Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 июля 2020
«Я получил свое, и пошел ты, Джек!»

«Я получил свое, и пошел ты, Джек!»

В России вышла книга о методах работы американской разведки
Вероника Крашенинникова
18.06.2013
«Я получил свое, и пошел ты, Джек!»

Издание английского историка и журналистки Френсис Стонор Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны» впервые раскрывает подробности того, как Соединенные Штаты выстраивали свою «мягкую силу» в 1950-1960-е годы.

Автор концепции «мягкой силы», гарвардский профессор Джозеф Най на страницах американского журнала «Форин полиси» сетует, что Россия в своих усилиях по применению «мягкой силы» неправильно интерпретировала его концепцию. «Ошибка Москвы в том, что они думают, будто главный инструмент «мягкой силы» – это правительство», – пояснил он.

«Лучшая пропаганда – это ее отсутствие», – считает Джозеф Най. Да, именно под этим лозунгом вело работу в области культуры ЦРУ, в обстановке строжайшей секретности, тщательно маскируя свое финансирование нагромождением подставных фондов. Центральным элементом программы мероприятий в сфере культуры было утверждение о том, что такой программы не существует.

Френсис Стонор Сондерс на протяжении нескольких лет штудировала документы более чем 30 американских и британских архивных собраний, проанализировав огромный массив информации. На основе этих первоисточников автору удалось сложить уникальную картину одной из самых амбициозных секретных операций «холодной войны» – избавления западноевропейской интеллигенции от марксизма и привлечения ее к реализации американских интересов.

После Второй мировой войны европейские коммунисты, мужественно защищавшие свои страны от фашизма, пользовались огромной популярностью среди населения, и во многих государствах, судя по всему, могли прийти к власти.

Вашингтон не мог допустить этого. Наряду с прямым вмешательством в избирательные кампании, как в Италии и во Франции в 1948 году, американские стратеги разработали долгосрочные программы культурного и интеллектуального воздействия на элиты этих стран.

Цель работы над умом и сознанием европейской интеллигенции была двоякая. Во-первых, требовалось сделать левых «некоммунистическими», то есть сдвинуть их ближе к центру – поскольку избавиться от подобных взглядов не представлялось возможным. Во-вторых, необходимо было «оторвать» их от Советского Союза, сделать их антисоветскими.

В сфере культуры СССР представлял настолько убедительные аргументы, что американский истеблишмент мучился неспособностью сформулировать контраргументы и предложить свою мораль и духовную силу. Огромный успех советского Дома культуры в Берлине, открытого в 1947 году, вселил в американских «рыцарей холодной войны» настоящую панику. Ведь для Европы американской культуры как таковой не существовало. С европейской точки зрения, Америка была «культурной пустыней», нацией жующих жвачку обывателей, чьим национальным девизом могло быть, как говаривал американский журналист и критик Дуайт Макдональд: «Я получил свое, и пошел ты, Джек!».

Основным инструментом культурного фронта «холодной войны» США служил Конгресс за свободу культуры с отделениями в 35 государствах, десятками изданий и программ.

Возглавлял его агент ЦРУ Майкл Джоссельсон, эмигрант из Эстонии, чья семья переехала в Германию после революции 1917 года. Конгресс работал в тесной связке с Центральным разведывательным управлением, Советом по психологической стратегии, созданным в Государственном департаменте, и другими американскими и британскими специальными службами.

Многочисленные издания, симпозиумы, выставки, концерты и программы конгресса должны были убедить европейцев, что «Америка и американцы достигли полного триумфа во всех сферах человеческого духа, общих и Старому и Новому Свету». В деятельности конгресса активно участвовали такие известные писатели и философы как Джордж Оруэлл, Бертран Рассел, Артур Кестлер, Раймонд Арон, Андре Мальро и многие другие. Генеральным секретарем Конгресса за свободу культуры служил русский иммигрант композитор Николай Набоков, кузен писателя.

Вот как это описывает Френсис Стонор Сондерс: «На должность генерального секретаря Джоссельсон активно лоббировал своего любимого кандидата, Николая Набокова, который уже пробовался на главную роль, когда декламировал на Берлинской конференции: «Из этого Конгресса мы должны создать организацию для войны. У нас должен быть постоянный комитет. Мы должны сделать так, чтобы он вовлек в работу всех людей, все боевые организации и использовал все методы борьбы с перспективой на действие. Если мы этого не сделаем, то, рано или поздно, нас всех повесят. Часы давно уже пробили двенадцать».

На «культурном фронте» американские спецслужбы охватили все сферы искусства и интеллектуальной деятельности.

Утверждение музыкальных произведений и книг для послевоенной Германии находилось в компетенции Подразделения психологической войны американской военной администрации. По книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор» был сделан мультипликационный фильм – его производство и распространение по всему миру финансировало ЦРУ. Когда в марте 1953 года продюсер «­Голоса Америки» запросил в музыкальной фонотеке запись «Песни индийского гостя» из оперы «Садко», сотрудник фонотеки сообщил ему, что это невозможно, поскольку «это Римский-Корсаков, а все русское запрещено для использования». Артур Кёстлер высмеивал научные конференции и симпозиумы конгресса как «разъезды международных академических девочек по вызову», но, тем не менее, принимал в них участие.

