Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Великий «красно-белый»

Великий «красно-белый»

Памяти народного футболиста Федора Черенкова
Николай Леонов
05.10.2014
Великий «красно-белый»

Страшным ударом стало известие о безвременной кончине Федора Черенкова, которому недавно исполнилось 55 лет. Весть эта потрясла весь футбольный мир России.

Федор Черенков давно стал действительно всенародно любимым «мастером кожаного мяча». Еще при жизни его именем была названа футбольная академия «Спартака» - одна из лучших в нынешней России.

Чем же вызвано такое всеобщее признание таланта Федора Черенкова, который, к слову сказать, при жизни отличался поразительной скромностью и понятия не имел, что значит «пиариться»? Преданность футболу и самоотдача роднила его с барселонским кумиром Лионелем Месси, который не раз становился лучшим футболистом Европы. Даже в манере игры, комбинационной хитрости, изяществу обращения с мячом между Лионелем и Федором я вижу много общего. Надо сказать, что в годы расцвета спортивного таланта Черенкова, которые пришлись на конец семидесятых-восьмидесятые, о нем и «за бугром» говорили с редким уважением и почтением.

Нынешний российский болельщик с трудом может поверить, что в 1980 году сборная СССР по футболу, приглашенная в Бразилию на праздник, посвященный 30-летию со дня открытия знаменитого стадиона «Маракана» в Рио-де-Жанейро, обыграла сборную хозяев поля со счетом 2:1.

Причем наш первый гол - по ходу игры мы проигрывали - сотворил Федор Черенков…

Сейчас ветераны из армии болельщиков могут со сладостным замиранием сердца вспомнить матч на кубок УЕФА в 1982 году между английским «Арсеналом» и «Спартаком». Играя на поле соперников, «Спартак» нанес им жестокое поражение со счетом 5:2, причем настоящим королем на поле был Федор Черенков, забивший мяч и сделавший три голевых передачи. Такие матчи не забываются никогда, они не только украшают знамя спортивного клуба, но и остаются на века в назидание новым поколениям футболистов.

И уж совсем сказкой из «Тысячи и одной ночи» выглядит описание официального поединка 27 апреля 1983 года между сборными СССР и Португалии, состоявшегося в «Лужниках» при полном аншлаге. Хотите - верьте, хотите - нет, но на табло по окончании игры красовались цифры 5:0 в нашу пользу. Два гола записал на свой счет Федор Черенков. Так и хочется напомнить слова Михаила Лермонтова: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри - не вы!».

Федор Федорович был не только безмерно предан футболу, но в течение практически всей своей жизни оставался спартаковцем. Именно клубный патриотизм, как правило, отличает настоящего талантливого спортсмена. Благодаря ему формируются самобытные футбольные школы, возникают особые стили игры, вырастают игроки, вооруженные отличным от других арсеналом приемов. Федор Черенков пришел в «Спартак» в 12 лет и оставался в нем до конца жизни. Он сыграл за «Спартак» рекордное число матчей - 514! Вряд ли этот результат может быть превзойден кем-то из нынешнего поколения футболистов. Он был даже заявлен на игру ветеранов «Спартака», которым была доверена честь открытия нового футбольного стадиона в Тушино 30 августа 2014 года, и только нездоровье не позволило ему принять участие в матче. Федора с полным правом можно считать одним из самых ярких представителей так называемого «спартаковского стиля» игры, отличающегося филигранной техникой, изяществом и наступательным характером футбола. Тем, о чем тоскуют настоящие поклонники этой игры.

Федор на поле был не только изобретателен и красив, но и крайне продуктивен. Выступая за сборную СССР, он в 34 матчах забил соперникам 12 мячей.

Его игру нынешние футболисты «Спартака» называют «гениальной, светлой, легкой, неземной».

А Сергей Галицкий, 47-летний миллиардер и талантливый руководитель футбольного клуба «Краснодар», назвал Федора Черенкова «гением советского футбола». Наверное, это очень близко к истине.

