Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 декабря 2021
Карикатурная война

Карикатурная война

Николай Пахомов
07.02.2006

Как всегда, эта война началась с большой провокации.

Вряд ли найдутся желающие поспорить, что главным международным событием последнего времени стал набирающий обороты скандал по поводу публикаций карикатур на пророка Мухаммеда. Современные международные отношения настолько сложны, что при анализе происходящего необходимо рассматривать максимально возможное число различных версий. В случае скандала с карикатурами одной из самых убедительных представляется версия о крупнейшей провокации.

Провокация, если она имела место, получилась удачная. Известно, что ее успех был бы невозможен на пустом месте. И западные европейцы, и мусульманский мир ещё со времён первых крестовых походов смотрят друг на друга с подозрением, а то и враждебностью. Общее смягчение нравов, якобы случившееся после окончания "холодной войны", в культурном недопонимании западного и мусульманского миров практически ничего не изменило.#!#

Конечно, в Западной Европе всегда было дурным тоном предъявлять какие-либо претензии мусульманам и носителям других культур, постепенно заселяющим Европу. Однако такая вежливость мало что изменила: взрывоопасный материал для конфликта постепенно накапливался. Карикатуры послужили детонатором. Понятно, что сами по себе европейцы ещё долго продолжали бы делать вид, что всё в порядке, и для того, чтобы вывести их из равновесия, необходимо было проявление агрессии со стороны исламского мира. Проявить ее заставила серия карикатур.

Скорую на расправу арабскую улицу оскорбили предельно жёстко. Она просто не могла не ответить. Более того, есть основания предположить, что постепенно мусульмане будут переносить "боевые действия" на территорию противника: минувшие выходные отмечены столкновениями в Брюсселе. Потеряли обычную взвешенность и сами европейцы. Удивляться этому не приходиться – мусульмане буйно протестуют против свободы слова, являющейся краеугольным камнем западной цивилизации.

Конечно, версия о провокации неприятна. Развивая её, можно предположить, что силы, подлившие масла в огонь культурного непонимания, сделают всё, чтобы и дальше развивать конфликт. Прежде всего, стоит вспомнить, что между первой публикацией карикатур и сегодняшними нападениями на посольства прошло почти четыре месяца. Несколько представителей европейской журналистики ещё в сентябре призвали перепечатать карикатуры, дабы поддержать датских коллег. Однако с публикацией не спешили, хотя, если бы рисунки перепечатали тогда, в мусульманском мире это осталось бы практически незамеченным.

…Вряд ли большинство сирийцев или, скажем, индонезийцев читают датские или норвежские газеты. Этим людям надо было рассказать, что и почему они должны сделать. В этой связи стоит задуматься над таким фактом: известно, что ряд СМИ мусульманского мира, например турецкие, скандальные рисунки перепечатали с "небольшими" добавлениями. В новой версии Мухаммед изображён в столь оскорбительной форме, что так нарисовать не пришло бы в голову даже самому злобному датскому карикатуристу.

Неоднозначна и роль Саудовской Аравии, которая спустя несколько месяцев призывала соседей обратить внимание на рисунки. Тут следует вспомнить, что многие специалисты уже давно видят "саудовский след" в истории развития международного террористического движения. И это при том, что Саудовская Аравия – один из самых верных союзников США.

Это значит, Вашингтон мог не допустить эскалации "карикатурной" войны. Но похоже, что такой конфликт рассматривается Соединенными Штатами чуть ли ни как подтверждение их концепции усмирения мусульманского мира. Выступая в Мюнхене на международной конференции по вопросам безопасности, Дональд Рамсфельд даже заявил о "глобальной экстремисткой исламской империи".

Реальность такой страшилки вполне может подтвердить нынешний конфликт. В этом свете в глазах западной общественности по-новому смотрится и полемика вокруг иранской атомной программы.

Не будем забывать, что за последнее десятилетие Америка стала одним из центров распространения конфликтной риторики по отношению к исламскому миру. Здесь можно вспомнить и идею Хантингтона о "конфликте цивилизаций", и утверждения воинственных неоконсерваторов, задающих тон в администрации президента Буша, о новом "крестовом походе", и многое многое другое.

Начавшийся кризис может стать для Вашингтона началом целого ряда тактических успехов. Скажем, беспорядки в Ливане можно назвать происками Сирии, а любое обострение ситуации в Палестине объяснить победой ХАМАС. Повышение активности мусульманских фундаменталистов в Индонезии способно обосновать появление в стране американской военной базы, а в Индии привести к новым правительственным закупкам продукции американского ВПК. Впрочем, этот список можно продолжать ещё долго.

…Вряд ли нападения на посольства западноевропейских стран были бы возможны, если бы власти действительно приняли все меры для их безопасности. Известно, что любые беспорядки всегда служат оправданием для ужесточения режима. Более того, гнев простых людей оказался весьма удачно обращён против небольшой и далёкой Дании, а не против, например, неэффективности собственного правительства. По этой причине нынешние агрессивные действия в разных частях исламского мира продлятся ещё некоторое время. Зато потом у правительств мусульманских государств будет прекрасный повод для "закручивания гаек".

Итак, есть основания думать, что "карикатурная" война – результат осознанных действий сил, заинтересованных в дестабилизации отношений западного и мусульманского миров. Скорее всего, со временем появится еще больше подтверждений этой версии.

В такой ситуации Россия не должна остаться в стороне от происходящего. У нашей страны есть все возможности для того, чтобы стать посредником, способным уладить конфликт. Напомним, что Россия не только является членом "большой восьмёрки", но и имеет статус наблюдателя в Организации Исламской Конференции. Такое посредничество может и принести очередные очки авторитета для российской дипломатии, и помешать превращению "карикатурной" войны в военный конфликт, возможностью возникновения которого, вероятно, и решили поспекулировать авторы провокации.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
30.11.2021
Беседа с замечательной русской актрисой, отметившей недавно юбилей.
Фоторепортаж
01.12.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит выставка о полководцах, 80 лет назад отстоявших столицу.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.