Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 апреля 2020
«Первыми топтать наш жертвенный подвиг начали наши же ниспровергатели»

«Первыми топтать наш жертвенный подвиг начали наши же ниспровергатели»

Беседа с историком и политиком Наталией Нарочницкой
23.03.2020
«Первыми топтать наш жертвенный подвиг начали наши же ниспровергатели»

Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая – дочь известного историка академика Алексея Нарочницкого, учёного-энциклопедиста, автора фундаментальных трудов по международным отношениям прошлого, учебников по истории дипломатии. Наталия Нарочницкая – доктор исторических наук, автор книг, переведённых на многие языки мира. Особенно популярны её труды о Второй мировой войне – «За что и с кем мы воевали», «Партитура Второй мировой», «Великие войны ХХ века». Именно поэтому мы и начали интервью с вопроса о причинах пересмотра итогов Второй мировой.

– Наталия Алексеевна, даже во времена холодной войны вопрос фальсификации истории не стоял так остро, как сейчас. Почему всё вдруг встало с ног на голову? Открылись документы, о которых мы раньше не подозревали?

– В эпоху холодной войны началась невиданная в век князя Меттерниха и князя Горчакова идеологическая брань, стороны поливали друг друга грязью, а в военных планах подсчитывали, сколько раз мы можем друг друга уничтожить. Но никто никогда не подвергал сомнению роль СССР как главного победителя фашизма. Никто никогда – ни политики, ни политологи – не отождествляли германский нацизм с идеей коммунизма, справедливо с научной точки зрения считая их антиподами. Да и Гитлер сгноил собственных коммунистов в тюрьмах.

Но с горечью могу сказать: никогда бы на Западе не посмели так беззастенчиво менять трактовку истории, если бы первыми не стали топтать нашу Победу наши же собственные либералы. Именно они начали, и этический барьер был сорван.

Раз в самой стране-победительнице это стало легитимной дискуссией, то почему же и Западу не воспользоваться удобным случаем и не удовлетворить свой комплекс неполноценности?! Они же были вынуждены быть благодарными нам, нашей жертве, чуждой России, за своё освобождение, за свою жизнь, за свою демократию. Ещё Данилевский писал: «Запад не признаёт нас своими… Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало. Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину слой, всё же Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твёрдое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить, – которое, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою кровь и плоть, – которое имеет и силу, и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью… Европе трудно – чтобы не сказать невозможно – перенести это. Итак, во что бы то ни стало, не крестом, так пестом, не мытьём, так катаньем, надо не дать этому ядру ещё более окрепнуть и разрастись, пустить корни и ветви вглубь и вширь». И дальше он прозорливо предсказывает, что все средства всегда будут хороши.

На Западе споры о пересмотре истории начал немецкий философ, ученик Мартина Хайдеггера Эрнст Нольте. Он косвенно оправдывал гитлеровскую идею и экспансию, обосновывая её тем, что идея фашизма родилась в ответ на идею коммунизма. Назвал все события в Европе в период с 1918 до 1945 года «всеевропейской гражданской войной», что было абсурдом. Но поскольку Нольте презирал и либеральную западную систему, он сам стал изгоем политологии, в которой 50 лет назад было неслыханным преступлением оправдывать нацизм и фашизм. Но его идеи постепенно были взяты на вооружение…

Сначала журналисты, потом депутаты начали писать, что СССР был таким же тоталитарным монстром с аналогичными амбициями. Изменилась и трактовка самого смысла невиданной мировой войны. Война, оказывается, была не за то, чтобы француз остался французом, эстонец – эстонцем, татарин – татарином, поляк – поляком (а не свинопасом или горничной для Третьего рейха), а за американскую демократию. Мол, главный грех нацизма был именно в тоталитаризме, а не в расовой теории и необузданных амбициях подчинить весь мир. 

Но тогда все понимали умом или сердцем, что война была за само право остаться в истории нациям с культурой, с прошлым, с настоящим и будущим, с правом выбирать свою судьбу. Быть или не быть! Вот за что была война. А уж демократия, монархия, общество секулярное или религиозное – это был вопрос второй, если не третий. Именно тогда само собой ушло противоречие между коммунизмом и демократией, мир в сознании людей разделился на фашистское чудовище и тех, кто ему противостоял.

Удручает, что прежде всего приходится полемизировать с нашими собственными воинствующими, оголтелыми «антисоветчиками» – на деле ненавистниками российского великодержавия в любой его исторической форме. Они почему-то обрушивают свой ненавистнический пафос лишь на сталинский СССР, объявляя его воплощением вселенского зла. Были бы добросовестными отрицателями любого репрессивного начала, так отметили бы Робеспьера и Дантона, чьи жертвы на душу населения не превзойдены до сих пор, Кромвеля и других «героев» западной истории, заливших кровью свои страны в революционных и идеологических экспериментах.

Споры о том, плохим или хорошим было наше государство, совершенно неуместны, потому что беда тогда случилась не с государством – политическим институтом, вселенская угроза нависла не над государством, а над Отечеством. Это разные вещи. Государства во все эпохи несовершенны и греховны, так было и тысячу, и 500 лет назад, и до 1917 года, и в СССР, и в сегодняшней России. Государство греховно, потому что греховны мы. А Отечество вечно. Оно дано нам для постоянного исторического делания. Как сказано в послании апостола Павла: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».

На всех языках Отечество не территория, не страна, а «ланд», земля. Русской землёй князья русские клялись, когда ещё не было единого русского государства. Угроза, которая нависла над советской страной, на самом деле воспринималась людьми как некое вселенское зло, не противостоять которому независимо от отношения к власти значило обессмыслить все предыдущие стояния за национальную жизнь – и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и против Наполеона… Русская эмиграция, ненавидевшая советскую власть, на 80 процентов желала победы Красной армии, рассказывал мне Никита Ильич Толстой, выросший в довоенном эмигрантском Белграде.

