Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Пятнадцатый патриарх России

Пятнадцатый патриарх России

10 июня – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Александр Калинин
10.06.2008
Пятнадцатый патриарх России

В июне 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Патриарха, которым по воле Божией стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, в миру Алексей Михайлович Ридигер.

23 февраля 2009 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнится 80 лет. Тогда же ему было только 65, когда мы, журналисты «Комсомолки», напросились к нему на встречу. Но поводом был не юбилей – просто накопилось много вопросов, касающихся состояния общества. Встретил он нас по-домашнему - ну прямо сельский батюшка. Беседа была непринужденной, теплой. Поразила даже не сама беседа, хотя общаться с ним всегда интересно, а то состояние золотой середины - невозмутимости и ясного покоя, такое редкое в нашем нервном обществе. Позже приходилось видеть его в разных местах - в храмах и светских аудиториях, общаться с ним заочно: от имени того или иного издания отправлял ему вопросы, он на них отвечал. Но то первое впечатление так и не изменилось.  

«Примирение и взаимное согласие наступит только тогда, когда россияне сумеют, наконец, извлечь правильные уроки из прошлого, чтобы впредь уже никогда больше не повторять трагических ошибок, - отвечал он на один из вопросов, - Однако с горечью должен признать, что осознание этого пока не пришло. Теперь многие устремились на поиск «золотого тельца», желая разбогатеть какой угодно ценой. Процветает культ чувственных наслаждений и откровенного разврата. Расцвели представители так называемого «теневого бизнеса» и криминального мира, которые пытаются оказывать активное влияние на государственные структуры. Сегодня в стране получают стремительное развитие оккультные течения, различные секты и экстрасенсы, биоэнергетики и колдуны. Все это вместе взятое формирует в России совершенно чуждую светлой и созидательной христианской нравственности массовую культуру, основанную на главных страстях человеческих - жажды денег, славы, власти и наслаждений, то есть опять заявляет о себе, увы, все тот же самый вульгарный материализм со своими исключительно эгоистическими и земными интересами».  

На патриарший престол Алексий II был избран тайным голосованием, а не назначен, как это происходило прежде.

В списках значилось 75 претендентов. Но уже первый тур вывел вперед опального в то время у мирских властей иерарха.  

Церковь тогда была отделена не только от государства, но и от общества, жила как бы в определенном гетто. И в 1986 году управделами Московской патриархии по своей инициативе пишет письмо М.С. Горбачеву, в котором говорит о необходимости пересмотреть церковно-государственные отношения. Да, церковь должна быть отделена от государства, в противном случае она, как и до революции, станет его ведомством. А она должна с нравственно-моральных позиций давать оценку тому, что происходит в обществе, в стране. Но у церкви и государства есть общие задачи - нравственное и духовное здоровье народа, сохранение архитектурных памятников, мир и согласие в обществе.  

Тогда письмо это было воспринято с раздражением. Управделами потерял свой пост и оказался на Ленинградской кафедре. Лишь много позже церкви предоставили ее исконное право заниматься социальным служением в больницах, домах престарелых, в местах заключения. Было позволено открыть церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, и религиозное образование стало доступно не только для детей, но и для взрослых. Открываются храмы. В сотнях монастырей началась монашеская жизнь, которая гармонично сочетается, как и раньше, с аграрным хозяйством. Монастыри в это трудное время кормят не только себя, но и нуждающихся. Скажем, в Троице-Сергиевой лавре сегодня более тысячи человек получают ежедневно бесплатное питание.  

Все это произошло тогда, когда автор того письма стал предстоятелем Русской православной церкви.

В своем первом обращении к пастве Алексий II произнес фразу, которая, как мне кажется, и определила принципы всего его патриаршего служения. Он сказал: мы должны служить примиряющей силой и тогда, когда нашей жизни станут сопутствовать разделения.  

За все эти годы он и старался собирать и мирить.  

Собирал приходы и православные святыни, не допустив того раздора, который потряс православный мир Украины и Болгарии. Поистине это чудо Божье: когда все рушится, растаскивается, разворовывается, Русская православная церковь, ведомая своим предстоятелем, не только устояла в целостности, но и прирасла новыми приходами, не дав себя растащить по политическим и национальным квартирам. Хотя давалось это ох как нелегко. 

