Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
«Тактика выживания»

«Тактика выживания»

В последнюю неделю мая расходы на повседневные нужды граждан нашей страны заметно выросли, а потребление… упало
Андрей Борисов
10.06.2009
«Тактика выживания»

По данным социологов исследовательского центра «Ромир», в последнюю неделю мая расходы на повседневные нужды граждан нашей страны заметно выросли. Специалисты объясняют это ростом цен – не официально-статистическим, а реальным.

Сравнив показатели аналогичного периода прошлого года с нынешним, ученые подсчитали: в Москве они увеличились на 20,5%, в Санкт-Петербурге – на 24,8%, а в городах с населением от полумиллиона до миллиона человек – на рекордные 52,8%.  

Это отнюдь не означает, что люди стали больше потреблять, – они стали больше тратить, потому что цены поднялись гораздо выше, чем свидетельствуют данные официальной государственной статистики. Ничем другим это объяснить невозможно.  

Если в целом по стране повседневные расходы наших граждан выросли на 6,3%, то в небольших городах подъем был сродни взрыву – 24%.

Жителям городов-миллионников пришлось потратить на 5% больше, чем неделей раньше, а вот питерцы увеличили расходы почти на 14%.  

И не потому, что в Питере люди вдруг заболели «потребительской чесоткой». Просто это - следствие «взрыва» цен в Северной Пальмире?  

Странными выглядят данные по Москве: траты москвичей уменьшились на 3,3%. Что такого происходило в столице? Удалось обуздать инфляцию в одном, отдельно взятом городе? Ничего подобного. Инфляция в Первопрестольной растет не медленнее, чем в целом по стране. Пресловутый «минимальный потребительский набор» дорожает даже много быстрее (официальная статистика первого квартала это полностью подтверждает), чем на периферии.  

Объяснение парадоксу дают данные, полученные учеными другой исследовательской организации – Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ). По их данным, многое объясняется началом дачного сезона: многие жители мегаполиса уже в середине мая уехали из города, кто – в отпуск, кто - в загородные дома, где будут жить все лето. Необходимые покупки были сделаны заранее (народ ищет то, что подешевле, а на этот поиск пары-тройки дней недостаточно). Оттого, возможно, и данные о потреблении москвичами в последнюю неделю мая показали снижение.  

Кроме того, ВЦИОМ проанализировал ситуацию с загородной недвижимостью и изучил, что чаще всего делают люди на даче, чем она больше является для наших сограждан: подсобным хозяйством или местом для развлечений.  

Во-первых, интересно, что загородная недвижимость есть у каждого второго россиянина (51%). Из них у 7% есть загородный дом (кстати, в 2005 году таких было 11%), у 27% - дача, у 17% - земельный участок (с 2005 года доля таких респондентов возросла на 4%). Впрочем, 48% сообщают о том, что ничего из перечисленного не имеют. Обладателями дач чаще оказываются жители столиц и крупных городов (33%) и высокообеспеченные (34%), земельных участков - респонденты, проживающие в малых городах (31%) и малообеспеченные (21%). Жители средних городов, как правило (56%), не обладают загородной недвижимостью.  

Так вот, по данным ВЦИОМ, дача в России - прежде всего, источник сельскохозяйственных продуктов. Россияне по-прежнему чаще всего используют дачу как источник сельхозпродуктов для своей семьи, причем по сравнению с 2005 годом доля таких респондентов возросла - с 72% до 81%. А среди жителей малых городов исправных тружеников и выращивателей сельскохозяйственных продуктов и все 90%!  

Подавляющее большинство (92%) тех, кто использует дачу для сельскохозяйственных посадок, выращивает овощи (морковь, капуста, огурцы, помидоры и т.д.). Потом это большинство все выращенное исправно консервирует, солит, варит и съедает за осенне-зимне-весенний период. Чуть меньше народа (но более 3/4 дачников) сажают и выращивают картофель. С ним (а то и еще прикупив) и перезимовывают.  

Так что, по всему, дача для россиян, по-прежнему, скорее подсобное хозяйство и источник дополнительного дохода, нежели место отдыха, причем за последние четыре года на 4% больше наших сограждан стали воспринимать ее именно так.

Кризис? Да, он самый. Вот только как быть с тем, что уже четвертый год неуклонно растет число россиян, «питающихся с дачи»?  

А кризис люди, и действительно, стали чувствовать на себе. Они экономят, потому что у них упали доходы. Сначала были практически отменены все средние и крупные покупки, теперь очередь доходит и до повседневного потребления. Некоторые горожане уже осваивают так называемую «тактику выживания» (подешевле, а то и – поменьше!) и это отражается на общем уровне расходов.  

Так упал ли в целом аппетит у нашего народа? Вряд ли.  

Просто вместо мяса теперь все чаще идут в дело бульонные кубики, вместо макарон – картошка, вместо апельсинов – яблоки с дачного участка, пока они есть...  

Главное же – плотнее налегать на супчик и щи. От них желудок всегда не пустой. А то, что показатели потребления упали – это правда. Нынче семейная «экономика должна быть экономной».  

Кто-то нас этому уже учил? Помнится, Брежнев Леонид Ильич. Как давно это было… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.