Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

25 марта 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Полноценного декрета о земле как не было, так и нет.
24.03

Идея принятия нового закона вызвала резкую критику.
22.03

Слово из Оптиной пустыни в Крестопоклонную неделю.
21.03

Беседа с академиком РАН, председателем Пермского научного центра Уральского отделения РАН, директором Института механики сплошных сред.
20.03

Заметки на полях одной необычной выставки.
17.03

Беседа с депутатом Госдумы: что будет с Крымом, чем опасна «Матильда», стоит ли вернуть смертную казнь?
16.03

15 марта 2017 г. – 100 лет со дня обретения Державной иконы Божией Матери.
15.03

«Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы» все же подписана.
15.03

Как оценивает события 1917 года, прошлое и настоящее, бывший диссидент, философ-богослов.
10.03

В следующем десятилетии абитуриенты столкнутся с серьезной нехваткой мест.
09.03

Как в России под маской борьбы за права женщин вводят «гендерную» идеологию.
06.03

Как бороться с Россией – откровения политолога А. Сытина.
01.03

На кончину Игоря Ростиславовича Шафаревича.
01.03

Проповедь из Оптиной пустыни на начало Великого поста.
28.02

Размышления православного человека о настроениях в обществе в год 100-летия революции.
28.02


Общество

Тысяча полотен Василия Нестеренко

Выставка знаменитого художника открывается в Центральном выставочном зале «Манеж»
Валерий Панов
08.02.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Тысяча полотен Василия Нестеренко

Он один из тех, на ком держится Русская земля, сказал о Василии Нестеренко один из участников пресс-конференции - Александр Рожкин, академик, член президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея». А в самом начале своего короткого выступления, скорее, введения в экспозицию, назвал художника подвижником русской культуры.

В присутствии представителей многих СМИ, по сути, на всю Россию просто так подобные вещи не говорятся. И именно эти слова всплыли в памяти, когда после пресс-конференции вышел из здания ИТАР-ТАСС, что в начале Тверского бульвара. Отсюда до Манежа, где Василий Нестеренко готовит к показу свои картины, было рукой подать. Чуть более километра, минут 20 пешком, не торопясь, вдоль по Большой Никитской. На этой улице, между прочим, 100 лет назад в д. №5 в декабре 1916 г. - марте 1917 г. проходила юбилейная, 45-я, выставка Товарищества передвижных выставок. В Москве тогда также выставлялись «Союз русских художников», «Мир искусства», Московское товарищество художников.

Вообще, первые два месяца революционного 1917 г. для мастеров изобразительного искусства совпали с зенитом выставочного сезона. «В Москве такое изобилие выставок, — замечал рецензент, — точно русских художников вместо воинской повинности обязали писать картины… Итого одиннадцать. Для года переживаемых событий как будто многовато». Вместе с тем один из руководителей Художественного театра Вл.  Немирович-Данченко вовсе небеспочвенно задавался вопросом: «Точно ли в настоящее время общество по-настоящему интересуется новыми достижениями в искусстве?  Может ли оно сейчас этим интересоваться? Имеется ли у него для этого достаточный запас внимания?» А художник Аполлинарий Васнецов писал: «Современное направление искусства, его отчужденность от жизни, естественно, никоим образом не может реагировать на захватывающие события последнего времени: оно проходит для него бесследно».

Спустя сто лет эти проблемы — действительно ли нынешнее общество интересуется искусством, отчуждено ли искусство от жизни, в России — так остро не стоят, хотя никуда и не исчезли. На пресс-конференции прозвучал вопрос об отношении Василия Нестеренко к тому, что до сих пор происходит деление художников на «белых» и «красных» (реалистов и авангардистов).

И художник ответил, что в искусстве противостояние неизбежно, но «не надо душить ни тех, ни других, тогда будет широкая палитра». И в качестве примера назвал Зураба Церетели, который «всех примирил».

Нестеренко сказал, что в свое время учился и у Таира Салахова (народный художник СССР), эдакого советского «почти авангардиста». И подчеркнул: наша главная задача в том, чтобы преодолеть раскол в обществе, иначе можно скатиться в смуту. Говорил также о том, что государство может потерять художественное образование.