Для сокрытия финансирования и участия в деятельности Конгресса за свободу культуры ЦРУ создало разветвленную систему фондов, служивших каналами для проведения средств. В Управлении работала отдельная служба, которая занималась только созданием организаций прикрытия. Благодаря содействию «осведомленных» людей – то есть осознанно сотрудничающих с ЦРУ – средства из Лэнгли проходили более чем через 170 фондов. «Настоящие» фонды, такие, как фонды Форда, Рокфеллера и Карнеги, считались «оптимальным и наиболее приемлемым инструментом финансового прикрытия», рассказывает один из операторов системы, но создавались также десятки фондов-пустышек, служивших только для проведения финансирования, то есть для «отмывания» денег ЦРУ. Помимо множества внедренных агентов американской разведки, в борьбе на «культурном фронте» участвовали бизнесмены и юристы, представители рекламного бизнеса и медиамагнаты, кинорежиссеры и журналисты, члены профсоюзов – они назывались «тихими каналами».

Эта система позволяла ЦРУ финансировать неограниченное количество тайных программ в отношении молодежных групп, профсоюзов, университетов, издательских домов и других организаций с начала 1950-х годов.

Появилась шутка: если какая-то американская благотворительная или культурная организация внесла слова «независимая» или «частная» в свои документы, она, скорее всего, является прикрытием ЦРУ.

В 1976 году специальный комитет, созданный для изучения разведывательной деятельности США, представил следующие данные о проникновении ЦРУ в общественные организации: в течение только 4 лет, с 1963 по 1966 год, американские фонды выдали не менее 108 грантов, полностью или частично профинансированных ЦРУ.

Каналы финансирования часто менялись. Так, например, ежемесячный журнал на немецком языке «Монат», основанный в октябре 1948 года для «проведения интересов внешней политики США в Германии», сначала финансировался из секретного фонда «плана Маршалла», потом из казны Центрального разведывательного управления, затем из Фонда Форда, позже - снова долларами ЦРУ.

Скандал разразился в 1967 году, когда репортеры журнала издания «Рэмпартс» раскрыли факт финансирования ЦРУ организаций, кичившихся своей «независимостью». Публичная порка ЦРУ не изменила практик управления – они стали лишь более изощренными. Кроме того, в 1970-е годы шла разработка дополнительных, «открытых» источников финансирования из «настоящих» фондов. Крупнейшие из них – Фонд Форда, Фонд Макартуров, Фонд Рокфеллеров, многочисленные организации Карнеги стали ничем иным, как продолжением мероприятий правительства в сфере международной деятельности.

Автор книги не является приверженцем России или Советского Союза. Френсис Стонор Сондерс – одна из тех людей на Западе, кто пытается добраться до истины и не приемлет огромную систему обмана, отстроенную государственным аппаратом для манипуляции общественным мнением. Она – действительно независимый журналист и историк, в истинном – не вашингтонском – понятии слова.

Книга Френсис Стонор Сондерс чрезвычайно актуальна для России сегодня. Для понимания текущих событий необходимо знать, как был отстроен фундамент той системы, которая действует в наши дни.

Многие из упомянутых фондов по-прежнему работают над проектами в отношении России, а методология и подходы сохраняются без существенных изменений. Книга также очень четко показывает, кто стоит за так называемой «неполитической» деятельностью, к которой апеллируют сегодняшние получатели западных грантов. Очевидным образом, планы по использованию «мягкой силы» во внешней политики России требуют глубокого понимания практики этой концепции в США.