Нам и европейским народам угрожало перестать быть нациями, стать материалом для чужого исторического проекта – человеческой массой без культуры, без языка, без веры, без образования… Гитлеровский проект, германский нацизм бросал вызов всей монотеистической цивилизации, потому что в центре была языческая доктрина природной неравнородности людей и наций. Эта доктрина позволяла оправдывать завоевательные планы в отношении территорий, которые никогда не были в орбите немцев. Если бы Германия после Версальской системы просто боролась за сопредельные территории, которые утратила в ходе Первой мировой войны, это ничем бы не отличалось от предыдущих войн прошлого. Но она провозгласила право завоёвывать и превращать в рабов всех. И это философски полная противоположность коммунистической идее, в которой на алтарь всеобщего человеческого счастья и равенства надо было положить всё национальное и пожертвовать им. В гитлеровской доктрине германцы, тевтоны – раса господ, а все остальные – раса рабов, подлежащих утилизации по мере необходимости. Отождествление нацизма и коммунизма философски и исторически абсурдно.

Наш Фонд с сохранением газетной вёрстки переиздал статьи американских и британских военкоров времён Сталинградской битвы. Потрясающие репортажи! Британские и американские журналисты восхищены русским духом, героизмом русского солдата. Репортёров и редакторов, читателей в США и Британии не волновало тогда, что армия именовалась Красной. И никакой борьбы тоталитаризма с демократией, ничего скептического, никаких подлых оговорок в статьях и в помине не было, никто эту призму не применял. Наоборот, мы были союзниками, и с каким сопереживанием, восхищением эти корреспонденты писали в лондонской «Таймс», «Нью-Йорк таймс», в «Чикаго трибьюн»! Именем Сталинграда названы площади во Франции, в Италии… И никто не собирается их переименовывать.

– То есть мы первыми начали топтать собственную историю?

– Только нам, русским, и в этом наша колоссальная слабость, свойственно, разочаровавшись, топтать свою историю до полного уничтожения. И это особенно черта «российской» интеллигенции. Но Карамзин хорошо сказал об отношении к своей истории: «Всё это нами сотворено, а значит, наше». Нельзя выбрасывать из истории ни одной страницы. Даже те, что не хочется повторять, надо переворачивать, не глумясь над жизнью отцов. Сначала пламенные большевики действительно рассматривали Россию как хворост для пожара мировой революции, им ненавистно было всё, что составляло красоту и сущность русской жизни, – иконы, почитание семьи… Всё это подлежало разрушению до основанья. А пока они это пытались делать, Максимилиан Волошин предупредил: «А вслед героям и вождям / Крадётся хищник стаей жадной, / Чтоб мощь России неоглядной / Размыкать и продать врагам, / Сгноить её пшеницы груды, / Её бесчестить небеса, / Пожрать богатства, сжечь леса, / И высосать моря и руды…» Это и вознамерилась сделать гитлеровская Германия. Не то ли самое происходило в 90-е, только под улюлюканье и аплодисменты опьянённой «новым мышлением» интеллигентской номенклатуры?

В 30-е годы стало ясно, что мировой революции не будет, а будет мировая война, прежде всего против ещё шатающейся от потрясений и раздираемой распрей России. И в ней нечего рассчитывать на пролетарскую солидарность братьев по классу – они, одетые во вражескую форму, будут одержимы не вселенским равенством, а мировым господством. И выиграть можно только с опорой на свою историю и деяния предков. С исторической свалки вернулись имена Александра Невского, которого «красная профессура» называла классовым врагом, Кутузова, Суворова… Отец мой рассказывал, как на глазах менялась идеология в самом отношении к истории. Отцу в 1917-м было 11 лет, он учился в гимназии. По словам отца, 20-е годы были хуже 30-х, хотя брат его сгинул в 30-е годы. В 20-е годы и гибло не меньше – только без процессов и обличительных речей «вышинских», просто увозили и расстреливали гимназисток, архитекторов… Именно в 20-е годы шло тотальное глумление над всей историей и культурой дореволюционной России, что попытались почти возродить их наследники и внуки – нынешние постсоветские западники. (Дай им волю, они своих лагерей понастроят). Царей Мейерхольд в своих постановках изображал давящими блох и испражняющимися на сцене. Как вам его девиз – «эстетический расстрел прошлого»?! Во время Пасхи комсомолки и комсомольцы ходили, неприлично «облапившись», что тогда было шоком, и с плакатами: «Парни и девки, любитесь сколько угодно!», «Долой капиталистическую власть родителев!».

В 30-е годы началось возвращение истории. Это обеспечило восстановление элементов традиционного национального самосознания. Когда напал внешний враг, чтобы не просто отнять часть материального достояния, а лишить вообще права на историю, взыграло национальное чувство, прибитое на время классовым интернационализмом. Пролитая за Отечество кровь в Великой Отечественной войне в какой-то мере очистила нас от скверны братоубийственной Гражданской войны. Была соединена вновь, казалось бы, разорванная навек нить русской и советской истории! Вообще любой народ сражается за Отечество, когда нападает внешний враг, какие бы символы ни были на знаменах. Каким бы ни было наше государство в те времена, война была Великой, Отечественной и Народной… Я это знаю и по рассказам своей мамы – партизанки, молодой учительницы, которая, будучи связной партизанского отряда на оккупированной территории, не боялась в погребе своего дома полгода прятать еврейскую семью. Мама была арестована, прошла тюрьму, фашистский концлагерь, бежала, награждена медалью…

Наша неизбывная вина в том, что именно наши отечественные ниспровергатели в своей ненависти к великодержавной России и СССР – то есть всех её форм (идея революции им-то близка, помните «Дети Арбата»: «не тех арестовывают», не тех расстреливают, а других надо и можно!) – первыми начали топтать наш жертвенный подвиг. Тем самым открыли шлюзы для давно копившегося ревнивого отношения к нашей Победе. Нельзя глумиться над собственной историей. Надо со смирением думать над истоками как взлётов, так и падений и распада. В 90-е мы совершили грех библейского Хама. Нам за это кара сегодня.

