Вперёд, в прошлое!..
В Прибалтике всё популярнее становится язычество. По наблюдениям социологов, христианство в Европе все больше рассматривается лишь в качестве культурно-исторической традиции, а не как традиционная религия. Как выяснилось, Эстония в этом смысле не является исключением из правил.
Феномен реконструкции местного язычества поистине удивителен. По переписи 2000 года в стране было учтено более 1000 человек, чья религиозная принадлежность звучала как "эстонская традиционная религия" (ЭТР). Причем, сами неоязычники утверждают, что далеко не все приверженцы ЭТР были учтены правильно.
О перспективах распространения неоязычества косвенно могут свидетельствовать результаты крупного социологического исследования 2002 года, когда 11% граждан страны сочли "традиционную веру" самой близкой своим убеждениям.
Организацией, сплотившей вокруг себя неоязычников, несколько лет назад стала "Маавалла кода". В ее состав входят четыре секты: общины Севера, Юга Эстонии, острова Сааремаа и города Тарту. Правление организации состоит из трех человек, которых выбирают общинники.
У современного эстонского язычества две ветви. Одна из них предполагает поклонение богу Таара (о том, что эсты поклонялись божеству с таким именем, известно по упоминанию в одной из средневековых хроник, но и только).#!# Первое объединение последователей Таара появилось в 1930 году и называлось "Хиис" - "Священная роща". Календарь сторонников Таара начинался с 1918 года.
В 1980-х годах в Эстонии снова были предприняты попытки реконструировать ритуалы поклонения Таара. Однако популярности они не получили: первые поклонники Таара частично реконструировали его культ на основе более престижной немецкой, а не эстонской народной культуры, а теперешним неоязычникам это кажется недостаточно патриотичным.
Более популярно второе направление эстонского неоязычества. Оно называется "Маауск" ("Вера нашей земли"). Этот термин начал публично употребляться в Эстонии 30-35 лет назад. Сторонники "Маауск" упирают на поклонение низшим божествам (вроде русских водяных и леших): их культ, в отличие от культа "настоящих" богов, хорошо сохранился почти повсюду.
Неоязычники каждый год выпускают календарь, где дни месяца передаются с помощью североевропейских рун с добавлениями древних эстонских графических знаков. Летоисчисление начинается 10219 лет назад, с момента "Рождения эстонской Земли", когда, по учению "Маауск", раскололся ледник и сформировалась современная территория Эстонии. Основными местами поклонения для неоязычников являются священные рощи, жертвенные камни, святые родники и деревья.
Отношения неоязычников с государством не всегда безоблачны. "Маавалла кода" критикует власти по вопросам застройки священных мест, выступает против христианского влияния в системе среднего образования республики.
Надо сказать, что эстонцы не одиноки в своем желании "возродить дохристианские культы". Схожие религиозные течения в ХХ веке появились едва ли не во всех европейских странах (причем обычно - в связке с оголтелым национализмом).
Однако все эти попытки идут прежде всего от невежества: ведь возрождать-то почти нечего; да и о европейских языческих традициях известно слишком мало. Можно лишь придумать эти культы заново, используя сохранившиеся обрывки сведений, дополняя их более или менее добросовестными домыслами и старательно уверяя себя и окружающих в древности и исконности этих подделок.