Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 августа 2019
Протоиерей Владимир Антонов: «Историческая перспектива – это не только научные, но и духовные горизонты»

Протоиерей Владимир Антонов: «Историческая перспектива – это не только научные, но и духовные горизонты»

Беседа с настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Москве
03.12.2014
Протоиерей Владимир Антонов: «Историческая перспектива – это не только научные, но и духовные горизонты»

В мире существует более 750 храмов во имя благоверного князя Александра Невского. До революции было множество храмов, освященных во имя святого князя и в Москве. Однако именно эти церкви становились первыми жертвами новой атеистической власти. Был момент, когда в Москве не осталось ни одного действующего храма Александра Невского. Слава Богу, сейчас действует церковь при МГИМО, восстановлена и домовая церковь в самом центре Москвы, в Благовещенском переулке. О нелегкой судьбе этой церкви мы беседуем с ее настоятелем, духовным наставником Фонда исторической перспективы протоиереем Владимиром Антоновым.

Отец Владимир, «Столетие», газета Фонда исторической перспективы, уже давно следит за судьбой храма Александра Невского на Маяковке. И не просто следит, но активно участвует в его возрождении. Как сейчас обстоят дела? Удалось отстоять храм, «выставленный на продажу»?

– Милостью Божией все проблемы, которые стояли перед нами на протяжении этих лет, разрешаются, храм продолжает восстанавливаться. Уже к 2012 году все основные внутренние реставрационные работы были завершены, были восстановлены интерьеры и внешний вид, поставлен купол с крестом. Не решенным оставался вопрос с собственником здания об использовании храма по его прямому назначению. Владельцы всего комплекса дореволюционного Комисcаровского ремесленного училища, частью которого является помещение домовой церкви, не давали нам возможности возобновить там богослужения, желая получать коммерческую выгоду от каждого квадратного метра своей недвижимости. Это история, которую, может быть, и не стоит сейчас вспоминать. Вы не только подробно рассказывали об этом на сайте «Столетие», но и участвовали в организации молебна и «протестного стояния». Это, несомненно, помогло привлечь внимание к конфликту вокруг нашего храма. Многие помнят горячие слова поддержки храму Александра Невского, которые прозвучали в интервью Наталии Алексеевны Нарочницкой российскому телевидению. Ее призыв защитить святыню в сердце Москвы был услышан.

Помощь пришла неожиданно. Нашелся человек, который совершил редкий в наше время, по-настоящему бескорыстный и благородный поступок. Он выкупил помещение храма и передал его в дар Церкви. Иначе, как чудом такой внезапный выход из тупиковой, казалось, ситуации не назовешь. Теперь имя московского предпринимателя Валерия Ковалева пополнило список издавна почитаемых в нашей столице меценатов и благотворителей. Разумеется, процесс приобретения, раздела помещений, затем передачи в дар церковной части здания был долгим и непростым. Эпопея длилась весь последний год. Совсем недавно все необходимые документы были оформлены. Благодаря доброй воле и стараниям Валерия Валерьевича Ковалева и его соратников этот храм был, наконец, официально передан Русской православной церкви. Сейчас мы уже имеем возможность на законных основаниях здесь находиться, налаживать, организовывать литургическую и церковную жизнь. Здесь вновь зазвучит слово Божие, сюда будут приходить люди, чтобы получить духовное утешение под молитвенным покровом святого благоверного князя Александра Невского. Этот небольшой, но очень уютный храм является Патриаршим подворьем.

Как причудливо складывается судьба храма Александра Невского. Ведь он был открыт как домовая церковь при училище, которое и создавали-то меценаты, люди неравнодушные, для способных детей из малоимущих семей, чтобы они получали не только знания из точных наук, но и твердую духовно-нравственную основу. Одно без другого тогда не мыслилось.

– Да, именно так. Меценат и предприниматель Петр Иванович Губонин в 1865 году вместе с инженером Христианом Мейном затеяли этот проект. Через год, после покушения на императора Александра II террориста Каракозова училище было решено назвать в честь спасшего царя крестьянина Осипа Ивановича Комисарова – «Комисаровским». Тогда это слово, как и фамилия, писалось с одной буквой «с». Со временем орфография изменилась, но к красным комиссарам название училища не только не имеет отношения, а вовсе наоборот…

Ремесленная школа все время находилась под покровительством царствующего дома вплоть до начала ХХ века. Благодаря заботам и помощи великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, а также таких государственных деятелей как граф С.Ю. Витте, граф И.Д. Делянов школа превратилась в одно из лучших в России средних, а затем и высших технических училищ. Интересно, что в училище преподавали такие легендарные ученые и инженеры как Кржижановский, Чудаков, Стечкин, Кулебакин.