В последнее время всему миру вновь явлена наша государственная воля и честь, что вызывает на Западе недоумение, зависть и даже истерику. Недавно таксист в Париже с завистью сказал мне: «У вас самостоятельный правитель – прямо скала, а у нас…» И махнул рукой. А владелец маленькой гостиницы во французской провинции подарил мне бутылку вина со словами: «Отдали бы нам годика на четыре вашего Путина, мы бы вам его вернули, он научил бы нас, как стоять на своём, а не слушаться Брюсселя». Я была растрогана.

– Наталия Алексеевна, депутат Государственной думы Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки Путина. Что вы думаете по этому поводу?

– Захар Прилепин пошутил, что Терешкова второй раз слетала в космос. А если серьёзно, это интересный шаг. С юридической точки зрения такой подход правомерен.

Конструкция меняется, меняется тип разделения властей – исполнительной и законодательной, содержание поста президента наполнится другими полномочиями. Это как бы новое государственное устройство. Ну как во Франции. С 1946 года там была Четвёртая Республика, а с 1958-го, с реформ конституции де Голля до сегодняшнего дня, – Пятая, в ней сменяемость, но в 1958-м всё было заново. Слова Сергея Собянина весьма метки: президент, которому запрещено выбираться в следующий раз, априори не может быть сильным в заканчивающийся период его власти. А теперь у нас открыт вопрос о вакансии и интрига сохраняется. Элита, которая гадает, строит схемы, на кого ориентироваться в 2024-м году, вынуждена работать!!! И, хочется верить, будет стараться работать. Это интересный тактический ход президента, а решать будет народ и сам действующий президент. На выборы никто никого не гонит, и уж точно никого не принуждают голосовать. В советское время агитаторы ходили по квартирам. Сейчас этого нет. А дальше опять сменяемость.

Мы переживаем сложный период. Явный застой экономики, падение рубля, финансовые трудности, снижение спроса на нефть – нашу палочку-выручалочку, хотя запас прочности существенный. Санкции, фронда Турции… Эрдоган – мастер политического зигзага, ему ничего не стоит всё в одночасье поменять, врага сделать другом, и наоборот. Идёт серьёзная дипломатическая игра, которая позволяет нам решать многие проблемы. Американцы, кроме санкций, ничего не могут, это политическое бессилие, однако эмиссия доллара – это больший инструмент давления, чем ядерное оружие, которым лишь бряцают, но не воюют.

Нужна очень сильная преемственная политика и отлаженный механизм управления и принятия решений, сильная воля. Для государства и будущего в обнулении сроков президента я ничего плохого не вижу. К тому же это тонкий ход, как в шахматах.

– А как вам предложение о досрочных выборах в Государственную думу?

– Не вижу в этом необходимости. Содержание мандата депутата не меняется. Он ответственен только перед своими избирателями и партией. Не вижу никакого иного наполнения мандата депутата. Какой политический расклад в Думе есть, он и повторится, может быть, с небольшими отклонениями.

– Наталия Алексеевна, мои внуки спрашивают: в какой общественно-политической формации мы живём?

– Все термины из прошлого – «капитализм», «капитализм с человеческим лицом», «социализм»… – устарели. Мир очень изменился. Теория Маркса, которая в своё время очень много дала миру и науке, как любая теория, исчерпала себя как программа. Часть его прогнозов совершенно неприменима к сегодняшнему дню. Смешно говорить, например, о постоянно увеличивающейся доле пролетариата и его диктатуре. Этот класс в развитом мире в подавляющем меньшинстве и доля его сокращается. 80% населения так называемого западного мира – это вовсе не рантье, предсказанные Марксом во второй половине XIX века, а люди, работающие в самых нужных областях, рождены научно-технической революцией, когда наука стала непосредственной производительной силой общества. Программисты, инженеры, врачи, адвокаты…

Сказать, что мы живём при каком-то капиталистическом строе тоже нельзя. Но гримаса звериного капитализма 90-х осталась травмой в сознании общества. Государство сейчас всё-таки много делает, но это не системно. Именно настоящего социального государства мы пока не построили. То, что в новую Конституцию внесён большой блок социальной сферы, очень важно. Это юридическая рама, обязывающая государство снизу доверху по-настоящему выстраивать социальное государство, тем более в стране, где и до кризиса большая часть населения жила, прямо скажем, небогато, а сейчас обнищала.