«За годы моего патриаршего служения я постоянно ощущал попытки внести раскол, посеять в сознании людей недоверие к деятельности священноначалия, - признавался он, выступая перед учеными Российской академии наук. - Но ведь только в единении сила. Это мы сознаем. Как нас разделили по национальному признаку, по политическим взглядам, так пытаются разделить и по религиозной принадлежности. Это продуманная, хорошо финансируемая кампания. Пользуясь нашими трудностями, скупают людские души. Мне один из епископов свидетельствовал на Дальнем Востоке, что самая высокая цена за душу - дубленка, обычная цена - пакет гуманитарной помощи».  

Церковь пытались развалить, а он ее собирал по храму, по приходу. Апофеозом этого стало воссоединение с зарубежной ветвью Русской православной церкви.

Мирил и враждующие ветви власти, умудряясь при этом дистанцироваться от самой власти. Да, его часто видят в окружении президента, так у него статус такой - президент призван заботится об укреплении государства, патриарх - о нравственном здоровье народа. Но его видят и в отдаленных приходах, и в тюрьмах, и в детских домах. И с каждым годом он все менее похож на церковного начальника, все больше - на пастыря.  

«Вы можете спросить: но почему же и после прихода Христа человечество не пришло к единству? Почему ХХ век, имевший за собой богатейшие традиции христианской культуры и нравственности, стал самым разрушительным во всемирной истории с точки зрения войн и нестроений между народами? Дело здесь, конечно, не в том, что христианство и его всеохватывающая идея единства людей в Боге через соблюдение человеком всем известных Христовых заповедей оказались исторически бессильны - нет. Проблема в другом - многие люди, зная о Христе, сознательно не желают сегодня быть христианами, так как им более приятен тот образ жизни, то греховное состояние, в котором они привычно, в течение все своей жизни, находятся. Универсальная же идея единства, о которой сегодня так много говорят, может успешно осуществиться лишь с искоренением в нас самих разделяющих страстей и пороков. Без этого никакого настоящего объединения никогда и нигде не произойдет».  

- Ваше Святейшество, - спросил я его как-то, - трудности нашей жизни приводят в смятение: у многих россиян - безработица, безденежье, нет уверенности в завтрашнем дне, и люди спрашивают: «Как спастись?» Что ответит на этот вопрос Патриарх?  

- Многие сейчас как бы ставят ультиматум Церкви и христианскому учению: дайте мне совершенство и спасение здесь и сейчас, иначе я вам не поверю. Спасение человека в отдельности и всего общества в целом начинается через исправление нами самих себя, и Церковь предлагает свои духовные сокровища в помощь человеку в этом. Тот, кто испытывает недовольство - часто законное - безработицей, безденежьем, коррупцией, воровством, насилием и т.д. - призван сам показать личный пример жизни не по лжи, а не ждать, когда кто-то за него все решит. Это касается всех - и министра, и чиновника, и ученого, и военного, и священника, и рабочего, и крестьянина, и студента, и пенсионера - всех.  

Иногда мы слышим упреки, говорил он в другой раз, что время трудное, надо ли строить храмы? Но если оглянемся на нашу историю и посмотрим на те храмы, которые сегодня стоят на нашей земле, которые создавались 500-600 лет тому назад, разве то время было легким? Да и было ли в нашей истории такое легкое время, когда можно было только строить храмы? Но главная наша задача сегодня все-таки помочь людям реставрировать их искалеченные души. Вернуть нравственные, духовные основы жизни общества. А люди наши удивительные! Они пережили много лишений и трудностей. И когда месяцами не получали зарплат и пенсий, бедствовали, проявляли чудеса терпения.

Когда я в Кирчажском районе Владимирской области спрашивал простых прихожан, что вам пожелать, они просили меня об одном «Пожелайте нам терпения». Такой народ в ХХ1 веке достоин лучшей участи.

Этим летом исполняется 18 лет его патриаршего служения. Дай Бог ему и дальше укреплять Русскую Православную церковь - единственный оплот, на котором еще держится Русь.  

...На стене в его резиденции висит картина: патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту о признании над Москвой власти Польши. Невольно напрашиваются параллели нашего времени с годами смуты. Тогда устояла церковь - устояла и Русь.  

В одной из книг Патриарха в качестве эпиграфа стоят следующие слова: «Выше Закона может быть только Любовь. Выше Права - лишь Милость. И выше Справедливости - лишь Прощение».  

 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

гусляр
* Вас и сегодня, мирные народы, Как прежде режут и стригут без меры. И правит миром статуя (!) свободы, Рожденная догматом (!) веры. 

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.