А как сложилась судьба училища в советское время?

– Все здание вместе с храмом было передано военному ведомству, здесь долгие годы находилась военно-политическая академия, в храме была столовая, а в алтарной части - посудомоечная… В послеперестроечное время здание бывшего Комиссаровского училища несколько раз меняло собственника, переходило из рук в руки, вконец обветшало и было на грани обрушения.

За годы «отстаивания» храма, наверное, сложилась приходская община?

– Так получилось, что в этом районе осталось мало старых церквей – ближайшие храмы: Большое Вознесение у Никитских ворот, Иоанна Богослова на Тверском бульваре, Троицы в Листах на Сухаревской... На Бульварном кольце много храмов и монастырей, но вот в районе Триумфальной площади их не было. Многие наши прихожане – коренные москвичи, люди уже преклонного возраста, и они очень радеют о том, чтобы неподалеку от их дома был действующий храм. У нас самые разные помощники – есть и военные, даже генералы, и крупные предприниматели, и артисты, и ученые, и учителя, и «белые воротнички» - всех объединяет вера и стремление к созиданию. А еще наши прихожане это люди, которым интересна отечественная история, которые хотят обрести в ней свою духовную опору. В их числе и сотрудники Фонда исторической перспективы, который так поддержал нас в трудную минуту. Здесь можно увидеть продолжение замечательной дореволюционной традиции, когда общественные организации и Церковь тесно сотрудничали и оказывали друг другу содействие. Более того, вокруг храмов, подворий часто возникали общественные организации. Самая знаменитая из них - Русское Императорское Палестинское общество. Оно много сделало для паломничества на Святую землю и создало там целую русскую инфраструктуру – строило храмы, школы, приюты, гостиницы. Тогда благотворительность была неотъемлемой частью общественной жизни, что все еще редкость для наших дней.

Храм Александра Невского при Комиссаровском училище, освященный в 1871 г. митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием, как раз и является примером того, как меценаты, жертвователи возводили домовую церковь для учащихся и учащих, и как они ее благоукрашали. Если посмотреть издание «Сорок сороков» Петра Паламарчука, мы найдем там немало подобных московских церквей, и отдельно стоящих, и при каких-то заведениях, при школах и различных институтах, построенных на общественные пожертвования и окормляющих различные общественные объединения.

Мы сейчас стоим у истоков такого сотрудничества с Фондом исторической перспективы. Наши совместные действия, сначала стихийные, а теперь уже все более организованные, начали приносить результаты, и, надеюсь, обоюдную пользу. Мы и дальше намерены своим взаимодействием возрождать не только приходскую, но и церковно-общественную жизнь, объединяя, как призывает нас сейчас Святейший Патриарх, людей разных возрастов, социальных слоев, сфер деятельности. Чтобы духовная жизнь пропитывала все поры нашего жития, чтобы все мы, и особенно те, кто трудится на ниве науки, образования, не теряли связи с нашей традицией, историей, без которых невозможно будущее. А историческая перспектива, которая стала предметом осмысления для сотрудников фонда, открывалась не только в плане научном, но показывала и духовные горизонты, давая поддержку и нам, и нашим единомышленникам. Важно, чтобы эта работа была одухотворена совместной молитвой и общением у общей спасительной Чаши.

Отец Владимир, вы сейчас затронули тему, которая я знаю, волнует многих. В церкви мы все объединены во время службы, а за ее вратами мы разбредаемся и не чувствуем часто поддержки единомышленников, а оказываемся порой даже в чуждой среде. Как важно иметь духовную опору в своей профессиональной деятельности!

