Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
«Уж я тебя волку не дам!»

«Уж я тебя волку не дам!»

Знаменитой московской школе № 1148 им. Ф.М. Достоевского - 25 лет
Татьяна Корсакова
21.11.2013
«Уж я тебя волку не дам!»

В школе имени Достоевского программа составлена так, что каждый пятиклассник прочитывает не только «Мужика Марея», но и более грустный рассказ классика – «Мальчик у Христа на елке», также небесполезный для воспитания души. Может, оттого и дети в школе этой отличаются в лучшую сторону от других – не читавших?

Может ли ребенок девяти-десяти лет от роду понять текст Федора Михайловича Достоевского? Заглянуть в мир великого писателя, которого и взрослый не всякий поймет, а то и не захочет понимать, не желая потерять душевную невинность, - ведь коли собьют тебя с ног чужие страдания, и ты запачкаешься чьими-то чудовищными прегрешениями, ее и впрямь потерять нетрудно?

Но отчего же все-таки не заглянуть? Достоевский плохому не учил. Он лишь предупреждал о плохом. О неожиданных опасностях в общении с людьми, неправде, неискренности, о беспределе зла, о безграничности глупости человеческой, об испытаниях разнообразными соблазнами, которыми нагружает себя иной мучитель собственной души – или они сами лезут к его душе, – чтобы обо всем на свете знали прочитавшие и сделали бы себе зарубки на память, да не споткнулись о зло, идя по жизни дальше.

Однако он ведь и о хорошем писал впрямую, чтобы и хорошее видели и отличали…

По школам в последние 11 лет, в силу профессии, езжу много, и в каждой слышу: «Эти отчеты…» Недавно пришло в голову сравнение. Есть у строителей такое приспособление – «грохот». Это огромное решето, в котором просеивается, например, щебень. Решето трясется с грохотом, несопоставимым с результатом работы. Шум грандиознее.

Отчеты, которых в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) даже на воспитание теперь будут требовать явно больше, напоминают грохот грохота. В них никто особенно не вчитывается – ну не Сухомлинский это и не Макаренко! – но подготовка отчетов школьными педагогами и сдача их в инстанции оправдывает существование всё большего количества чиновников. Разве что ЧП, не дай Бог, грохнет – тогда отчет из прогремевшей школы прочтут.

Но ведь результат в воспитании никогда не виден сразу, и отчитываться, собственно, не в чем.

Грохот заглушает живую незаметную работу с учениками, главная цель которой – уберечь детей от «волков», описанных в рассказе «Мужик Марей», грозящих им из каждого угла теперешней нашей непредсказуемой жизни.

И это не те волки из рода слуховых галлюцинаций, что пригрезились когда-то маленькому Феде Достоевскому… Теперешние реальнее. Это детские неврозы и депрессии от переизбытка негативной информации, цинизм и эгоизм подростков как способ противостояния ей же, перенапряжение в погоне за обязательным ныне успехом. Прибавьте сюда неопределенность понятия Родина в качестве объекта любви – как ее любить, как найти золотую середину между громогласным теперешним пафосом и забрасыванием камнями ее истории? – а ведь где бы ни пришлось жить русскому человеку, хоть в Австралии, ему нельзя внутренне изменять своей земле, как нельзя изменять матери…

