Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Великий мхатовец Станицын

Великий мхатовец Станицын

Семейная история и не только…
Ольга Масленникова
02.11.2023
Великий мхатовец Станицын

В этом году Московский Художественный театр отмечает 125-летие. Его основатели К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко среди своих учеников особо выделяли Виктора Станицына. И не ошиблись.


Народный артист СССР В.Я. Станицын признан великим актёром старой мхатовской школы. Он сыграл множество ярких ролей на сцене МХАТа и несколько блестящих ролей в кино. На протяжении многих лет был ведущим режиссёром театра и параллельно преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.

В 1965 году узнала, что я родственница Виктора Яковлевича Станицына. Мы всей семьёй смотрели в тюменском кинотеатре эпопею Сергея Бондарчука «Война и мир». Когда на экране появился отец Наташи Ростовой, бабушка шепнула: «Смотри, это мой двоюродный брат».

Дома учинила бабуле допрос: кто он такой, почему ничего не рассказывала о своей родне.

– Ждала, когда повзрослеешь, – был ответ.

После проката «Войны и мира» мои школьные подружки бросились покупать открытки с портретами Савельевой и Тихонова, а я искала фотографию Станицына, но ни в одном из киосков «Союзпечати» не нашла.

– Он больше театральный актер, – пояснила бабушка.

Постепенно я выведала семейные тайны. Бабуля моя – немка. Сколько же лет таила! Всегда звалась Лидией Васильевной, а по паспорту Лидия Вильгельмовна. В марте 1942 года её выслали из блокадного Ленинграда. Вышло постановление Военного совета Ленинградского фронта об обязательной эвакуации финнов и немцев, и она попала в списки депортируемых. Вручили повестку, дали на сборы 24 часа. Так моя бабушка вместе с моей будущей мамой оказалась в далёкой сибирской деревне.

Настоящая фамилия Виктора Станицына – Гёзе. Он немец. Из-за своей национальности пострадал в Первую мировую войну. Жандармерия в каждом немце видела шпиона. Его арестовали, посадили в тюрьму. Так что Виктор и Лидия оба безвинно пострадавшие, хотя давно обрусевшие.

По словам бабули, родители Виктора развелись, мать переехала с сыном в Москву. Он учился на юридическом факультете Императорского Московского университета, который, кстати, славился своим студенческим театром. На первом курсе его призвали в армию, но оставили служить в Москве. Демобилизовавшись, Виктор приехал в родной Екатеринослав. Когда можно было возвращаться в университет, вдруг объявил своему батюшке, что хочет стать актером. Отец – присяжный поверенный, говоря современным языком – адвокат, связывал будущее сына с юриспруденцией, а не с лицедейством. Но сын настоял на своём, уехал в Москву и поступил во 2-ю студию Московского художественного театра.

– А как он стал Станицыным? – интересуюсь.

– Взял псевдоним. – Может, не хотел компрометировать отца, но, скорее всего, из желания скрыть происхождение. К тому же в театральной среде в порядке вещей выдумывать благозвучные сценические псевдонимы. Тот же Станиславский вовсе не Станиславский, а Константин Алексеев, родился в семье промышленника. Виктор обожал Станиславского и придумал псевдоним по созвучию с театральной фамилией своего учителя.

Бабуля рассказала, как Виктор уже в первый год учёбы попал на главную сцену театра.

Станиславскому понадобился юноша на небольшую роль гостя на балу у Фамусова в пьесе «Горе от ума». Он позвонил Немировичу-Данченко и спросил, есть ли на студии красивый молодой человек, умеющий танцевать. Отправили Виктора. Он по своему разумению разыграл сценку, да так, что все восхитились.

– Ты была на его спектаклях? – продолжаю допытываться.

– Конечно, я же в Москве жила. И за кулисами была. «Лидуся – моя кузина», – так он меня представил. Предлагал попробовать себя на сцене, но я не осмелилась.

– А каким был твой кузен в молодости?

