Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Патриарх Кирилл: «Надо просто всерьез говорить о жизни»

Патриарх Кирилл: «Надо просто всерьез говорить о жизни»

Предстоятель Русской православной церкви продолжает вести пастырский разговор с молодежью
Андрей Терентьев
26.05.2009
Патриарх Кирилл: «Надо просто всерьез говорить о жизни»

В рамках программы XIII Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со студенчеством и молодежью Москвы и Московской области.

Среди собравшихся были представители 169 вузов, члены православных и светских молодежных организаций, участники фестиваля «Вера и дело», а также Всемирного русского народного собора. Но и это еще не вся аудитория - рядом с универсальным спортивно-зрелищным комплексом Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, где проходила встреча, собралось немало молодых людей, желавших послушать Святейшего. Для них установили на улице большие экраны, на которые велась прямая видеотрансляция. Были на улице и микрофоны – не попавшие в зал имели возможность задать Патриарху вопросы наравне с присутствовавшими в зале.  

Атмосфера встречи была очень непринужденная, живая, всей своей стилистикой ориентированная на молодую аудиторию. Но главным, конечно же, был тот стиль общения, который задал сам Патриарх Кирилл, и то содержание разговора, которое захватило присутствовавших.  

«Мы с вами живем в непростое время, - заметил Патриарх. – С одной стороны, существует достаточно высокий жизненный уровень людей. Разве можно сравнить нынешний жизненный уровень и уровень потребления с тем, что было 50 и более лет тому назад? С другой стороны, возникает так много новых проблем, что лавина этих проблем часто затмевает в нашем сознании удовлетворение теми достижениями, которые существуют».

Он обратил внимание аудитории на то, что теория прогресса, которая питала, в том числе, и атеистическое мировоззрение, уже захлебывается в конфликтных схемах: развивая одно, человечество губит другое.

Надеясь, что одно поможет стать счастливым, и очень многое ставя на это, в данном случае – на материальную сторону своей жизни, человечество убеждается, что счастье человека в полной мере не зависит от всего того материального, ради чего зачастую люди живут и чему отдают все свои силы.  

«Обычно получается так, - сказал Святейший, - что человек, жизненная перспектива и мировоззрение которого ограничиваются сферой земного бытия, достигая преклонного возраста, сознает, что он многого не сделал. Если у человека достаточно развито критическое мышление, то он понимает, что он чего-то сделать не успел, и у многих это связано с жизненной катастрофой. Совсем недавно я разговаривал с одним внешне благополучным человеком, который поделился своими мыслями и сказал: «Знаете, мне в жизни ничего не удалось сделать!» – «Но как же так? Вы занимаете неплохое положение, у вас есть хорошая зарплата, семья». – «Да. А по-настоящему мне ничего не удалось сделать». И ведь многие вместе с этим человеком могут так сказать. Речь идет не только о величайших достижениях – человек говорит, что ему ничего не удалось сделать, вовсе не обязательно потому, что он открытия мирового не сделал или олимпийским чемпионом не стал. И многие это понимают: не хватило времени жизни, сил не хватило, стечение обстоятельств привело к тому, что человек чувствует себя неудачливым».  

Как же человеку сделать себя счастливым? Как не пропустить в жизни главное? В прежние времена, - развивал свою мысль Патриарх Кирилл, - когда религиозной аргументации не существовало, народ убеждали в том, что человек живет ради будущих поколений; что бессмертие человека – не онтологическое, то есть не существует реально для каждой личности; но есть, так сказать, бессмертие относительное, бессмертие как образ, а реализуется этот образ в передаче следующему поколению неких ценностей. В связи с этим возникла идея, что мы живем ради следующих поколений.  

«В каком-то смысле это правильно, а в каком-то – совершенно неверно, - подчеркнул Святейший Владыка. – Разве каждое последующее поколение обладает большей ценностью, чем предыдущее? А поколение тех, кто защищал Родину во время Великой Отечественной войны, имеет меньшую ценность, чем поколение нынешнее? Конечно, отдавая себя другим, человек растет и, может быть, становится через это счастливым, но сводить жизнь человека к тому, что нужно делать все для следующих поколений и тем самым как бы обеспечивать себе бессмертие – неправильно.  

Если мы замыкаем нашу перспективу жизни порогом смерти, если не верим в вечное существование человеческой личности, то очень многое из того, что мы делаем, становится бессмысленным.

Поэтому вопрос, есть ли Бог или Его нет, верить или не верить – это не тот вопрос, который можно решать по остаточному принципу: вот я все остальное решу, а потом, на пенсии, подумаю, на пенсии и в церковь схожу. От того, как мы решаем этот вопрос, зависит наше мироощущение, зависит наша жизненная философия и в конечном итоге зависит наше счастье».  