В школе имени Достоевского детей воспитывают, прежде всего, внимательным изучением русской литературы. «Мы часто и привычно говорим: Достоевский – не детский писатель, - замечает Е.Ф. Пекшева, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель школьного музея «Ф.М. Достоевский в Люблине». – Но его рассказы о детях, пусть их не очень много, являют собой своеобразное мерило нравственной ценности человека. Возьмем ли мы фрагменты из романа «Братья Карамазовы, где речь идет об Илюше Снегиреве и знакомстве Алексея Карамазова с другими мальчиками, или небольшой рассказ «Мужик Марей», герой которого – крестьянин смог так успокоить ребенка, барчука, что вся паника и весь ужас ушли… А в «Мальчике у Христа на елке» всё – тема сочувствия и сострадания, свойственных именно русской душе. В этом рассказе очень много можно найти «русскости»… Если пристально заниматься анализом текста, с точки зрения лексики или морфологии, – только вслушайтесь в русские уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые употребляются в описании мальчика! Это всё очень детям доступно, только нужно обращать внимание учеников на эти нюансы, и они смогут понять эти рассказы Достоевского даже в начальной школе: это зависит от уровня класса. А так, по нашей внутренней программе внеклассного чтения по произведениям Федора Михайловича Достоевского, – это рассказ для прочтения в пятом классе. Дальше - «Мальчик со спичками», «Неточка Незванова», а потом, уже в девятом классе, у них идут «Белые ночи» и «Униженные и оскорбленные». В канун дня рождения Достоевского 11 ноября у нас проходят «Ноябрьские дни», посвященные писателю, когда у ребят проводятся тематические уроки внеклассного чтения по литературе».

С Еленой Федоровной трудно не согласиться.

Плох тот словесник, который не обращает внимание детей на особую выразительность русского языка, его многовековую проработанность, убедительность, богатство смыслов.

Сам ритм и смысл пушкинских стихов, глубина и естественная искренность тютчевских стихотворений, близкие душе человеческой искренние интонации русских народных песен и романсов, мощь русской классической музыки не могут не влиять на формирование характера ребенка. Только все ли педагоги это используют?

Разумеется, в школе развивается и исследовательская, проектная деятельность учеников. Лучшие работы представляются на Достоевских чтениях. В дни памяти Достоевского на тематических классных часах в разных классах был представлен интересный мультимедийный фильм учащихся, посвященный истории рода Достоевских и дружбе школы № 1148 с белорусской школой в селе Достоево. Показали его и родителям на собрании. Школа налаживает очень серьезные отношения с отцами и матерями учеников. Вместе работать легче, и результат достойнее.

Чужой энергией заразиться нельзя – можно только воспитать в себе волю к хорошей, правильной, успешной жизни. Причем не той успешной, что выражается в публичном восторге, аплодисментах, происках папарацци и прочей шелухе, – но в самоуважении, прежде всего.

Человек начинает понимать, что заслужил уважение и достоин уважать самого себя, когда убеждается в том, что выбрал деятельность, соответствующую его таланту, и справляется с ней на «отлично». Но как ее, свою, найти? Родителям сейчас трудно что-либо посоветовать ребенку: слишком много появилось профессий. А как школа может помочь ребенку выбрать путь в жизни?

«Мы выступаем за ранний, так называемый, предпрофиль: с пятого по девятый класс, это расширенное изучение русского и английского языка, математики и информатики, - говорит Вера Алексеевна Дмитриева, зам. директора школы им. Достоевского по средней и старшей школе. – Сегодня государство предоставляет детям огромное количество часов бесплатной внеурочной деятельности. В этом году у нас в школе ее – 62 часа. Родители (или сами дети) вправе выбрать самостоятельно предметы или кружки, которые помогут в серьезном выборе жизненного пути: математическое направление или гуманитарное? В десятом классе мы уже составляем для учеников индивидуальные учебные планы. Но очень много зависит и от родителей. В прошлом учебном году нашу школу окончили мальчик и девочка из одной семьи. Оба медалисты, оба безусловных «стобалльника», оба поступили в вузы. Наблюдая за ними во время учебы, я убедилась, сколько же все-таки идет от семьи, от ее устоев, которые передаются детям. У этих ребят очень тесные взаимоотношения с родителями. Я столько раз видела их в парке, как они идут, разговаривают, смеются, о чем-то расспрашивают друг друга, рассказывают что-то, никого все четверо вокруг не замечают – им интересно всем вместе. Семья не напоказ. Семья для детей. И дети – таким образом – становятся самостоятельными и ответственными».