– Красавчик, одно слово! Кареглазый, темноволосый и ямочки на щеках. Следил за собой, спортом занимался. Увлекался греблей, теннисом, вечно участвовал в каких-то соревнованиях, занимал призовые места на первенствах Москвы. Его сокурсник по 2-й студии Яншин заразил мхатовцев футболом, так Виктор стал играть в футбол, потом в хоккей. Жадный был до всяких умений. Пытался рисовать, автомобильным спортом увлёкся. Женщины им восторгались, и сам он поклонялся женской красоте и таланту. За версту уже расплывался в улыбке им. Приветствуя, ручки целовал. Умел рассмешить свежим анекдотом. В спектаклях блистал, особенно в комедийных ролях. Очень много играл, а однажды попробовал себя в режиссуре. Написал заявление руководству театра с просьбой разрешить самостоятельную работу с молодыми актёрами и поставить спектакль «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Ему было где-то за 30, но доверили. И был невероятный успех. Зал покатывался от хохота. Он стал режиссёром, продолжая играть. Я им гордилась. Хорошее было время в Москве. Здесь твоя мама родилась. Когда в Ленинград переехали, реже стали видеться.

– А потом?

– Потом я братца видела только на экране в деревенском клубе. Был такой фильм «Третий удар», ты не знаешь, тебя тогда еще в проекте не было. Там Виктор играл военачальника. В нескольких фильмах играл Черчилля. Но «Война и мир» – его лучший фильм. Спроси маму, она виделась с ним в Москве.

Я к маме: когда была, давай рассказывай.

– После войны, в середине 50-х. Приехала в Москву, зашла к дядюшке. Он обрадовался: «Помню тебя девчушкой с косичками, а тут юная дама ко мне пожаловала!». Узнал, что растут две дочки, купил большой кулёк конфет «Мишка косолапый». Ты не помнишь, конечно.

Конфеты смутно помню, а вот обёртки стали у нас с сестрой разменной монетой для пополнения детских сокровищ. Ни у кого таких фантиков не было. Через какое-то время мама стала начальницей и почти каждый год ездила в Москву с отчётами в отраслевое министерство. Рассказывала:

– Зашла домой к Виктору Яковлевичу, он живет в самом центре, на улице Горького. У него друг в гостях. Посмотрел и спрашивает: «Новая ученица?». Виктор Яковлевич рассмеялся, представил: «Ируся – моя племянница». Было приятно, что помнит, как нас с мамой прежде называл – Лидуся и Ируся. Виктор Яковлевич ставил «Чайку», «Вишнёвый сад», «Битву в пути». Подарил программки и буклетик со своим портретом.

Как же хорошо иметь известного родственника! Сам того не ведая, Виктор Яковлевич сыграл важную роль в нашей семейной истории.

Бабули уже не было в живых. Вдруг получаем письмо от её младшего брата Виктора Тринклера из Киргизии. На штемпеле дата 30.08.1972 год. «Дорогая Ирина! Вас я нашёл совершенно случайно. Смотрел телевизор, показывали чествование Виктора Яковлевича Станицына по случаю его 75-летия. И я вспомнил, что в 1923 году, когда я был в Москве, мы с твоей мамой и твоим папой несколько раз были у него в гостях. Он тогда жил в Сокольниках. Я написал письмо в театр, спросил о вас, он дал адрес. Очень жаль, что не застал в живых Лиду. Значит, так суждено. И сейчас из всех Тринклеров я остался один, так как был самый младший».

Но он ошибся. Мама высказала предположение, что следы среднего брата Фридриха можно поискать в Темрюке, его жена Мария родом оттуда. Виктор Вильгельмович сделал запрос, связался с ним. Тут и начались наши поездки друг к другу, знакомство с объявившимися родственниками. Уже не удивлялась, что Фридриха Вильгельмовича зовут Фёдором Васильевичем, а Виктора Вильгельмовича – Виктором Васильевичем.

Однажды бабушкины братья почти одновременно позвонили нам: включайте телевизор, идёт спектакль «Соло для часов с боем», там Виктор Яковлевич играет. За этот спектакль режиссёру Олегу Ефремову многое можно простить, в том числе раздел МХАТа на два театра – Дорониной и Ефремова. Фильм-спектакль получился очень трогательным.

