Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2020
Антиукраинская «Волынь»

Антиукраинская «Волынь»

Как исторический фильм внес разлад в польско-украинские отношения
Владимир Веретенников
25.11.2016
Антиукраинская «Волынь»

Несмотря на то, что варшавский официоз в целом продолжает оказывать моральную поддержку «новой Украине, вставшей на путь европейской интеграции», в Польше усугубляются и противоположные тенденции. Их маркером стал выход на экраны фильма «Волынь», рассказывающего о зверствах украинских националистов во время минувшей войны. После премьеры этой картины в Польше поднялась волна антиукраинских настроений.

Действие фильма «Волынь», вызвавшего столь мощный резонанс, происходит в период с весны 1939-го до лета 1943 года. В основу произведения режиссёра Войцеха Смажовского положен сценарий, написанный по мотивам сборника рассказов «Ненависть» польского писателя Станислава Сроковского. В своих рассказах Сроковский, среди прочего, поведал о деятельности Украинской повстанческой армии (УПА – национал-экстремистская организация, запрещена в РФ), апогеем которой стали трагические события 11 июля 1943 года. В тот день отряды УПА-ОУН атаковали свыше 150 польских населенных пунктов на Волыни. В ходе проведённого в последующие годы исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(б) и СБ ОУН(б), в которых принимали участие и отряды украинских националистов других течений, число уничтоженных на Волыни поляков составило не менее 36 543 – 36 750 человек. Впрочем, это только те, чьи имена и места смерти точно зафиксированы.

Однако в ходе того же исследования оказалось, что обстоятельства гибели от 13 500 до 23 000 поляков до сих пор не выяснены. Большинство историков считает, что жертвами резни стали, вероятно, около 50–60 тысяч человек.

Премьера фильма «Волынь» состоялась 29 сентября 2016 года в Нижнесилезском киноцентре во Вроцлаве. Перед началом картины перед зрителями выступила историк Люцина Кулинская. Вообще, исторической достоверности создатели «Волыни», по их словам, уделили особое внимание – на съёмочной площадке постоянно присутствовал специалист по той эпохе. Ряд эпизодов фильма вообще является прямой отсылкой к реальным событиям Волынской резни. Так, запечатленная в картине казнь поэта, офицера Армии Крайовой – это судьба подпоручика Зигмунта Румеля, по поручению польского правительства в изгнании прибывшего на переговоры с бандеровцами без оружия, и разорванного затем лошадьми. Истребление верующих в костеле – события в селах Кисилин (11 июля 1943 года) и Порыцк. Сцена освящения кос и топоров, и проповедь насилия, произносимая униатскими священниками – все это было в селе Штунь Любомельского повята, а также в церквях сел Славятин, Иванковичи, Солонев, Глебовичи, Слупки, Чернишовка, Гернаковка, Нынкове, Великие Гаи.

И хотя, по словам Войцеха Смажовского, его фильм должен был стать отправным пунктом для примирения поляков и украинцев, на деле получилось нечто противоположное. Премьеру «Волыни» в украинской столице отменили. Показ должен был состояться в столичном кинотеатре «Киев» – с участием режиссёра и приглашенных гостей. После этого планировалась дискуссия о показанных в картине событиях. Однако, к удивлению польской стороны, мероприятие оказалось сорванным. Кроме того, польские зрители «Волыни» прекрасно знают, что в 2015 году украинская Верховная Рада признала деятельность УПА-ОУН «борьбой за независимость». В 2016 году Московский проспект Киева был переименован в проспект Степана Бандеры – идейного лидера УПА. Сейм Польши 22 июля этого года постановил считать преступления УПА-ОУН против поляков на Волыни в 1943 – 44 гг. геноцидом. Парламент объявил 11 июля Национальным днем памяти поляков, ставших жертвами украинских националистов. В ответ Верховная рада Украины 8 сентября приняла ответное постановление, которым осудила решение Сейма Польши, назвав его «политически и юридически некорректным».

