Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Когда паны дерутся...

Когда паны дерутся...

Украинские силовики начинают войну между собой
Святослав Князев
27.07.2018
Когда паны дерутся...

На днях на Украине произошло нечто невообразимое. Киевский суд взял на два месяца под круглосуточный домашний арест координатора неонацистской организации С14 (запрещена в РФ) Сергея Мазура. Ранее сотрудники национальной полиции Украины ворвались домой к Мазуру и провели там обыск. Официальный повод – нападения боевиков С14 на цыган под Киевом. Новость прозвучала совершенно сюрреалистично, так как за последние годы данная организация совершила десятки нападений на представителей средств массовой информации, оппозиции, ветеранских организаций и национальных меньшинств, оставаясь совершенно безнаказанной.

Более того, «дочерние организации» С14, какие как «Образовательная ассамблея» спокойно получают на свои выходки финансирование из госбюджета.

Убийство писателя Олеся Бузины. Нападение на ветеранов у памятника генералу Ватутину. Избиения членов левых организаций и заместителя главы партии «Разумная сила». Атаки на известных журналистов Руслана Коцабу и Игоря Гужву. И даже – пьяная езда за рулем автомобиля в Днепропетровске. За это и за многое другое лидеры и активисты С14 наказаны никак не были.

В чем секрет такой неуязвимости – догадаться несложно. Лидеры неонацистов даже не скрывали своих связей со Службой безопасности Украины, а отдельные общественные деятели прямым текстом писали, что руководители организации относятся к числу агентов СБУ. Но это еще очень мягкие и обтекаемые формулировки.

Все указывает на то, что украинская спецслужба банально использовала неонацистов из С14 и других подобных организаций как «эскадроны смерти» – чтобы убивать и запугивать неугодных киевским властям людей.

Однако в 2018 году система дала неожиданный сбой. На «активистов» возбудили уголовное дело, их лидер оказался под домашним арестом, а акции, еще недавно бывшие ежедневными, прекратились. Причем работают «по неонацистам» не сотрудники СБУ, призванные по логике вещей бороться с экстремизмом, а органы внутренних дел. По информации украинского издания «Вести», МВД теперь вообще пристально мониторит деятельность неонацистских группировок, находящихся вне зоны контроля полиции и работающих, по мнению журналистов и правозащитников, на Службу безопасности.

На первый взгляд, разобраться с происходящим непросто. Что могло заставить полицию резко изменить свое поведение? Для того чтобы понять причины преображения позиции МВД Украины, следует разобраться с общественно-политическим контекстом в «незалежной». И убедиться, что различные силовые структуры развернули там между собой настоящую войну.

Украинское правительство недавно приняло решение о допуске на границу – в зону таможенного контроля – сотрудников МВД. И это серьезным образом изменяет неформальный баланс сил на внешних рубежах государства. Несмотря на то что таможня на Украине замыкается на государственную фискальную службу, возглавляемую, пока что с приставкой «и.о.», Мирославом Проданом (согласно заявлениям ряда изданий, являющегося кумом премьер-министра Украины Владимира Гройсмана), вопросы контрабанды, по данным СМИ, всегда курировала СБУ. Решение же правительства резко усилило позиции одного из самых влиятельных представителей украинского кабмина – главы МВД Арсена Авакова (на фото).

Практически синхронно СБУ и генеральная прокуратура Украины, являющиеся «руками» Петра Порошенко, провели обыски  в помещениях, связанных с главой винницкой государственной фискальной службы Русланом Осмоловским. Причем, как сообщила «Страна», обыскали даже жилье и гараж главного винницкого фискала. До назначения на должность начальника региональной ГФС Осмоловский был первым заместителем главы ее областного управления – на тот момент именно Мирослава Продана, сделавшего затем резкий карьерный рывок. И следующим этапом разбирательств по тому же уголовному делу, по информации СМИ, могут стать обыски уже у самого и.о. начальника ГФС Украины. Фискалов СБУ «подозревает» в должностных правонарушениях. Вскоре после обысков один из руководителей винницкой ГФС был задержан, а Осмоловскому объявили о подозрении в создании преступной организации, уклонении от уплаты налогов и злоупотреблении властью.