Я смотрела, смахивая слезу. И не только потому, что пьеса Освальда Заградника о старых людях, которые живут прошлым, а внук одного из них готов ради женитьбы отправить деда в дом престарелых.

Постановкой «Соло для часов с боем» Ефремов дал последний шанс «мхатовским старикам» заявить о себе. Получился прекрасный актёрский ансамбль: Михаил Яншин, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Ольга Андровская. Спектакль для них оказался прощальным.

Андровская, когда играла, уже была серьёзно больна, ушла из жизни в 1975 году в 76 лет. Яншина не стало в июле 1976 года, ему было 74 года. Вскоре, немного не дожив до 80-летнего юбилея, скончался Станицын. В 1977 году в 75-летнем возрасте умер Грибов. Только Прудкин дожил до 96 лет.

Виктор Яковлевич Станицын всегда любил пошутить и даже над своим уходящим временем посмеивался: «Ещё неизвестно, где лучше – ЗДЕСЬ или ТАМ, но процесс перехода крайне неприятен».

При Ефремове у Станицына-режиссёра наметился почти десятилетний простой. Только к юбилею театра в 1973 году Олег Николаевич разрешил Виктору Яковлевичу поставить пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты». На торжественном вечере, посвященном 75-летию театра, Станицын, как председатель совета старейшин, произнёс спич о славном творческом пути МХАТа, а потом вместе с Ефремовым принимал поздравительные адреса и подарки.

Виктор Яковлевич обладал прекрасной сценической внешностью и умением перевоплощаться. Он мог быть лиричным и смешным, барином и революционером, генералом Красной армии и врагом Черчиллем. Режиссёрской вершиной Станицына считается «Мария Стюарт». Станицын отмечен орденами и медалями, он лауреат четырёх Сталинских премий и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского. Но не всегда всё шло гладко и не во всём ему везло. В 1936 году цензура запретила спектакль «Мольер» Михаила Булгакова, где Станицын был занят в главной роли. Театр успел показать несколько представлений, которые прошли при полном аншлаге. Зрители не отпускали актёров, занавес закрывался и опускался много раз. Но кто-то написал письмо Сталину, тот попросил разобраться, в итоге спектакль сняли с репертуара. Под запрет попал очередной режиссёрский опыт Станицына в булгаковской пьесе «Бег». Сложное время – 70-е годы. МХАТ раздирали распри и конфликты. При всём добронравии и радости жизни Станицыну было тяжело это наблюдать, но он смог оказаться выше интриг. Любил своё дело и родной театр. Своих учеников предупреждал: «В театре в первые 30 лет всегда трудно, а дальше (делал паузу)… дальше еще труднее».

Виктор Яковлевич как режиссёр поставил 24 спектакля, снялся в 16-ти фильмах, на протяжении многих лет был членом художественного руководства МХАТа им. А.М. Горького. Служил в театре более полувека. 30 лет преподавал в Школе-студии МХАТ. Он и сейчас живёт в своих постановках, в кадрах кинофильмов, в воспоминаниях учеников.

На днях Школа-студия МХАТ отметила 80-летие. Пресс-служба студии в своём пресс-релизе упомянула имя профессора Станицына как одного из педагогов первого театрального вуза страны.