Действительно, тот факт, что польский Сейм единогласно признал резню соотечественников на Волыни геноцидом, отнюдь не побудил сторонников нынешних украинских властей к покаянию. Напротив, в Верховную Раду поступило встречное предложение: установить «дни памяти жертв преступлений Польши против украинского народа».

Документ подписали девяносто общественных деятелей, в том числе экс-президент Леонид Кравчук, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин, бывшие министры иностранных дел Борис Тарасюк и Владимир Огрызко. «Мы предлагаем объявить 23 сентября днем польских репрессий против автохтонного украинского населения Галичины. Именно в этот день в 1930 году Президиум Совета министров и министерство внутренних дел Второй Речи Посполитой приняли решение о широкомасшатабных антиукраинских репрессиях, официально названных польской политикой "пацификации". Мы также предлагаем признать 25 декабря, как День памяти геноцидного истребления польским подпольем автохтонного украинского населения на исконных украинских землях. Именно в этот день в 1942 году польские шовинисты начали массовые убийства украинского населения», – пишут авторы воззвания. В свою очередь, 28 апреля они предлагают сделать днем памяти украинцев, ставших жертвами насильственной депортации польским государством. «Именно в этот день в 1947 году польские государственные карательные органы начали операцию "Висла" и депортировали из исторических украинских земель 150 тысяч украинцев на бывшие германские территории. При этом депортированным украинцам не разрешили селиться компактно, что обрекало их на потерю идентичности, как национальной группы», – указывают авторы документа.

Недавно директор украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович опубликовал книгу, в которой старается доказать, что тему Волыни стали специально «надувать» в пропагандистских целях лишь в течение последних десяти лет. Более того, Вятрович объявил многие свидетельства убийств поляков украинскими националистами «фальшивкой». «В идеологии украинских националистов мы не можем найти полонофобии, программы уничтожения всех поляков, как в идеологии нацистов», – настаивает Владимир Вятрович. Возглавляемое им учреждение сочиняет и рассылает по учебным заведениям методички и памятки, в которых разъясняется, что «хероив УПА» надлежит чтить, как «борцов за свободу». А президент Украины Петр Порошенко во время последнего саммита НАТО, проходившего в Варшаве 8–9 июля этого года, возложил венок у памятника полякам, погибшим от рук членов УПА. Но на лацкане пиджака он демонстративно носил украшение… с черно-красной символикой УПА.

Неудивительно, что подобные вести вызывают у поляков злобу в адрес восточных соседей. «Если на уровне президента нас стремятся успокоить: мол, Польша – адвокат Украины в ЕС, то в самой Польше идет целый вал методик, призванных заставить признать ту интерпретацию исторических событий, которая выгодна Варшаве. А фильм дал польскому обществу визуальный художественный повод для того, чтобы у людей заиграли эмоции», – заявил украинским «Вестям» киевский политолог Павел Рудяков. По его мнению, накал страстей спадет через неделю-две, но это лишь попытка выдать желаемое за действительное… Не стоит забывать, что, например, вопросы реституции земель и имущества бывших обитателей так называемых «Восточных Кресов» стали активно обсуждаться в Польше несколько лет назад – когда Украина, ещё под властью Виктора Януковича, заявляла о своем желании «евроинтеграции». Согласно опубликованным подсчетам, около ста тысяч граждан Польши способны доказать, что являются законными наследниками собственников, некогда владевших тем или иным имуществом на территории нынешней Западной Украины. После того, как Киев подписал договор об евроассоциации, эти люди получили реальный шанс объявить права собственности на леса, поля, горы, средневековые замки, дворцы, гостиницы, особняки и картинные галереи. В Польше учреждена организация «Реституция Кресов», занимающаяся данными вопросами. Многие в Варшаве всё чаще говорят о «необходимости восстановления исторической справедливости». Некоторые даже задаются вопросом: когда окончательно денонсируют пакт Молотова–Риббентропа, по которому бывшие польские земли теперь считаются украинскими?