Вероника Крашенинникова - Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Володя
21.06.2013 13:05
Правильно Любен. Предатели во власти, поэтому понятно что пока они у власти нет процесса развития, укрепления, а есть вяло текущее разрушение.
.любен
20.06.2013 11:21
Мировой Капитал развалит и Россию, если свои предатели не уберете. Всех предали и сейчас по очеред идет Россия!
serchel
20.06.2013 10:20
В настоящее время, думаю Россия для США стала без проблемной, так как стала капиталистической. И в скором времени будет в одной с ними упряжке. И сообща будут давить оставшиеся социалистические страны. До тех пор пока не встанет вопрос о разделе наших углеводородов. А тогда уже скажут:"Ничего личного- только бизнес". Без обид.
В то время, когда простые работяги просто работают, обеспечивают семью, растят детей, обычные буржуины ночей не спят, думают как уберечь и приумножить заработанное непосильным трудом и как держать работяг в повиновении. Такова жизнь.
Михаил Николаевич
19.06.2013 16:46
Мировой Капитал развалил СССР, Великую страну, на части. И сейчас только одна Белорусь – социалистический плацдарм, «остров надежды». Капиталисты хотят в сознании народа вытравить «Социалистическую память»: ощущение социальной справедливости, её реальную помощь и взаимовыручку. Вот поэтому борьба Мирового капитала  против законного желания всех народов  быть счастливыми будет продолжаться до конца. Надеюсь, что на первом этапе Мировой капитал также развалится на осколки, а потом и под влиянием "духа справедливости" трансформируется во что-то благообразное, близкое к народу,  со своим «человечески-целесообразным и национал-патриотическим» лицом.
Питерский
19.06.2013 15:21
/// "Автор концепции «мягкой силы», гарвардский профессор Джозеф Най на страницах американского журнала «Форин полиси» сетует, что Россия в своих усилиях по применению «мягкой силы» неправильно интерпретировала его концепцию. «Ошибка Москвы в том, что они думают, будто главный инструмент «мягкой силы» – это правительство», – пояснил он"///.
"Сетовать" - сродни "переживать, жаловаться, расстраиваться, огорчаться" и проявлять это вербально, т.с., словами, устно или письменно. Из контекста неясно, что же так расстраивает, "на что жалуется" сей изобретательный профессор. Ну, придумал концепцию, которую ЦРУ взяло на вооружение и успешно использовало. Радуйся, что не зря небо коптил.  Но его, получается,  это вовсе не радует, он, видите ли, сетует на то, что Москва его концепцию якобы недопонимает! Но если бы Москва понимала и успешно противостояла концепции, так и концепция бы не работала, профессор был бы, что называется, "не при делах", с соответствующим уменьшением оклада денежного содержания, надо полагать. Или его, как истого рыцаря науки, чужая глупость раздражает? Тогда такое сетование делает ему честь.
Но, думается мне, дело тут вовсе не в глупости. Господа из медведевского правительства, и прочие должностные лица, ответственные за  профилактику и пресечение нехороших поползновений со стороны подконтрольных цеэрушникам НКО, уверен, все прекрасно понимают. Но - то ли паралич воли у них наступил, так что они не могут ни мягкую, ни твёрдую силу в ответ противопоставить, по причине отсутствия обоих, то ли некогда им  - собственность, ранее  недоделенную, разбирают по карманам, то ли действуют намеренно зловредно, как глава ведомства, коему поручен контроль над НКО - медведевский однокашник Коновалов и его подручная, заместитель министра - Борисенко Елена Адольфовна, прямая связь "бабы Люды" и прочих подъедающихся кормом, сыплющимся из закромов заготконторы  "Мягкая сила"...
Александр из Од.
19.06.2013 9:56
Ох, не зря в СССР боролись со стилягами в 60-х годах: " Сегодня слушает джаз, завтра Родину продаст!"
Культурная экспансия опасней военной, поскольку разлагает изнутри и наши враги большие средства кладут для достижения своих целей. Мы почти безоружны и нам нечего противопоставить - балет и тот развалили! А музыка, кино и литература в таком упадке, что просто стыдно.
Может быть театр еще держится, но много ли он навоюет ? В смысле широты охвата?
России срочно нужен Царь и Цензура - тогда выстоим!
Петр Петрович
19.06.2013 2:08
Жуть заключается в том, что идеологическая война не только не ослабла, но наоборот нарастает.
Старшее поколение проиграло свою битву, СССР больше не существует. Теперь объектом, на котором сфокусирован огонь идеологической войны, является подрастающее поколение, наши малыши, наши несмышленыши.
Запад через разные фонды, включая фонд Сороса и предателей из числа либералов, спонсировали создание учебников и продвигали их в школы и в вузы. Вот где идет дьявольская работа по искажению сознания подрастающего поколения! Для запада сейчас самая главная задача увести юное поколение как можно дальше от нашей недавней социалистической истории. Все сведения о периоде с 1917 и по 1991 должны быть искажены и вызывать у детишек чувство резкого неприятия. Маяки в сознании - СССР страна террора и репрессий, вожди Ленин и Сталин - кровавые маньяки. Россия страна низкой цивилизации, в отличие от западной. Для детишек не должны существовать такие понятия, как капитализм и социализм, не дай бог! (Так и до прибавочной стоимости можно докопаться.) И т.д и т.п.
Сергей Николаевич
18.06.2013 23:16
Для размышления.
Кажется в 60-е М.С. Горбачёв в рамках выше названных программ дважды приглашался заграницу.
С начала 2000-х в этой стране создан т.н. СтабФонд, который прежде всего помогает экономики США, т.к. средства этого фонда размещены на территории США.
Сирожа
18.06.2013 19:25
Вот молодцы американцы. Никаких сантиментов. Сдали японцам Жемчужную бухту, и все ОК.  Не каются. Не посыпают голову пеплом. Не стенают о депортированных японцах. Трезвый и холодный расчет. Сплошная логика, без истерик. Хотя скоты, конечно, порядочные. Но очень компетентные!
Дмитрий Изборский
18.06.2013 16:22
и в конечном счете всю эту деятельность начиная с 1991 года финансируем мы сами.

Эксклюзив
25.06.2020
Владимир Крупин
Актуальные «крупинки» известного писателя.
Фоторепортаж
17.06.2020
Подготовила Мария Максимова
Главархив Москвы и центр госуслуг «Мои Документы» запустили виртуальный музей, посвященный Великой Отечественной.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».