Удивительно, но сегодня художник обозначил почти те же самые проблемы, которые будоражили Россию век тому назад. «В настоящее время, — писал в 1917 г. критик А. Ростиславов, — едва ли можно говорить об определенном знамени того или другого передового художественного общества. Дробление на отдельные общества и кружки — действительно очень заметное у нас явление в последнее десятилетие. По-видимому, и у нас назрело время салонов». Эта идея выставок, подобных Парижским салонам, где под одной кровлей собирались бы художники, представившие все течения современного искусства, высказывалась повсеместно. В Москве на Пасху 1917 г. предполагалось открытие выставки «Весенний салон», на которой ожидалось участие всех художественных обществ и высказывалась надежда, что «такая выставка сможет ярко и наиболее типично {32} представить все существующие течения современного искусства».

В устройстве подобных экспозиций современники видели возможность покончить с превращением выставок «в рынок сбыта», надеялись, что они смогут двигать «вперед русское искусство» и, являясь высшим судилищем для художников, будут помогать им совершенствоваться. И в этом тоже была одна из особенностей художественной жизни начала 1917 г. А сегодня посмотрите хотя бы на те грандиозные очереди, что выстраиваются в картинные галереи страны, и многие вопросы, которые тянутся к нам из прошлого, сами собой отпадут...

У народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Большом Манеже.

За всю историю этого главного выставочного зала страны лишь несколько художников были удостоены столь высокой чести. Да и далеко не каждому, прямо скажем, под силу такой титанический труд, как устройство персональной выставки на площадях в 10 тыс. кв. м, где, по словам Владислава Кононова, исполнительного директора Российского военно-исторического общества и одного из устроителей выставки, к показу готовится 1000 работ Василия Нестеренко. На что художник бросил реплику: «Не считая мелких». И сказал, что будут еще представлены репродукции росписей с Афона и храма Христа Спасителя в натуральную величину.

Вообще, в послужном списке художника так много персональных выставок, что все даже перечислить практически невозможно. Однако среди них есть такие, которые нельзя не вспомнить. Это выставки, проходившие в Российской академии художеств, в Кремле, в Доме правительства РФ, в музее храма Христа Спасителя, в музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре, в Украинском доме (Киев), во многих городах России и за дальними рубежами, в том числе, в Праге, Берлине, Пекине, Токио, в Нью-Йорке… Чем ближе знакомишься с творчеством Нестеренко, тем больше поражают масштабы его деятельности. Он может одновременно вести несколько крупных проектов, почти ежегодно проводит несколько персональных выставок в стране. При этом понятие «Россия» включает для художника и Украину с Белоруссией, о чем он говорил не раз.

Предыдущая экспозиция в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась летом 2010 г. и называлась «Россия – связь времен». Нынешняя выставка Василия Нестеренко получила название «Наша слава – Русская держава!». Созвучно и символично!

Экспозиция приурочена к 50-летию художника и, как ни покажется странным, к 35-летию его творческой деятельности. Об этой странности и спросил мастера.

«Рисовал в школе портреты на конвертах. Была такая работа. Первый раз участвовал в выставке в 7-ом классе. Вообще надо ставить перед собой максимальные задачи. Если не будешь стараться, ничего не получится», - сказал он.

1.jpgВасилий Нестеренко пишет в реалистической манере русской классической живописи и работает в различных жанрах. Основа новой выставки - исторические произведения, отражающие поворотные моменты российской истории: «Избавление от Смуты» (фрагмент картины – на фото), «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» и другие.

«Для меня история – это не просто события. Это повод говорить языком истории о настоящем, - сказал Василий Нестеренко. - «Избавление от смуты» - важная тема. Смутное время всегда актуально для России... 1612 год. Народ произносит покаяние, и поменялся весь ход истории. Архиепископ Арсений сказал недавно, что “наше Отечество сейчас на весах правосудия Божьего”».

Четыре года художник трудился над созданием этого грандиозного полотна.

Когда художника расспрашивают об исторических параллелях, он объясняет свою позицию так: «“Отстоим Севастополь” для меня означает – отстоим Курилы, Калининград, Крым, отстоим Москву, в конечном итоге. Историческая тема в моем понимании – это мостик к современности и будущему».