Сейчас образ спортсмена и человека Федора Черенкова, безусловно, будет увековечен стараниями его родного футбольного клуба, его многочисленных болельщиков и просто поклонников. По инициативе фанатов «Спартака» будет рассмотрен вопрос о том, чтобы навечно закрепить за Федором Черенковым №10 на футболке. Впредь никто не сможет выходить на поле в спартаковской майке с этим номером. Главный акционер ФК «Спартак» Леонид Федун уже публично заявил, что возле стадиона «Открытие» будет установлена бронзовая скульптура Федора Черенкова, а один из секторов стадиона будет назван именем футболиста. Владельцы и руководство клуба берут на себя расходы и хлопоты, связанные с проводами в последний путь любимого спортсмена. Резанули только по сердцу слова о том, что они материально помогут семье покойного: значит, она осталась без средств к существованию. Это нынешние футболисты купаются в деньгах, хотя их мастерство и заслуги по своим размерам не дотягивают даже до мизинца Федора Черенкова.

Уходят легенды! В конце прошлого года в Одессе скончался еще один спартаковский кумир, 44-летний полузащитник Илья Цымбаларь, на редкость одаренный футболист, про которого говорили, что даже стоя на месте, он может обвести любого соперника. Все они погибают из-за общего кризисного состояния футбола, неумения и неготовности приспособиться к новым нравам и приемам, царящим в мире спорта. Они становятся и жертвами плачевного состояния здравоохранения. Илья Цымбаларь, почувствовавший острую боль в сердце, погиб из-за того, что с большим запозданием прибыла на экстренный вызов карета «скорой помощи». Федор Черенков потерял сознание у подъезда собственного дома 22 сентября, но врачи в больнице, куда доставили больного, так и не смогли поставить ему правильный диагноз и назначить соответствующее лечение.

Печальные события, связанные с уходом в мир иной Федора Черенкова, только подчеркивают неблагополучие, углубляющееся в нынешнем российском футболе. Мы взяли на себя большую ответственность по проведению чемпионата мира 2018 года. Из бюджета выделяются громадные средства на создание новых стадионов и соответствующей инфраструктуры. Но главные составляющие, влияющие на имидж государства, внушают опасение. Зачастую пустуют при проведении футбольных матчей наши стадионы, а мы строим новые. Качество игры наших спортсменов гораздо ниже среднеевропейского или южноамериканского уровня. В клубных турнирах мы кое-как держимся за счет легионеров, а сборная команда уже, по большому счету, не конкурентоспособна.

На смену уходящим легендам сплошь и рядом приходит посредственная поросль, гораздо больше озабоченная зарплатой и премиальными, чем борьбой за честь флага клуба или Родины.

Любому объективному болельщику бросается в глаза значительное отставание наших футболистов в технике владения мячом, в скорости маневра, в выносливости и в психологической устойчивости. Отсюда - падение престижа футбола в глазах любителей спорта. Грубость игроков на поле и непомерное число травм только дополняют общую неприглядную картину.

Дичают на глазах фанаты, отпугивающие нормальных болельщиков от стадионов своим психопатическо-агрессивным поведением. «Файеры» на трибунах, дымовые шашки, расистские выходки, лазерные ослепители, стрельба из рогаток по полю, мат и оскорбительные «кричалки» позорят не только самих хулиганов, но бросают тень на все общество, в том числе - и на государство, не способное навести порядок в своем доме. Во времена Федора Черенкова ничего подобного не было. Для нас, обычных болельщиков, поход на стадион был праздником, а не рискованным походом в трущобы отморозков. Чем это кончается для России и ее репутации, видно на примере наказаний, наложенных УЕФА на футбольный клуб ЦСКА в Лиге чемпионов.

И пугает общая тенденция вырождения нашей не только спортивной, но и творческой элиты. Уходят титаны сцены, такие, как Кирилл Лавров, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Олег Янковский. Александр Абдулов, Евгений Евстигнеев… А вместо них остаются не подросшие деревца-дарования а чахлый кустарник. Аналогичная картина – в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Идет повсеместное измельчание. Русский театр стал без нужды привлекать иностранных режиссеров-постановщиков. Является ли это признанием собственного творческого бессилия, или это копирование прежнего общегосударственного тренда на сожительство с Западом – непонятно. Но очевидно одно: для национального театра это, скорее, тормоз, чем двигатель. Печально, что эти, явные неблагоприятные тенденции, никак не заботят ни средства массовой информации, ни властные структуры, которым вроде бы предписано следить за духовной жизнью нации в целом…

Прощайте, Федор Федорович! Великие навсегда остаются в нашей памяти!

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.