– Видите, как происходит, мы начали сотрудничать потому, что мы с фондом соседи, потому что нас объединяет любовь к истории Отечества, потому что фонд много занимается просветительской работой с молодежью. Я не мог не включиться активно в ваш последний замечательный проект – установку памятника последнему российскому императору Николаю II в Сербии, в Белграде. Вы об этом много писали, не буду повторять, но и у меня с Балканами, с Сербией связан большой отрезок жизни. В свое время я окончил Белградский университет, а затем работал в Югославии как журналист. Я с интересом подключился к работе и разделил нашу общую радость во время торжественного открытия памятника двумя Патриархами - Русским и Сербским! Вот яркий пример объединения усилий общества, профессионалов и духовных пастырей. Будем надеяться на новые проекты, новые труды по восстановлению разорванного полотна нашей исторической памяти.

Знаете, нам не всегда сразу понятен подлинный смысл происходящего. Но вдумайтесь: Александр Невский – наш духовный покровитель - это особенно почитаемый святой на Балканах. И главный собор Софии посвящен Александру Невскому, и в Белграде особое почитание этого святого отразилось в сооружении королем Александром Карагеоргиевичем храма посвященного Александру Невскому, его небесному заступнику. В нашем русском храме Живоначальной Троицы в Белграде есть уникальная двойная икона свт. Николая и св. Александра Невского – духовных покровителей двух последних православных государей – сербского и русского, невинно убиенных в ХХ веке. Без помощи Божией, без предстательства этих святых, конечно, не удалось бы осуществить такой значимый проект.

Кажется, наш самый трудолюбивый историограф – Сергей Соловьев написал об Александре Невском, что его главное дело было «...соблюдение Русской земли, и от беды на востоке, и знаменитые подвиги за веру и землю на западе…», именно они составили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского. Вот нам завет и путеводная нить.

Спасибо, отец Владимир, за беседу!

– Помощи Божией вашему, вернее, нашему Фонду исторической перспективы во всех благих начинаниях!

Беседу вела Елена Бондарева

6 декабря, в субботу приглашаем всех на Праздничный молебен в день престольного праздника храма святого благоверного князя Александра Невского. Начало в 12 часов дня. Адрес храма: Благовещенский переулок, дом 1-а. Проезд до ст. метро «Маяковская».

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Елена
20.08.2015 21:50
Широкой души человек отец Владимир. Помогает простым людям.
Виктор
27.12.2014 7:29
Духоаное и телесное неразделимы. Телесным следует заниматься с таким же усердием как и духовным ибо станут недоступны качества обычной жизни. Изящество духа порождает изящество тела и расцвет последнего,но не существует науки о теле как подобия Господа. Из этого рождается произвольное формирование тела различными непотребными приемами искажающими суть человека и навязывающие этим заболевания.
Православие непозволительно удалилось от нужд тела человека,оставив напроизвол его судьбу,что ведет к забвению духовных достижений. Где забота православия о развитии тела, существует ли школа совершенствования тела человека на благо развития? На этом поле брани побеждает не православие, а все кому не лень.
Телесное, руководимое духовным, дает плоды достойные величия Господа и благо процветания народа и государства
А-1
06.12.2014 0:34
В Свердловске тоже вероятно борясь с религией собор Александра Невского превратили в краеведческий музей - внутри поставив скелет мамонта, во дворе установили танк нацеленный пушкой на храм. Такие перегибы воинствующего материализма.
Советская идеология безбожная сменилась либеральной которая в итоге несет по сути тоже самое, ведь проводниками всего этого одни и те же люди страдающие патологическим материализмом, вещевой вечно меняющейся жизни, коллективно-развратной, да и патологически ненавидящей Россию.
Хотя теория происхождения видов, эволюция обезьяны в человека вполне может быть бредом, которым нам пичкали со школы. Скорее как бы человек не превратился в обезьяну с их идеологией. Нужно все-таки быть верным своему, себе, постоянству, неизменности. У этих людей патологическое желание заставить все постоянно меняться и они порой это готовы перенести на живую природу, а она вмешательств не терпит. Да и болезни человека его нездоровья вызвано именно нарушением его естественной жизни и от медицины спорта не зависит как бы кто не желал это преподнести. Фарисейство, двуличие, ложь свойственна западу как и поклонение телу своему, успехами вообще жизнь всем тем что осуждают святые тексты.
Так что марксизм-ленинизм и либерализм западный по сути близнецы и братья. Просто СССР настолько далеко ушел от первоначальных идей этих что стал империей зла для запада. То есть внешне могли быть такие элементы борьбы с религией, но по духу страна все-таки жила правильно и все что осуждалось религией осуждалось и в Советские годы и так же каралось, учитывая систему наказаний осуждении, прославления воинства, долга, чести страна пусть на внешние вещи в реальности жила опираясь на вечное, давно уйдя с безбожных рельс раннего большевизма.
Так что пришедший запад скорее пытается убить не дело Ленина и Маркса, а все-таки остатки здоровой народной жизни, что были в СССР, в его здоровом, кино, литературе, остатки деревень, заводов.