Стремление погреть руки на реституционных процессах сопровождается ростом антиукраинских настроений.

Киевская печать бьет тревогу: в польских социальных сетях создаются антиукраинские группы (типичное название – «Украинец мне не брат»), отмечаются случаи погромов могил членов УПА, унижений украинских детей в польских школах, угроз в адрес украинских общественников.

«Сын со слезами на глазах рассказал: в школе его дразнят бандеровским курвом. Дети это приносят от своих родителей, и те особо не скрывают радикальных настроений», – рассказал «Вестям» Анатолий, живущий в Кракове. И данный случай не является единичным. Глава общественного комитета «Евромайдан-Варшава» Наталья Панченко жалуется: «Пишут СМС с угрозами, пишут в соцсетях – теперь уже по нескольку сотен сообщений в день. Зная о моей активной украинской позиции, дают понять, что полякам можно нас преследовать. Мне даже из дому бывает выйти страшно, ведь за каждым сообщением стоит реальный человек».

Совсем недавно в Варшаве состоялось организованное уже местными националистами шествие, приуроченное ко Дню независимости Польши. В нём приняли участие порядка 75 тысяч человек; участники скандировали лозунги, призывающие вернуть в состав страны Вильнюс и Львов. Кроме того, участники шествия под возгласы «Бог, честь и Отечество!» сначала потоптались по жовтоблакитному полотнищу, а затем подпалили его. Посольство Украины направило по этому случаю в польский МИД ноту, власти пообещали провести расследование. «Действия, которые оскорбляют национальные символы суверенного, а тем более дружественного соседнего государства, которым является Украина, являются неприемлемыми и не должны иметь место в стране, с которой мы развиваем стратегическое партнерство», – негодует временный поверенный посольства Украины в Польше Василий Зварич.

Ноту приходится направлять не впервые – до этого аналогичный документ направлялся полякам в начале октября. Поводом послужило то, что в польском селе Верхрата был разрушен возведенный в 1993 году памятник тринадцати похороненным там членам Украинской повстанческой армии. Председатель Объединения украинцев в Польше Петр Тима отметил, что это не первый подобный случай. «На этот раз уничтожен памятник украинцам, в том числе воинам УПА, похороненным на кладбище в селе Верхрата. С 2015 года это очередное, после Грушовиц, Радружа, Молодича, Вербиц, Монастера, Пикулича, Лескова, разрушение и профанация», – посетовал Тима. «Да, такое событие имело место. Мы уже направили ноту по этому поводу в МИД Польши», – подтвердил посол Украины в Польше Андрей Дещица.

Однако антиукраинские настроения продвигают отнюдь не только маргиналы. Вот что сообщает из Варшавы публицист Александр Шторм. «Из уст авторитетных ученых и публицистов всё чаще звучит критика польской политики на этом направлении, как политики непоследовательной или даже, прямо говоря, глупой политики, которая помогает в возрождении "бандеризма".

Представители профессуры не боятся подчеркивать, что "Украина заражена болезнью бандеризма, которая угрожает не только ей самой, но также Польше и нашей части Европы".

Под таким давлением общественного мнения Сейму пришлось вернуться к вопросу Волынской резни: причём не только осудить это преступление и установить национальный день памяти, но на этот раз назвать его геноцидом». Правда, по мнению специалистов-политологов, это ещё не свидетельствует о смене курса Польши по отношению к Украине. Официальная Варшава продолжает заявлять о поддержке Киева, и даже открыла для Украины кредитную линию на миллиард евро. Причем без каких-либо предварительных условий и даже без анализа того, смогут ли украинцы когда-либо вернуть эти деньги. Однако взаимное раздражение растет, и не исключено, что в скором времени о добрососедстве отношений Киева и Варшавы можно будет говорить лишь с большой натяжкой…