Когда я задумала создать наше родовое дерево, чтобы понять, кто мы такие есть и откуда пошли, данные по немецкой линии узнать было не у кого. И тут я вспомнила проверенный опыт поиска – написать в театр. Дочь Виктора Яковлевича – советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России. Уж она-то знает, как звали её бабушку по отцовской линии. Моё послание передали Ольге Викторовне. Раскрываю конверт с ответом, читаю: «К сожалению, папино свидетельство о рождении не сохранилось, ни имени, ни фамилии бабушки я не знаю. Я никогда не видела бабушку и дедушку, они жили в Днепропетровске, умерли рано, а я родилась в 1936-ом году. Мои родители расстались, когда мне было два года, но сохранили хорошие отношения, хотя этого было мало, чтобы знать всё о папиных родных и знакомых. Фамилию Тринклер я не слышала, а вот Эрнст Кренкель бывал в гостях у папы, кто он ему, не могу сообщить. Я узнала о том, что отец немец по происхождению, только в 50-е годы. Дело в том, что в Первую мировую его арестовали как немецкого шпиона. Его вытащили из тюрьмы мхатовские «старики»: Качалов, Москвин и др. Он не любил это вспоминать. Позже, когда папа был с театром на зарубежных гастролях, он не мог общаться со своими родственниками, и они к нему не подходили, боясь навредить. К счастью, эти времена ушли. Буду рада, если окажемся родственниками. Олечка, посылаю свою фотографию. Слава Богу, я не одна. Мой сын, Виктор Станицын-Гёзе – художник-дизайнер, хотя заканчивал постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Высылаю его фотографию и фото внучки Леночки».

В своих воспоминаниях Ольга Викторовна с нежностью упоминает имя отца. Её записки подтвердили сформировавшийся в моей голове образ Виктора Яковлевича.

Процитирую несколько высказываний Ольги Викторовны: «Я думаю, что мама всю жизнь любила папу. Первые годы совместной жизни он был очень нежен, дарил маме цветы и посвящал стихи. Вместе они ездили на гастроли пароходом с первой студией МХТ. Пароход причаливал к какому-нибудь городу, и там играли спектакль, совмещая работу и отдых. Потом в семье что-то не заладилось. Думаю, что папа влюбился в Софью Гаррель, а мама этого терпеть не стала, и они расстались. Но приложила все усилия, чтобы я любила и уважала отца. Ни одного плохого слова о нём от неё я никогда не слышала. Никаких алиментов с отца не взыскивали, он помогал добровольно и с готовностью — приезжал либо сам, либо присылал шофёра. Я была уже студенткой, а папа продолжал меня поддерживать. Навещал нас и на дачах, снимавшихся летом. Мы подшучивали над бабушкой, для неё приезд папы становился именинами сердца, и она готовила для него какие-то особенные биточки.

Мы снимали дом в дачном поселке. А после — в деревне Свистуха, расположенной неподалеку. Папа всегда приезжал в Свистуху на «москвиче», куда втискивался с эрдельтерьером Дарлингом, в просторечии — Дарлюхой. Через Яхрому переправлялся на лодке с подвесным мотором. Увлекался рыбалкой, брал меня с собой. Дружил с художниками и сам на досуге увлекался живописью. Папа бывал у нас часто, а уж о праздниках и не говорю — приезжал обязательно. Он всегда вставал, когда входила женщина, даже если это были мои подружки студентки. Как он рассказывал о молодом МХАТе, как показывал Немировича-Данченко и многих других — уму непостижимо!».

У талантливого отца – талантливая дочь. Ольга Станицына-Гёзе служила в театре Станиславского (теперь это Электротеатр Станиславский) 53 года. Последний раз выходила на сцену в спектакле режиссёра Бориса Юхананова «Синяя птица».

Четыре года, как её нет в живых. Увы, уже не скажешь ей, что я нашла подтверждение нашему родству, роясь в архивах. Нынче была в Москве, зашла в музей МХАТ, что в Камергерском переулке. У театра юбилей, вдруг найду какие-то дополнительные факты из жизни моего любимого артиста. Музейная работница показала, где размещается раздел, посвящённый В.Я. Станицыну, посоветовала: «Более подробную информацию можете найти в нашей библиотеке, в соседнем здании».

Иду, пишу заявление, что я родственница В.Я. Станицына, прошу ознакомиться с его документами. Какая радость! В личном деле есть автобиография артиста и несколько анкет, заполненных перед поездками за границу на гастроли. Наконец-то нашла, что давно искала. Отец Станицына Яков Генрихович Гёзе родился в 1867 году в Екатеринославе, мать Софья Петровна Гёзе (в девичестве Тринклер) в 1868 году в Харькове, умерли в Днепропетровске друг за другом в 54 и 53 года.

