Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
"Не сдавайтесь!"

"Не сдавайтесь!"

Александр Горбунов
28.05.2007

Совсем недавно мы отметили День Победы. Праздник, кажется, состоялся. Но, может быть, мы просто убедили себя в том, что он состоялся? Может быть, мы все, от президента до рядового гражданина, просто очень хотели, чтобы он был и заставили себя не замечать слишком многое из того, что не замечать нельзя?

Столь невеселые и неудобные вопросы вызвало одно очень печальное и очень важное событие. 19 мая на девяностом году жизни скончался Солдат. Солдат, который прошел всю Великую Отечественную войну, прошел Сталинградскую битву. Солдат, который, вернувшись с фронта, стал одним из русских писателей-классиков второй половины ХХ века.

Михаил Алексеев отразил свою страну, свою эпоху в книгах "Солдаты", "Вишневый омут", "Драчуны", "Ивушка неплакучая", "Мой Сталинград" и многих других. В его слове - боль и радость, трагедия и величие непокорного, не сдающегося никаким врагам, упорного и доброго народа. Алексеев заслужил боевые награды, был и Героем Социалистического Труда, и лауреатом Государственных премий. Но главное, его любили люди, читатели, не случайно тот же "Вишневый омут" переведен на многие языки мира. Не случайно и "Мой Сталинград" стал бестселлером среди тех, кому нужны не "проклинающие и забывающие" повествователи, но не сдавшиеся воины, которым известна великая, страшная, но и победительная правда.

Благодаря мужеству Алексеева в советской России, впервые после долгих лет забвения, в журнале "Москва", который он редактировал много лет, была опубликована и стала доступной "История государства Российского" Н.М. Карамзина. Как немногие его современники, Михаил Алексеев понимал, сколь важно прервать полосу исторического забвения, возвратить страдающему и не знающему, куда идти, народу память.#!#

Те, кто лишает нас памяти, сделали все, чтобы ни в день, когда скончался писатель, ни во все последующие дни страна ничего не узнала об утрате. Если и было где-то упомянуто по радио или в теленовостях, то вскользь, скороговоркой, так, что даже человек, достаточно внимательно следящий за информационным потоком, не мог узнать о случившемся.

А много ли говорили о Михаиле Алесееве в последние 15 лет? Немного. Вернее, ничего говорили. Ни разу (!) к нему не приехали с телевидения, чтобы сделать интервью. Не было ни одной литературной передачи, ни одной экранизации его произведений. При том, что, казалось бы, те же "Драчуны", как как одно из немногих произведений, востребованы в контексте обсуждения темы массового голода, "голодомора", организованного отдельными деятелями-людоедами в 1930-е годы. "Голодомор"-то ведь был не только на Украине, но и в Поволжье. Почему-то алексеевская правда не пришлась по вкусу штатным "разоблачителям". Не потому ли, что была слишком народной, слишком выстраданной и не несла в себе, помимо прочего, нигилистически-разрушительного заряда по отношению ко всему государству в целом?

Не стоит слишком долго гадать о том, какое место в общественном сознании занимала бы подобная фигура в любой, как принято у нас говорить, "цивилизованной стране". Потому что речь идет о национальном достоянии. Тем более, когда ветеранов-фронтовиков становится все меньше и меньше... У нас же – полное забвение.

Лишь только несколько печатных патриотических изданий разместили достойные некрологи. Михаил Алексеев и был патриотом. Что ж, значит все наше телевидение (наше ли?) к патриотизму отношения не имеет. Не тому фальшиво-бравурному, приступы которого случаются к какой-нибудь дате или в пылу очередной пиар-компании, а к тому, что рожден на фронте, выстрадан и выражен в самородном, некоммерческом настоящем творчестве.

Волнение в медиапространстве по поводу таллинского Бронзового солдата было нешуточным. Карлики в националистическом угаре поспешили убрать его с городский площади, чтобы он не слишком часто напоминал им об их собственной ничтожности.

В те дни Михаил Алексеев был еще жив, и другие карлики предали забвению не бронзового, но реального солдата и героя. И даже его уход из жизни не заставил их изменить "информационную политику". Эстонский мелкотравчатый национализм здесь уже не при чем. Доморощенным карликам не к лицу неблагодарная и неблаговидная суета вокруг монументов. Они знают, что в их руках оружие пострашнее, чем строительный бульдозер.

При помощи телеорудий и интернет-минирования они стирают самосознание народа, а следовательно и сам народ с лица земли. Когда работа будет закончена, придут и на нашу землю бульдозерщики, сносящие памятники воинам-освободителям, как символы "тоталитарного прошлого". Ведь уже сейчас особо активные "правдоискатели", такие как, например, "драматург" Розовский, "историк" Соколов, "учитель истории" и "журналист" Венедиктов спешат поставить под вопрос все наши главные смыслы. Из передачи на радиостанции "Эхо Москвы" можно узнать о том, что "это еще большой вопрос: был ли Александр Невский светочем или негодяем"…

В том, что проводится целенаправленная информационная политика по уничтожению национального самосознания, убеждает именно знаковость, не случайность произошедшего. Вспомним, как точно также, безо всякого упоминания в электронных СМИ, ушел из жизни выдающийся русский поэт первой величины Юрий Кузнецов. Как незаметно для общества доживал последние годы последний великий композитор мирового масштаба Георгий Свиридов. Как "не заметили" смерти крупного писателя Петра Проскурина. Как гробовым молчанием укрыли прозрения неожиданно скончавшегося, но успевшего столь многое сделать философа Александра Панарина. Ряд можно продолжать и продолжать. А отношение к ныне живущим значимым носителям мысли и красоты, среди которых есть еще, кстати, и ветераны Великой Отечественной войны, только подтверждает сказанное.

Какой смысл обижаться на не слишком далеких эстонских радикалов, науськиваемых новыми хозяевами, если подобное происходит у нас? Где стараниями массовой пропаганды кумирами становятся Ксения Собчак, Лолита и Верка Сердючка, вдруг оказавшаяся такой "неблагонадежной". Где обсуждаемой фигурой в передачах центрального телевидения является некто Листерман – то ли сводник, то ли сутенер, обслуживающий олигархат.

При обсуждении Бронзового солдата подспудно возникло, с ядовитой ехидцой упоминавшееся, деяние администрации города Химки. "Умники" на виду у всего мира начали неряшливое перезахоронение останков погибших боевых летчиков на городское кладбище. Бог им судья...

Однако, не они, не эта вот жалкая горадминистрация воюет сегодня на территории нашей страны с живыми и павшими солдатами Великой Отечественной. Они, химкинские чиновники – всего лишь продукт атмосферы всеобщего забвения, размыва ценностей, поругания святынь. Самое печальное, нет никаких ощутимых признаков наступления качественного перелома ситуации.

Любые созидательные импульсы, исходящие как "снизу" от мыслящей части народа, так и "сверху" из властных государственных структур вязнут в информационной среде. Без нее современное общество существовать не может. И вот она-то и оказалась наиболее сильно поражена, пронизана вирусом отрицания России.

Даже после смерти наши великие солдаты продолжают сражаться за нас. Их хотят добить, уничтожить. Против тех, что одеты в бронзу, улюлюкающая иноземная чернь выводит экскаваторы – политкорректные танки Евросоюза. Удостоенных бороться за сердца людей словом окружают забвением. А они, уходя, лишь успевают передать нам завет: "Не сдавайтесь!"

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.