Добавим, что историческая живопись требует детального знания изображаемой эпохи, даже состояния погоды. Например, того, что в день победного въезда Петра I в Москву, шел снег, как показано на полотне Нестеренко.

К слову, в день пресс-конференции воздух был морозный, свежий и прозрачный, как случается в Москве на стыке января-февраля. И когда я вышел на улицу, солнце уже клонилось к закату, но еще отблескивало в золотых куполах Храма Большого Вознесения, ярким светом заливало верхние этажи домов на Никитском бульваре, косыми лучами касалось крыш старинных зданий Большой Никитской улицы. А над всем этим благолепием висел наполненный серебряным светом молодой месяц. Хотите - верьте, хотите нет, но фазы луны сегодняшней почти совпадают с теми, что наблюдались в 1917 г. И в Москве нынче тоже открыто много выставок, и хороших, и разных. «Но его (Нестеренко) картины обладают духовным магнетизмом», - отмечал Александр Рожкин. А Владислав Кононов подчеркивал: «Сколько надо знать, чтобы не попасть под суд профессиональных историков. Но у них претензий к художнику нет. Картины Василия Нестеренко – это оружие в борьбе с фальсификациями истории. Миссия Нестеренко – нести историческую правду».

«Для меня Первая мировая война – это вершина русского духа», - сказал Василий Нестеренко. Картина «Мы – русские, с нами Бог!» и посвящена Первой мировой войне, точнее – одному из ее героических эпизодов. Немцы долго не могли взять слабо защищенную крепость Осовец и решили пустить на русские войска газы. Когда подгоняемое попутным ветром густое облако ядовитой смеси хлора и фосгена надвигалось на русские позиции, то даже трава пожухла, а у наших солдат и офицеров противогазов не было. Немцы взяли дубинки, утыканные гвоздями, и двинулись на «зачистку территории» - добивать оставшихся в живых бойцов. Но отравленные, обреченные на смерть русские поднялись в рукопашную. «Атака мертвецов» - назвали позже этот порыв нескольких сотен воинов.

Российские газеты того времени вопрошали: «Что несет нам “просвещенная” Европа? Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» В отношении к России Европа с тех пор не изменилась. И вопросы к «цивилизованным» странам остались те же.

А серия работ «О, Русская земля!» – это подлинный гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями. «Он предан Отечеству, - подчеркнул во время пресс-конференции Александр Рожкин. - Его искусство воспитывает отношение к своим корням. В его творчестве Россия предстает как птица Феникс. Это забота о будущих поколениях».

«Спрашивают, - говорит художник, - почему не рисуете вулканы Индонезии? Пусть другие их рисуют, а я буду рисовать наши горы, наши реки. И когда я попадаю в ледяную реку на Алтае, то знаю, зачем я это делаю, а вот в Индонезии не знаю». Серия пейзажных полотен стала итогом творческих поездок мастера на Сахалин и Курильские острова, в Саяны и на Байкал. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах».

Настоящей творческой удачей Василия Нестеренко стало участие в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. Для этого была создана команда почти из трехсот художников, чтобы сделать работу в кратчайший срок. Сложнейшая задача потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения писать в манере крупнейших живописцев XIX века.

Василий работал по четырнадцать часов ежедневно. Как полагается иконописцу, постился и молился перед началом работы, а затем поднимался на леса и расписывал храм, делая это без каких-либо чертежей или сетки, напрямую. Именно им выполнены росписи «Воскресение Христово», «Апостол Матфей», «Вход Господень во Иерусалим», «Крещение Господне» для Кафедрального собора, написан цикл Богородичных икон и Плащаница, «Тайная вечеря» и картины Евангельского цикла для Патриаршей трапезной. «Храм восстановлен так, как его заслуживает Россия сейчас», - сказал Василий Нестеренко.

Перед началом росписи храма Христа Спасителя художник завершил работу над иконой «Образ Божией Матери Нечаянная Радость» и над картиной «Распятие».

И был еще в его жизни Афон, где почти год он руководил группой художников, которая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря расписывала храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике.

Это почти в 3500 кв. м! Во время пресс-конференции Василий Нестеренко заметил: «Говорят, Афон – это рай на земле, но рай на земле тяжелый».

