Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
В режиме недопуска

В режиме недопуска

Литва закрыла два пропускных пункта на границе с Белоруссией
Виталий Лекомцев
06.03.2024
В режиме недопуска

После закрытия Литвой ещё двух своих пограничных пунктов, соединявших её с Белоруссией – сейчас на общей границе остались действовать лишь два КПП, нагрузка на которые существенно возросла.

 

Вильнюс выстраивает «железный занавес» на границе со своим юго-восточным соседом, исходя из двух соображений. Во-первых, литовские власти хотят прекратить поездки своих граждан по введённому Минском безвизовому режиму. Во-вторых, Литва пытается отгородиться от всех въезжающих белорусов, не вникая особо в их политические взгляды.

В данном случае Литва действует в составе «команды» – на протяжении 2023 года окружающие Белоруссию страны ЕС/НАТО усердно от неё отгораживались. Так, в начале прошлого года Польша аннулировала соединявший её с Белоруссией пограничный переход «Бобровники», а потом – «Кукурыки-Козловичи». В свою очередь, Латвия в сентябре прекратила работу КПП «Силене». Не осталась в стороне и Литовская Республика, в августе закрывшая два из шести действовавших на тот момент пограничных пунктов пропуска – «Шумскас» («Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Данное решение Вильнюс обосновал якобы существующей «угрозой» от бойцов группы «Вагнер», которые минувшим летом переместились в Белоруссию. После этого на белорусско-литовской границе действовали четыре погранперехода: «Лаворишкес» («Котловка»), «Мядининкай» («Каменный Лог»), «Шальчининкай» («Бенякони»), «Райгардас» («Привалка»). Основная часть транспортных потоков с закрытых КПП перенаправилась в «Мядининкай», который и до того был самым загруженным из пограничных пунктов. 

Белорусская сторона осудила решение Литвы, назвав его неконструктивным и недружественным шагом. В белорусском ГПК отметили, что так власти Литвы хотят препятствовать перемещению не только грузов, но и уменьшить поток литовцев, которые путешествуют по введённому Минском в 2022 году «безвизу» и могут своими глазами увидеть, как на самом деле живут в Белоруссии. 

Однако предпринимаемые литовскими властями меры – частичное закрытие пограничных КПП, запугивание через СМИ – постепенно оказывают своё действие. По данным литовских госорганов, в 2023 году на пунктах пропуска с Белоруссией было проверено почти 3,9 млн человек, что на 25,5 % больше, чем в 2022-м. Отмечается, что 66 % всех проверенных составили граждане Белоруссии. В то же время поток граждан Литвы в Белоруссию снизился. Границу в прошлом году пересекли 684 тысячи литовцев, что на 13,4 % меньше, чем в 2022-м. Большинство граждан Литвы пересекали границу в пунктах пропуска «Шальчининкай» и «Лаворишкес».

А 1 марта 2024 года Литва закрыла ещё два пункта пропуска на границе с Белоруссией: «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). Литовская сторона называет этот шаг «своевременным и необходимым» – мол, в столь важном деле нельзя отставать от соседей. «В соседних государствах (Польша и Латвия – авт.) осталось по одному действующему пункту пропуска (в Белоруссию – авт.), а в Литве – четыре. В результате поток товаров, транспорта и людей через литовско-белорусские пограничные пункты увеличился на 50%. Необходимы большие ресурсы для контроля потоков, предотвращения контрабанды, обеспечения международных санкций и снижения рисков безопасности дорожного движения. Это решение также было обусловлено рисками, связанными с усилением деятельности белорусских спецслужб и служб безопасности против Литвы и наших граждан», – подчёркивает министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте.