В нынешней ситуации Храм хоть и отреставрировали, вернув ему первоначальный облики снаружи и внутри, человек конечно может ощутить это тепло внутри него даже погреться зимой послушать песнопения, полюбоваться каменной отделкой. Но за пределами храма все-таки совсем иной народ скорее по духу ближе к 20 годам большевистским который и утверждает идеологическую политику почти со всех сми и газет и книг на народ оказывается именно это безбожие сатанизм, что в советские времена все-таки карали, осуждали, запрещали, как и элементы деловой жизни всяких сутяжничеств. Все эти торгово-развлекательные дела были ограничены и запрещены почти вместе с торгашеством, срамным всем, да и аскетизмом внешне даже все жило, но зато более человечно было пусть и грубо.
Пытаются как-то противостоять этому все те же в основном русские люди и народ который все-таки в глубине себя желает совсем иного, нежели то что ему дают и уже 20 с лишним лет, пытаясь перекодировать его генотип, или желая чтоб он вымер и не мешал жить. Но в том то и дело что каждый живет своим, оно вечно и не меняется. Америка со своими идеями желает заставить меняться но ведь тогда и защищать будет просто нечего и жить действительно не для чего, эти люди ненавидели средние считая мраком но что для народа то что они несут скорее тьма колдунов прямо как у Пушкина и Высоцкого.
И народ если и помнит советское время то понятно не за марксизм-ленинизм, а за те здоровые фильмы которые ему показывали и литературу которая главенствовала в нем, страна жила этим вечным здоровым Родным прошлым, о чем сейчас говорит церковь, ограничением, моралью, трудом.
Либералы и коммунисты по сути гнут одно и тоже – революция, бунт, требования, запросы, от каждого по способностям и каждому по потребностям, гордые, лихие, умные, ловкие, находчивые.
Здоровые консервативные вещи это ведь служение, самоограничение и конечно плох тот солдат кто не хочет стать генералом. Поэтому западные установки чужды русским, человек на все должен быть готов и способен. И сюжет русских сказок выражающий генотип нации это Иван Дурак который может быть тоже не так уж прост готов и черта обвести и у попа ум выбить, чудо юдо подстрелить и сбежать.
Бодя
05.12.2014 0:21
Усу.  Кому дано - тот имеет. А некоторым бессмысленно что-либо объяснять = адаптированный "коммент" из Библии. Развивайтесь духовно, и всё получится). То, что сегодня Вы называете наукой, через означенное время будет вызывать лишь умиленную улыбку. Ведь совсем не факт, что наука идёт в правильном направлении. А её сегодняшнее  "самосовершенствование" и вовсе угрожает в скором времени накрыть медным тазом "все сферы жизни людей" на Земле.
ус
04.12.2014 20:02
если вам открыта познания на 250-млн лет,так откройте эти ваши знания всем народам.Народы ждут и жаждут этого ЗНАНИЯ,а не демагогии.Наука основа совершенствования всех сфер жизни людей в том числе и наука познания глубин духа...
Бодя
04.12.2014 2:31
Игорю Б.  И даже, не "прежде, чем познать творение, надо познать Творца", а ещё проще: наука пусть себе занимается твореньем, а религия помогает познавать Творца. Религиозный человек способен проникать в такие глубины вселенной, куда наука прилетит через 250 млн лет. Есть такой особый путь познания. И он открыт всякому, кто открыт ему.
Игорь Ботвинов [горб]
03.12.2014 20:12
Наука, о которой здесь кое-кто так яростно ратует, невозможна без Духовности. Прежде чем познать творение [природу], надо познать Творца ! Сказки  про то, что все возникло из ничего,  оставьте для детей  начальной школы. Природа слишком разумна, чтобы возникнуть из хаоса !
ус
03.12.2014 18:20
Именно наука открывает новые горизонты для людей всего мира.Объединяет и..а вы играйтесь в игрушки кто более прав и велик..Ислам,Христи анство или фаш-секта иеговистов..

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».