Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 августа 2020
Политика России на южном рубеже

Политика России на южном рубеже

«Северный Кавказ: факторы стабилизации и дестабилизации» - тема круглого стола, прошедшего в Фонде исторической перспективы
Александр Музафаров
08.12.2009
 Политика России на южном рубеже

События августа 2008 года привели к значительным изменениям ситуации в регионе. И дело не только в том, что Абхазия и Южная Осетия получили новый официальный статус, но и в том, что неожиданная для многих решительная и твердая политика России привела к повышенному интересу к этому региону других стран.

Кавказ можно назвать традиционной «горячей точкой» на карте России. Все сошлось здесь – специфические стереотипы поведения разноплеменного населения, стык цивилизаций, конфессий, геополитических и геоэкономических пространств. Россия пришла на эти земли во второй половине XVI века, когда русские войска уничтожили Астраханское ханство и вышли к предгорьям Кавказа. Тогда же вожди адыгов принесли присягу на верность царю Московскому….

Если до августа 2008 года ситуацию на Кавказе можно было, по выражению президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой описать как «дележ российского наследства», то после пятидневной войны выяснилось, что мы отнюдь не собираемся отказываться от своих прав и интересов.

Текущую ситуацию в регионе подробно осветил в своем докладе ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН д.и.н. А.Б. Крылов. По его мнению, хотя Россия и предприняла решительные действия для защиты своих интересов, но ее политика так и не смогла избавиться от главных пороков – непоследовательности, неспособности действовать на опережение, половинчатости. Одержав победу на поле боя, Россия не смогла защитить ее дипломатическими средствами, сделать свою точку зрения понятной западному экспертному сообществу. Да, российская дипломатия нащупала разницу интересов ведущих западных государств и сыграла на этих противоречиях, а вот найти союзников среди западных интеллектуалов ей не удалось. Западное экспертное сообщество, как европейское, так и американское, по-прежнему осуждает действия России, упрекая ее либо в агрессии, либо в «неадекватном применении силы». Такой настрой западного общественного мнения не может не влиять на политику западных правительств.

Активизация политики России на Кавказе вызвала ответную реакцию и активизацию террористической деятельности против нашей страны.

Об этом говорил в своем выступлении Игорь Прокопьевич Добаев, заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. По его словам, терроризм, уровень угрозы которого постепенно снижался после окончания второй чеченской войны, снова становится актуальной угрозой для Кавказского региона и России в целом. Сложным социально-экономическим положением кавказских субъектов Российской Федерации пользуются силы, которые не гнушаются использовать любые методы против нашей страны.

Террористические ячейки организованы по принципу революционного подполья, когда каждый террорист знает очень ограниченное число сообщников, а потому выйти на источник цепочки – очень непростая задача для спецслужб.

Принявшие участие в работе круглого стола представители Абхазии и Южной Осетии рассказали о ситуации в новых государствах за минувший после пятидневной войны год. Единственным общим моментом была уверенность, что сам факт официального признания Россией их независимости, безусловно, способствовал повышению уровня стабильности и безопасности.

Однако, если представители Абхазии были полны оптимизма, с энтузиазмом рассуждали о перспективах развития своей страны, экономического сотрудничества с Россией, то представители Южной Осетии больше говорили о проблемах.

В отличие от Абхазии, которая привыкла существовать в условиях автономии, Южная Осетия не является экономически самостоятельным регионом. Для ее восстановления и развития необходима тесная интеграция с регионами России, в первую очередь – с Северной Осетией. Однако, этот процесс по целому ряду причин идет с трудностями. В результате далеко не все средства, предоставленные Правительством России для ликвидации последствий войны, использованы по назначению.

Важнейшей проблемой для политики России в регионе является постепенный исход русского населения с Кавказа. Данные демографической статистики таковы, что на язык просится определение – «бегство». В чем причины этого явления? Первоначально русское население здесь состояло в основном их казаков, имевших развитые традиции местного самоуправления, оружие и навыки его применения. Казачество было не только важным фактором проведения российской политики в регионе, но и способствовало установлению культурных, этнических и экономических связей между русскими и народами Кавказа. И в XVIII, и в XIX веках проходили процессы обмена и взаимодействия. Казаки в горских черкесках и папахах, и всадники «кавказской туземной конной дивизии», проливавшие кровь за Россию на фронтах Первой мировой войны – это разные грани одного явления.

Советская политика расказачивания и миграции привела к тому, что в своем современном состоянии русское население оказывается беззащитным перед сплоченными этническими общинами, поддержанными национальными элитами.

К тому же экономическая ситуация на российском Кавказе остается сложной – почти все республики этого региона являются дотационными. Попытки федеральных властей создать в регионе новые рабочие места, активизировать хозяйственную и экономическую деятельность буквально тонут в коррупции местных элит, для которых дотации из федерального бюджета - один из важнейших источников дохода.

В целом эксперты были единодушны – ситуация на Кавказе носит крайне острый характер и если Россия не предпримет решительных мер, не пересмотрит кардинально свою политику в регионе, она рискует его потерять.

Участники круглого стола указали на ряд первоочередных мер, которые должна предпринять Россия.

Прежде всего -

1. Необходимо создание крупного исследовательского центра, изучающего проблемы Кавказа. Разговоры о нем ведутся довольно давно, но воз и ныне там. Без подробного изучения проблем, анализа информации из региона, политическим деятелям приходится действовать вслепую, что может привести к негативным последствиям. Тем более, что подобные центры уже давно созданы и успешно функционируют за рубежом, обслуживая интересы участников «дележки российского наследства».

2. Необходимо изменить информационную ситуацию в регионе и вокруг него. Эксперты отмечают, что Россия может порой предпринимать эффективные шаги в политике, но почти всегда не умеет четко и доступно провести свою линию в информационном пространстве. Так было в ходе войны 2008 года, так продолжается и по сию пору. Наши СМИ «стесняются» называть подлинных заказчиков террористов, охотно подхватывая рассказы о фантомных организациях разного рода джамаматов и эмиратов.

3. Политика России должна быть единой во всех сферах. Недопустимой представляется ситуация, когда российские компании эффективно и с прибылью для себя работают в Грузии в тот момент, когда власти этой страны проводят откровенно антироссийскую политику. Положение выглядит абсурдным – российские официальные СМИ объявляют режим Саакашвили «преступным и недемократическим», а российские компании своей деятельностью укрепляют экономический базис этого режима.

4. На Кавказе есть здоровые силы (пока еще есть), на которые Россия сможет опереться при проведении своей политики в регионе. Поиск и консолидация таких сил – это одна из главных задач сегодня.

События августа прошлого года наглядно показали всему миру, что делить российское наследство на Кавказе еще рано.

Но они же заново поставили перед нашей страной целый ряд важнейших проблем, без решения которых мы рискуем получить серьезную геополитическую катастрофу на южных рубежах. Хочется надеяться, что прошедший в Фонде исторической перспективы круглый стол станет вкладом в формирование новой политики России в кавказском регионе.

Полностью материалы круглого стола будут опубликованы в очередном выпуске экспертного издания Фонда исторической перспективы «Звенья».

Лучшие публикации:

Кухаркины дети и социальная справедливость

Холодная война: «русские уши» плана Даллеса

Войны России: правда о Второй Отечественной

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

dsrii
06.10.2013 19:36
И на южном рубеже,и на всех других политика будет успешной тогда,когда армия России получит современные оружие и боевую технику.Этому мешает вопиющая бесхозяйственность в военно-промышленном комплексе России.Почему появляются люди,чья деятельность приводит к бесхозяйственности да еще там,где производится стратегическое оружие,например ракета "Булава"?Одна из главных причин-отсутствие патриотизма,равнодушие к государственным интересам.В школе учителя забивают головы учеников жестокостью сталинизма,несовершенством социализма и т.п.У многих школьников формируется отрицательное отношение к истории России а то и к самой России.Личные интересы у них преобладают над общественными.Во взрослой жизни такие люди озабочены только личным благополучием.Это наносит вред государству,если такие люди занимают руководящие должности.
Школа должна растить патриотов если не на примерах советского времени,то на примерах российской истории,но обязательно патриотов.
Этим следует озадачить и средства массовой информации.Им необходимо пропагандировать здоровый образ жизни.Воспитание чувства патриотизма поспособствует снижению бесхозяйственности,а приобщение к физкультуре и спорту- оздоровлению молодежи,которую потом можно будет призвать в армию.А то ведь в армию почти некого призывать.
Думается,руководству России было бы полезно поразмыслить над этим.
Украинка
02.06.2011 11:17
Интересно, что в 60-80 годы Кавказ был сплошным курортом. Кавказские войны были чем-то далёким, времён Пушкина, Лермонтова, Толстого. А между тем, был ещё период неизвестной кавказской войны – с 1932 года по 1943. В 1932 году, при попытке "примирить семейства, находящиеся в состоянии кровной вражды", чеченцы оказали сопротивление войскам НКВД. Причём в условиях гор и воинственности населения добились успехов. Фактически, десять лет Чечня была на особом положении, в изоляции. Там не было репрессий ни в 1936, ни в 1937. И это вызывает уважение.   Уже во время войны в Грозный вошли регулярные войска. Тогда и была осуществлена депортация значительного количества чеченцев (не всех, конечно – в горах до всех не добраться). С точки зрения прав человека эта акция была поводом для крокодиловых слёз. Но при том, что государство не может и не должно мириться с нелояльностью к себе, и при том, что после этого на Кавказе надолго установился мир, всё выглядит несколько иначе. В дальнейшем Чечня вернула статус автономной области. Но ни о каких войнах и диверсиях тогда никому и во сне присниться не могло.