Одновременно в СМИ попала история о том, как жена Владимира Гройсмана неизвестно каким образом «растаможила» через ГФС под видом подержанного новый джип «Мерседес», занизив его стоимость в три раза. Эпизод для украинских властей вроде бы ничтожный. Но раньше подобный сор из избы не выносился...

Как из рога изобилия в последние два-три месяца сыплются на Украине задержания силами СБУ высокопоставленных полицейских. Так, в частности, в Харьковской области, некоторое время являвшейся личной «вотчиной» главы МВД Арсена Авакова, был недавно задержан полковник – заместитель начальника районного отдела главного управления национальной полиции, который за деньги закрывал уголовные дела. В Одессе по похожим обвинениям задержали сотрудника отдела защиты экономики УВД. Во Львове – высокопоставленного офицера криминальной полиции. В Чернигове – начальника следственного отдела.

Отдельный «силовой» скандал разгорелся прямо в стенах украинского парламента. Там сотрудница секретариата комитета по нацбезопасности и обороне Татьяна Блистив обвинила главу комитета, представителя партии «Народный фронт» Сергея Пашинского (того самого, который, по утверждениям СМИ, курировал снайперов на Майдане) в том, что он угрожал ее убить за отказ вносить «левые» исправления в утвержденные документы, касающиеся долгов «Укроборонпрома» перед Россией. Пашинский якобы сказал Блистив, что его состояние составляет 10% от ВВП Украины, и у него есть «специально обученные» люди, которые сделают с ней то, что ему будет угодно. Сам депутат в ответ на обвинения заявил, что все было не так и угрожала ему на самом деле Блистив, после того, как он поймал ее на хищении денег из зарплат сотрудников комитета. Остроты ситуации добавляет тот факт, что муж госпожи Блискив – это, по данным «Страны», Владимир Колесник, замначальника главного департамента по вопросам национальной безопасности и обороны администрации президента Украины и друг еще одного человека Порошенко – главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, добивающегося сейчас создания «под себя» спецслужбы с огромными полномочиями – государственного бюро военной юстиции.

«Вишенкой на торте» в противостоянии украинских силовиков стало то, что в помещение национального антикоррупционного бюро Украины, путающегося под ногами у членов правительства, на днях ворвалась группа людей, связанных с экс-советником Арсена Авакова Ильей Кивой, и с молчаливого согласия присутствующей на месте полиции разбросала там торты «Рошен», прочно ассоциирующиеся на «незалежной» с личностью Порошенко. Намек получился весьма прозрачный...

Почему украинские силовики, еще недавно демонстрировавшие трогательное единство перед лицом вымышленной российской угрозы, неожиданно оказались готовыми вцепиться друг другу в глотки? Судя по всему, речь идет о политических столкновениях между их шефами и кураторами.

«Народный фронт» вместе с премьер-министром Владимиром Гройсманом, ранее входившим в команду президента, пока уверенно дрейфует к наиболее рейтинговому украинскому политику – Юлии Тимошенко. Петру Порошенко, который пока что определенно не желает отказываться от власти, это движение категорически не нравится. И он начинает нажимать на оставшиеся у него силовые рычаги с тем, чтобы заблокировать или хотя бы замедлить этот процесс.

Те, кто четыре года назад обещали своим сторонникам «европейскую жизнь» и «законность», погрязли в уродливых феодально-криминальных разборках, окончательно добивающих многострадальную украинскую экономику. Отвлекаются от этого увлекательного занятия они только для того, чтобы в очередной раз ритуально обвинить во всех бедах Украины «московский мордор».

И пока небожители с украинского «Олимпа» делят страну и выясняют между собой отношения, они, по ходу дела, словно в компьютерной игре разыгрывают «мортал комбат» с участием людей из подвластных силовых ведомств, ломая их судьбы. Как говорит старая украинская мудрость: «Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат»...

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..