Вообще, христианский мир стоит на пороге какого-то нового «-изма». ХХ век преподнёс нам два эксперимента с идеями эгалитаризма – уравнительности всего и вся. Мы её реализовывали с энтузиазмом и излишней радикальностью в материальной сфере. Безусловно, добились немалого. Но выявились и непреодолимые в рамках идеологии ограничения, которые лишали стимула к развитию и сковывали человеческие возможности. А на Западе эгалитарная идея развивалась больше в нравственно-философской сфере. Запад и пришёл к постмодернистской философии – вытеснены великие духовные и культурные основы и ценности: вера, честь, долг, целомудрие, семья… За эти ценности великие европейцы готовы были отдать жизнь, а сейчас это всё померкло на задворках жизни. Обесчещенная Лукреция захотела умереть? Какая ерунда! Верная жена ничем не лучше неверной, «право на сексуальность» (это из одного феминистического документа) – право человека! – твердят феминистки и ЛГБТ, а возражать им уже неполиткорректно. Им надо освободить индивида от любого традиционного порядка вещей – религиозного, национального, нравственного, национально-культурного, а теперь уже и биологического. Человек волен поменять и свою богоданную природу, красота и уродство, грех и добродетель – всё условно… Извращение поднято на флаг, претендуя на равенство в достоинстве с нормой… Где грань между правдой и ложью, добром и злом? Зло уже кричит о себе как равное добру.

Европейские консерваторы едины со мной в таком пессимистическом взгляде. Но только в России можно спорить на эти темы. На Западе же сейчас вообще всё меньше свободы мнений и суждений, которой мы – советские интеллигенты – в 60-70-е годы завидовали. Постмодернистская философия овладела командными высотами в образовании, культуре, информации, управлении, проявляет черты нового тоталитаризма и все повадки своего недавнего оппонента – советского идеологического аппарата. Это неприятие любого инакомыслия, политический остракизм для оппонентов, манихейское деление мира на вселенский прогресс и тёмный недемократический «Мордор».

Но история без нравственного целеполагания – это и есть философия «конца истории». Если нет грани между грехом и добродетелью, добром и злом, то исчезает нравственный выбор, который был нервом творчества и великой европейской литературы, где герой – воплощённый долг. К чему сегодня монологи Гамлета и Макбета? Зачем гибли мученики за Веру, Отечество?

Нелишне вспомнить судьбу Римской империи. У них была демократия, у них был форум, у них было римское право, Колизей, термы, виадуки, водопровод… Но они погрузились в гедонизм – жизнь как источник наслаждения, плоть с её пороками встала над духом… И римлян завоевали варвары, которым не нужны были ни демократия, ни термы, ни виадуки, ни водопровод…

– Разве перекормленная, считающая себя элитой известная прослойка нашего общества не повторяет путь самовлюбленных римлян, о которых вы только что сказали? Наслаждение ради наслаждения, бряцание бриллиантами, непомерно раздутое самомнение…

– Ну, это не про элиту, к которой много претензий, но которая всё же работает. Это скорее про «пену», брызгающую на нас из блогов и гелендвагенов. Таковы ядовитые плоды в лице небольшой, но, увы, громкой части молодёжи. А что удивляться?! ТВ и СМИ с 90-х создавали ложные стереотипы беззаботно-легкомысленного («бери от жизни всё!») «успешного» человека, который не отягощён сомнениями нравственного порядка. Такой тип на самом деле отсутствует на Западе. В США молодёжь, особенно студенчество, – одна из самых обременённых заботами категорий (выплаты кредитов на образование, машину, жильё), культ удовольствий как жизненное кредо американской молодёжи просто чужд. А у нас СМИ беззастенчиво тиражируют поведение этих презренных, никчёмных козявок, которые в роскошных лимузинах гоняют по Москве. На самом деле их мало, но это колет глаза. И почему мы о них постоянно слышим по ТВ, читаем в интернете?! Они же того и ждут! Они больше ни на что не способны, они сами по себе НИЧТО. Если их игнорировать, пузырь лопнет.

Об элите сложнее… К ней сейчас относят скорее уже не столько богатых, сколько чиновников, а их легион, и это уже социальная проблема. Заметьте, ещё лет 15 назад объектом возмущения были олигархи и крупный бизнес, символом которых, как явления, стала Рублёвка. Сегодня же большее отторжение и возмущение вызывает чиновничество, сращивание денежных потоков и власти, и это куда более опасное явление, чреватое расколом общества и недоверием к власти и государству.

Имущественное неравенство, к которому мы не привыкли, перешло границы приемлемого. Люди, приветствовавшие право на собственность и богатство, чувствуют, что такой разрыв – это уже не по-божески. Тем более в обедневшей стране, где захват собственности в 90-е навсегда останется в сознании как аморальный акт. Я никогда не была за «уравниловку», но масштабы неравенства сейчас непристойны для XXI века и демократии.

Мы всё-таки привыкли к эгалитаризму. В прошлом обществе у людей было уважение к тому, кто выше интеллектуально, кто образованнее, кто обладает талантом, и их больший достаток не оспаривался – как достигнутый трудом, талантом. А 90-е годы породили другие ценности. Я помню, как с экранов ТВ учили людей стать «успешными». В одной программе предостерегали: «Поменьше смотрите на своих родителей, среди них мало успешных людей!» А какой критерий успешности? Или можно идти по трупам? Интересно, какое общество успешнее – где меньше греха или где газоны ровнее?..
Но примерно с 2000 года вдруг неожиданно для «реформаторов» меняется критерий успешности. Я читала серьёзные социологические исследования. В 90-е годы в списке главных показателей и целей жизни на первом месте были карьера, высокие доходы и атрибуты – иномарка, дача, дом, отдых в тёплых краях. В 2000-м году – вдруг семья, хорошие отношения с друзьями, родными. А на вопрос, какое преступление нельзя оправдывать ни при каких условиях, 92 процента респондентов в том исследовании ответили – «измена Родине»! 92% – это даже не большинство. Это интегральная характеристика общества в целом. Я перекрестилась – Россия спасена.

– Прятать деньги в офшорах за рубежом – это не измена Родине?

– Неправедно и быстро нажитое богатство интуитивно создаёт беспокойство и рождает желание его скрыть. Во всём мире так. Там ещё уклоняются, прежде всего, от огромных налогов, которые у нас куда меньше. Мы здесь не единственные. Сейчас идёт кампания по всему миру возвращать из офшоров, важно последовательно это проводить – и кнутом, и пряником.

Возвращаясь к вашему вопросу об «общественно-экономической формации», об «изме» – давно думаю об этом. Мне кажется, должен быть построен «христианский социализм». Не такой социализм, при котором мы жили, с его ограничениями и запретами и распределением сверху по идеологическим критериям скудного блага, что мало побуждает. Хотя и оттуда можно и нужно взять немало хорошего, неслучайна сейчас оправданная ностальгия по ряду тех социальных механизмов. Меня ещё в 90-е изумляло, как можно было, восстанавливая неотъемлемое право человека на собственность, на возможность заработать и даже разбогатеть, не заявить о нравственной раме: «Честный производительный труд есть долг перед Богом и людьми, одно из высших предназначений человека». В середине XIX века признанный западник и крупнейший русский историк К.Д. Кавелин предупреждал о том, что только сейчас начинает осознавать атеистическую экономическую мысль: «Личная собственность становится началом гибели и разрушения, когда не будет умеряема другим организующим началом».

Но главная проблема все же не в офшорах. На повестке дня – усилия государства по выравниванию жизни в провинции и в столице. Столицы во всём мире – особое явление. Это Вавилон, куда стекаются и таланты, и пороки. У нас же провинция радикально отличается от столицы. До сих пор есть места, где люди живут в XIX веке. Многоукладность делает нашу страну очень сложной – в культуре, в образе жизни, в быту, в отношениях между людьми... Государство, мне кажется, только сейчас озаботилось этой темой.

Кстати, именно Россия, мы – модель мира с его великими перепадами. Америка не может быть моделью мира. Она не признаёт чью-то инакость, а русский человек изначально жил с людьми иной веры, иных традиций и всех втягивал в своё государственное строительство. Мы принимаем инакость других. Это делает нас «уживчивыми», как писал Достоевский. «Нам внятно всё – и острый галльский смысл и сумрачный германский гений!» Но культурный и социальный контраст между жизнью тысяч маленьких городов и национальных автономий и столицей выходит за рамки приемлемого. Триста километров от Москвы – и другая жизнь. Нужен национальный проект, национальная программа развития малых городов, чтобы развивалась вся страна. Медленно всё меняется, контраст не уходит. Он за пределами разумного.

– Прочтёшь декларации иных госчиновников, министров… У них баснословные доходы. Они что, не понимают, что это неприлично? Ощущение, что они и народ живут в разных мирах, в разных измерениях. Что кто-то цинично эксплуатирует святую любовь русского человека к Отечеству в своих политических интересах. Они по-другому, чем мы, простые смертные, понимают государственность и Отечество, о которых мы говорили выше?

– Меня это удручает. Я не думаю, что наши чиновники высокого ранга должны быть стеснены в средствах, но объемы их продекларированных доходов, конечно, баснословные, и это подрывает всякое доверие. Но это не ново в истории: ненасытное богатство с его атрибутами – часами за миллионы, автомобилями саудовских принцев, скульптурами в саду – психология из грязи в князи.

– Это раздражает народ, рождает недоверие к власти. Получается, что в политике одни представления о порядочности и чести, а в жизни – другие?

– В последние годы арестовано немало мэров, губернаторов, высоких чинов силовых структур… Диву даёшься, а как они спят?! Тут слово кому-то не то сказал, всю ночь переживаешь, не обидел ли. А они… Как они не боятся Божьего суда? Опять же, одними посадками этот порок не ликвидировать. Ибо коррупция даже в экономике – явление отнюдь не экономического характера. Дискуссии по этому вопросу до сих пор сводятся к совершенствованию законов, к способам выявления преступлений, к карательным мерам, к реорганизациям полицейских органов, к критике судебной системы. Однако всё свидетельствует о более глубоких причинах столь масштабной болезни национального организма. Искать же их давно пора в области сознания. Как известно, в обществе, утратившем понятия греха и стыда, законы бессильны. Горе тому обществу, где от преступления удерживает лишь страх перед уголовным наказанием.

 Как ни банально это звучит, нужна воспитательная работа с детства. Если навыки для практической деятельности новому «homo economicus» («экономическому человеку»), которого так стремились создать реформаторы, оказалось получить несложно, то способность к нравственному саморегулированию своих поступков и целей возникает только из воспитания в определённой системе ценностей, прежде всего – религиозной. Нас хотя бы воспитывали на русских сказках, где вознаграждаются смелость, жертвенность, доброта, нестяжательство, где героя без всякого ханжеского морализаторства и аскетизма двигала этика достаточности, а у девушек – и кротость… Сейчас герой американских мультиков, да и герои новых отечественных телесказок – удачливый нахал. Да, они милые, весёлые, смешные, но – удачливые нахалы… Почему детям не читают Л. Толстого – «Корова», «Фальшивый вексель»? Где сказки с нравственным посылом? Почему школьников не водят на пьесы Островского?
И всё-таки знаю немало и бизнесменов, и чиновников, людей высокого положения, которые воспитывают своих детей по законам достоинства и чести, готовы ради дела и собственным состоянием пожертвовать, а не сбежать в кризис, обобрав своих сотрудников. Сможет ли это стать достаточным противовесом разложившейся части? Мы наплодили поколение, которое не стесняется богатства без чести. А от управленческой элиты, от класса чиновничества, от правоохранителей общество ждёт большего соответствия идеалу, чем от обычного человека.

– Многие из этих «успешных людей» прямо или косвенно управляют нашим обществом…

– На самом верху очень разные люди, одни близки мне по мировоззрению, другие нет. Уверяю, честных у нас на всех поприщах и на улице гораздо больше, иначе мы давно бы уже друг друга съели. Просто Человеку свойственно гораздо острее и болезненнее воспринимать грех, а норму он не замечает – как само собой разумеющееся, что доказывает, что человек создан Богом для добра, но природа его испорчена, уязвима для соблазнов.

– Наталия Алексеевна, я намеренно обостряю ситуацию, чтобы рельефнее видеть проблему…

– То, что в повестке дня должна стоять эта тема – безусловно. Это большое национальное задание. Без оздоровления сознания, без усилий всего общества и жёстких действий государства не родится иная наша элита, без восстановления доверия в обществе нет будущего у самых правильных доктрин. Быстро, по «встречному плану» такие вещи не получаются. В любом обществе одновременно идут как процессы разложения, так и процессы созидания и оздоровления. Какое возобладает? Всё в наших руках. В Конституцию можно записать всё что угодно, но страна будет такой, какими будем мы.


Беседу вёл Сергей Рыков




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.
читатель
06.04.2020 11:12
Сирожа читателю
03.04.2020 20:44
Вон, на любую улицу выйдете и боритесь, сколько душе влезет! Со всеми этими "барбершопами", "бургерными", "хостелами" и "амэриканбэнками"! Как ваши современники заср...ли русский язык - большевики себе так не позволяли!

Указанные сноски и подобное им с завидным рвением преподносятся постоянно вами. Изобретательность известна. Веками наполненный опыт предков (предков большевиков) используется как бы консперативно. Вон, мол, посмотрите. Мы - лучше, такое не делали. Хотя бы поинтересовались авторами и источниками революций, как и "управленцами".
Кто допустил? Не желаете обратить внимание? Сколько десятков лет играли в интернационал? Получите отходы!!!
Ностальгия у вас. Слезы по организации, что под единым руководством множества людей, разбросанных некогда по всему миру, стремилась к одной цели - упразднению собственности, национальности, религии? Все эти собравшиеся (пароходами, паровозами), скрытыми под различными псевдонимами, принесли законной власти разрушения, открыли зеленый свет к захвату власти "новым" классам.
Откуда были привезены "русские" революционеры?
Царя убили, а далее, коммунисты, не различая, уничтожали политиков пролетарского происхождения. Атака на священников - уничтожение всякой религии. Площадка для темы не позволяет приводить примеры.
Знаете, ваши отговорки производят мрачное впечатление. Заинтересованы в повторении. Пристрастность ваша - служение особому интересу. Вы за подавление правды. Не нужна история событий во всех ее деталях.
История столетия, правящего режима и последствия его необходимы. Многое скрыто от глаз до сих пор и подается в той интерпретации, которая необходимая политикам.
Не сомневаюсь, что ваши оговорки продолжатся. Ваши большевики столько натворили, их потомки продолжают.

Сирожа читателю
04.04.2020 23:13
А вы ни на один мой вопрос не ответили! Только какую-то хрень про дьявола втюхали!
всяким сирожам
04.04.2020 11:00
Бесполезность диалога, когда ковыряются в несущественном, не видя за свой срок проживания на этой земле отрицательное. Собралась в Беловежской Пуще так называемая тройка, сообразила на троих. А стоящих за ней мощных сил внутренней оппозиции спихнули на народ, который выпучив якобы глаза бежал на голосования. Как и завербованных с материальной поддержкой кукловодов извне не заметили. И пинают народ, охаивая его, что не защитил интересы коммуняк.
Опять двадцать пять - ничто не напоминает? Банду террористов - профессиональных революционеров.
Кто мешал депутатам верховного совета сохранить страну, отвергнуть Беловежский "развал"? Ельцина и его сотоварищей привлечь к уголовной ответственности? Угрозы в адрес своих семей? Страх?
У них, верховного совета, была законодательная власть! Кто подписанты приговора СССР? Члены КПСС. 161 депутат за ликвидацию, за море крови, за убиенных, что потеряли свои жизни в оставшихся республиках. А эти ваши сахаровы, афанасьевы, поповы, шеварнадзе, яковлевы, калугины.
У вас, коммунистов, провалы в памяти.
И ковыряетесь в прошлом, дореволюционном. Выискиваете морально-этические, нравственные ответственности. А тут рядом все - профессиональные исторические проблемы Советского Союза и пятая колонна, никогда не верящая в коммунизм. Ее идеал был деньги. Это перестройщики и реформаторы каждого десятилетия Сов. Союза.
В чем же сила государства? Страх чиновников и жвачка?
читатель - Сироже
04.04.2020 9:33
У вас любой ком-рий направлен в сторону дьявола.
Про Д. Бедного. Не знакомы с его творчеством? Так он же ваш!
У вас на все ответ - так переделали, изменили....

Сирожа читателю
03.04.2020 20:44
\Демьян Бедный\
При чем тут он? Что вы все в кучу накидали? Вы предложили вполне себе конкретную тему - о "сыночках коммунистов". Я ее развил. И теперь вы приплели сюда Демьяна Бедного! Каким боком? Он, вроде, в Москве умер. Ну да ладно.

\Голод. Миллионы людей в такой прекрасной стране, где трудовые коллективы пашут, где власть народа, но голодают, умирают, не в состоянии приобрести одежду, обувь, которая одна на семью.\
М-м, при царях-то голода не было, и то верно! Всего лишь "недороды"! Вы лучше расскажите сколько пар обуви на семью было 20-ю годами ранее. И что это была за обувь.

\Русофобам плевать на голодающих. Большевикам и троцкистам\
Ну и кто ж страну-то накормил? Неужто монархисты и националисты?