В своей беседе с молодежью Патриарх много говорил о совершенно конкретных вещах. Причем, касаясь вопросов человеческого бытия, он не выделял молодежь каким-то особым образом, заметив, что это «выделение» обнаруживает некий патерналистский подход: «Даже когда мы говорим о том, какая у нас прекрасная молодежь, в этом чувствуется взгляд сверху вниз. Не говорит же молодежь: «Какие прекрасные у нас старики». По крайней мере, я ни разу не слышал, - улыбнулся Святейший. – Мне кажется, что надо просто всерьез говорить о жизни – какая разница, молодой ты человек или старый? И молодой, и старый переживают боль, страдают от нанесенных ран.  

Молодежь – это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что ошибки нашей педагогики и сводятся к неизменному патернализму.

Мы смотрим сверху вниз, любим постоянно критиковать, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили прежде или как живем сейчас. На самом деле, молодежь – это органическая часть всего общества, и говорить о проблемах с молодежью надо тем же языком, которым следует говорить с людьми старших поколений. И не должно быть никакого сюсюканья, никакого подыгрывания».  

Вот так, без подыгрывания, Патриарх и вел свой разговор со студенчеством.  

Серьезно говорил о больших проблемах, которые возникают для человека в информационном обществе. Соглашаясь с тем, что информационное общество имеет много преимуществ по отношению к тем обществам, которые так не назывались и по сути таковыми не были, что дает возможность получать информацию и интеллектуально расти, Архипастырь в то же время заметил, что все это, конечно, подталкивает научно-технический прогресс. Но, с другой стороны, в этом информационном потоке чего только нет! Да и сам могучий поток информации оказывает колоссальное воздействие на психику людей, на состояние их душ. «И вот здесь возникает вопрос: а как относиться к этому потоку, ведь он может действительно смести человека, разрушить его самобытность, некую его подлинность, идентичность – духовную, культурную, национальную. И так и происходит во многих случаях», - с огорчением замечал Патриарх.  

Именно поэтому, сказал он, очень важно выстраивать систему отсева информации, ставить перед собой некий фильтр, который помогал бы человеку не просто отбрасывать лишнее, но критически воспринимать все то, что на него обрушивается.

Для этого необходим внутренний критерий, некая норма. «Понятие нормы, – подчеркнул Святейший, - чрезвычайно важное, но норма опять-таки чем-то и как-то формируется. Именно поэтому в информационном потоке идет борьба между ценностями, и человеку очень трудно сориентироваться, а современная философия, так называемая философия эпохи постмодерна, если она усваивается, создает еще больше трудностей». Ведя речь о постмодерне как особой философии жизни, Патриарх Кирилл обратил внимание аудитории на то, что для философии постмодерна не существует никаких ценностных систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть истинными системами. Это создает релятивистский подход человека к восприятию информации. «Сейчас, как вы знаете, по указанию Президента создается комиссия, призванная бороться с фальсификацией истории, - заметил Патриарх. - Вот на примере Великой Отечественной войны мы видим, как, действительно, формируется такой подход к истории, который совершенно опрокидывает все достижения, в том числе нашего народа в победе над фашизмом. И это предлагается обществу как один из взглядов. А почему нет? Рынок идей: что имеет большую привлекательность, что лучше рекламируется, что лучше поддерживается информационной машиной, то и выигрывает. И как легко потерять истину, как легко за нее принять ложь, когда в общественной философии эпохи постмодерна отсутствует само понятие истины».  

Касаясь мирового экономического кризиса и его влияния на жизнь в России, Святейший заметил: мир сегодня потрясает не только экономический кризис.

Совершенно очевидно, что мир проходит и через экологический кризис. «Мы уже говорили о культуре постмодерна, - продолжал Патриарх Кирилл. - А разве все то, что сегодня происходит в этой сфере, не является культурным кризисом? Кроме того, разве не существует кризиса национальной идентичности? Совсем недавно у нас в стране, везде – куда ни глянь – был кризис: и в экономике, и в культуре, и в образовании, и в спорте кризис. Но если сейчас кризис системный не только у нас, но и во всем мире, то, может быть, есть какая-то единая основа этого кризиса? Я отвечаю так: есть первопричина – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей. А если утеряны нравственные ценности, если затмевается нравственное чувство, то почему не криминализировать экономику и не только в масштабах этакого местечкового криминала? Почему ее глобально не криминализировать? Так поступать могут только те личности и целые системы, которые напрочь отторгают экономическую деятельность от нравственности». Говоря о перспективах развития страны, Патриарх подчеркнул: «Мы с вами живем в ответственное время. У нас нет права на ошибку». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.