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Юрий Афанасьев-Широков
01.05.2017 10:41
Посмотрел названный фильм.
Волынская РЕЗНЯ 1943 года - гвоздевое в этом художественно-историческом полотне, содержание которого ведёт отчёт от лета 1939 года. Да, фоном проходит польское воинское подразделение образца сентября 1939 г., команда служивых чинов НКВД, выселяющих зажиточных поляков-кулаков (бессемейные энкэвэдисты представлены сволочами, но не живодёрами-садистами), достаточно адекватные немцы, руками украинских полицаев зачищающие волынские хутора от евреев, группа советских партизан, отряд польских партизан Армии Крайовой... Но всё же главное внимание заострено на беспричинных, ничем равновелико не замотивированых, скотоподобных садистских зверствах отрядов бандеровцев против односельчан-поляков и несвидомых украинцев, позволяющих себе выражать сочувствие полякам и евреям. Отрядов, в которых "реализуют себя", как упыри-мясники, вчерашние соседи, с которыми пили горилку на свадьбах, знакомые нам по совместному труду и отдыху хохлы, беснующиеся на глазах своих жён, сестёр, родителей под бандеровские кричалки "Слава Украине! Героям слава!". Объяснить хоть в какой-то степени, чем вызвана подобная, исступлённая кровожадность селян-бандеровцев к селянам-полякам у авторов фильма не хватило "руху". А жаль! ... Всё-таки зритель может быть искренне озадачен поиском причин такого запредельного садизма и изуверства, которое представлено в фильме от имени свидомых волынян-бандеровцев. Ссылки на некие инфернальные сатанинские начала мало помогают пониманию конкретного исторического явления.  
Юрий Афанасьев-Широков
01.03.2017 11:39
Принципиально важно разводить участников конфликта "по своим углам".  
Поляки могут иметь зуб на волынян (30% от всего личного состава УПА) и галичан (60% от всего личного состава УПА), но у них не должно быть претензий к украинцам-малороссам и украинцам-новороссам. Соответственно, последние не призваны отвечать за грехи волынян и галичан. А то получается, что за преступления большевистского режима "почему-то" (в представлениях массового сознания окружающих Россию народов) должны отвечать русские люди, а не конкретные евреи, грузины, латышские стрелки, поляки, армяне, немцы и т.д.
Я против, чтобы вина за преступления Волынской резни лежала на новороссах и малороссах!
Панджшер
02.12.2016 15:34
Лучше Шекспира не скажешь: "Чума на оба ваших дома".
wps
28.11.2016 13:48
А когда "ЛЕХИ ЭНД ЧЕХИ" будут возвращать долги НЕМЦАМ ?
степняк
27.11.2016 10:16
Двое шакалов выясняют с друг другом отношения. В годы войны мерзости творили как бандеровцы, так и польские шакалы (по определению Черчилля)
Сергей Белов
26.11.2016 3:54
Всё очевидно. Польша планомерно готовится к возвращению к "родным берегам" своих земель. И только на Украине об этом не догадываются.

Признали геноцид - заявили о том, что на Волыни жили поляки. Значит, это польская земля. Сняли фильм "Волынь" - разогрели общество. Ну и поддержка бандеровского переворота так же не есть глупость. Поляки хорошо знают, кто успешно реализует план развала Украины. Так что Украину будут делить. Не вопрос когда - главное идёт работа.
Сирожа
25.11.2016 16:51
Как там с реституциями дела обстоят у цэ еуропейцив?
Питерский
25.11.2016 16:24
/// "...по словам Войцеха Смажовского, его фильм должен был стать отправным пунктом для примирения поляков и украинцев"///
и:
///"президент Украины Петр Порошенко ... возложил венок у памятника полякам, погибшим от рук членов УПА. Но на лацкане пиджака он демонстративно носил украшение… с черно-красной символикой УПА"///.
Так, получается, Порошенко и пошёл по стезе примирения. Так, как он это понимал...

Эксклюзив
30.11.2020
Татьяна Ольхова
В год 75-летия Победы в Орле появились «коллекционные» марки с изображением… А. Гитлера.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».