\Под руководством наркома просвещения Луначарского идет латинизация языков народов России.\
А всего через несколько лет национальные языки так же массово перевели на кириллицу. И дальше что?

\Реформаторы вплотную подошли к тому, чтобы подвергнуть такой операции русский язык. \
А 25 января 1930 года, Политбюро запретило проведение любых работ по переводу русского языка на латинский алфавит. Вы бы за кириллицу лучше сейчас переживали бы! И боролись бы за чистоту русского языка сейчас, в реальном времени, а не в виртуальном, с почившими большевиками. Мертвого льва только ленивый не пнет. Вон, на любую улицу выйдете и боритесь, сколько душе влезет! Со всеми этими "барбершопами", "бургерными", "хостелами" и "амэриканбэнками"! Как ваши современники заср...ли русский язык - большевики себе так не позволяли!

\Если б не 2ая Мировая война имена Невского, Кутузова, Суворова не были бы реабилитированы.\
А их, вроде, никто и не репрессировал.

\Русофобы, вы требуете уважать советский период, но поливаете грязью тысячелетнюю историю нашей великой Руси. \
Пока что, грязью поливаете исключительно вы! Причем уже в третьем комментарии! По поводу русофобов, слышали такой тезис: Любой антисоветчик - есть русофоб? Могу его доказать.
читатель
03.04.2020 18:40
А в исторический 1932 год не желаете совершить поход? Обратить внимание на писаку, который взял псевдоним - Демьян Бедный. Ну что за мужик этот хвощ? Придворов. Та еще гнида - русофоб. Ненависть к русскому народу выходила у него за пределы рамок приличия. Голод. Миллионы людей в такой прекрасной стране, где трудовые коллективы пашут, где власть народа, но голодают, умирают, не в состоянии приобрести одежду, обувь, которая одна на семью. В стране после Гражданской карточное распределение, а эта русофобская гадина, живущая на Рождественском бульваре, разъезжает на личном автомобиле с персональным водителем. Недовольный, пишет письмо Сталину, что его дача плохонькая, надо поприличнее или построить ему особняк. Сталин дал указание: "Надо помочь". Русофобам плевать на голодающих. Большевикам и троцкистам было ненавистно все. Православие, русская история, литература, культура, обычаи, русский язык.
1923 год. Под руководством наркома просвещения Луначарского идет латинизация языков народов России. К 1929 году 50 из 72 перенесли на латиницу, языки, что имели письменность. К русскому языку подбирались.
Реформаторы вплотную подошли к тому, чтобы подвергнуть такой операции русский язык.
Создали комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита.
Дал стоп всему Сталин. А исторические культура, наука, выброшенная тысячелетняя история Руси на многие годы под руководством Покровского. Если б не 2ая Мировая война имена Невского, Кутузова, Суворова не были бы реабилитированы.
Русофобы, вы требуете уважать советский период, но поливаете грязью тысячелетнюю историю нашей великой Руси.

До революции вырисовывались рефрмы по русскому языку, но хранителем чистоты русского языка выступил Николай II:"Русский язык так богат, – говорил он, – что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения русскими. Ни одно слово не славянского происхождения не должно было бы уродовать нашего языка".
Сирожа читателю
02.04.2020 19:37
\Детки строителей коммунизма на службе у капитализма.\
А давайте на проблему шире взглянем.

«Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской». (ц) Денис Фонвизин, "Бригадир".

Это о ком? О детках коммунистов? Вроде нет. Это о других детках. Коммунистов еще и впомине не было, а чувство собственной неполноценности у русской аристократии уже было. И на Запад смотрели с открытым ртом, и призрительно смотрели на все русское. На русском языке российская элита не разговаривала принципиально. Она разговаривала на французском. Она думала на французском! В 1812 году, доля «природных русаков» среди генералитета составляла порядка 60-65%; а если брать офицерство, количество носителей иностранных фамилий и вовсе не превышало 10-12%). Тем удивительнее тот факт, что языком общения отечественного офицерства являлся французский. Чего уж говорить о "верных монархистах" с не русскими фамилиями! Так родители Карла Густава Маннергейма не скрывали своей любви к Англии, а сам юный Карл, которому сейчас ставят мемориальные доски, "выучил русский лишь только за то" , что не попал в гвардию. Службу пришлось начинать с низов и общаться с простолюдинами. Как оказалось, особой любовью к России тоже не страдал, и переобулся моментально, при первом же удобном случае! В конце XIX – начале XX веков русские аристократы и деятели культуры так же покидали родину, на время или навсегда - в обмен на тёплое местечко во Франции или Швейцарии. Что происходит с российской элитой сейчас, когда коммунистов уже 30 лет как нет - и вовсе говорить стыдно? Так может дело не в коммунизме? Может быть надо почаще в зеркало глядеть? Как мне кажется, что-то с "человеческим материалом" не то. А вот как раз в Советском Союзе и пытались привить людям чувство собственного достоинства и даже весьма преуспели в этом, но изо всех "выдавить раба" не получилось. И теперь с новой силой мы ищем хозяина и смотрим на Запад с открытым ртом.
Сирожа Питерскому ч.2
02.04.2020 14:32
\Я полагаю, точнее будет сказать: "Вынудили Государя оставить Трон". Что, было, несомненной ошибкой со стороны Царя и преступлением с стороны промышленников, банкиров, генералов и революционной сволочи всех мастей.\
А "Трон"-то отчего с большой буквы? Ну, как бы вы это не называли, факт остается фактом. А морализаторский подход к событиям истории - очень сомнительная штука. В России произошла буржуазно-демократическая революция. Феодализм -отжившая форма общественных отношений. В других странах буржуазная революция произошла намного раньше и именно этим обусловлено промышленное отставание Российской империи. Даже от Германии, в которой революция случилась всего 50 лет назад! Мы и то уже смотрели в её удаляющуюся спину!