Листаю дело, и нахожу объяснительную записку, которая заверена начальником сектора Загранкадров отдела внешних сношений. Её текст дословно: «В дополнение к сведениям, данным в анкете, считаю необходимым дать следующие пояснения. Несмотря на то, что и мой отец Яков Генрихович Гёзе и моя мать Гёзе Софья Петровна (урожденная Тринклер) по нацинальности принадлежали к русским немцам, я значусь русским. Это произошло при первой выдаче мне паспорта. Паспортистка ошибочно в графе «националность» записала: «русский» и не захотела исправлять эту ошибку. Тогда же была вписана в мой паспорт фамилия Станицын, под которой я играл на сцене МХАТ. Подпись Гёзе-Станицын. Дата 3.11-55 г.»

Схитрил или так и было? Сейчас неважно.

По его характеристике, подписанной директором МХАТ СССР, секретарем партбюро и председателем местного комитета, можно изучать историю гастрольных поездок театра.

Первая состоялась в 1937 году во Францию. В 50-е годы театр часто выезжал со спектаклями в Австрию, Югославию, Болгарию, Румынию, Чехословакию, Венгрию, Англию, Францию, Польшу и Японию. В 60-е годы были гастроли в Англии, Франции, США. Замечаний по поездкам Станицын не имел.

Из личного дела узнала, что у Виктора Станицына три брака. Все жёны были актрисами. Надо добавить – красавицами и ярко реализовавшимися в профессии. Первая жена Нина Дикая младше Виктора Яковлевича на 3 года. Вторая жена Елена Понсова младше на 10 лет, последняя Мария Баталова младше на 17 лет. Что тут скажешь? Творческим личностям муза необходима. Кому-то и не одна.

Листая как-то томик Пушкина, наткнулась на его неоконченную поэму «Езерский». Есть там такие строчки:

Люблю от бабушки московской

Я слушать толки о родне

Об отдалённой старине. 
Могучих предков правнук бедный, 
Люблю встречать их имена

В двух-трёх строках Карамзина. 
От этой слабости безвредной, 
Как ни старался, 
видит бог,

Отвыкнуть я никак не мог.

Будто про меня сказал Александр Сергеевич. Продолжаю рыться в архивах и документах, пытаясь найти и прорисовать корни и веточки родового древа. Яркое место уже занял Виктор Станицын. На очереди Николай Петрович Тринклер родной брат матери Станицына, известный врач, имя которого увековечено в названии одной из улиц Харькова. Есть наш общий родоначальник Иоганн Тринклер, служивший органистом в церкви Святого Олафа в Таллине вплоть до своей кончины в 1827 году. Уверена: предки, которых люди помнят и ценят, подпитывают энергией весь род.


P.S. Ви́ктор Я́ковлевич Стани́цын (настоящая фамилия — Гёзе; (20 апреля [2 мая] 1897, Екатеринослав, Российская империя — 24 декабря 1976, Москва, СССР) — выдающийся cоветский актёр театра и кино, театральный режиссёр, преподаватель. Народный артист СССР (1948), один из корифеев мхатовской сцены. Сыграл множество ярких ролей в театре и в кино. Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951, 1952) и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1974).



Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Влад
04.11.2023 13:50
Статья к дате и к месту пришлась. Люди, выбирающие местом жительства Россию, становятся русскими по духу несмотря на национальность и религиозные убеждения
Александр В
04.11.2023 10:38
С большим интересом и восхищением прочитал статью. Журналист - прекрасная исследовательница, сохраняющая для потомков историю семьи и не только семьи, как справедливо подмечено в заголовке
Валерий
03.11.2023 21:30
Оля, спасибо. Замечательная статья - путешествие в мир старейшин российского театра! А в "Войне и мире" Виктор Яковлевич действительно бесподобен.
Анастасия
03.11.2023 14:37
Замечательная статья! Спасибо автору! С большим интересом прочитала ❤️
Галина
02.11.2023 18:57
Блестяще! Интереснейшая родословная у автора, и как хорошо, что удалось раскопать такие факты. Помню спектакль мхатовский "Соло для часов с боем", великолепный, трогательный - уходящая театральная элита! И Станицына помню. Таким родственником стоит гордиться

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.