Причина мира на Кавказе  в течении нескольких десятилетий и бесконечной войны после падения СССР имеют объяснения. Главное – отсутствие оружия у населения и невозможность поставлять его из-за границы. Второе - сильная центральная власть. Правда, криминальные структуры росли и множились в восьмидесятые годы на Кавказе в разы быстрее, чем в других областях. Политика России на Кавказе после развала Союза, в начале 90-х, спровоцировала начало войны. Хотя бы тем, что на какой-то период были выведены войска, но оставлены арсеналы с оружием. Лиха беда начало – потом оружие пошло из-за рубежа, да и кривыми путями с российских заводов.
Лапочка
08.12.2010 7:59
В Фонде исторической перспективы прошел круглый стол на тему: «Политика России на южном рубеже». Рассмотрены очень важные и злободневные для российского общества в целом и северокавказского региона в частности вопросы. Обсуждались изменения в политике России, произошедшие в отношении региона после событий августа 2008 года – признания независимыми государствами Абхазии и Южной Осетии.

    Кавказ исторически всегда являлся «горячей точкой» России, но в последнее время, в силу нечеткой, вялой, бессистемной политики России в этом регионе, активизировалась террористическая деятельность, и, в первую очередь, на Северном Кавказе. Также сложными проблемами политики России, также пока не решаемыми, являются слабое развитие экономики - все области являются дотационными, и миграции, а точнее сказать, бегства русскоязычного населения, издревле проживавшего на Кавказе, в первую очередь, казаков.

    Попытки российских властей по изменению политики России по оживлению местной экономики, созданию новых рабочих мест разбиваются о коррупцию, бездействие местной власти и судебной системы. Попытки внедрения честных управленцев сверху бойкотируются, этим людям угрожают, вынуждая их и российские власти отказываться от политики вмешательства. Долго это продолжаться не может. Власти северокавказского региона таким образом загоняют себя в ловушку, а открытой конфронтации политика России не допустит. Ситуация развивается таким образом, что может привести политику России к отделению Северного Кавказа от территории России.

    Какие меры предлагает круглый стол по выравниванию и улучшению политика России по отношению к Кавказу? Во-первых, создание крупного исследовательского центра по изучению проблем на Кавказе. Во-вторых, активизация информационной ситуации вокруг региона. Предлагается активнее объяснять политику России и проблемы, с которыми она сталкивается. В-третьих, предлагается запретить российским компаниям работать на территории Грузии и выводить туда капиталы. В-четвертых, активное привлечение пророссийских сил на самом Кавказе, которые могут помочь в продвижении политики России в кавказском регионе.  

    Вывод можно сделать такой: если политика России не станет более настойчивой и даже агрессивной, можно, почивая на лаврах, дождаться и геополитической катастрофы на юге России. Слишком много желающих мечтают откусить от российского пирога. При этом пострадают, в первую очередь, простые российские граждане – дагестанцы, чеченцы, казаки.

    Политика России в южных регионах отличается несистемностью, осторожностью и даже нерешительностью. После признания независимыми государствами Абхазии и Южной Осетии в политике России произошли большие изменения. Если государство Абхазия зависела и зависит от своего большого соседа, то в политике России в процессе кооперации Северной и Южной Осетии возникают проблемы, в первую очередь финансовые. Северная Осетия с трудом расстается с полученными из «Центра» финансами, неохотно, из-под палки перераспределяя их своему южному соседу, что мешает последнему вернуться к нормальной жизни, восстановить здания и сооружения после грузино-осетинского конфликта.


    Политика России в южном регионе осложняется в первую очередь социальными проблемами, все возрастающей активностью террористических организаций, безработицей, слабой, неразвитой экономикой, дотационностью региона, бегством, или как говорят осторожно средства массовой информации, миграцией русскоязычного населения. Потеря русскоязычного населения в регионе приведет к обрыванию культурных, этнических и экономических связей, усилится противостояние и непонимание целых народов.

    При проведении политики России по ликвидации местничества, коррупции местной власти все попытки разбиваются об агрессивное нежелание местных властей что-то изменить, загоняя этим себя и политику России в еще более жесткие условия, могущие привести к кризису и открытому противостоянию вплоть до потери этого региона. Политика России  не может допустить развязывания войны и открытой конфронтации в северокавказском регионе.

    Круглый стол предлагает начать комплексное изучение проблемы изменения политики России на Северном Кавказе изнутри путем создания крупного исследовательского центра. Необходимо также активнее использовать средства массовой информации для разъяснения методов проведения политики России на Кавказе с учетом местных особенностей и обычаев. Необходимо также разъяснить российским бизнесменам невозможность совмещения политики России и их взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом Грузии.  

    Если политика России на Северном Кавказе не претерпит существенных изменений, то может случиться  геополитическая катастрофа на юге России. Пострадают от этого в первую очередь простые жители России, проживающие на Кавказе, да и России, как государству будет нанесен непоправимый ущерб.

Эксклюзив
03.08.2020
Александр Каюмов
Аналитики обсудили, что готовят Белоруссии «комиссары цветных революций».
Фоторепортаж
06.08.2020
Подготовила Мария Максимова
В Псково-Печерском монастыре проходит выставка, посвященная архимандриту о. Иоанну (Крестьянкину).


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».