\"Приказ №1".Но обрадовал он его до чрезвычайности. \
И что дальше? Ленина должно обрадовать укрепление царского режима? Кстати, маршала Жукова солдаты выбирали депутатом, только при Жукове армия не разбежалась. И фактором развала Армии стал не Приказ N1, а нежелание офицеров его выполнять. Где это видано, чтобы у "быдла" в шинелях появились какие-то права и свободы! Да еще и на "вы" их называть! Видимо война и боеспособность армии, стояли на втором месте. Сразу после гонора.

\Так Вы, милейший, скорбите\
Скорблю ли я вслед за вами? Нет не скорблю, милейший! Данный поворот событий обеспечил существование моей Родины - Советского Союза. Заместо непонятных Босфора и Дарданелл, которые необходимы были для вывоза зерна - "крови народной", народ получил свободу от экономического и социального рабства, победили детскую смертность, выстроили СИСТЕМУ образования, сделали её бесплатной, сделали бесплатной передовую медицину, построили тысячи новых городов и населенных пунктов, промышленный потенциал один из лучших в мире, победили в Великой Отечественной, покорили Арктику, космос.. А самое главное, показали человечеству иной, прогрессивный, путь развития, без эксплуатации человека человеком!
Нет, я определенно об этом не жалею!
Сирожа Питерскому
02.04.2020 13:46
\как именно Ленин выгонял кайзеровские войска с территории быв. Российской Империи? Мы же об этом толковали, с подачи Тузика?\
Вы на Брестский мир намекаете? Но вы забываете, что практически все, что Россия уступила по Брестскому миру, она вернула через полгода и к концу гражданской войны. А разве мало было "похабных" договоров в истории России? Деулинское перемирие, например, заключенное Романовыми, Парижский мирный договор...
И конечный результат-то какой? Давайте Людендорфа почитаем:
"В начале ноября подготовленная независимой социал-демократией революция вспыхнула, прежде всего, во флоте. Правительство принца Макса не нашло сил задушить в его зародыше революционное движение, которое вначале, следуя русскому образцу, имело лишь местный характер.
Исчезло все, для чего мы жили, и за что истекали кровью в течение тяжелых четырех лет. У нас больше не было отечества, которым мы могли бы гордиться. Государственный и общественный порядок был уничтожен. Всякий авторитет пропал. Хаос, большевизм и террор, эти звучащие не по-немецки слова и не немецкие по своему существу, совершали свой въезд в германское отечество. Продолжительная и планомерная подпольная работа уже давно подготовила и создала на родине рабоче-солдатские советы. Для этого налицо оказались люди, которые, будучи на фронте, могли бы обеспечить германскому народу другой исход войны, но до сих пор оставались в тылу, как «незаменимые» или как дезертиры.
Большинство запасных частей, в которых уже давно пустили корни идеи переворота, перешли на сторону революционеров...
Исчезла гордая германская армия, которая выполнила невиданные в истории дела и в течение четырех лет противостояла превосходному противнику, охраняя границы родины. Победоносный флот был выдан противнику...
Мир созерцал с удивлением эти события и не мог понять; слишком невероятным являлся развал гордой и могущественной Германской Империи, наводившей ужас на своих врагов."

Чем вам не "десять ударов"?

читатель
02.04.2020 9:47
Тузик
31.03.2020 16:16

Указ Пре­зидиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», который подписали К.Е. Ворошило­вым и Н.М. Пеговым 17 сентября 1955 года. В свете последних со­бытий на Украине этот документ более чем актуален.
«…Освободить от ответствен­ности советских граждан, нахо­дящихся за границей, которые в период Великой Отечествен­ной войны... сдались в плен врагу или служили в немецкой армии, полиции и специаль­ных немецких формировани­ях. Освободить от ответственно­сти и тех ныне находящихся за границей советских граждан, которые занимали во время войны руководящие должно­сти в созданных оккупантами органах полиции, жандарме­рии и пропаганды, в том чис­ле и вовлечённых в антисо­ветские организации в после­военный период, если они искупили свою вину последую­щей патриотической деятель­ностью в пользу Родины или явились с повинной…»
Этот указ касал­ся прежде всего бандеровцев и украинских коллаборантов, служивших в армейских частях вермахта.
Амнистия Василя Кука, кото­рый ещё летом 1950 года стал преемником Р.С. Шухевича на постах главы ОУН(б) и УПА на «украинских землях». Отбыв в заключении шесть лет, в 1960 году вернулся в Киев и занялся научной рабо­той в Центральном государ­ственном историческом архиве и Институте истории Академии наук УССР. Вся партийно-государственная вер­хушка Украинской ССР счита­ла за честь тайно посещать сего «діяча українського визволь­ного руху», включая Первого секретаря ЦК КПУ Петра Ефи­мовича Шелеста. Имен­но при П.Е. Шелесте, который даже не скрывал своего «щири­го украинства», в аппарат ЦК КПУ и Совет министров УССР буквально хлынул мощный поток работников из западноукраинских областей, в том числе будущий первый пре­зидент «незалежной» Л.М. Кравчук - в 1970 году стал зав. сектором Агитпропа ЦК КПУ.
Статьи›…/kak-khrushchyev-stal...
Кто быдло и куда оно смотрело?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.

Эксклюзив
07.04.2020
Александр Калинин
Как коронавирус разделяет людей на «своих и чужих».
Фоторепортаж
30.03.2020
Подготовила Мария Максимова
В связи с COVID-19 мировые музеи, театры и концертные залы сами придут к вам.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».