В свою очередь, глава литовской Службы охраны госграницы генерал Рустам Любаев говорит: «В наших же интересах лучше контролировать поток прибывающих иностранцев – я говорю о гражданах Российской Федерации и Белоруссии. Когда такие большие потоки, сложнее осуществлять качественный контроль. Мы считаем, что один из возможных путей – уменьшить эти потоки». Таким образом, на границе Литвы с Белоруссией продолжают работать лишь два пункта пропуска – «Мядининкай» и «Шальчининкай». Но закрытием двух КПП дело не ограничилось. Также с 1 марта запрещается проход пешеходов и велосипедистов через два оставшихся контрольно-пропускных пункта, посадка и высадка пассажиров на пограничных железнодорожных станциях «Кена» и «Кибартай». Кроме того, решено сократить на 50% число разрешений, выдаваемых белорусским и литовским пассажирским перевозчикам. По этому поводу в белорусском Министерстве иностранных дел заявили, что «цель таких манипуляций одна – искусственно создать образ врага из соседней Беларуси, прикрывая собственные просчеты в экономике, уничтожение транспортной отрасли, бездумную гонку вооружений, насилие над мигрантами на границе». Под последним имеются в виду систематические случаи избиений и убийств литовскими, польскими и латвийскими силовиками беженцев из стран Глобального Юга, пытающихся проникнуть из Белоруссии на территорию ЕС, где, как они по своей наивности полагают, всех мигрантов встречают с распростёртыми объятиями…

Белорусские дипломаты также напоминают о продолжающемся «неудобном» для Вильнюса потоке литовцев, всё ещё посещающих соседнее государство по безвизовому режиму. «Обоснование данного решения (закрытия погранпунктов – авт.) литовским правительством вызывает уже даже не возмущение, а, скорее, просто улыбку. Такие причины, как опасность проникновения мигрантов и агентов КГБ в белорусских автобусах, проблемы с очередями, которые решаются путем закрытия погранпереходов, аргументы о том, что "соседи ведь тоже так делают", просто не требуют комментариев», – указали в белорусском МИД. 

В ведомстве также подчеркнули, что Литва закрывает пункты пропуска на общей границе Евросоюза с «молчаливого согласия» других стран ЕС и Брюсселя. «Белоруссия будет вынуждена жёстко отреагировать на эти крайне недружественные действия Вильнюса с учетом интересов своих граждан и, насколько это возможно, жителей соседних стран», – предупредили дипломаты. 

Однако в действиях литовских властей, помимо нежелания видеть своих граждан в гостях в Белоруссии, прослеживается ещё один мощный мотив – страх перед простыми белорусами. В Литву в основном едут две категории белорусских граждан – представители оппозиции, противники президента Лукашенко, а также гастарбайтеры, которых приглашают литовские работодатели в рамках системы квот. По этому поводу советник президента балтийской республики Фредерикас Янсонас заявил: «Из месяца в месяц в Литву из Белоруссии прибывают тысячи и тысячи новых жителей. Потенциально мы создаем для себя серьёзную проблему, формируется потенциальная пятая колонна». Янсонс напомнил, что литовский Департамент госбезопасности (ДГБ) регулярно сообщает о существовании «угрозы» в лице белорусов. В ведомстве боятся формирования в Литве крупной белорусской диаспоры, которая станет трудно контролируемой. «В течение года в Литву из Белоруссии прибывают от 17 до 20 тысяч лиц, об убеждениях которых мы ничего не знаем», – заявил Янсонас.

По данным литовского Департамента миграции, на начало этого года в государстве проживало 224,8 тысячи иностранцев, из них около 62,5 тысячи белорусов. Паранойя литовских властей дошла до того, что они всерьёз опасаются «гибридной», а то и вполне себе силовой операции, которую, по их мнению, может начать против Литовской Республики президент Александр Лукашенко. Причем эта паранойя распространяется даже на эмигрировавших в Литву противников Лукашенко. Поэтому литовские власти начали жесточайшие проверки постоянно проживающих у них белорусов, отобрав у многих виды на жительство. Также становятся всё более суровыми правила въезда граждан Белоруссии по шенгенским визам. Закрытие пограничных пунктов въезда преследует ту же цель – максимально затруднить белорусам возможность въезда в Литву. 

Ограничения уже возымели эффект – директор Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте говорит, что в Литве в последнее время появляется всё меньше граждан Белоруссии, приезжающих на заработки. 