Немалую роль в творчестве художника играют женские образы. Созданные им женские портреты, как он говорит, всегда подчеркивают достоинства своих моделей. Скажем, на картине «Алена» изображена девушка с огромным букетом ромашек. Героиня картины «Бабье лето», девушка из российской глубинки, стоит в тонком платьице и резиновых сапогах возле заросшего бурьяном плетня... Теме женского ожидания посвящены также портреты «Девичьи мечты» и «Предчувствие любви», проникнутые тонким лиризмом.

Но, думается, самое сильное впечатление в этом ряду производит картина «Русская мадонна». До недавнего времени я не знал, что на ней изображена жена художника Ольга и сын Ваня. И на картине «Весна» - тоже Ольга…

Совершенно особое место в творчестве художника занимает портрет мамы, Галины Васильевны. Именно мама помогла Василию стать художником. От нее же – и любовь к родному Отечеству.

По мнению специалистов, наиболее емко образ Родины отражен в эпической картине Василия Нестерова «О, русская земля!». Строка взята из «Слова о полку Игореве». (О, Русская земля! Ты уже за холмом!) В этой гениальной поэме древности Русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы, распри и смутные времена…

Но, как сказал Василий Нестеренко, «произведения надо смотреть». И все время пресс-конференции на стене просторного помещения перед глазами журналистов демонстрировался фрагмент картины «Избавление от Смуты». А в ответ на вопрос, любит ли он давать интервью, мастер произнес: «Рассказывать – это не моя профессия. Знать должны не мое лицо, а мои работы».

Многие полотна мастера будут экспонироваться впервые. И совсем не комплимента ради Александр Рожкин заметил: «Это не просто выставка, это – явление в культурной жизни России».

Прислушаемся к компетентному мнению. И напомним, что персональная выставка Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» пройдет в Центральном выставочном зале «Манеж» с 10 февраля по 3 марта 2017 г. А открытие состоится завтра, 9 февраля.


Смотрите фоторепортаж «Наша слава – Русская держава!»


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии


Александр Коншин-Рачинский
11.03.2017 18:16

а, хотелось бы попасть на выставку, воочию насладиться русским духом.

Вера
24.02.2017 19:27

Сегодня открыла для себя великого русского художника-Василия Нестеренко, это имя войдет в историю искусства, и я горжусь что он мой современник и соотечественник.

Светлана*
13.02.2017 23:42

...очень часто недоброжелатели говорят, мол, кто вы такие, русские...
наши люди,  в силу своей природной скромности и деликатности,  неумению откровенно врать и приукрашивать, часто недооценивая себя,  пытаются объяснять  словами неумело...зачастую,  особо последнее время,  проигрывая споры  многоопытным оппонентам, обученным  забалтывать и извращать нашу жизнь и историю...
  В  этой связи...если спросят вас: "Да кто вы такие, русские..." не спешите с ответом...предложите им познакомиться с творчеством художника...Пусть таким недоброжелателям молчаливо ответят правдивые образы Русского Духа и Русской Души полотен Василия Игоревича Нестеренко...
  Дух передать сложно, но возможно для Василия Игоревича Нестеренко, нежно любящего Отечество, он не отделят себя от народа...он в нас и мы в нем...от того его картины так правдивы и несказанно одухотворены, в самом глубинном и чистом смысле этого слова...все его картины об одном...глубина нашего народа, воспитанная удивительной Природой в обрамлении Святого Духа...
Это удивительная Душа, в лице художника, укрепляющая нас в столь трудное время...    



ВЕРА
12.02.2017 14:48

Прекрасно, что не оскудевает земля русская талантами! Дальнейших творческих успехов!

Иван С.
12.02.2017 13:03

Был на выставке. Думал, похвалы преувеличены. Но нет, действительно масштаб сделанного, уровень впечатляют.
Нестеренко - крупняк.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Валерий Матвеенко: «Верю, что смутные времена преобразований скоро пройдут»

Беседа с академиком РАН, председателем Пермского научного центра Уральского отделения РАН, директором Института механики сплошных сред.

На выставку за правдой

В Центральном музее Вооружённых сил открылись два новых зала, посвящённых событиям Гражданской войны.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта