильнее политической сиюминутной конъюнктуры.  

Однако именно нынешняя «политическая неблагонадежность» артерий в кавказско-черноморском регионе вызывает к жизни стародавние транспортные проекты, которые - пожалуй, впервые в мировой экономической истории - обойдут тот самый регион.

Причем к этим идеям уже проявляют интерес и на Западе. В первую очередь, это проект судоходного канала Каспий-Персидский залив, через Иран. Его подготовили еще в конце XIX века наши специалисты, затем вернулись к нему в конце 1940-х: тогда советские войска еще были на севере Ирана, шла борьба за преобладающее там влияние. Просоветские республиканские правительства иранских Азербайджана и Курдистана в 1946-м одобрили предложение Москвы о постройке канала, в 1948-м эту идею поддержал «антизападный» премьер-министр Ирана М.Моссадык. Но впоследствии Вашингтон с Лондоном его свергли и помогли новой власти в Тегеране «расправиться» с упомянутыми республиками в Иране.  

К проекту опять вернулись в середине 1960-х и начале 1970-х по инициативе Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина и шаха М.Р.Пехлеви. Последний вознамерился, было, выйти из-под влияния США, что и привело его в ряды сторонников идеи, но - не удалось. А вот после исламской революции в Иране 1979-го Тегеран стал куда активнее продвигать тот же проект. Иранские делегации периодически посещают в России профильные институты, а в 1999-м Москва договорилась с Тегераном о совместной экспертизе такого проекта. Игра, как говорят, действительно стоит свеч. И вот почему.  

Можно сказать, с незапамятных времен почти вся российская торговля в южном и юго-западном направлениях идет через турецкие водные артерии: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы. Теперь, в основном по политическим причинам - но, прикрываясь все теми же «экологическими проблемами» - Турция с конца 1980-х всячески противодействует российскому транзиту. Особенно - нефтяному. По оценкам Минфина, Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, ежегодные убытки России от такой политики Анкары достигают 300-400 миллионов долларов. А ведь водным путем попасть в Суэцкий канал, а затем в Индийский океан российские грузы - как и иностранные грузы в порты южной России - могут только через турецкие «проходы».  

Но так уж ли нужен нам «берег турецкий»? Ведь канал Каспий-Персидский залив по кратчайшему пути выводит не только Россию, но большинство стран Европы, как и бывшего СССР, непосредственно в Индийский океан. Этот путь более чем вдвое короче, чем традиционный водный маршрут и, вдобавок, минимум вдвое дешевле. Потому и участвуют российские, а также китайские, скандинавские и японские эксперты в доработке столь важного, если не сказать - международно-значимого проекта. А ввести его в действие иранцы хотят уже к 2015-му.  

Впрочем, и в Москве не прочь «обойти» Кавказ. В прошлом году правительство России одобрило проект судоходного канала Каспий-Черное море - от Калмыкии до Таманского полуострова через Ставрополье и Краснодарский край.

Эту идею уже поддержали Казахстан и Туркмения.  

О чем речь? Этот путь почти втрое сократит маршрут между Средней Азией и черноморско-балканско-дунайским регионом и, вдобавок, пройдет вне кавказских республик. Такая артерия привлечет, естественно, транзит многих государств и, по экспертным оценкам Минтранса и Минэкономразвития РФ, за ее счет Россия сможет каждый год получать не менее 200 миллионов долларов. Этот проект намечено реализовать к 2015-2016 годам.  

Агрессия Грузии, вопреки уверениям западной пропаганды, оказала медвежью услугу планам транспортных - в том числе трубопроводных – «обходов» России. Поставленная задача выглядела просто: ослабить наши позиции в мировой, особенно в европейской энергетике. Получается с точностью наоборот?.. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.