Один из музеев школы им. Достоевского собран энтузиастами - родителями и детьми, которые, возвращаясь летом с отдыха, везут с собой всевозможную утварь – утюги, коромысла, ведра, ступы, кувшины…Хорош он тем, что ребенок может любой экспонат потрогать, подержать в руках, рассмотреть.

Маленький железный утюжок. Игрушка? Нет. Оказывается, такой утюжок использовали для глаженья воротничка. А большим угольным утюгом гладили постельное белье. Какой это, оказывается, труд! Первого сентября все первоклассники проходят через школьный музей народного творчества и занимаются здесь дальше – на протяжении четырех лет.

Я давно знаю и музей этот, и школу.

- Ольга Николаевна! У вас дети до сих пор даже с незнакомыми взрослыми здороваются?

- Здороваются, - говорит О.Н. Белкина, зам. директора школы № 1148 им. Достоевского. – То есть желают здоровья, они знают «перевод» этого приветствия. И потом – приучены ведь. Каждое утро всех детей на входе встречают директор Елена Игоревна Косорихина, дежурный администратор и дежурный учитель. Втроём стоим у входа, дети идут еще сонные, а мы им всем говорим: «Здравствуйте!», «Здравствуйте!». Так дети самым естественным образом приучаются к тому, что надо здороваться.

Главное направление здесь - духовно-нравственное воспитание учащихся, а оно складывается из таких вот «мелочей», а вовсе не из отдельных редких нравоучений. Так оно и было в русских семьях.

Преподавание в школе им. Достоевского светское, дети получают исключительно культурологические сведения о религии. Тем не менее их знакомят с православной культурой, с русской культурой, и те, которым это чуждо, сюда не придут. А те, которые приемлют и приходят, стремятся постичь нашу духовную культуру. «Сила Животворящего креста делает свое дело», - такое вот не традиционное для светской московской школы частное мнение услышала я здесь. Приводят сюда своих детей даже люди других конфессий, не говоря уже о национальностях, – их в этой школе 10 процентов. Не так уж мало.

Чтобы неназойливо внедрить русский дух в души учеников, его поселили в школьный календарь – годовой круг русских праздников и традиций. Погружение ребенка в духовное пространство России идет с самого начала его школьных лет.

«Сначала празднуются Осенины – праздник сбора урожая, - рассказывает Ольга Николаевна Белкина. – Здесь мы увидим и театрализованные представления об урожае, и викторину «Вспомним пословицы и поговорки», и игру на знание народных примет, и выставки творческих работ. Дети участвуют в конкурсах духовной поэзии: об осени, дальше о Рождестве, о Пасхе…»

На Пасху дети в этой школе расписывают яйца, приносят из дома куличи, устраивают классные застолья. На Масленицу здесь выставляют столы на улицу, тут праздник общий. Народные игры, конкурс праздничных столов. Дети и родители вместе угощаются блинами. Еще и музыка играет на крыльце школы, прохожие останавливаются, смотрят. Вот такое шумное представление. Традиционное широкое гулянье в школе. В любую погоду.

«Ну, это праздники… – продолжает О.Н. Белкина. – А главное то, что здесь у нас никто никому не безразличен. Как и везде, у нас есть дети с трудным поведением. Но есть и нормы поведения, и строгая деловая форма одежды. Девочкам, например, велим волосы завязывать, не разрешаем надевать крупные серьги – за этим смотрят все педагоги. Тем не менее родители этих детей никогда не переведут их в другую школу несмотря на то, что мы набрали три первых класса, не умещаемся в кабинетах, а другие школы, бывает, едва один набирают. Почему? Вас удивит ответ. Потому что нигде за детьми не будут смотреть так, как смотрим мы. Правильное воспитание по-русски предполагает обязательный присмотр. Небезразличие к детям. Внимание. Да, в нашей школе строго, мы этого и не скрываем. А в результате детям у нас уютно».

Одним словом: «Уж я тебя волку не дам!», - как писал великий Достоевский. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.