«Я думаю, что это связано со всей текущей обстановкой и с тем, что бизнес переориентируется и начинает приглашать рабочую силу из других стран, не представляющих столь больших рисков – таких, как Узбекистан, Киргизия, Казахстан», – пояснила чиновница. Кроме того, многие белорусы, ранее получившие в Литве виды на жительство, это государство тоже покинули. По словам Гудзинскайте, белорусов отпугивают и отсеивают проверки, которые возглавляемое ею ведомство проводит совместно с Департаментом государственной безопасности. В настоящее время ДГБ даёт заключение на каждого гражданина Белоруссии или другой третьей страны, подающего заявление на получение вида на жительство в Литве или визы.

27 февраля Гудзинскайте сообщила, что Департамент миграции Литвы планирует проверить более 18 тысяч белорусов, поселившихся в республике до ограничений, введённых в 2022 году. С конца того года все граждане России и Белоруссии при обращении за выдачей или продлением вида на жительства в Литве должны заполнить специальную анкету. «Мы начнем проверять всех граждан Белоруссии, получивших вид на жительство на основании работы до того, как стал использоваться дополнительный опросник», – предупредила Эвелина Гудзинскайте. Каждый, кого заставили заполнять подобную анкету, должен ответить на вопросы о том, как он относится к нынешним властям Белоруссии и России, кому принадлежит Крым, кем он работал в течение своей жизни, кем являются его родственники и т. д.

Гудзинскайте пригрозила: «Если человек не заполнит анкету, это будет рассматриваться не в его пользу. Если человек заполнит – опять же, будет оцениваться, что он ответил. И если будет обнаружена негативная информация, мы проконсультируемся с ДГБ. Если департамент придёт к выводу, что человек представляет угрозу безопасности государства, его вид на жительство будет аннулирован». Даже единственный ответ, который по той или иной причине не нравится литовским чиновникам, становится причиной того, что человека из Литвы выдворяют. Кроме того, председатель литовского парламентского комитета национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас предложил отменять временный вид на жительство, выданный гражданам России и Белоруссии в том случае, если они ездили на родину более одного раза в месяц за последний год. Это, по мнению Кащюнаса, позволит отсеять потенциальных шпионов и подрывной элемент. 

Так или иначе, но отгораживаясь от Белоруссии и белорусов, Литовская Республика превращает себя в глухое захолустье на окраине Евросоюза, в какой-то бесполезный «отросток». Раньше экономика государства, в значительной степени, жила за счёт транзита, но Вильнюс целенаправленно давит сейчас свою транзитную отрасль. 

После закрытия «Лаворишкес» и «Райгардас» основная масса скопившихся на границе фур поехала в пункт пропуска «Каменный Лог», где образовалась очередь из грузовиков протяженностью в десять километров. «Складывается ощущение, что литовская сторона специально создает затор», – констатируют в таможенном пограничном комитете Белоруссии. Там обратили внимание на то, что литовцы могли бы по крайней мере направить сотрудников с закрытых пунктов на действующие – как поступила белорусская сторона – но они этого не сделали. В том, чтобы снизить протяжённость возникших транспортных заторов, литовская сторона явно не заинтересована.

По сравнению с прежним, очереди выросли в два раза. По сведениям Госпогранкомитета Белоруссии на 3 марта, оформления въезда в Литву ожидали более 1400 большегрузов. В пункте пропуска «Каменный Лог» скопилось более 720 грузовых автомобилей, в «Бенякони» – более 680. В свою очередь, по информации Дирекции контрольно-пропускных пунктов Литвы, выезда в Белоруссию ожидали 800 фур. В пункте пропуска «Мядининкай» застыли 460 машин, причём среднее время ожидания в очереди составляет около 92 часов (около четырех суток). В пункте «Шальчининкай» стоят 340 большегрузов, время в пробке – около 68 часов. 

А тем временем литовский президент Гитанас Науседа предрекает, что «железный занавес, вероятно, опустился надолго». И добавляет, что не берётся судить о сроках – «на десятилетия или на годы». 

Науседа признаёт, что «существование этого железного занавеса» создаёт проблемы как для НАТО в целом, так и для Литвы, которой предстоит, дескать, совершить «много работы и сделать её быстро».

В этой ситуации особенно жаль жителей приграничных территорий, связанных родственными и дружескими связями. Похоже, скоро им будет общаться столь же тяжело, как и обитателям восточного и западного Берлина в годы холодной войны…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.